Самообразование "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры"
материал

Василишина Екатерина Михайловна

Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию в условиях реализации ФОП

Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.

Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.

Срок работы над темой: 2022 - 2023 уч. г.

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой, вызывать сострадание к обиженным, дружелюбие, умение раскаиваться в плохих поступках, мириться, учить ласковому отношению к животным поможет ознакомление с русскими народными песнями, потешками, прибаутками, пестушками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми, разными видами театра, а также с предметами, названия которых встречаются в народных сказках и прибаутках (печь, коромысло, ухват, кочерга, голичок, корыто и т. п.); с летними крестьянскими работами в поле и огороде, с трудом кузнеца; с православными праздниками, некоторыми народными обычаями и традициями: гостеприимство, ярмарки, народные гулянья в праздники, зазывание весны, птиц, торжественный выгон скота в мае; с русским костюмом, предметами декоративно-прикладного искусства, народной игрушкой.
  2. Развивать устную речь ребенка, обогащать его словарь.

Прогнозируемый результат: дети знакомятся с «избой» и ее обитателями; с колыбельными песенками, новыми прибаутками, с русскими народными промыслами; знакомятся с дымковской и богородской игрушками, происходит закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток.

Актуальность: известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1. Давайте знакомиться.

Цель: знакомство с «избой» и ее обитателями; создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно-игровой формы с потешками о детях и прибаутками о котике.

2. Коток-воркоток.

Цель: знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками и песенками про котика и кошечку, а также с обстановкой избы и предметами быта.

3. Веселые гости.

Цель: развитие умения понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок».

Ноябрь

1. Хозяйкины помощники.

Цель: развитие умению уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку.

2. В гостях у матрешек.

Цель: напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой.

3. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат.

Цель: знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками. Показ сопровождать прибаутками, песнями, игровыми действиями, сказкой «Маша и медведь».

Декабрь

 1. Гость на гость – хозяйке радость.

Цель: развитие темы о русском гостеприимстве; дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, 8 пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль».

2. Мишуткина сказка.

Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях; знакомство со сказкой «Три медведя»; вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку.

3. Как дедушка Егор на ярмарку ездил.

Цель: развитие умения отгадывать народные загадки; знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду.

Январь

 1.Нынче ярмарка у нас!

Цель: отгадывание старых и новых загадок о знакомых предметах. Продолжение знакомства с богородской игрушкой. Рисование дымковских узоров.

2. Одеяло для медведя.

Цель: изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Развитие умения получать радость от бескорыстной помощи.

3. Про зайца.

Цель: обобщение известного детям фольклора о зайце. Развитие умения детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение.

Февраль

1. . Аннушкины песенки.

Цель: продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской.

2. Перепутки ради шутки.

Цель: в игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

3. Скалка, помоги испечь пироги.

Цель: ознакомление детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщение их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы.

 Март

1. Привередница.

Цель: поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель».

2. Платок – посередочке цветок.

Цель: ознакомление детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада.

3. Не в свои сани не садись.

Цель: рассказать о событии в избушке, знакомя детей с особым народным стилем изложения. Знакомство с новой пословицей, пестушкой и сказкой «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».

Апрель

1.Тень-тень-потетень, веселимся целый день.

Цель: составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным.

2. Весна зиму поборола.

Цель: развитие умения замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему.

3. Медвежонок проснулся.

Цель: ознакомление с новыми играми, вспомнить в процессе общения колыбельные песенки, хоровод со сказочным медвежонком. Отметить еще одну примету весны: медведь просыпается в берлоге.

Май

1. Помоги нам, Петя, разбудить медведя.

Цель: ознакомление с новыми прибаутками, приговорками, часть из них обыграть. Повторить народную игру, аккомпанируя плясовую. Познакомить со сказкой «Коза-дереза», похвалить смелого петушка, всегда играющего положительную роль в народной сказке.

2. Выше города плетень.

Цель: развитие умения мастерить плетень. Инсценировать песенку «Тень-тень-потетень». Поиграть в народные подвижные игры.

3. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!

Цель: занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

1. Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.

2. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи. 

 3. Повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Изучение литературы по теме:

  1. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
  4. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.



Предварительный просмотр:

План по самообразованию в условиях реализации ФОП

Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа.

Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.

Срок работы над темой: 2024 - 2025 уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным; стремление радовать всех своим трудом, осуждение и неприятие зла; воспитание умения вести себя, не причиняя неприятностей окружающим, а заботясь о них.
  2. Воспитывать любовь к русской природе, развивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года; дружно и слаженно заниматься общей работой, чувствовать успешность совместного труда; продолжать знакомить детей с русскими обычаями и традициями, углублять знания о православных и народных праздниках.
  3. Продолжать знакомить детей с русскими художественными промыслами, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней; расширять знакомство с произведениями устного народного творчества, развивать художественный вкус детей; продолжать обогащать словарный запас, развивать речь детей; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры, пляски, хоровода.

Прогнозируемый результат: дети знают о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине; воспитывается доброе отношение к животным; знают народные загадки; уважительно относятся к чужой работе; имеют представления о правилах хождения в гости.

Актуальность: известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа.

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1. Травушка-муравушка.

Цель: беседа о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине, о заготовке сена для домашних животных. Обратить внимание детей на бережное отношение к природе. Инсценировать народную песенку, поиграть в народную игру, познакомить со сказкой «Лиса и дрозд».

2. Заскочил козлик в огород.

Цель: воспитывать доброе отношение к животным. Отгадывание загадок об овощах, припоминание знакомых загадок о домашних животных, знакомство с народными песенками «Заскочил козлик…» и «Про козла».

3. Веселые гости.

Цель: развитие умения понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок».

Ноябрь

1. Хозяйкины помощники.

Цель: развитие уважительного отношения к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку.

2. В гостях у матрешек.

Цель: напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. Поиграть в игры «Кому с матрешками плясать» и «Андрей-воробей».

3. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат.

Цель: знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками.

Декабрь

1. Гость на гость – хозяйке радость.

Цель: развитие темы о русском гостеприимстве. Дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль».

2. Мишуткина сказка.

Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях. Знакомство со сказкой «Три медведя». Вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. Разучивание народной игры.

3. Три медведя будут рады.

Цель: развитие умения исправлять ошибки в своем поведении, заглаживать вину хорошим поступком.

Январь

1. Как дедушка Егор на ярмарку ездил.

Цель: развитие умения отгадывать народные загадки. Знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду.

2. Курица-красавица.

Цель: беседа о деревенской домашней птице с использованием прибауток, загадок, песенок. При показе инсценировки «Курочка Ряба» повторить названия предметов домашней утвари.

3. Одеяло для медведя.

Цель: изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Умение получать радость от бескорыстной помощи.

Февраль

1. Про зайца.

Цель: обобщение известного детям фольклора о зайце. Учить детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение.

2. Аннушкины песенки.

Цель: продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской.

3.  Перепутки ради шутки.

Цель: в игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

 Март

  1. Скалка, помоги испечь пироги.

Цель: ознакомление детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщать их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы.

  1. Привередница.

Цель: поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель».

  1. Платок – посередочке цветок.

Цель: ознакомление детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. Аппликация из готовых форм на цветном фоне – развитие художественного вкуса.

Апрель

1. Тень-тень-потетень, веселимся целый день.

Цель: весело отметить Масленицу. Составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным.

2. Весна зиму поборола.

Цель: развитие умения замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему. Коллективная работа «Солнышко» – обучение слаженно и дружно трудиться.

3. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

Цель: беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Умение понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» в варианте, представленном в мультфильме – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками.

Май

1. Жар-птица с березой не сравнится.

Цель: воспитывание любови к русской природе. Познакомить с народными сказками «Береза и жар-птица», «Как коза избушку построила», а также с такими предметами как светец, лучина, банный веник.

2. Сказка своими руками.

Цель: продолжение темы любви к родной природе. Совместное со взрослыми рисование квачиками на тему сказки «Волшебное блюдечко».

3. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!

Цель: занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

1. Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.

2. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи. 

 3. Повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

4. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс по приобщению к истокам русской народной культуры.

Изучение литературы по теме:

  1. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
  4. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.

Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры

Статья расскажет о том,  как через традиции русской  народной культуры  развивать  у дошкольников  чувство патриотизма....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры.

Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, стане...

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие воспитанников младшей группы...