Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Эковичок"
рабочая программа (средняя группа)

Степанова Инна Сергеевна

"Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума."

В. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_kruzhok_kapitoshki_srednyaya.docx66.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение Вагайская средняя общеобразовательная школаструктурное подразделение детский сад «Солнышко»

627060, ул.Кирова 5 А, с.Вагай, Омутинский район, Тюменская  область

Телефон/факс 8(34544)2-51-79, эл.адрес: vagay001@gmail.com

                                                                                Утверждена

                                                                                Приказом №_____ от______2022г.

                                                                     Директор МАОУ Вагайская СОШ

                           ______________________ Е.В.Володин

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Направление познавательное, экологическое

«Эковичок»

Возраст детей: 4 – 5 лет

Срок реализации: 1 год

Принята решением                                                                                    Руководитель:

педагогического совета                                                                            воспитатель

от __________2024г.                                                                             Степанова И.С.

Протокол №__________

С.Вагай, 2024г.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский.

Кружок «В гостях у природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Л.И.Егоренков в своей работе «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» отмечает, что «в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём… Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности».

Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и действенного отношения к миру.

Новизна программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада. Кружок «В гостях у природы» включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в данную деятельность, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной работы.

Цель программы

- воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Задачи программы

- Воспитывать у ребёнка охранное, бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как к среде жизни ребёнка.

 - Формировать у ребёнка представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.

- Развивать у ребёнка стремление к познанию природы через творческо – проектную деятельность.

 - Способность чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно – гармоничную позицию в природной среде.

Срок реализации- 1 год.

Данная программа рассчитана  на  1 год  обучения. Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 4 до 5 лет.

Условия реализации программы:

  предусмотрена  для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковой, проектный.

Приемы проведения занятия: практическая работа, исследование, коллективная работа, самостоятельная работа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю,  группой в количестве  19 человек по 25- 30 минут

Режим работы кружка:

День недели: понедельник

Время в режиме дня:09.00-09.30

Форма организации занятия - очная

Формы деятельности:

- групповые;

- индивидуально - групповые;

- коллективные. 

Методы деятельности

Наглядные методы:

  • - экскурсии, целевые прогулки;
  • - наблюдения;
  • - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • - проведение дидактических игр;

Словесные методы:

  • - чтение литературных произведений;
  • - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • - загадывание загадок;

Практические методы

  • - организация продуктивной деятельности детей;
  • - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
  • - проведение опытов
  • - изготовление с детьми наглядных пособий
  • При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Методы контроля освоения материала

  • Проведение выставок работ учащихся в группе;
  • Участие в  выставке детских творческих работ, конкурсах.

Ожидаемые результаты

  • Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  • Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
  • Владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования.
  • Понимать ценность природных объектов

Учебный план

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Познавательной направленности «Эковичок»

№ п/п

наименование тем

количество часов

теория

практика

месяц

1

Тема: «Наш дом природа»

0,5

0,5

октябрь

2

Тема: «Лес»

0,5

0,5

октябрь

3

Тема: «Мир растений»

0,5

0,5

октябрь

4

Тема: «Царство грибов»

0,5

0,5

октябрь

5

Тема: «Мусор нам не нужен»

0,5

0,5

ноябрь

6

Тема: «Перелетные птицы»

0,5

0,5

ноябрь

7

Тема: «Насекомые»

0,5

0,5

ноябрь

8

Тема: «Домашние животные-друзья человека» 

0,5

0,5

декабрь

9

Тема: «Растения зимой»

0,5

0,5

декабрь

10

Тема: «Хвойные деревья»

0,5

0,5

декабрь

11

Тема: «Зимующие птицы»

0,5

0,5

декабрь

12

Тема: «Зимние явления в неживой природе»

0,5

0,5

январь

13

Тема: «Лесные животные зимой»

0,5

0,5

январь

14

Тема: «Волшебная льдинка»

0,5

0,5

январь

15

Тема: Наблюдения «Морозные узоры»

0,5

0,5

февраль

16

Тема: Наблюдения «Снег»

0,5

0,5

февраль

17

Тема: «Воздух»

0,5

0,5

февраль

18

Тема: «Весенние явления в неживой природе»

0,5

0,5

март

19

Тема: «Водоемы родного края»

0,5

0,5

март

20

Тема: «Рыбы наших водоёмов»

0,5

0,5

март

21

Тема: «Как солнце жизнь даёт земле»

0,5

0,5

март

22

Тема: «Земля - мой дом»

0,5

0,5

апрель

23

Тема: «Огород на подоконнике»

0,5

0,5

апрель

24

Тема: «Первоцветы»

0,5

0,5

апрель

25

Тема: «Встречаем птиц»

0,5

0,5

апрель

26

Тема: «Человек – живой организм »

0,5

0,5

май

27

Тема: «Цветущий сад»

0,5

0,5

май

28

Тема: «Что такое облака, дождь, гроза?»

0,5

0,5

май

29

Тема: Итоговое развлечение «В мире природы»

0,5

0,5

май

Итого

14,5

14,5

29

Основные требования к уровню подготовки воспитанников.

Дети средней группы должны знать:

  • Правила поведения в природе.
  • Растения и их характерные признаки.
  • Основные признаки диких и домашних животных.
  • Виды птиц своей местности.
  • Несколько видов явлений неживой природы.

Иметь представление:

  • О перелётных птицах.
  • О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
  • Об охране природы.
  • О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
  • О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Уметь:

  • Выполнять правила поведения на природе.
  • Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
  • Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на
  • участке, уборка мусора).
  • Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Перечень информационного и материально-технического

обеспечения реализации программы

        

Материалы

Количество

Материалы

Клей карандаш

10 шт.

Бумага цветная набор

10 шт.

Картон цветной набор

3 шт.

Набор пластилин

10 шт

Инструменты

Карандаш простой

15 шт.

Карандаши цветные

40 шт.

Фломастеры

40 шт.

Ножницы

20 шт.

Линейка 20 см.

20 шт.

Оборудование

Магнитная  доска

1 шт.

Рабочие столы, стулья

20 шт.

Принтер цветной

1 шт.

Кадровое обеспечение реализации программы: программу осуществляет педагог дополнительного образования   со средним образованием.

Календарный учебный план

Октябрь

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

«Наш дом природа»

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?»

2. Дать понятие живая, не живая природа.

 3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа»

 4. Д/и «Живая – не живая»

5. Внести календарь природы.

2 неделя

«Лес»

 

Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 4-5 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитывать у детей любовь к природе.

1. Что такое лес?

 2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

 3. Рассматривание иллюстраций

«Лесные животные»

3 неделя

«Мир растений»

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске.

 

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Дидактические игры:

«Собери букет».

«Узнай растение»

4 неделя

«Царство грибов»

Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные.  

1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы» 2. Рассказ о грибах.

3.Рисование и лепка «Грибы»

   

Ноябрь

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

«Мусор нам не нужен»

Познакомить детей с понятием мусор; уточнить представление детей об источниках возникновения мусора; развивать потребность

соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду

1.Беседа «От чего планета грустит, от чего радуется»

2 Д/и «Сортировка мусора»

2 неделя

«Перелётные птицы»

 Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах в осенний период: собираются в

 стаи, улетают на юг.

Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

 3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка»

3 неделя

«Насекомые»

Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о

приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. 

                          декабрь

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

 

«Домашние животные-друзья человека»

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).

1. Беседа о домашних животных.

2. Отгадывание загадок про домашних животных.

3. Игра «Кого не стало».

2 неделя

«Растения зимой»

Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа

 2. Беседа «Для чего растениям снег»

 3. Наблюдение за деревьями.

3 неделя

«Хвойные деревья»

Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах.

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья.  Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

  1. Дать понятие хвойные деревья.

 2. Беседа о сосне.

 3. Рассматривание шишек.

4 неделя

«Зимующие птицы»

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»

 2. Рассказ о жизни птиц зимой

3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам.

4.Д/и «Зимующие птицы»

                            январь

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1 неделя

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать

1. Дать определение понятию - зимние явления.

2. Беседа «Если на улице сильный мороз»

2 неделя

«Лесные животные зимой»

Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу. Воспитывать любовь и сочувствие к животным. 

 1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»

 2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания)

3 неделя

«Волшебная льдинка»

Познакомить детей с понятием – лёд.

Формировать интерес к определению свойств льда с помощью опытов.

Воспитывать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.

1.Опыты со льдом

2.Беседа о правилах поведения на льду

                           февраль

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

 

Наблюдения «Морозные узоры»

Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес.

1.Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

 2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус

 3. Обсуждение стихотворения.

2 неделя

Наблюдения «Снег»

Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.) 2. Беседа о защитных свойствах снега.

3 неделя

«Воздух»

Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы.

1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения.

 2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого

 3. Игра – эксперимент «Дуем – играем» (использование вертушек)

4. Видеофильм «Что такое воздух?» «Как рождается ветер»

                         

март

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

 «Весенние явления в неживой природе»  

Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой

1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна»

 2. Беседа «Признаки весны»

2 неделя

 «Водоемы родного края»

Сформировать у детей представление о реке.

Дать представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море).

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о водоемах.

3. Д/и «Кто живёт в море?»»

3 неделя

 «Рыбы наших водоемов».

Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.

1. Беседа о рыбах.

2. Дидактическая игра «Что есть у рыбы».

4 неделя

«Как солнце жизнь дает земле»

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес

1. Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей»

2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце»

                           апрель

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

 

«Земля - мой дом»

Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах.

1. Беседа «Где я живу»

2. Игра «Кто живёт на суше, а кто в воде».

3. Беседа о звёздах

4. Рисование» Звёздное небо».

2 неделя

«Огород на подоконнике»

Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.

1. Беседа «Что нужно растению?»

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшие наблюдение и уход.

3 неделя

«Первоцветы»

Познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями: мать-и-мачеха, подснежник, крокус. Дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек. Побуждать детей радоваться первым в

весенним цветам – подснежникам.

Продолжать знакомить их с названиями,

с особенностями строения.

  1. Дать понятие о красной книге.

2. Дать представление о ранних цветах – первоцветах, особенностями внешнего вида и строения

4 неделя

«Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия 2. Загадать загадки про птиц.

3. Беседа «Для чего нужен скворечник»

                           май

неделя

тема

программное содержание

Формы работы

1неделя

 

«Человек – живой организм»  

Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека»

Рассказ об органах человека

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно.

2 неделя

«Цветущий сад»

Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями) 3

.

3 неделя

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков.

Познакомить с явлением весной –грозой в доступной форме.

Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

1 Рассматривание иллюстраций

2. Беседа о правилах безопасности при грозе

4 неделя

Итоговое развлечение «В мире природы»

Развлечь детей.

Формировать положительные эмоции к

окружающему нас миру, к природе и

всему живому.

Развивать чувство красоты, желание

участвовать в конкурсах и играх.

       

            Праздник


Используемая литература

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей группы детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. – 4-е издание. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.

4. Сборник конспектов занятий по экологическому воспитанию детей.

5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.

6. С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
7. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
8. Л.П. Молодова «Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.

9.Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д». 11. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».

10.Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».

11.Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д». Хрестоматия для детского сада (Стихи и рассказы о природе), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».

12. Интернет -ресурсы

Диагностика

        Критерии сформированности экологических знаний о живой природе:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) отношение к миру природы.

Высокий уровень- 3б

Средний уровень – 2 б

Низкий уровень – 1 б

ФИО

знания о мире животных

знания о растительном мире

Отношение к миру природы

Результаты

н

к

н

к

н

к

н

к

Борцов Даня

Безруких Злата

Бабкина Настя

Басагаринов Кирилл

Григорьев Денис

Засыпкин Захар

Малышкина Алина

Мамаков Вова

Мамаков Матвей

Марцифей Саша

Мамонтова Ульяна

Матвеев Сергей

Пеньков Данил

Сергеев Коля

Соловьёв Матвей

Тимофеев Гриша

Томилов Дима

Чехов Захар

Эргардт Матвей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....