Методическая работа по развитию речи детей
учебно-методический материал (младшая группа)

Баландина Яна Геннадьевна

Методическая работа по развитию речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_po_razvitiyu_rechi_detey_2.docx14.17 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 1,5-2 года

Выполнила: Баландина Я.Г.

Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы—восприятие, мышление, память.

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить информацию или помощь он может, только овладев речью. Это и является главным стимулом к ее усвоению. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к трем годам он достигает примерно 1000—1200 слов.

Основной формой работы по развитию речи детей третьего года жизни является образовательная ситуация — специально проектируемая воспитателем часть процесса обучения, направленная на решение конкретной познавательно-речевой задачи. Для решения речевых задач воспитатель организует следующие виды образовательных ситуаций:

1. Наблюдение за реальными объектами и явлениями социальной и природной среды.

2. Демонстрация игрушек, предметов.

3. Инсценировки с игрушками.

4. Рассматривание предметных и сюжетных картин.

5. Знакомство с произведениями художественной литературы.

6. Игры-инсценировки с использованием театра различных видов

7. Комбинированные ситуации, сочетающие несколько перечисленных видов образовательных ситуаций. Например: демонстрация новой игрушки (котенка), поиск его изображения на картинке и чтение потешки о коте.

В процессе образовательной ситуации ребенок осваивает новое содержание, а значит, обогащается его словарный запас: он узнает название объекта; названия его некоторых частей и ярко выраженных особенностей; названия действий объекта или действий, которые можно совершить с ним. Накопленный в процессе образовательной ситуации познавательный опыт и соответствующий ему словарный запас должен найти применение в более сложных формах связной речи детей. Поэтому каждая образовательная ситуация обязательно повторяется, но с решением более сложной задачи — развития форм связной речи. Образовательные ситуации обязательно планируются воспитателем, в них решаются новые познавательно-речевые задачи, они предполагают подгрупповую форму организации детей.

Продолжением работы над данным содержанием становится организация ситуаций общения. Ситуация общения — это специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно часть процесса обучения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. В отличие от образовательной ситуации ситуация общения может планироваться воспитателем (когда она продолжает образовательную ситуацию), а может возникать стихийно. Например, приход в группу нового ребенка провоцирует появление ситуаций общения, направленных на активизацию речи детей по разным темам: «Давайте познакомимся» (назвать свое имя, поприветствовать нового ребенка, похвалить его); «Расскажем о нашей группе» (где хранятся игрушки, где можно помыть руки и т.д.); «Научим правильно одеваться» (названия предметов одежды, последовательность одевания). Воспитатель должен видеть возможности той или иной ситуации и преобразовывать ее в ситуацию общения с целью активизации речи детей. Ситуация общения предполагает свободную организацию детей; она может быть индивидуальной, подгрупповой, коллективной.

Занятия по развитию речи проводятся с малышами в качестве итоговой формы работы по пройденной теме. Цель занятия — обобщение эмоционального, познавательного и речевого опыта детей по данной теме. Итоговое занятие демонстрирует достижение ребенка в развитии речи на содержании данной темы. В соответствии с ведущей задачей по развитию речи детей третьего года жизни таким достижением является развитие связной инициативной разговорной речи ребенка, поэтому задача развития связной речи обязательно ставится при подготовке итогового занятия. Она может интегрироваться с другими речевыми задачами: связная речь, словарь, грамматически правильная речь; звуковая культура речи, литература,. При этом решение всех задач осуществляется на одном познавательном содержании (на одной теме) На итоговом занятии может быть использован комплекс материальных и вербальных средств развития речи: реальный предмет, игрушка, картинка ,литературное произведение, рассказ воспитателя и т д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Методическое объединение “Синквейн в работе по развитию речи детей”

Технология "Синквейна"  органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает во...

Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей

Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....

Мастер – класс для педагогов городского методического объединения на тему: « Синквейн – как современная форма работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

  Главная методика "Синквейн" состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть, исключать лишнее и выделять главное, обобщат...