Патриотическое воспитание
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине.
Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых
и ее несчастных дней»
А. Н. Толстой
Вопрос патриотического воспитания стал одним из самых актуальных направлений в российской системе образования. Особое внимание к истории Отечества обосновано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, который считает, что историческое просвещение должно начинаться уже с детского сада. Дошкольное образование играет ключевую роль в формировании у детей первоначальных представлений о своей семье, об окружающем мире, о своей малой родине и Отечестве, а также в передаче социокультурных ценностей российского народа из поколения поколению.
Современные нормативно-правовые акты отражают процесс модернизации системы образования в России в части патриотического воспитания дошкольников. Внесенные поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации» расширяют понятие воспитания детей, сделав особый упор на формирование патриотических чувств и уважения к национальным ценностям. Указом Президента РФ подчеркивается необходимость осуществления обучения и воспитания на основе традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Введение Примерной рабочей программы воспитания для дошкольных организаций и определение Федеральной образовательной программы (ФОП) открывают новые перспективы для педагогов в вопросах патриотического воспитания, подчеркивая важность разностороннего развития детей на основе национальных традиций. Следовательно, для педагогов дошкольных образовательных организаций становится актуальной необходимость изучения и реализации требований официальных документов, направленных на улучшение профессиональных компетенций в области патриотического воспитания детей, учитывая современные тенденции в образовании.
Сегодня в России мы сталкиваемся с одним из наиболее сложных периодов в истории. Основная опасность, которая подстерегает наше общество заключается в разрушении ценностей личности, а не в экономическом кризисе или изменениях в политической системе. Современные дети сталкиваются с искаженным представлением о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Эмоциональная, волевая и духовная незрелость у детей является серьезной проблемой. Семья, чаще всего, не обладает навыками и знаниями для воспитания детей в духовно-нравственном плане. Необходимо помочь родителям понять, что сохранение и передача нравственных и духовных ценностей должны быть на первом месте в семье.
Проблема формирования духовно богатой личности ребенка нашла свое отражение в ряде научных трудов философов, педагогов. Значительные работы в этой области имеются у многих исследователей (В.А. Сухомлинский, Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, С.Я. Рубинштейн, В.В. Розанов, И.А. Ильин, С.А. Соловейчик). Они рассматривали личность, прежде всего, в ее духовном аспекте. Одно из наиболее существенных моментов, по их мнению, это приобретение и освоение первичного опыта нравственного поведения ребенком в семье, детском саду и в окружающем социуме.
На каждом возрастном этапе дошкольного периода определены свои особенности патриотического воспитания.
В раннем возрасте дети уже многое инстинктивно осознают, понимают и привыкают к окружающей среде, природе, культуре. Основная задача в этом возрасте заключается в том, чтобы деятельность взрослого человека, который приучает к выполнению правил культурного поведения, культурно-гигиенических навыков, развивает самостоятельность в разных видах деятельности. Фольклорные произведения, особенно сказки, играют важную роль в патриотическом воспитании. Благодаря им, ребенка можно познакомить с добром и злом, показать опасности, которые могут подстерегать в реальной жизни. Особое отношение в этом возрасте уделяется культуре народов России, к произведениям фольклора – потешки, стишки, песни, сказки, рассказы, детские заклички. Ведь именно в устном народном творчестве заложены патриотические ценности (храбрость, трудолюбие, верность). Параллельно воспитанники получают знания о живой и неживой природе, о заботливом и бережном отношении к ней. Педагог развивает умение понимать эмоциональное состояние по жестам и выражению лица, формирует представление о добрых поступках, умениях замечать хорошие поступки. Включая в совместную индивидуальную игру, педагог воспитывает умение вежливо обращаться с просьбами, здороваться, благодарить. Педагог все показывает своим собственным примером положительного отношения к окружающим людям, детям, к работе.
В младшем дошкольном возрасте дети продолжают знакомиться с детским садом, его общей средой, знакомятся с различными профессиями детского сада и их ролью в уходе за ними. Воспитатель активно вовлекает детей в разнообразные мероприятия, такие как игры, экскурсии, беседы, соревнования и конкурсы, создавая комфортные условия, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка.
В этом возрасте дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении с другими людьми – в общении с близкими взрослыми. Параллельно продолжается работа над воспитанием добрых и вежливых отношений со сверстниками. Малыши нуждаются в похвале и могут обидеться на замечания. Для привлечения внимания к себе они используют выразительные речевые средства. Их эмоциональное состояние зависит от физического комфорта, а также от отношений с окружающими.
Дети младшего дошкольного возраста усваивают, что нужно беречь и заботиться о растениях и животных. Формируется представление о бережном отношении к игрушкам, книгам, мебели, одежде, аккуратном обращение с ними. В этот период ребенок познает мир через двигательную память – действия (танцы, завязывание шнурков, застегивание пуговиц). Большую роль в патриотическом воспитании играет семья. В младшем дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт социальные роли: мама, папа, бабушка, дедушка, ребёнок. Дошкольник запоминает наиболее яркие, эмоциональные события, часто повторяемые действия.
Старший дошкольный возраст – уникальный этап в жизни ребенка, во время которого складывается дальнейший жизненный опыт. В данный промежуток времени формируются и развиваются навыки и умения, расширяются границы мировоззрения ребенка – его внутренний взгляд на людей, культуру, природу, на самого себя, зарождаются важные социальные качества.
Дошкольник приобщается к миру общечеловеческих, социокультурных ценностей. Наиболее подходящим этапом становления личности, является именно старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте формируются основы будущей личности, включая устойчивую структуру мотивов, социальные потребности, потребность в уважении, интерес к коллективным действиям. Возникает новый тип мотивации, основанный на произвольном поведении, и ребенок усваивает систему ценностей, норм и правил общества. Развитие мышления также отмечается, с наглядно-действенного переходом к абстрактно-логическому мышлению и интересом к технологиям изготовления предметов, что способствует гибкости мышления. Развитие мышления способствует развитию речевой деятельности. Словарный запас пополняется до 5-6 тысяч слов, а это необходимо для более свободного общения. Совершенствуются правильные грамматические формы. Речь становится выразительнее, содержательнее. Общение со сверстниками становится эмоционально насыщенным. Они чаще проявляют инициативу, стремятся привлечь внимание к себе. Дошкольник выбирает себе друга, с которым впоследствии делится впечатлениями о разных ситуациях, внимательно слушая друг друга. Во время общения дошкольники учатся проявлять доброжелательность, ценить дружеские отношения, справедливо разрешать конфликтные ситуации.
Заметны значительные изменения в развитии памяти у дошкольников. Они лучше запоминают словесный материал, особенно если он вызывает их интерес. Дети начинают использовать различные методы для улучшения запоминания, такие как повторение и создание ассоциаций со значением материала. Они также становятся активнее в поиске новой информации и глубже погружаются в изучение интересующих их тем. Наблюдаются изменения в развитии внимания: хотя детям еще трудно сосредоточиться, они становятся более устойчивыми и целенаправленными в своих действиях. В этом возрасте ребенок осваивает множество видов деятельности: игровая, трудовая, продуктивная, бытовая. Ведущим видом деятельности выступает игра. Дошкольника интересуют коллективные игры, игры с правилами, которые оказывают влияние на умственную деятельность, регулирует поведение, произвольное внимание, воображение. В игре ребенок учится контролировать свое поведение, сдерживать негативные эмоции. Различает понятия «добро и зло», «хорошо и плохо», «красиво и некрасиво», «правда и неправда».
В старшем дошкольном возрасте формируются все аспекты личности – интеллектуальные, нравственные, эмоциональные. Ребенок начинает менять свое представление о себе и своем мире. Он проявляет интерес к своему телу, полу, чувствам, учится оценивать себя и свои поступки, сравнивать себя с другими. Этот период можно назвать ключевым для познавательного, интеллектуального и личностного развития ребенка, когда закладываются основы его личности и формируются все аспекты его «Я».
Патриотическое воспитание осуществляется совместно с нравственным, трудовым, умственным и эстетическим воспитанием. Но чувства патриотизма не появляются сами по себе, а требуют длительного целенаправленного воздействия на личность, ведь именно с этого периода начинается формирование личности. Именно в этот момент у детей зарождаются основные знания, что надо любить Родину, ее культуру и традиции, гордиться ей, людьми ее населяющими, знать родной язык.
У ребенка расширяются представления о семье, о членах семьи, своей родословной. Дошкольник имеет представление обо всей России, узнает и называет символы государственной власти, осваивает понятие «Я гражданин России». Знает, что Россию населяют люди разных национальностей. Дошкольник проявляет толерантное и доброжелательное отношение к ним, может назвать разные народности, знает, что у каждого свой язык, обычаи и традиции, каждый народ талантлив и богат своими художниками, артистами, музыкантами, писателями. Имеет представление о известных деятелях искусства, науки, спорта, об их вкладе в будущее нашей страны.
Говоря о любви к Родине – мы также имеем в виду любовь к природе. Необходимо рассказывать о бережном и заботливом отношении к растениям и животным, приучать беречь природу, охранять ее, принимать активное участие в благоустройстве территории, двора. В этот период дошкольники получают навыки рационального природопользования.
В этот период рекомендуется воспитывать интерес к родному городу, знакомить с его достопримечательностями, традициями, почитанию памяти героев (экскурсии в краеведческий или исторический музей, встреча с интересной личностью). Основная задача – вызвать восхищение ребенка, показать красоту родного города, его природу, воспитывая тем самым гордость за свою малую Родину. Рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии, чтение стихов, подчеркивая этим, что страна большая и красивая.
Педагоги развивают у воспитанников чувства собственного достоинства, самоконтроля, саморегуляции действий. Ближе к семи годам самооценка у ребенка более реалистичная, к этому моменту он может провести самоанализ.
Среди множества задач патриотического воспитания основными являются:
- Формирование целостных представлений о своей Родине (географические особенности родного края, атмосферного климата, природы страны); данные о жизни своего народа (характерные черты быта, труда, культуры, традиций); социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, иных городов, государственной символики); исторические данные (о жизни народа в разных исторических этапах, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
- Формирование и развитие знаний об окружающем мире, эмоциональной отзывчивости к событиям общественной жизни: эта задача подразумевает активизацию эмоциональной сферы личности, развитие таких чувств как любовь к близким и родным людям, родному городу, почтение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.
- Формирование определенных навыков и умений: отражение накопленных знаний в игре, художественной и трудовой деятельности, принятие участия в общественно направленном труде, бережное отношение к природе, результатам труда других, отражение знаний в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
- Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами; Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества и т.д.
Современный педагог, решая задачи патриотического воспитания строит свою работу в соответствии с конкретными территориальными условиями и индивидуальными особенностями детей на основе следующих принципов:
- отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности, возможности и интересы;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В дошкольном возрасте формируются основные человеческие качества, воспитание патриотического чувства следует начинать с изучения своей малой родины. В этот период дети формируют свои первые ценностные установки о мире, обществе и культуре, которые являются важной частью их личного опыта. Очень важно привить детям любовь к родным местам, близким людям, природным и культурным ценностям своего региона, чтобы они стремились к погружению в свою культуру и историю, так как именно на этом строится патриотизм. Уровень развития патриотического воспитания дошкольников во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано педагогом, какая организация условий, при которых приобщение к родному городу осуществляется не только в процессе усвоения дошкольниками программных знаний, но и овладение региональным компонентом.
В своей работе педагоги используют такие формы, как: рассказы; экскурсии по Ленинградской области, целевые прогулки-экскурсии по родному району; рассматривание и составление карт схем; создание фотовыставки или фотоколлажа «Мой любимый Санкт-Петербург», детско-взрослые проекты «Самые красивые и-или интересные места Санкт-Петербурга», рисование; лепка; аппликация; формы культурно-досуговой деятельности, создание мини-музея в группе детского сада, активное участие в муниципальных, районных и городских конкурсах
Экскурсия – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с родным краем, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе родного края.
Целевые экскурсии, например, в школу, в библиотеку, в пожарную часть помогают воспитанникам познакомиться с функциями и устройством различных учреждений района, что формирует у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях района.
В настоящее время активно используется такая форма работы, как виртуальная экскурсия. Преимуществом виртуальной экскурсии является: доступность, можем побывать в любом уголке нашего города познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада и даже страны (музеи, парки, площади, памятники архитектуры), любые места не доступные для реального посещения и сэкономить время и средства; возможность повторного просмотра и не один раз; наглядность информации; не влияют погодные условия; педагог сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
На сегодняшний день актуальными остаются традиционные формы работы, например использование дидактических игр, направленных на проверку знаний о своей родной земле; игры-бродилки, лото, домино и т.д. Вместе с тем сегодня помимо традиционных игр появляются и иные формы. Одной из таких форм является квест-игра. Квест (англ. quest) всегда имеет какое-то задание, предполагающее, что необходимо что-то найти: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. Изначально квесты появились в компьютерных играх, однако, из виртуальной реальности перешли в реальность и стали постепенно включаться и в практику образовательного процесса. Так, старшим дошкольникам можно предложить квест-игру.
Существуют следующие рекомендации для педагогов по работе с детьми:
- Сопровождение рассказа наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
- Рекомендуется обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
- Не следует называть даты: они затрудняют восприятие материала.
- Следует использовать доступную детям лексику, объяснять значение незнакомых слов, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Прослушивание аудиозаписей русских народных песен, фольклорной музыки, музыки военных лет, произведений классической музыки патриотического содержания; разучивание песен, посвященных знаменательным для нашего народа датам; знакомство с народными играми также является одной из форм по патриотическому воспитанию.
Ежедневно педагоги используют прогулки, знакомят воспитанников с изменениями в природе по временам года, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.д. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей. При коллективных наблюдениях педагог использует вопросы, загадки, сравнения, художественное слово. В индивидуальных наблюдениях педагог приучает замечать новое, воспитывает трудолюбие, организует поручения. На прогулках педагог использует различные игровые приемы (узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных по звукам и следам, игры с игрушками).
Ведущей формой работы в дошкольном возрасте является экспериментирование. Детям свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Во время эксперимента у ребенка идет процесс обогащения памяти, активизируются его мыслительная деятельность, развиваются творческие способности, укрепляется здоровье за счет двигательной активности, получает положительные эмоции.
Рассматривание иллюстраций, наблюдение, слушание художественных произведений, беседы, наблюдение, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать задачи патриотического воспитания дошкольников. Каждая тема патриотического воспитания подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, поделок, альбомов, рисованием, лепкой, конструированием).
Одним из важнейших условий реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении, развития их познавательного интереса, активности и самостоятельной деятельности является создание развивающей предметно – пространственной среды. В процессе её создания должны учитываться следующие принципы: интеграции, интерактивности, возрастные особенности детей, принцип гуманизации и партнерства, национально-культурные ценности. Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Её содержание должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития». Моделирование такой предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию в группе, даст возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность, инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его потребностей, склонностей, интересов и уровня активности.
Подведя итог, можно сказать, что патриотическое воспитание в дошкольном учреждении – это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...