Краеведческая работа с дошкольниками посредством проектной деятельности.
проект (подготовительная группа)

Шуваева Алевтина Николаевна

Краеведение-это социально значимое и необходимое направление. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей Родины. Патриотизм- это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства и всё это начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attetatsii.docx8.8 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческая работа с дошкольниками посредством проектной деятельности.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается "дифицит нравственности": как у отдельных личностей, так и во взаимотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Черезвычайно важным является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностной ориентации, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. У педагогов-практиков возникает немало вопросов: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

На сегодняшний день в современном дошкольном мире вопросы гражданско-патриотического воспитания очень актуальны, и одной из его составляющих частей является именно краеведение.

Краеведение-это социально значимое и необходимое направление. Знакомство с историей, культурой,природой, бытом людей, живущих рядом. позволяет лучше почувствовать родной город. а значит стать созидателем своей Родины.

Патриотизм- это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и городость а неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства и всё это начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственног достоинства,уверенность в себе. а следовательно, полноценную личность , без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнений в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательно, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Работа по краеведению начинается со знакомства с детским садом, с улицей по которой идёшь в детский сад, городом. Важно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками и лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем и другими городами нашей Новгородской области. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства , пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников-процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несёт познавательную,духовно-нравственную, природоохранную функции. Одним из самых перспективных методов для осуществления педагогической деятельности по реализации краеведческого направления является пректный метод, поскольку он способствует:

  • пробуждению детского интереса к предлагаемой деятельности;
  • ативно приобщает к процессу познания;
  • спосбствует формированию различных представлений;
  • привлекает участников проекта к активному творческому поиску;
  • побуждает к совместной поисковой деятельности;
  • благодаря комплексному характеру используемым принципам развивающего обучения несёт в себе признаки инноватики.

Очень важно при проведении работы по краеведению через проектную деятельность соблюдать принципы:

  • "позитивный центризм"(отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку. учёт его прсихологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности исторического материала;
  • принцип наглядности
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интелектуальных, эмоциональных идвигательных нагрузок;
  • принцип профессиональной компетентности педагога;
  • систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно;

принцип учёта региональных условий в пропоганде патриотических идей, означающий пропоганду идей и ценностей не только ощероссийского, но и местного, характиризующегося любовью к семье, городу, краю;

  • принцип от близкого к далёкому;

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Эффективным так же является и алгоритм проведения проекта, который включает в себя:

1. Постановку цели и задач проекта для всех категорий его участников.

#1054;пределение и формулировку предполагаемого результата.

#1057;оздание необходимых условий: подбор методического, дидиактического, иллюстративного материала для его реализации (предварительная работа).

#1055;ривлечение всех субъектов образовательного процесса к реализации проекта через разнообразные формы и виды деятельности.

#1053;епосредственное решение поставленных задач с использованием проектного метода и деятельностного подхода (реализация содержания).

#1055;одведение итогов деятельности, презентация.

#1054;пределение перспектив на будущее.

Предлагаемые виды деятельности при реализации педагогического проекта краеведческой направленности:

  • ситуации общения;
  • познавательные беседы и занятия, экскурсии, целевые прогулки;
  • игровая деятельность;
  • речевая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • музыкально-театрализованная деятельность;
  • поисковая и эксперементирование;
  • трудовая деятельность;

Использование проектной деятельности создаёт возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных площадок, получая определённые социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребёнок, его интересы, заботы о том,чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.

Представляем педагогический проект "Я вырос здесь, мой Новгород мне дорог"

Вид проекта: тематический, информационно-практико-ориентированный. Проект долгосрочный, в течение учебного года.

Участники проекта: дети, педагоги, родители, сотрудники МАДОУ, социум.

Цель проекта: развивать познавательную активность детей, раширять кругозор дошкольников,воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Задачи проекта:

для дошкольников:

  • формировать социально-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному городу;
  • познакомить с историческим прошлым и культурным наследием города Великого Новгорода;
  • формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, его жителям;
  • знакомство с символикой города Великий Новгород;
  • развивать речевую деятельность дошкольников через составление творческих рассказов, чтение стихотворений, обсуждение литературных произведений, заучивания пословиц и поговорок;
  • воспитывать чувство городости за свой родной город;

Для педагогов:

  • систематиация познавательного материала по теме проекта;
  • переработка теоретических(исторических) материалов для достуного восприятия дошкольниками;
  • налаживание партнёрских связей с социальнами институтами: детской библиотекой,краеведческим музеем, домом народного творчества;

Для родителей:

  • приобщение родительскоо сообщества к реализации проекта как равноправных субъектов воспитательно-образовательного процесса;
  • актуализация вопросов патриотического воспитания детей в родительской среде;
  • педагогическое и познавательное просвещение родителей по теме проекта.

Предполагаемый результат проекта:

  • знание дошкольниками истории возникновения города Великий Новгород;
  • оптимальный уровень сведений о родном городе у детей (улицы, памятники, предприятия, достопримечательности);
  • оформление мини-музея в группе-модернизация и совершенствование РПС;
  • создание системы мероприятий, направленной на стимулирование интереса дошкольников к родному городу;
  • активизация деятельности детско-родительского сообества.

Предварительная работа:

1. Мини опрос детей группы с целью определения уровня их знаний о родном городе;

2. Внесение в группу первых элементов мини-музея "Город, в котором мы живём"- фотоальбом, иллюстрации старого Новгорода, герб Великого Новгорода;

3. Анкетирование родителей с целью определения степени заинтересованности их в вопросах краеведения;

4. Совместно с администрацией МАДОУ заключение договора о сотрудничестве с краеведческим музеем, бибилиотекой, домом народного творчества.

Список литературы:

#1043;ризик Г. Познаю мир.- Издательский дом "Воспитание дошкольников", 2004.

#1044;анилина Г.Н. Дошкольнику об истории России - М: Изд-во АРКТИ, 2005.

#1044;ыбина О.В. Что было до...(Игры-путешествия в прошлое предметов) - М: Творческий центр сфера 2004.

#1052;ухина В.С. Детская психология - Просвещение, 1975.

#1054;сипова Л.Е., Земнова Н.Г. Мы живём в России - М: Просвещение, 2008.

#1053;овицкая М.Ю. Наследие /Патриотическое воспитание в детском саду.- М: Линка-пресс,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...

Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ  считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...

Исследовательская работа "Педагогические условия формирования здорового образа жизни в семье дошкольника посредством проектной деятельности"

Исследовательская работа "Педагогические условия формирования здорового образа жизни в семье дошкольника посредством проектной деятельности"...

План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»

План работы по самообразованию на  2014 - 2015 учебный годТема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»Цель: ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы.  У детей искажены представл...

Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности

В статье авторы рассматривают понятие «детское проектирование», эта технология стала популярной формой организации творческой активности воспитанников. Авторы акцентируют внимание педагого...

Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством проектной деятельности.

Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в жизни. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности восп...