Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Магия Визуального программирования"
рабочая программа (старшая группа)

Типина Людмила Анатольевна

Рабочая программа "РОБОТенок"

Интерактивные игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа технической направленности

«РОБОТЕНОК»

(наименование программы)

 Уровень программы:    Базовый

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации: 1 год

Общее количество часов: 64

Автор-составитель:

Типина Людмила Анатольевна,

Педагог дополнительного образования

г. Новый Уренгой

2024 г


Содержание

п/п

  1. «Комплекс основных характеристик дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы «Роботенок»

Номер страницы

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

9

1.3.

Содержание программы

11

1.4.

Планируемые результаты

23

1.5.

Воспитание

25

2

  1.  «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Роботенок»

26

2.1.

Календарный учебный график

26

2.2.

Условия реализации программы

27

2.3.

Формы аттестации

27

2.4.

Оценочные материалы

28

2.5.

Методические материалы

29

2.6.

Список литературы.

31

2.7

Приложение

32

2.8

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию

33


  1. «Комплекс основных характеристик дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы»

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роботёнок» имеет техническую направленность. Программа является модульной, разработана на основе профессионального опыта педагога Азиатцевой А.В. (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивная Робототехника»).

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1»

 Профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Роботы активно входят в нашу жизнь и играют всё более важную роль в жизни, служа людям и выполняя каждодневные задачи. С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в дошкольном  образовании. По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов .

Мировые тенденции развития инженерного образования свидетельствуют о глобальном внедрении информационных технологий в образовательный процесс. Робототехника является весьма перспективной областью для применения образовательных методик в процессе обучения засчёт объединения в себе различных инженерных и естественно-научных дисциплин. В результате такого подхода наблюдается рост эффективности восприятия информации учащимися засчёт подкрепления изучаемых теоретических материалов экспериментом в междисциплинарной области.

В данной программе включены учебные блоки для развития профессиональной ориентации и компетенций дошкольных учреждений.    В процессе реализации программы проводиться учебные занятия по изучению мира труда; в ходе игровой деятельности изучают особенности различных профессий и  осваивают  трудовые навыки с использованием созданных роботов; формируется мотивация и интересы детей с учётом особенностей их возраста и состояния здоровья.

Направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная.

«Робототехника» – актуальное и востребованное направление в дополнительном образовании. Согласно новым стандартам, задачей обучения становится личностный результат, который обучающийся сможет реализовать на практике. Воплощая этот принцип через робототехнику, мы сможем с раннего возраста приобщать ребенка к  техническому творчеству, созданию и управлению роботами, и в будущем получим не только личностное развитие ребенка, но и развитие отрасли. Робототехника позволяет решать многие проблемы современного образования: повышение мотивации обучающихся, реализация знаний на практике, углубление межпредметных знаний и метапредметных навыков. На сегодняшний день одна из особенностей преподавания связана с выбором базы для создания роботов.

По форме организации: индивидуально-ориентированная, групповая.

Уровень освоения программы: стартовый, базовый.

Нормативно-правовая основа разработки дополнительной общеразвивающей программы: программа разработана  в соответствии со следующими нормативными документами и локальными актами  

 – Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и
статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации») (далее – 273-ФЗ);
– Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-
р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»
(в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от
15 мая 2023 года № 1230-р);
– Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-
20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 года № 61573);
– Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
– Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября
2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

− Устав МБДОУ «ДС «Берёзка».

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает:

  • Личностно-ориентированное обучение
  • Информационно – коммуникационная технология
  • ИКТ – технологии
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Профориентационное развитие
  • Педагогика сотрудничества.

Новизна программы состоит в том, что каждый обучающийся строит свою образовательную траекторию совместно с педагогом для развития, самосовершенствования в робототехнике согласно своим возможностям и скорости усвоения материала. При этом итоговый контроль осуществляется путем анализа участия в мероприятиях различного уровня.

Отличительные особенности данной образовательной программы состоят в том, что она нацелена на реализацию индивидуальной образовательной траектории обучающегося для получения наиболее максимального результата.

Данная программа разработана для подготовки обучающихся по основам конструирования и моделирования роботов при помощи программируемых конструкторов. Во время занятий обучающиеся собирают и программируют роботов, проектируют.

Образовательная деятельность нацелена на индивидуальную особенность каждого ребенка. Учитываются особенности возрастные, психологические и особенности усвоения материала каждого ребенка. Для этого разработаны разноуровневые задания. Обязательным является знакомство и изучение специальной терминологии, что дает возможности обучающимся грамотно подходить к решению сложных технических и робототехнических задач.

Предусмотрено программой осуществление итогового контроля:

- выставки (обучающиеся презентуют родителям проекты)

- защита портфолио (обучающиеся рассказывают участие в соревновании «ИКАренок»)

- финальное мероприятие (презентации).

Дети ходят на экскурсии, создают проекты и принимают участия в конкурсах «ИКАренок», «Юный мастер», защищают проекты на соревнованиях разного уровня. Результатом является портфолио.

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роботёнок» имеет техническую направленность.      Программа разработана на основе личного опыта педагога, работающего по данной программе. Программа состоит из трех модулей: «Построй свою историю», «РобоЗнаток» и «Магия визуального языка программирования для роботов».

       Принципы построения программы:

  1. Освоение знаний по основам робототехники, конструирования, программирования, об основных принципах механики, о методах и этапах моделирования, о методах сбора, анализа и обработки информации, о методах проектирования и проведения исследований;
  2. Овладение умениями применять знания основ конструирования для создания моделей реальных объектов и процессов, мыслить логически, творчески подходить к решению поставленной задачи, работать с компьютером, проводить исследования, создавать проекты, проводить презентацию итогов собственного труда;
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе создания моделей и проектов, образного и технического мышления, мелкой моторики, речи учащихся в процессе анализа проделанной работы;
  4. Воспитание умения работать в микрогруппах и в коллективе в целом, этики и культуры общения, основ бережного отношения к оборудованию;
  5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни при решении творческих задач, при сборе и обработки информации, создании проектов.
  6. Мотивация к изучению наук естественно-научного цикла: физики, технологии, информатики, (программирование и автоматизированные системы управления) и математики.
  7. Внедрение современных технологий в учебных процесс, содействие развитию детского научно-технического творчества, популяризацию профессии инженера и достижений в области робототехники.

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы освоения основ конструкторской и проектной исследовательской деятельности, а также ранней профориентации - программа по робототехнике полностью удовлетворяют эти требования.

В 21 веке техника развивается быстро. Одни новинки сменяются другими. И на фоне этого стремительного развития на первое место вышло такое направление, как робототехника. В образовании, а именно в дополнительном образовании детей робототехника появилась совсем недавно, но интерес школьников к этому направлению растет стремительно. Робототехника в образовании отвечает требованиям формирования личности, способной ставить перед собой цели и моделируя пути решения достигать их. При этом, нужно отметить, что робототехнику в образовании можно условно разделить на два направления: образовательная робототехника и соревновательная робототехника. Цель образовательной робототехники помочь в освоении общеобразовательных предметов и дисциплин. Соревновательную робототехнику иначе называют спортивной. Это направление нацелено на участие в различных робототехнических конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях и достижение определенного результата, лучшего, чем у других.

Актуальность робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как она является современным средством для интеллектуального развития дошкольников, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др., а так же объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Методика, которая применяется на занятиях практико-ориентированная при этом методе обучения, дети осваивают и усваивают образовательную программу, формированием практических умений, посредством выполнения реальных практических заданий и упражнений.

 Программа разработана для того, чтобы позволить обучающимся работать наравне со сверстниками и подготавливает к выполнению заданий более сложного уровня. Способствует развитию самосознания ребенка как полноценного и значимого члена общества.

Программой используется системный подход с элементами проектной деятельности, которая дает кругозор ребенка, формулирует потенциал, программа является социально-значимой, потому что она нацелена на индивидуальный подход к обучающимся.

В связи с тем, что основой программы является индивидуальный подход к каждому обучающемуся и разработаны разноуровневые задания, обучающиеся могут многократно обучаться по данной программе.

Педагогическая целесообразность.

Целесообразность программы данной программы обусловливается тем, что полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. В процессе охватывая множество дисциплин таких как механика, физика, программирование, конструирование. Овладев данными навыками сегодня, обучающиеся, смогут применить их с нужным эффектом в дальнейшей практической деятельности. Дополнительная общеобразовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.

Отличительная особенность программы в том, что в процессе конструирования и программирования дети получают дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления.

Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Изучение курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделирования работы систем, а также о различных профессиях связанные как с созданием роботов, так и также мира профессий .

Адресаты программы.

Программа рассчитана на занятия с учащимися 4-7 лет.

Принимаются дети с 4 лет по желанию, не на конкурсной основе.

Наполняемость групп – 10 человек.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем образовательной нагрузки: 64 часа в год, по 2 часа в неделю, 1 час для обучающихся 4-5 лет равен 20 минутам, 5-6 лет равен 25 минутам, 6-7 лет равен 30 минутам. Наполняемость групп: до 10 человек.

Особенности организации образовательного процесса.

Разновозрастной постоянный состав группы

Формы организации деятельности учащихся: групповые, работа по подгруппам, индивидуальные задания.

Формы проведения занятия  беседа, учебное занятие, игра.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Форма обучения – очная.

Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год и объем программы: 64 часа

Обучение производится с применением дистанционных образовательных технологий.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы –– развитие и удовлетворение интереса ребенка к познавательной, технической и творческой деятельности при конструировании и программировании роботов с последующими экспериментами и исследованиями. Умение работать в проектных командах для достижения целей.

Помощь в формировании инженерно-технических кадров, воспитание специалистов, обладающих лидерскими качествами, современным инженерным мышлением, способных решать сложнейшие задачи.

Задачи программы:

  1. расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники и профессиях в современном мире;
  2. учиться создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;
  3. учиться программировать простые действия и реакции механизмов;
  4. обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
  5. развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.

 

Образовательные:

  1. ознакомление с комплектом LEGO Wedo  и Wedo 2.0;
  2. ознакомление с основами автономного программирования; - ознакомление со средой программирования LEGO Wedo  и Wedo 2.0;
  3. получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта; - получение навыков программирования;
  4. развитие навыков решения базовых задач робототехники;
  5. развивать познавательный интерес у детей к конструированию и программированию роботов.

Развивающие:

  1. развитие конструкторских навыков;
  2. развитие логического мышления;
  3. развитие пространственного воображения;
  4. развитие памяти, внимания;
  5. расширение словарного запаса.

Воспитательные:

  1. воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
  2. развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
  3. развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
  4. формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Способствовать овладению навыков создания робототехнических моделей.

Обучить навыкам конструирования и начального программирования.

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В этом году будет изучено 3 модуля: «Построй свою историю», «РобоЗнаток» и «Магия визуального языка программирования для роботов».

Понятийный аппарат: Робототехника, робот, легоконструирование, программирование, проектная деятельность, командная работа, развитие технического творчества, инженерное мышление, STEM.

Модуль Построй свою историю 64 ч

Теоретические сведения. В первом модуле познакомимся с элементами конструктора и научимся их правильно называть.

Практика: исследовать основные элементы конструктора LEGO и правила подключения основных частей и элементов робота. Легоконструирование. Создание роботов.

Модуль Робознаток 64 ч

Теоретические сведения. Во втором модуле «Робознаток» узнаем с помощью чего робот движется. Какие механические передачи приводят в движение элементы конструктора.   На каждом занятии будет изучаться новый робот.  

Практика:  Практика создания робототехнических моделей, проверка их работоспособности. Подключение мотора и  датчиков, программирование.

Модуль «Магия визуального языка программирования для роботов» 64 ч

Теоретические сведения. В  модуле познакомимся с элементами программирования и научимся их правильно называть.

Практика: исследовать основные элементы конструктора LEGO и правила подключения основных частей и элементов робота. Легоконструирование. Создание роботов и их программирование.

Учебный план

Темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу

2

1

1

Входной (диагностическое наблюдение)

2

Модуль

«Построй свою историю»

64

32

32

Промежуточный (контроль, анализ)

3

Модуль «Робознаток»

64

34

30

4

Модуль «Магия визуального языка программирования»

64

34

30

Итоговое занятие,

Всего

 Тематическое планирование

«Построй свою историю»  (средняя группа)

№ п/п

Название разделов, тем

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Октябрь

 Раздел1  Пиратские истории

1 неделя

Пиратский корабль. Истории морского сражения.

2

1

1

Практическая работа

2 неделя

Сундук с сокровищами. История пиратского клада.

2

1

1

Практическая работа

Октябрь

Раздел 2  Сказочные истории

3 неделя

Сказочная история «Три поросенка»

2

1

1

Практическая работа

4 неделя

Сказочная история «Три медведя»

2

1

1

Практическая работа

5 неделя

Сказочная история Сергея Михалкова «Мой щенок»

2

1

1

Практическая работа

Ноябрь

1 неделя

Тематическое занятие, посвященное Новому году. Новогодняя история.

2

1

1

Практическая работа

3

III. Технические истории

2 неделя

Воздушный шар. История путешествия на Воздушном шаре.

2

1

1

Практическая работа

3 неделя

Самолет. История на маленьком самолете.

2

1

1

Практическая работа

4 неделя

Подводная лодка. История подводного путешествия.

2

1

1

Практическая работа

Декабрь

1 неделя

Грузовик. История о маленьком грузовечке.

2

1

1

Практическая работа

4

Тематическое  занятие

2 неделя, 3 неделя

 Тематическое занятие, посвященное Новому году. Новогодняя история.

4

2

2

Практическая работа

4 неделя

Тематическое занятие, посвященное Новому году. Дед Мороз в упряжке

2

1

1

Практическая работа

Январь

1 неделя.

2 неделя

Тематическое занятие, посвященное Новому году. «Музыкальная Елочка»

4

2

2

Практическая работа

3 неделя,

4 неделя

Тематическое занятие, «Рождественская Елочка»

4

2

2

Практическая работа

Февраль

1 неделя

«День Защитника Отечества».  

Военная техника.  История одного сражения.

2

1

1

2 неделя

Сказочная история «Путь танков»

2

1

1

3 неделя

4 неделя

Итоговая аттестация

4

2

2

защита портфолио

Март

1 неделя

«Международний Женский день». Цветок для мамы. История, как я поздравлял маму.

2

1

1

2 неделя

3 неделя

Цветы для мамы.

4

2

2

4 неделя

Сказочная история.

«как распускались цветы»

2

1

1

Апрель

1 неделя

2 неделя

«День Космонавтики». Космический корабль. История одного космического путешествия.

4

2

2

3 неделя

4 неделя

«День Космонавтики». «Спутник».

4

2

2

Май

2 неделя

3неделя

«День Победы»  Военная техника. История одного танка.

4

2

2

4 неделя

Итоговая аттестация

2

1

1

Итого часов

64

32

32

Тематическое планирование «РобоЗнаток» (старшая группа)

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводная информация. Организация рабочего пространства. Виды роботов, применение в современном мире. Основные строительные элементы конструктора кирпичи пластины. Решение карточки.

1

1

2

Техника безопасности при работе с планшетами и ноутбуками. Работа с инструкцией «Робот шпион». Подключение смарт-хаба. Среда программирования: изучение блока «Начало», блока «Стоп».

1

1

3

Основные строительные элементы конструктора балка и ось. Решение карточки. Обсуждение темы: «Космические спутники».

1

1

4

Работа с инструкцией «Движущийся спутник». Среда программирования: изучение блока "Мощность мотора", "Включить мотор на…"

1

1

5

Основные строительные элементы конструктора втулки. Решение карточки. Обсуждение темы: «Машины вездеходы».

1

1

6

Работа с инструкцией «Майло, научный

 вездеход». Среда программирования: изучение блока "Мотор по часовой стрелке", "Мотор против часовой стрелки", "Выключить мотор".

1

1

7

Основные строительные элементы конструктора зубчатые колеса и конические зубчатые колеса. Решение карточки. Обсуждение темы: «Птички».

1

1

8

Работа с инструкцией «Танцующие птички». Среда программирования: изучение блока «Изменение цвета свечения индикатора смарт-хаба».

1

1

9

Основные строительные элементы конструктора кирпичи для перекрытия, обратный кирпич. Решение карточки. Обсуждение темы: «Самолёты».

1

1

10

Работа с инструкцией «Спасение самолета». Среда программирования: повторение изученных блоков, самостоятельное создание программы для робота.

1

1

11

Основные строительные элементы конструктора круглые кирпичики и пластины, основание поворотной платформы. Решение карточки. Обсуждение темы: «Сила тяги».

1

1

12

Работа с инструкцией «Создание робота-тягача». Среда программирования: изучение блока «Экран».

1

1

13

Основные строительные элементы конструктора шкивы и ремни. Решение карточки. Обсуждение темы: «Мотоцикл».

1

1

14

Работа с инструкцией «Мотоцикл». Среда программирования: изучение блока «Звук».

1

1

15

Основные строительные элементы штифты, соединительные кирпичи и пластина. Решение карточки. Обсуждение темы: «Гоночные автомобили».

1

1

16

Работа с инструкцией «Создание гоночного автомобиля». Среда программирования: изучение блока «Действие с экраном».

1

1

17

Изучение электронного компонента «Датчик наклона». Решение карточки. Обсуждение темы: «Лев».

1

1

18

Работа с инструкцией «Рычащий лев». Среда программирования: повторение изученных блоков, самостоятельное создание программы для робота.

1

1

19

Изучение электронного компонента «Датчик расстояния». Решение карточки. Обсуждение темы: «Игрушка юла».

1

1

20

Работа с инструкцией «Умная вертушка». Среда программирования: повторение изученных блоков, самостоятельное создание программы для робота.

1

1

21

Изучение электронного компонента «Мотор». Решение карточки. Обсуждение темы: «Шлюз».

1

1

22

Работа с инструкцией «Создание паводкового шлюза». Среда программирования: изучение блока «Фон экрана».

1

1

23

Подведение итогов модуля Тестирование.

1

1

Тест

24

Работа с инструкцией «Создание модели цветка и пчелы-опылителя». Среда программирования: изучение блока «Ожидание».

1

1

25

МОДУЛЬ «РОБОЗНАТОК»

Изучение принципов работы рычага. Решение карточки. Обсуждение темы: «Землетрясение».

1

1

26

Работа с инструкцией «Создание симулятора землетрясений». Среда программирования: изучение блока «Цикл».

1

1

27

Повторение принципов работы рычага. Решение карточки. Обсуждение темы: «Игра в баскетбол».

1

1

28

Работа с инструкцией «Баскетбольное кольцо». Среда программирования: изучение блока «Начать нажатием по клавише».

1

1

29

Изучение принципов работы реечного механизма. Решение карточки. Обсуждение темы: «Рождество».

1

1

30

Работа с инструкцией «Рождественский ангел». Среда программирования: изучение блока «Показать средний размер».

1

1

31

Повторение принципов работы реечного механизма. Решение карточки. Обсуждение темы: «Новогодняя ёлка».

1

1

32

Работа с инструкцией «Ёлка». Среда программирования: повторение изученных блоков, самостоятельное создание программы для робота.

1

1

33

Изучение открытой ременной равнозначной передачи. Направление движения шкивов. Решение карточки. Обсуждение темы: «Сортировка отходов».

1

1

34

Работа с инструкцией «Создание сортировочной машины». Среда программирования: повторение изученных блоков, самостоятельное создание программы для робота.

1

1

35

Изучение открытой повышающей ременной передачи. Направление движения шкивов. Решение карточки. Обсуждение темы: «Черепаха».

1

1

36

Работа с инструкцией «Черепаха». Среда программирования: повторение изученных блоков, самостоятельное создание программы для робота.

1

1

37

Изучение открытой понижающей ременной передачи. Направление движения шкивов. Решение карточки. Обсуждение темы: «Аллигаторы».

1

1

38

Работа с инструкцией «Голодный аллигатор». Среда программирования: повторение изученных блоков, самостоятельное создание программы для робота.

1

1

39

Изучение перекрестной ременной передачи. Направление движения шкивов. Решение карточки.

1

1

40

Самостоятельная работа. Машинка на ременной передаче.

1

1

Проект

41

Изучение равнозначной зубчатой передачи. Направления зубчатых колес. Решение карточки. Обсуждение темы: «Парусники».

1

1

42

Работа с инструкцией «Парусник». Среда программирования: изучение блока «Действие с экраном».

1

1

43

Изучение повышающей зубчатой передачи. Направления зубчатых колес. Решение карточки. Обсуждение темы: «Робовентелятор».

1

1

44

Работа с инструкцией «Робовентелятор». Среда программирования: изучение работы и понятия «Счётчик».

1

1

45

Изучение понижающей зубчатой передачи. Направления зубчатых колес. Решение карточки. Обсуждение темы: «Профессия повар».

1

1

46

Работа с инструкцией «Повар». Среда программирования: закрепление и изучение работы и понятия «Счётчик».

1

1

47

Изучение зубчатой передачи с паразитным колесом. Направления зубчатых колес. Решение карточки. Обсуждение темы: «Военная техника».

1

1

48

Самостоятельная работа. Машинка на зубчатой передаче.

1

1

Проект

49

Изучение равнозначной конической передачи. Направления зубчатых колес. Решение карточки. Обсуждение темы: «Танцы».

1

1

50

Работа с инструкцией «Танцы». Среда программирования: изучение блока входа «Звук».

1

1

51

Изучение повышающей конической передачи. Направления зубчатых колес. Решение карточки. Обсуждение темы: «Шагающие роботы».

1

1

52

Работа с инструкцией «Шагающий робот». Среда программирования: изучение блока входа «Случайное число».

1

1

53

Изучение понижающей конической передачи. Направления зубчатых колес. Решение карточки. Обсуждение темы: «Спирограф».

1

1

54

Работа с инструкцией «Спирограф». Среда программирования: изучение блока входа «Экран».

1

1

55

Самостоятельная работа. Машинка на конической зубчатой передаче.

1

1

проект

56

Изучение червячной передачи. Решение карточки. Обсуждение темы: «Луноход».

1

1

57

Работа с инструкцией «Луноход». Среда программирования: изучение блока  «Отправить сообщение/письмо» и «Начать при получении сообщения/письма»

1

1

58

Изучение червячной передачи. Решение карточки. Обсуждение темы: «Карусель».

1

1

59

Работа с инструкцией «Карусель». Среда программирования: изучение и повторение блока  «Отправить сообщение/письмо» и блока «Начать при получении сообщения/письма»

1

1

60

Изучение червячной передачи. Решение карточки. Обсуждение темы: «Токарный станок».

1

1

61

Работа с инструкцией «Токарный станок». Среда программирования: изучение и повторение блока  «Отправить сообщение/письмо» и блока «Начать при получении сообщения/письма»

1

1

62

Закрепление знаний по ременной передаче. Решение карточки. Обсуждение темы: «Вездеходы».

1

1

63

Закрепление знаний по зубчатой передаче. Решение карточки. Обсуждение темы: «Метаморфоз».

1

1

64

Закрепление знаний по конической зубчатой передаче. Решение карточки. Обсуждение темы: «Дельфин».

1

1

64

34

30


Тематическое планирование

«Магия визуального языка программирования для роботов» (подготовительная к школе группа)

№ п/п

Название разделов, тем

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Комплектование групп. Проведение собеседования с обучающимися

1

1

0

Инструктаж по ОТ и ТБ. Мультимедийная  презентация курса: цели и задачи

1

1

0

Октябрь

1 неделя

Основные особенности программного обеспечения Scratch 3.0

2

1

1

Практическая работа

2 неделя

3 неделя

Этапы построения модели в среде Scratch 3.0

4

2

2

Практическая работа

4 неделя

Рисование героев сказок в среде Scratch 3.0

2

1

1

Практическая работа

Ноябрь

1 неделя

Программирование в графическом редакторе Scratch 3.0

2

1

1

2 неделя

Знакомство с интерфейсом визуального языка программирования Scrach 3.0. (Политра блоков. Спрайты)

2

1

1

Практическая работа

3 неделя

Проект без хаба

«Полицейская машина»

2

1

1

Практическая работа

4 неделя

Проект «Улитка». Блоки. Установить цвет лампочки.

2

1

1

Практическая работа

Декабрь

1 неделя

2 неделя

Проект «Охранник». Программируем датчик движения. Добавляем свой голос.

4

2

2

Практическая работа

3 неделя

4 неделя

Проект «Майло». Создание нескольких спрайтов.

4

2

2

Практическая работа

Январь

2 неделя

 3 неделя

Проект «Спутник». Работаем с фоном в графическом редакторе.

4

2

2

Практическая работа

4 неделя

Проект «Мельница». Создаем вращательное движение спрайтов за счет  смены костюмов.

2

1

1

Практическая работа

Февраль

1 неделя

Проект «Горилла»

2

1

1

Практическая работа

2 неделя

3 неделя

Проект «Вездеход». Программируем с помощью блоков «показаться», «спрятаться».

4

2

2

Практическая работа

4 неделя

Проект «Пчелка».

2

1

1

Практическая работа

Март

1 неделя

2 неделя

Проект «Гоночный автомобиль». Управляем скоростью мотора с помощью датчиков и клавиатуры.

4

2

2

Практическая работа

3 неделя

4 неделя

Проект «Рыбка» Создаем подвижные фоны.

4

2

2

Апрель

1 неделя

2 неделя

Проект «Лягушка» Учимся программировать беседу между спрайтами.

4

2

2

3 неделя

4 неделя

Проект «Майнкрафт» Изучение блоков. Принцип мультика с помощью блоков «передать сообщение».

4

2

2

Май

1 неделя

2 неделя

Региональный робототехнический фестиваль «ИКаРенокт»

4

2

2

3неделя

Всероссийский робототехнический фестиваль «ИКаРенокт»

2

1

1

4 неделя

Итоговая аттестация

2

1

1

защита портфолио

Итого часов

64

33

31

1.4. Планируемые результаты

Предметные. Учащиеся:

∙ Будут иметь представление о роли и значении робототехники в жизни;

∙ Поймут смысл принципов построения робототехнических систем и смогут объяснять их значение;

∙ Овладеют основными терминами робототехники и смогут использовать их при проектировании и конструировании робототехнических система;

∙ Освоят основными принципы и этапы разработки проектов и смогут самостоятельно и/или с помощью учителя создавать проекты;

∙ Освоят принципы работы механических узлов и смогут понять назначение и принципы работы датчиков различного типа;

∙ Смогут выполнить алгоритмическое описание действий применительно к решаемым задачам;

∙ Смогут использовать визуальный язык для программирования простых робототехнических систем;

 ∙ Смогут отлаживать созданных роботов самостоятельно и/или с помощью учителя.

Метапредметные. Учащиеся смогут:

∙ Найти практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в рамках школьной программы.

 ∙ Получить практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной деятельности;

∙ Выработать стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов;

∙ Использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач.

∙ Использовать на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять алгоритмы решения различных задач;

∙ Использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и повседневной жизни.

Личностные. Учащиеся смогут:

∙ Получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях.

∙ Найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе;

∙ Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе;

∙ Научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов.

∙ Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности.

∙ Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав – 10 человек.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раз в неделю, по 20-30 минут.

Время занятий 4-5 лет включает 20. мин. учебного времени и 10. мин. обязательный перерыв, 6-7 лет 30 мин. учебного времени.и 10 мин. перерыв.

Вводная часть: беседа (коонструирование по замыслу, образцу, по схеме, программирование)

Основная часть(программирование):

Заключительная часть:

1.5. Воспитание

         В данной программе включены учебные блоки для развития профессиональной ориентации и компетенций дошкольных учреждений.    В процессе реализации программы проводиться учебные занятия по изучению мира труда; в ходе игровой деятельности изучают особенности различных профессий и  осваивают  трудовые навыки с использованием созданных роботов; формируется мотивация и интересы детей с учётом особенностей их возраста и состояния здоровья.


  1. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график

Режим деятельности

Дополнительная общеразвивающая программа «Роботенок»

1

Начало учебного года

1 октября

2

Продолжительность учебного периода

32 учебные недели

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю по 1 учебному часу

5

Количество часов

64 часа

6

Окончание учебного года

30 мая 2025

7

Период реализации программы

01.10.2024 – 31.05.2025

Календарный учебный график в рамках реализации ДООП «Роботенок» регламентируется Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4 3172-14), Уставом Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными актами …

 Режим        занятий. Занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующей на 2024-2025 учебный год.

Учебные занятия ведутся в форме практической проектной работы с учетом учебной нагрузки педагога по временному утвержденному расписанию, составленному на период каникул (кроме праздничных дней).

Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (выходные дни):

1, 2, 3, 4, 5, 6, января – Новогодние каникулы;

7 января 2022г. – Рождество Христово

23 февраля 2022г.– День защитника Отечества;

8 марта 2022г. – Международный женский день;

1 мая 2022г. - Праздник весны и труда;

9мая 2022г. – День Победы;

4 ноября 2021 г.- День народного единства


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: …

№ п/п

Информационное обеспечение

Оборудование и материалы

Технические средства

Учебная программа

Конструкторы конструктора LEGO WEDO

Компьютер с блютус

Методические разработки

Презентации. Рабочие тетради учащихся

Системный блок

Доступ в интернет

Методическая литература

Принтер

Дидактический материал

Дополнительные кубики лего

МФУ

Наглядный материал

Карточки, инструкции.

Экран для демонстрации

Журналы

Справочная литература

Информационные стенды

Медиатека

Презентации  к урокам

Альбомы

0

Периодические издания

Формы аттестации

Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.

 Промежуточная и итоговая аттестация проводится за счет времени, отведенного на освоение программы.

время

Цель проведения

формы

Промежуточная аттестация

Январь 2025

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление обучающихся отстающих и опережающих обучение.

Соревнование тестирование, выставка творческих работ.

Итоговая аттестация

Май 2025

Определение результатов обучения за учебный год.

Соревнование тестирование, выставка творческих работ, Проекты учащихся.

Формы отслеживания и фиксации результатов

Для отслеживания текущих результатов реализации программы применяются различные методы:

  • диагностика (творческие задания) активизации познавательной мотивации и творческих способностей;
  • педагогическое наблюдение, в процессе которого каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках кружка и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.

Формы представления результатов:

  • тестирование;
  • соревнования;
  • участие в выставках, конкурсах;
  • викторина;
  • опрос;
  • презентация творческих работ;
  • коллективный анализ работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в мониторинговых картах.

К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:

  •  индивидуальный характер, требующий осуществления отслеживания за работой каждого обучающегося;
  •  систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;
  • разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;
  • всесторонность, то есть должна обеспечиваться проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков обучающихся;
  • дифференцированный подход.

Оценочные материалы

В систему промежуточной и итоговой аттестации обучающихся включена проверка теоретических знаний (_4 ч).

        Оценивание производится в соответствии с критериями по бинарной системе ЗАЧЕТ-НЕЗАЧЕТ и фиксируется в протоколе (Приложение 4,5), при этом учитывается уровень освоения ДООП:

 

% выполнения работы

уровень

 оценка

 100%

высокий

зачёт

50-70%

средний

зачёт

менее 50%

достаточный

зачёт

менее 20%

недостаточный

незачёт

Для оценивания образовательных результатов обучающихся (теория) используются тестовые задания - викторины, которые демонстрируют динамику развития учащихся.

Промежуточная и итоговая аттестация организуется в форме викторины (Приложение 6,7)

Методические материалы

Методы обучения:

Эффективность обучения основам робототехники достигается  использованием в организации занятий проводимых с применением следующих методов по способу получения знаний:

∙ Объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

∙ Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)

∙ Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;

 ∙ Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

∙ Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу),

∙ Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога; ∙ Поисковый – самостоятельное решение проблем;

∙ Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогам, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.

∙ Метод проектов. Проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

Дидактические материалы:

  1. раздаточные материалы;
  2. презентации, инструкционные, технологические карты;
  3. задания, упражнения; образцы изделий и т.п.;
  4. Программное обеспечение ПервоРобот LEGO® WeDoTM (LEGO Education WeDo Software);
  5. 2009580 ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект заданий;
  6. ПервоРобот LEGO WeDo, Книга для учителя.


2.6. Список литературы

Для педагогов:

  1. Золотарева А.С. Образовательная робототехника с Lego WeDo 2.0 Наука и техника, 2018. – 60 с

  2. Методические рекомендации по образовательной робототехнике. Сборник 1. /Ассоциация инженерного образования детей; Томский физико-технический лицей. - Томск: Изд-во Томского физикотехнического лицея, 2017. - 89 с.
  3. ПервоРобот LEGO WeDo, Книга для учителя. – 2018. Электронная версия
  4. Робототехника 2-4 классы. Учебное пособие в 4-х частях. Часть 3 | Павлов Дмитрий Игоревич, - Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 89 с.

Для учащихся:

  1. Привет, робот! Моя первая книга по робототехнике | Иркова Ю. А., Русин Г. С. -  Наука и техника, 2018. - 304

  2. Филиппов С. А. Ф 53 Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление / С. А. Филиппов ; сост. А. Я. Щелкунова. — 3-е изд. — М. : Лаборатория знаний, 2021. — 190 с. : ил. — (Школа юного инженера).

.


Приложение

Мониторинговая карта

 результативности освоения ДООП

по итогам проведения промежуточной аттестации

Объединение:_____________________  Год обучения:_______

Название ДООП:______________________________________________________

ФИО педагога: _______________________________________________________

Дата проведения:_______________________________________________________

Форма аттестации: промежуточная

Форма проведения аттестации: тест

   Вопросы викторины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл - достаточный уровень

Суммарный балл

% выполнения

Уровень

11-12

 100

 высокий

зачёт

6-10

50-70%

средний

зачёт

3- 5

менее 50%

достаточный

зачёт

0-2

менее 20%

 недостаточный

незачёт

Диагностика уровня знаний и умений по дополнительной общеразвивающей программе «Роботёнок» для детей 4 - 7 лет

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей (первый этап – в октябре, второй этап – в мае).

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию

у детей 4 - 6 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по по образцу, схеме

Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещении элементов конструкции относительно друг друга

Ребёнок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.  

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию

у детей 6 - 7 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по по образцу, схеме

Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает развернутые  замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые  из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно "путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка имеет четких соединений деталей. Требуется постоянная помощь взрослого

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок  не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Lego-конструирование» (4-7 лет)

Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»

Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...

дополнительна общеобразовательная программа технической направленности "маленький механик"

Программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений, на основе чтения чертежей, составления схем, чертежей, моделей, конструирования из разных ...

Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Легоконструирование и робототехника» для детей 5 – 7 лет

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе технической направленности по развитию конструкторских способностей детей от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе  технической направленности по развитию у детей 6-7 лет конструкторских способностей на основе элементарного компьютерно...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности

Для детей 5-7 лет «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Центр Лего-конструирования"

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экс...