ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья (старшая группа)
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraeved._kryuchkova.docx | 560.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Крючкова Наталья Петровна
старший воспитатель
МДОУ Д/с с. Поим
с. Поим Белинского района Пензенской области
ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине.
Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к роли краеведения в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ гражданской культуры ребенка дошкольного возраста.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город или село, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город, село. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие:
1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
В практике нашего ДОУ сложилась определенная система работы с дошкольниками по краеведению, которая включает три основных направления:
Экологическое: Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и луга, участок детского сада и т.п. Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения. Наблюдение – один из важнейших путей исследования природы.
Историческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родное село славно своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Знакомство дошкольников с родным селом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с краем, где они живут, педагоги нашего детского сада применяют проектный метод. С 2015 по 2017 год мы работали по проекту «Дошкольникам о родном крае», так же были разработаны творческие проекты «Мое село», «Моя семья», «Мой детский сад». Тематическое планирование способствует эффективному усвоению знаний о родном селе, помогает устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящим в нем. Все темы связаны между собой и представляют целостную картину о родном селе.
Главной целью дошкольного краеведения для педколлектива МДОУ Д/с села Поим является воспитание гражданина любящего и знающего свой край. И прежде всего работу по краеведению мы начинаем со знакомства с самыми близкими и родными местами наших воспитанников. Знакомство с дошкольников с родным краем ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, улица), к более сложному (село, район, область, страна).
Любовь и интерес к родному селу и краю, уважение к людям, живущим в нашем селе, вот уже несколько лет мы прививаем маленьким гражданам через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, целевые прогулки по селу, беседы с народом, иллюстрации, фотоматериалы. Педагоги совместно с семьей, формируют у детей представления о родном селе, его устройстве, истории, достопримечательностях, традициях, лучшими людьми.
Ведущей формой работы по ознакомлению является совместная деятельность педагога с детьми: это занятия по познавательному развитию, такие , например, как « История села Поим», «Мое любимое село», «Моя улица», «Природа родного края» и другие. Беседы о жизни, традициях народов, проживающих в с. Поим ( мордва, русские, татары), о жизни односельчан, о труде людей в прошлом, необходимых орудиях труда, о земляках-участниках ВОВ, о героях ВОВ, уроженцев Поима, имя которых носят наша школа и улицы села, о мастерах-умельцах.
Проводя с детьми целевые прогулки, где педагоги рассказывают о большом и красивом родном селе. После наблюдений дети свои впечатления о селе закрепляют в непосредственно- образовательной деятельности, а также в игровой деятельности.
Мы с детьми посещаем культурно- исторические места и достопримечательности нашего села:
- историко – архитектурный музей. В музее мы частые гости: бываем на праздниках, на уроках мастер- класса. Знакомимся с традициями и обычаями села Поим, народными промыслами.
- музей писательницы-сказительницы А.П. Анисимовой,
- памятник-обелиск односельчанам, погибшим в ВОВ;
- могилу героя Советского союза летчика П.П.Липачева,
- усадьбу графа Шереметьева (на данный момент участковая больница);
- Социокультурно-досуговый центр - центр постоянных культурных мероприятий села. Мы часто посещаем с детьми театральные представления и культурные мероприятия, проводимые там для детей.
В группах созданы уголки патриотического воспитания, альбомы «Мое село Поим», «Моя улица». Центры краеведения и патриотического воспитания обогатились разнообразным материалом, который соответствует возрасту детей и требованиям программы: государственная символика, достопримечательности нашего села, района, области, страны, оформлены альбомы о народных праздниках, иллюстрации, дидактические игры, карты, фотографии, буклеты, наборы открыток, краеведческая и художественная литература, папки-передвижки, рисунки и поделки детей краеведческой тематики и т.д.
У нас проходили выставки детских работ «Село моей мечты», «Мое село, дороже которого нет», «Природа нашего края», фотовыставки «Моя малая Родина», «Наши экскурсии».
Так же организованны встречи дошкольников с интересными людьми села: народными умельцами (Паниной Т. Ю. - рукодельницей, Поруновым С.Н., Проскурдиным Д.В.– мастерами по деревообработке; Воробьевым А.Я. – мастером-валяльщиком валенок); встречи с путешественником Ю.В. Мазневым; поэтессами Е.В. Дуниной, Л. П. Пучковой.
Для повышения интереса к краеведению в детском саду создается и предметная среда. Имеются альбомы «Поим мое родное..», действует стенд «Родной край», имеется геральдика нашего района и области.
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним. Ведь родители – это не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка.
У нас проходили совместные мероприятия с семьями воспитанников:
цикл литературных гостинных , посвященных известным людям, выходцам с нашего края: А.П.Анисимова, А.И. Куприн, А.И.Карасев, М.Ю. Лермонтов, В.Г.Белинский. Семейные выставки рисунков, плакатов, коллажей «Мой дом», «Моя семья», «Мое село». Совместное проведение праздников «День защитников Отечества», «День матери», «Новогодний праздник», фольклорные национальные праздники, где дети знакомятся с культурами и традициями народов нашего края. Экологические акции «Покорми птиц», где дети с родителями изготовили разнообразные кормушки, которые были развешаны, как на территории детского садика,, в местах, доступным для кормления зимующих птиц. Экологическая акция «Чистое село», приурочена к 1 Маю. Родителям с детьми предложено очистить район родника от мусора.
Уже сейчас можно отметить видимые результаты: все дети без особого труда называют название села, района, домашний адрес, знают достопримечательности села, где они расположены, могут узнать их по фотографиям, называют несколько улиц. Проявляют интерес к родному селу.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём селе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего села, своей малой родины.
В нашей стране немало красивых городов и сел, замечательных людей. Наши дети вырастут и часть уедет в другие города учится, работать, но мы уверены, что они всегда будут вспоминать наше село, и оно навсегда останется в сердцах как самый близкий и лучший уголок земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Опыт работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма представляет собой комплексную систему педагогической работы по направлению "Безопасное п...
Современные подходы к организации коррекционной работы с дошкольниками с ОНР
Материал раскрывает основные характеристики и коррекционную работу с дошкольниками с ОНР....
Инновационный педагогический опыт по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край...
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, О...
Мини-музей поморов в краеведческой работе с дошкольниками
Мини-музей поморов в краеведческой работе с дошкольниками...
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы
Дети совсем не знают прошлого и настоящего нашей малой Родины. Что когда-то жили, работали и праздновали наши предки, чем они занимались, о чем мечтали? Помочь разобраться в этих вопросах сегодня – з...
Краеведческая работа с дошкольниками посредством проектной деятельности.
Краеведение-это социально значимое и необходимое направление. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидат...