Интеллектуально-познавательное развитие детей младшей группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.
статья (младшая группа)

Кошкина Ксения Валерьевна

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных технологий и методов работы с дошкольниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshkina-vystuplenie.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательное развитие детей младшей группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя».

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных технологий и методов работы с дошкольниками. Профессор Л. А. Венгер и сотрудники его лаборатории исследовали основные закономерности развития познавательных способностей дошкольника и выяснили, что познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные способности тесно связаны с восприятием ребенка предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Восприятие - первая ступень познания мира; на основе его образов строятся память, мышление и воображение. Интеллектуальные способности обеспечивают легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку найти оригинальные способы средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры (сюжет) и замысел рисования, лепки и др.

Познавательные способности обеспечивают ребенку познание предметов и явлений окружающего мира, и они тесно связаны с познавательными процессами.

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?).

Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может. Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека. В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания - восприятие сведений на уровне слов - позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому необходимо отдать должное коллекционированию.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста.

.

На первый взгляд традиция и инновация – это два диаметрально противоположных понятия. Традиция – это то, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действия, укоренившийся порядок в чем-либо, обычай. А инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Но ведь любая традиция когда-то была инновационным введением, а постоянно реализуемое новшество обязательно становится традицией. Поэтому можно сделать вывод о том, что понятия традиции и инновации связаны между собой.

Кроме того, соблюдение определенных традиций в ДОУ можно определить, как одну из инновационных форм совместной деятельности взрослых и детей в ходе реализации образовательного процесса.

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

  • здоровьесберегающие;
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологии «лэпбук»;
  • личностно-ориентированные;
  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения и др.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса.

К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить домашних животных в одной стороне доски, а диких животных — в другой. На занятиях по математике (и не только) большой эффективностью является наглядный материал:дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования

Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования...

Интеллектуально-познавательное развитие детей младшей группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.

В период дошкольного детства благодаря интеллектуально- познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка. Интеллектуал...

«Интеллектуально-познавательное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы».

Проблема интеллектуального развития дошкольников является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий.Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества...

Интеллектуально-познавательное развитие детей средней группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.

В качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Инновационный процесс ...

Интеллектуально-познавательное развитие детей младшей группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматр...