Тема: Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.
консультация (старшая группа)
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.
Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное воспитание дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
В настоящее время идет активный поиск современных методов и приемов, которые могли бы эффективно решить задачи ФГОС и подготовить ребенка к жизни в будущем, к неизвестной нам жизни. Ребенок должен знать как и уметь находить новую информацию, обрабатывать ее, и применять в жизни.
В современной дидактике идет поиск оптимальных средств становления социально – значимой, творчески направленной личности.
Возникает вопрос: каким образом строить образовательный процесс сегодня в нашем детском саду? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с 3 летнего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Миляуша Айратовна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №89 «Бригантина»
Красносельского района СПБ
Тема: Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.
Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное воспитание дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
В настоящее время идет активный поиск современных методов и приемов, которые могли бы эффективно решить задачи ФГОС и подготовить ребенка к жизни в будущем, к неизвестной нам жизни. Ребенок должен знать как и уметь находить новую информацию, обрабатывать ее, и применять в жизни.
В современной дидактике идет поиск оптимальных средств становления социально – значимой, творчески направленной личности.
Возникает вопрос: каким образом строить образовательный процесс сегодня в нашем детском саду? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с 3 летнего возраста.
Некоторые ответы на этот вопрос дают педагогические направления:
- Интерактивное обучение;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Методы ОТСМ-ТРИЗ-педагогики;
- Метод проектов.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «умные книжки самоделки». Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.
Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
«ОТСМ-ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и общей теории сильного мышления (ОТСМ). В основе ОТСМ-ТРИЗ – педагогики лежат:
- Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ);
- Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ТРИЗ)
- Методология работы со сложными комплексами разнородных междисциплинарных проблем на (ОТСМ), в основе которой лежит классическая ТРИЗ;
Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной активности, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, практические умения, а также является уникальным способом сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, помогает заинтересовать его, увлечь его в эту деятельность. Данная технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, даёт возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей, помогает осваивать воспитанникам окружающую действительность.
Таким образом, применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми.
Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»
Условия формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Поэтому, работая уч...
«Интеллектуально-познавательные игры для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения»
Цель: закрепление полученных ранее знаний по правилам дорожного движения. Активизация словарного запаса детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Воспитание потре...
«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»
Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...
«Интеллектуально-познавательное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы».
Проблема интеллектуального развития дошкольников является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий.Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества...
Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы воспитателя
Интеллектуально-познавательное развитик детей старшего дошкольного возраста...
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...
Тема самообразования: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через инновационные технологии»
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога...