Самообразование "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры"
материал
Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию в условиях реализации ФОП
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.
Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.
Срок работы над темой: 2022 - 2023 уч. г.
Задачи:
- Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой, вызывать сострадание к обиженным, дружелюбие, умение раскаиваться в плохих поступках, мириться, учить ласковому отношению к животным поможет ознакомление с русскими народными песнями, потешками, прибаутками, пестушками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми, разными видами театра, а также с предметами, названия которых встречаются в народных сказках и прибаутках (печь, коромысло, ухват, кочерга, голичок, корыто и т. п.); с летними крестьянскими работами в поле и огороде, с трудом кузнеца; с православными праздниками, некоторыми народными обычаями и традициями: гостеприимство, ярмарки, народные гулянья в праздники, зазывание весны, птиц, торжественный выгон скота в мае; с русским костюмом, предметами декоративно-прикладного искусства, народной игрушкой.
- Развивать устную речь ребенка, обогащать его словарь.
Прогнозируемый результат: дети знакомятся с «избой» и ее обитателями; с колыбельными песенками, новыми прибаутками, с русскими народными промыслами; знакомятся с дымковской и богородской игрушками, происходит закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток.
Актуальность: известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. Давайте знакомиться. Цель: знакомство с «избой» и ее обитателями; создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно-игровой формы с потешками о детях и прибаутками о котике. 2. Коток-воркоток. Цель: знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками и песенками про котика и кошечку, а также с обстановкой избы и предметами быта. 3. Веселые гости. Цель: развитие умения понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок». |
Ноябрь 1. Хозяйкины помощники. Цель: развитие умению уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку. 2. В гостях у матрешек. Цель: напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. 3. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат. Цель: знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками. Показ сопровождать прибаутками, песнями, игровыми действиями, сказкой «Маша и медведь». |
Декабрь 1. Гость на гость – хозяйке радость. Цель: развитие темы о русском гостеприимстве; дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, 8 пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль». 2. Мишуткина сказка. Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях; знакомство со сказкой «Три медведя»; вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. 3. Как дедушка Егор на ярмарку ездил. Цель: развитие умения отгадывать народные загадки; знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду. |
Январь 1.Нынче ярмарка у нас! Цель: отгадывание старых и новых загадок о знакомых предметах. Продолжение знакомства с богородской игрушкой. Рисование дымковских узоров. 2. Одеяло для медведя. Цель: изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Развитие умения получать радость от бескорыстной помощи. 3. Про зайца. Цель: обобщение известного детям фольклора о зайце. Развитие умения детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение. |
Февраль 1. . Аннушкины песенки. Цель: продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской. 2. Перепутки ради шутки. Цель: в игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». 3. Скалка, помоги испечь пироги. Цель: ознакомление детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщение их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы. |
Март 1. Привередница. Цель: поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель». 2. Платок – посередочке цветок. Цель: ознакомление детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. 3. Не в свои сани не садись. Цель: рассказать о событии в избушке, знакомя детей с особым народным стилем изложения. Знакомство с новой пословицей, пестушкой и сказкой «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». |
Апрель 1.Тень-тень-потетень, веселимся целый день. Цель: составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным. 2. Весна зиму поборола. Цель: развитие умения замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему. 3. Медвежонок проснулся. Цель: ознакомление с новыми играми, вспомнить в процессе общения колыбельные песенки, хоровод со сказочным медвежонком. Отметить еще одну примету весны: медведь просыпается в берлоге. |
Май 1. Помоги нам, Петя, разбудить медведя. Цель: ознакомление с новыми прибаутками, приговорками, часть из них обыграть. Повторить народную игру, аккомпанируя плясовую. Познакомить со сказкой «Коза-дереза», похвалить смелого петушка, всегда играющего положительную роль в народной сказке. 2. Выше города плетень. Цель: развитие умения мастерить плетень. Инсценировать песенку «Тень-тень-потетень». Поиграть в народные подвижные игры. 3. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим! Цель: занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
1. Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.
2. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.
3. Повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Изучение литературы по теме:
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
- Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
Предварительный просмотр:
План по самообразованию в условиях реализации ФОП
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа.
Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.
Срок работы над темой: 2024 - 2025 уч. г.
Задачи:
- Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным; стремление радовать всех своим трудом, осуждение и неприятие зла; воспитание умения вести себя, не причиняя неприятностей окружающим, а заботясь о них.
- Воспитывать любовь к русской природе, развивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года; дружно и слаженно заниматься общей работой, чувствовать успешность совместного труда; продолжать знакомить детей с русскими обычаями и традициями, углублять знания о православных и народных праздниках.
- Продолжать знакомить детей с русскими художественными промыслами, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней; расширять знакомство с произведениями устного народного творчества, развивать художественный вкус детей; продолжать обогащать словарный запас, развивать речь детей; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры, пляски, хоровода.
Прогнозируемый результат: дети знают о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине; воспитывается доброе отношение к животным; знают народные загадки; уважительно относятся к чужой работе; имеют представления о правилах хождения в гости.
Актуальность: известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа.
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. Травушка-муравушка. Цель: беседа о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине, о заготовке сена для домашних животных. Обратить внимание детей на бережное отношение к природе. Инсценировать народную песенку, поиграть в народную игру, познакомить со сказкой «Лиса и дрозд». 2. Заскочил козлик в огород. Цель: воспитывать доброе отношение к животным. Отгадывание загадок об овощах, припоминание знакомых загадок о домашних животных, знакомство с народными песенками «Заскочил козлик…» и «Про козла». 3. Веселые гости. Цель: развитие умения понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок». |
Ноябрь 1. Хозяйкины помощники. Цель: развитие уважительного отношения к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку. 2. В гостях у матрешек. Цель: напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. Поиграть в игры «Кому с матрешками плясать» и «Андрей-воробей». 3. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат. Цель: знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками. |
Декабрь 1. Гость на гость – хозяйке радость. Цель: развитие темы о русском гостеприимстве. Дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль». 2. Мишуткина сказка. Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях. Знакомство со сказкой «Три медведя». Вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. Разучивание народной игры. 3. Три медведя будут рады. Цель: развитие умения исправлять ошибки в своем поведении, заглаживать вину хорошим поступком. |
Январь 1. Как дедушка Егор на ярмарку ездил. Цель: развитие умения отгадывать народные загадки. Знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду. 2. Курица-красавица. Цель: беседа о деревенской домашней птице с использованием прибауток, загадок, песенок. При показе инсценировки «Курочка Ряба» повторить названия предметов домашней утвари. 3. Одеяло для медведя. Цель: изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Умение получать радость от бескорыстной помощи. |
Февраль 1. Про зайца. Цель: обобщение известного детям фольклора о зайце. Учить детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение. 2. Аннушкины песенки. Цель: продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской. 3. Перепутки ради шутки. Цель: в игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». |
Март
Цель: ознакомление детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщать их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы.
Цель: поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель».
Цель: ознакомление детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. Аппликация из готовых форм на цветном фоне – развитие художественного вкуса. |
Апрель 1. Тень-тень-потетень, веселимся целый день. Цель: весело отметить Масленицу. Составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным. 2. Весна зиму поборола. Цель: развитие умения замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему. Коллективная работа «Солнышко» – обучение слаженно и дружно трудиться. 3. Хочешь есть калачи – не лежи на печи. Цель: беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Умение понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» в варианте, представленном в мультфильме – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками. |
Май 1. Жар-птица с березой не сравнится. Цель: воспитывание любови к русской природе. Познакомить с народными сказками «Береза и жар-птица», «Как коза избушку построила», а также с такими предметами как светец, лучина, банный веник. 2. Сказка своими руками. Цель: продолжение темы любви к родной природе. Совместное со взрослыми рисование квачиками на тему сказки «Волшебное блюдечко». 3. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим! Цель: занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
1. Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.
2. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.
3. Повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
4. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс по приобщению к истокам русской народной культуры.
Изучение литературы по теме:
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
- Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...
"Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры"
Методические рекомендации для воспитателей....
Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.
Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры
Статья расскажет о том, как через традиции русской народной культуры развивать у дошкольников чувство патриотизма....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры.
Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, стане...
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».
Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие воспитанников младшей группы...