Методическое объединение “Синквейн в работе по развитию речи детей”
методическая разработка по логопедии

Новицкая Татьяна Борисовна

Технология "Синквейна"  органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое  объединение  

“Синквейн в работе по развитию речи детей”

Цели: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей через технологию синквейн.

Задачи:

  1.  ознакомление педагогов с новой технологией  “Синквейн”;
  2.  развитие творческой активности  педагогов  по обновлению содержания образования, освоению и внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс;
  3.  демонстрация  практического применения форм, методов, технологий обучения и воспитания по разрабатываемой теме.

План проведения семинара:

I.       Теоретическая часть:

- Что такое «Синквейн».

- Задачи «Синквейна»;

- Этапы построения работы.

II       Практическая часть:

          - Совместная работа с педагогами с показом  на доске.

          - Самостоятельная работа педагогов.

          - Обсуждение полученных результатов.

СЛАЙД  2

Современная образовательная программа ДОУ рассматривается как модель образовательного процесса ,  ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс детского сада должен быть направлен на обеспечение развития каждого ребенка, поддержку его уникальности, самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

СЛАЙД 3

 Успешность этого процесса как  и успешность будущего обучения в школе  зависит от  уровня развития речи,  поэтому, учитывая проблемы  речевого развития старших дошкольников, главной моей  задачей, и задачей  воспитателей,  специалистов в детском саду, а также и  родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи. Будущий первоклассник должен владеть достаточным словарным запасом и иметь сформированные навыки речевого общения. Помимо этого, он должен уметь логично и связно, грамматически правильно излагать свои мысли и небольшие литературные тексты. Так же он должен уметь рассказывать о каком-либо предмете (не только называть этот предмет, но и подробно его описывать) или о каком-либо событии. Иными словами, к моменту поступления в школу ребенок должен иметь весьма высокий уровень  речи .

 СЛАЙД 4

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Обычно синквейн используют в школе , учителя его применяют его  для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Я считаю, что синквейн  не только возможно, но и целесообразно использовать в детском саду.

СЛАЙД 5

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

СЛАЙД 6

Правила составления синквейна.

- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме

- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. ( ассоциативный ряд)

СЛАЙД  7

Пример синквейна

СЛАЙД 8

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет»  я использую  следующие игры.  

Игры помогают  детям усвоить понятие «слово».

Из полученных в игровой форме знаний дошкольники сами сделали вывод, что предмет один и слово одно, сколько предметов, столько и слов и, что каждый предмет называют словом.

СЛАЙД  9

Так как все игры сопровождались показом символа предмета, то дети быстро запомнили обозначение и безошибочно соотносили символ со  словами, обозначающими предмет.

На начальном этапе  детям предлагалось назвать предмет, нарисованный на картинке.  Затем, вспомнить и придумать, что этот предмет умеет или может совершить (например,  кошка – спит, мяукает, царапает и т. д.), т.е. ответить на вопросы: «Что делает? Что умеет делать данный предмет?». При этом всегда демонстрировался зрительный образ.  Данная работа проводилась систематически в рамках каждой изученной лексической темы.

Особое место в речи детей занимают имена прилагательные, которые в онтогенезе появляются позже имен существительных и глаголов.

Подбирая слова-признаки к предмету по лексической теме, сначала обращали внимание на символ , уточняли, на какой вопрос этот символ отвечает.

СЛАЙД 10

На этом этапе использовалась технология наглядного моделирования на основе анализаторного восприятия В.К. Воробьевой. Схематический символ включает в себя комплекс сенсорных каналов: зрительное,  тактильное и вкусовое  восприятие.

  Таким образом, через символ «глаз» дети выделяют сначала признаки цвета, формы, величины.

 Здесь же начинаем работу над  словами –неприятелями (антонимами), словами приятелями (синонимами).  В дальнейшем  это умение используем    как один из вариантов работы над синквейном

СЛАЙД 11

Далее, по мере изучения лексичесико-грамматических категорий увеличивается и количество признаков. Например – материал из которого сделан предмет.   Уточняем характеристики того- или иного предмета

Например: если предмет стеклянный то он  хрупкий, прозрачный и т.

Здесь ведется работа по словообразованию Ваза из стекла – стеклянная

СЛАЙД 12

через символ «рука» - фактурные и тактильные  признаки предмета;

СЛАЙД  13

через символ «рот» - вкусовые ощущения;

В результате этих упражнений дети воспринимают не просто предмет , а предмет в совокупности его признаков.

СЛАЙД 14

После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия предмет, я их подвожу  к понятию о предложении и начинаю работу над структурой и грамматическим оформлением предложения . Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначального вида простого, двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна , где сконцентрированы знания, чувства и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.

СЛАЙД 15

Наиболее сложно детям-дошкольникам объяснить, что такое ассоциации. Мне удалось подобрать такие игры и упражнения после которых, подбор ассоциаций не вызывал затруднений.

СЛАЙД 16-19

Виды работы с синквейном.

СЛАЙД 20

Вариативность использования

Я использую синквейн в своей деятельности по развитию лексико-грамматических категорий.

Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синк-вейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам. Один из любимых разделов – «Мое любимое животное» («Собака», «Кошка»).

В деятельности  по подготовке к обучению грамоте для закрепления понятий звук, буква, слово, предложение.

 

Звуки

Гласные, согласные

Произносим, слышим, выделяем

Из звуков состоят слова.

Речь

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ребенка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Помимо использования синквейнов в своей образовательной деятельности практикуется и использование синквейна воспитателями, музыкальными руководителями в совместно организованной деятельности по освоению детьми образовательных областей.

Например,  при реализации образовательной области  Чтение художественной литературы можно предложить детям составить синквейн о главном герое.

При реализации образовательной области  познание сделать вывод  о результатах проведенного эксперимента или наблюдения.

в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов .

При творческом, не директивном использовании синквейна  образовательной деятельности он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

СЛАЙД 21

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет педагогу  гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях моей работы как учителя-логопеда , работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Синквейн о синквейне.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Отгадайте загадку. Со словом-отгадкой  придумайте синквейн.

Замените все слова на слова-антонимы.

       2 . К готовому синквейну придумайте рассказ

 1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5.Дикое животное.

По рассказу составьте синквейн

  В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

3.Составление синквейна на занятиях для закрепления изученной темы.  Выберите для себя предмет и понятие, которое вы хотите закрепить. Составте к нему синквейн.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

5. Дерево.

• Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Опыт работы по теме "Экологические акции как эффективная форма работы по развитию речи детей подготовительной группы

Публикация содержит опыт работы по использованию экологических акций, как эффективной формы работы по развитию речи детей подготовительной группы...

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

Презентация «Лэпбук – форма работы по развитию речи детей» (из опыта работы)

laquo;Лэпбук – форма работы поразвитию речи детей» (из опыта работы)...

«Использования цифрового образовательного ресурса в ходе работы по развитию речи детей Из опыта работы

Для современных детей познавательная, исследовательская, деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечат...