Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры.
материал

Семечкова Наталья Николаевна

Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семечкова Наталья Николаевна

Воспитатель

        1 квалификационная категория

«Детский сад № 29 присмотра и оздоровления»

города Мончегорска Мурманской области

Тел. 960-025-41-20

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры.

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». (Н. В. Шелгунов)

Известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

Понимая значимость данной проблемы, я реализую систему работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Реализация цели достигается решением следующих задач:

1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

2. Приобщить детей к традиционной православной России.

3. Формировать гражданское самосознание, любовь к родине и русскому народу.

4. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

5. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера.

Россия - поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Это мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Нет, и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней, своих традиций, обычаев…

Проблема нашего времени – отдаление  подрастающего поколения  от общественно-исторического опыта поколений,  от отечественной культуры. Необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. В нашем детском саду планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Задачами нашей работы являются:

•        знакомство детей с культурой и историей своего народа;

•        формирование чувства сопричастности к культурному наследию;

•        формирование таких нравственных качеств как  доброта, сострадание, трудолюбие;

•        вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Для того, чтобы начать решать эти задачи, надо было создать необходимую  предметно-развивающую среду.  С помощью родителей мы оформили «Мини музей народных промыслов», где разместили  предметы народного быта: посуда, игрушки и т.д. Дети  с удовольствием его посещают, получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта. Оформила  патриотический уголок с российской символикой, где ребята знакомятся  с флагом, гербом России, историей их создания.

Работу по приобщению дошкольников к культурному наследию планирую в системе, по принципу «от простого к сложному», использую следующие формы работы:

  • знакомство и последующая работа с народным календарем
  • предпраздничные посиделки;
  • познавательные беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • творческую продуктивную  и игровую деятельность детей;
  • оформление в детском саду мини-музея
  • экскурсии, целевые прогулки по улицам города.

Дети с удовольствием участвуют в предпраздничных посиделках, где  дети разучивают стихи,  заклички, песни, водят хороводы, проводят игры. С интересом  изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника,  открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям. На посиделках к детям приходят игровые персонажи – бабушка, красна-девица, которые ведут живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки: «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается», «Далеко от нас было – не видать, а только лишь от стариков было слыхать»,знакомят детей  с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

В приобщении детей к народной культуре особую роль играют народные праздники. Это средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, где все объединяются совместными действиями, общим переживанием.

В нашем детском саду регулярно  проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: осенью - «Ярмарка»; зимой -«Новый год»,  «Святки», спортивный праздник в честь Защитников Отечества, «Масленица»; «Праздник солнца», весной - «День всех мам»,  «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «День русской березки» (Троица). На празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые создают настоящее праздничное настроение, и начинается игра-колядование, когда дети по группам ходят друг к другу в гости. Поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей, а потом сами включаются в общий праздник.

Любим с детьми праздновать Масленицу, устраивать гуляния с блинами. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.

На праздник Пасхи знакомим детей с играми с крашенками (пасхальными яйцами) - катание и битье, делаем поделки, рисуем рисунки.

Всю жизнедеятельность ребенка в детском саду пронизывает «Русский детский фольклор».

Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?

• Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, мы развиваем речь, получаем первые знания по грамматике и арифметике, культуре и поведению. Эмоциональней происходит познание природы и животного мира.

• Также использование фольклора оказывает влияние на физическое развитие детей.

• Высокое позиционное звучание речи влияет на формирование чистоты певческой интонации, дети начинают петь.

Таким образом, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения, через знакомство дошкольников с народными играми, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа, отражение образа жизни национальных традиций, обычаев. На прогулке дети любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «У медведя во бору», «Гуси», на музыкальных развлечениях используются такие игры как «Перетягивания каната», «Ручеёк» и т. д.

Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренирует реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы. Именно игра дает возможность проявить себя, показать свои способности.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовную чистоту и физическое совершенство.

Знакомим детей с  творчеством  русских умельцев: дымковской, городецкой, хохломской росписью. Особый интерес у детей вызывают яркие разноцветные матрёшки. Малышей знакомила с внешним видом, особенностями этой игрушки, а старших детей – с историей её возникновения, сведениями о мастерах, её создававших. Затем рассматривали, исследовали с  детьми  разнообразные  виды декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитьё, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Дети узнавали, как народное искусство  связано с природными особенностями их местожительства.

Много радости приносит детям  работа  с глиной, солёным тестом, нитками, бумагой и картоном, которые используются для изготовления народных игрушек и других предметов.  Они приобретали навыки работы с художественными материалами и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Важно знакомить  детей с русским народным костюмом,  а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой, прапрадедушкой. Малыши рассматривали иллюстрации, кукол в русских народных  костюмах, а старших знакомила с народными костюмами других национальностей. Внимание младших дошкольников акцентировала на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, а со старшими школьниками классифицировала его по принадлежности: праздничный, будничный, для женщины, девушки, женский, мужской. Знакомила с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. В рисунке, аппликации дети украшали народный костюм.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

 Системная работа с детьми в детском саду позволяет формировать  у дошкольников  знания о культурном наследии русского народа, позволяет почувствовать ребёнку свою  причастность  к наследию прошлого.

Литература:

-Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

 -Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

 -Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.

-Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры

Статья расскажет о том,  как через традиции русской  народной культуры  развивать  у дошкольников  чувство патриотизма....

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие воспитанников младшей группы...

Тема по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры в младшей группе» на 2023-2024год.

Известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и слож...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурным...

Самообразование в условиях реализации ФОП «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.

План по самообразованию в условиях реализации ФОП Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.Цель: нравственное воспитание ...