Статья "ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ"
статья

Килинбаева Лариса Ильинична

Аннотация. В статье раскрываются основные подходы для развития детствосбережения в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udk.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

CHILD-SAVING AND CHILD DEVELOPMENT SAFETY

Килинбаева Л.И., воспитатель, МАДОУ «Детский сад №15 «Теремок», с. Куяново»

Раупова Э.З.    воспитатель, МАДОУ «Детский сад №15 «Теремок», с. Куяново»

Хузина Г.Р.    воспитатель,

МАДОУ «Детский сад №15 «Теремок», с. Куяново»

Аннотация. В статье раскрываются основные подходы для развития детствосбережения в дошкольных учреждениях.

Astract. The article reveals the main approaches for the development of child-saving in preschool institutions.

Ключевые слова: детствосбережение, здоровьесбережение, дети, дошкольный возраст.

Keywords: child-saving, health-saving, children, preschool age.

Детствосбережение выступает основной идеей, направляющим вектором, который выступает как новое качество образования в интересах детства и развивается благодаря педагогической концепции развития дошкольного образования. Детство является системой, которая в последние десять лет во многом изменилась, трансформировалась.

2018-2027 года являются Десятилетием детства, об этом сказано в указе президента РФ В.В. Путина от 29 мая 2017 г. № 240.

Наши современные дети очень отличаются от старого поколения детей. В нашем «старом» детстве главенствовали игры во дворах, на свежем воздухе, общение с одноклассниками, друзьями. Но сейчас слово «игра» в основном акцентируется в виртуальном пространстве.

Термин  «детствосбережение» нужно ввести в нашу лексику уже как главный источник развития образования. 

Из-за глобализации, тревожностей в развитии цивилизации, экономических кризисов, миграций, экстремизмов, информатизации, террору и других факторов, несущих опасность современному детству и возникло условие создания здоровьесбережения.

Как же взаимосвязаны образование и детство? Приемлим ли в нашем образовании принцип «не навреди другому»? Как организовать процесс образования, для того чтоб он был здоровьесберегающим?

Для этого нужно создать условия, а именно:

1) Игра. Именно игре мы должны отводить в дошкольном образовании главное место, ведь она ведущая деятельность дошкольного возраста. С физиологической точки зрения ребенок давности не отличается от сегодняшнего дитя. Но мы знаем, что изменились во многом социальные факторы его окружения. Из-за превосходства информатизации всего, произошел перенос общения в виртуальный мир. Взрослые все время сидят в своих телефонах, смартфонах, планшетах, дети остаются без их внимания.

Сами же дети также стремятся к этому. Нужно срочно бить тревогу! Нужно ввести ребенка в коллектив, начать общение со сверстниками, развивать живые игры, а не механические, компьютерные.

Эксперты не говорят о запрете компьютерных игр и виртуального общения подростков, так как запрет, наоборот, может привлечь внимание детей. Необходимо правильно создавать условия для игр, разнообразить их, правильно организовать игровое пространство.

Именно этим мы и занимаемся, друзья! Проводим с детьми праздники, экскурсии, беседы. Такие виды работ помогают детям раскрыться, получать удовольствие, радоваться.

Также в нашем детском саду мы сделали: проектные уголки в каждой группе («Уголок пожарной безопасности», «Магазин овощей и фруктов», «Парикмахерская» и другие); дидактические настольные и печатные, строительные и конструктивные виды игр («Лего», «Домики-раскраски», «Угадай животное» и другие).

2) «Субъект», которым у нас является ребенок. Мы создаем условия для развития его талантов, способностей, интересов, самоутверждения. В основу берем принцип индивидуализации, как основной принцип в дошкольном образовании в интересах детства.

Особое внимание уделяем детям с ОВЗ. Например, если у ребенка плохое зрение, для него подбираем особые игрушки – выпуклые, изготовленные из разного материала, рельефные.

В малых группах воспитатель старается раскрыть таланты детей через игры – драматизации. При распределении ролей учитываются индивидуальные способности каждого. Дети ощущают гордость после выступления, приобретают новые знания, у них развивается речь, учатся движениям, приобретают уверенность в себе.

3) «Вариативность». Рассматривается в Законе «Об образовании в Российской Федерации», а также в ФГОС. Опираясь на этот метод, мы создали новые программы комплексного или парциального характера. Применение таких программ дает хороший результат!

Основными причинами для создания новых программ стало:

1) Информатизация. Мы даже не могли думать когда-то о том, что наши дети смогут легко общаться в интернете, получать информацию оттуда.

2) Многоязычие. Много лет назад дети говорили лишь на одном языке – русском.

3) Гиперактивность. В советское время гиперактивность встречалась редко.

4) Еще в ХХ веке дети с ограниченными возможностями здоровья также не встречались в детских садах. У них был специальный детский сад. А в наше время главенствует принцип инклюзивности. Все дети ходят в одно учреждение.

5) В далеком прошлом мы не обращали внимание на детей с особыми видами одаренности, с талантами. Просто к такому ребенку относились так же, как к остальным.

Например, в наше время, мы уже работаем с сильными детьми: ездим на соревнования, выступаем в конкурсах, принимаем участие в олимпиадах, инсценировках. Работа ведется и со всей группой, с родителями: строим горку зимой, изготавливаем кормушки для птиц, сажаем саженцы, цветы около детского сада, проводим различного рода опыты, создаем проекты и т.д.

Родители всегда выражают благодарность за развитие их ребенка, рассказывают, что дети с большой эмоциональностью рассказывают стихи наизусть, делятся впечатлениями от работ в детском саду даже и дома. Для ребенка -  это прогресс, а воспитателям приятно, так как мы  видим результаты достигнутые вместе: Педагоги – Дети - Родители!

Таким образом, применяя разные методы, формы и приемы, детствосбережение является для нас главным вектором развития современных детей!

Список литературы

1. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста / Е.С. Бабунова. – Челябинск, 2009. 13

2. Волосовец, Т.В. Детствосбережение в дошкольном образовании: Концептуальные основы развития образования в интересах детства: Монография / Т.В. Волосовец. – М.: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018.

3. Костюкова, Т.А. Региональный компонент содержания образования: традиции и перспективы // Т.А. Костюкова, В. М. Белоусова, Е.Е. Сартакова, Н.А. Шумилова. – Томск, 2000.

4. Лаврова, Л.Н. Проектная деятельность с дошкольниками по краеведению: учебнометодическое пособие / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева. – Липецк: ЛИРО, 2014.

5.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксе, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой.—Издание пятое(инновационное),испр. и доп.---М.Мозайка-Синтез, 2019.---с.336

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасность детской игрушки

Безопасность детской игрушки - консультация для родителей...

Безопасность детской игрушки

Содержит основные критерии при выборе игрушки для детей....

Перспективное планирование по формированию основ безопасности «Детская безопасность» с детьми старшего дошкольного возраста

ДатаНеделяМир без опасностиСодержаниеИспользуемаялитератураСентябрь1 неделяПожарная БезопасностьРождение огняИ.А. ЛыковаОгонь – друг, огонь – враг. Стр.52 неделяПравила Дружелюбной Дороги ...

Презентация центра безопасности детского сада "Теремок" - город Безопасности.

В данной презентации рассказывается о городе Безопасности, который создан в детском саду руками педагогов, детей и родителей....

План мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности, по безопасности детского травматизма, антитеррористической безопасности, безопасном поведении на воде инструктора по физической культуре на 2023-2024 уч.год

План мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности, по безопасности детского травматизма, антитеррористической безопасности, безопасном поведении на воде инстр...

Детствосбережение и безопасность детского развития

Аннотация: В данной работе рассматривается особенности понятиядетствосбережения как основу безопасности детского развития. Описывается проблема развития безопасности детского развития и его причина. П...