Статья "Интеллектуально - познавательное развитие детей подготовительной группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя".
статья (подготовительная группа)

Афанасьева Александра Владимировна

Интеллектуальное развитие дошкольников - многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка, оно является важнейшей состовной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуально – познавательное развитие детей подготовительной группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках.

 Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира. У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего. Главное условие интеллектуального развития ребенка – положительная атмосфера в семье. Внимательные родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться. Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

В настоящее время идет активный поиск современных методов и приемов, которые могли бы эффективно решить задачи ФОП и подготовить ребенка к жизни в будущем, к неизвестной нам жизни. Ребенок должен знать как и уметь находить новую информацию, обрабатывать ее, и применять в жизни.

В современной дидактике идет поиск оптимальных средств становления социально – значимой, творчески направленной личности.

Возникает вопрос: каким образом строить образовательный процесс сегодня в нашем детском саду? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с 3 летнего возраста.

Некоторые ответы на этот вопрос дают педагогические направления:

  • Интерактивное обучение;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Методы ОТСМ-ТРИЗ-педагогики;
  • Метод проектов.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «умные книжки самоделки». Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.

Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Использование компьютерных технологий помогает:

  • привлекать пассивных детей к активной деятельности;
  • делать НОД более наглядными, интенсивными;
  • активизировать познавательный интерес;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
  • реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

«ОТСМ-ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и общей теории сильного мышления (ОТСМ). В основе ОТСМ-ТРИЗ – педагогики лежат:

  • Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ);
  • Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ТРИЗ)
  • Методология работы со сложными комплексами разнородных междисциплинарных проблем на (ОТСМ), в основе которой лежит классическая ТРИЗ;

Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной активности, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, практические умения, а также является уникальным способом сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, помогает заинтересовать его, увлечь его в эту деятельность. Данная технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, даёт возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей, помогает осваивать воспитанникам окружающую действительность.

Таким образом, применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми.

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательное развитие детей младшей группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.

В период дошкольного детства благодаря интеллектуально- познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка. Интеллектуал...

«Интеллектуально-познавательное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы».

Проблема интеллектуального развития дошкольников является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий.Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества...

Интеллектуально-познавательное развитие детей средней группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.

В качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Инновационный процесс ...

Интеллектуально-познавательное развитие детей младшей группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматр...

Интеллектуально-познавательное развитие детей младшей группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматр...