Проект для детей старшего дошкольного возраста «800-летие Нижнего Новгорода »
проект (старшая группа)

Алиева Севиндж Паша кызы

Формирование у детей чувства любви, гордости, патриотизма к своей малой родине- городу Нижнему Новгороду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_800_let_n_n.docx53.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

"Детский сад №368"

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«800-летие Нижнего Новгорода »

Разработала: воспитатель вышей категорией

Алиева С.П.

Нижний Новгород  2021 г

Продолжительность проекта: долгосрочный (15.03.21 - 24. 05.21)

Тип проекта: познавательный, творческий,игровой

 Вид проекта: творческий, исследовательский, долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Возраст детей: 5-6 лет

Проект «800 – летие Нижнего Новгорода»

Цель:

Формирование у детей чувства любви, гордости, патриотизма к своей малой родине- городу Нижнему Новгороду.

Задачи:

  • Формировать интерес к прошлому и настоящему города.
  • Обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его культурных ценностях
  • Расширять представления о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
  • Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножать богатства своего родного края и страны.
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Проблема:

В современное время даже коренные жители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её не важной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой родине.

« Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой родиной, городом Нижним Новгородом, в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, и чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Актуальность : В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, о родном городе. Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Приобщение к миру его культуры, любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает корней. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким  людям, детскому саду, к родному краю, родной стране играет огромную роль в становлении личности. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или без нравственным. То какие нравственные качества разовьются у ребёнка зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край, необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, его истории, культуре, природе.

Дошкольник должен прежде осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. 

Основные формы реализации проекта:

- образовательная ситуация;
- дидактические игры;
- беседы;
- рассматривание иллюстрация;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;
- работа с родителями.

 1 этап:

Подбор и изучение педагогической литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта с учетом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

Работа с родителями

 Анкетирование: «Я  знаю свой город- Нижний Новгород»

Оформление стенда для родителей: «Моя родина – Нижний Новгород».

Лэпбук: «Мой родной город – Нижний Новгород»».

Домашнее задание: дети вместе с родителями подбирают материалы о своем городе, творческие работы «Мой город»

Выставка литературы на тему «Культурно- историческое наследие города».

2 этап:

Проведение мероприятий с детьми по плану реализации проекта:

Беседы:

«История города», «Символы  моего города», «Нижегородский Кремль», «Памятники города», «Достопримечательности», «Районы города», «Природа родного края», «Животные родного края», «Современный Нижний Новгород», «Где родился там и пригодился»

Чтение стихов и небольших рассказов о городе.

Разучивание песен о городе.

Игры: «Путешествие по Нижнему Новгороду», «Ты мне – я тебе», «Доскажи словечко», «Идем в детский сад», «Семья», «Доскажи словечко»

Фотовыставка «Родной край»

Просмотр презентации «Прогулка по городу»

Рисование: «Мой город», «Мой детский сад».

Аппликация: «Природа вокруг нас»

Лепка: «Детская площадка»

Работа с родителями:

Консультация «Как правильно знакомить детей с родным краем».

Изготовление макетов  (известные места детям: вечный огонь, участок детского сада и т.д.)

Совместная деятельность по изготовлению альбомов по теме «Известные люди города», «Мой город», «Наши дела».

3. Этап. Заключительный.

Для подведения итогов данного проекта было организовано развлечение для детей и родителей 

Квест - игра «800 лет– Нижнему Новгороду»

Собран коллаж из рисунков детей.

 Приложение 1.

Конспект квест – игры  с детьми старшей группы «800 лет Нижнему Новгороду»

Цель: Познакомить детей со своей малой Родиной, её достопримечательностями.

Задачи:

1.Знакомство с инфраструктурой города;

2. Развивать интерес к истории края;

3. Формировать эстетические чувства, любовь к малой Родине.

4.Познакомить детей с символами города;

5.Формировать познавательный интерес детей, воспитывать желание беречь свой город, расти достойным гражданином своей страны.

Предварительная работа: чтение литературы об истории Нижнего Новгорода, рассматривание фотографий «Мой город»; рассматривание фотографий «Памятники города Нижнего Новгорода».

Материал: фотографии памятных мест и достопримечательностей города Нижнего Новгорода; разрезные картинки; карта, письмо.

Содержание ООД:

Воспитатель: Дети, что мы называем Родиной?

Ответы.(Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья).

Воспитатель: Правильно! Послушайте, я прочту вам стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой  мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Воспитатель:   Каждый человек любит свою родину, город, в котором он живет. Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить.  Ребята, а как называется город, в котором мы с вами живем?

Ответы.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам совершить экскурсию. Хотите узнать куда?

Ответы.

Воспитатель обращает внимание детей на сундучок, который появился в группе.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что в нем? Давайте заглянем…(достает письмо)

Посмотрите, что это на нем изображено?

Ответы: Герб  нашего города.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем это говорит?

Ответы: Письмо важное, возможно документ и другие ответы.

Воспитатель: Дорогие жители города, случилась беда. Пропал ключ от города и теперь городские ворота закрыты для въезда и выезда. Никто из жителей не покинет город и гости, которые хотели посетить наш город к его 800-летию не смогут к нам прибыть. Просим вас помочь и отыскать ключ в ближайшее время. Администрация (читает письмо)

Ребята, о каком городе говорится в письме? Как называется наш город?

Ответы.

Воспитатель: А как называются жители Нижнего Новгорода(нижегородцы)? А мы с вами нижегородцы? (да)

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь  найти ключ?

Ответы.

Воспитатель: Смотрите в нашем сундучке есть еще один листок(достает карту). Посмотрите, на ней есть обозначения, это наш маршрут (обращает внимание на расставленные цифры на карте). Предлагаю отправиться на поиски ключа, с какой цифры мы с вами начнем…

ЦИФРА 1 (подходят к ней) "Заколдованный город". Здесь нужно  ответить  на некоторые вопросы:

  • Как называется город, в котором мы живем?
  • Какие улицы города вы знаете?
  • Как называется улица, на которой ты живешь?
  • Какие памятные места нашего города вы знаете?
  • Как называется река, протекающая в нашем городе?
  • Как называется автомобильный завод, находящийся в городе Нижний Новгород?

Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь фото с Ж/Д вокзалом города. Куда это мы попали? Смотрите тут задание…Нам надо помочь смотрителю станции.

Игра «Распредели транспорт»

Надо разложить картинки с видами транспорта по видам.(наземный, воздушный, водный)

А какой транспорт мы можем встретить у нас на вокзале:

Ответы: Наземный, железнодорожный.

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились. Нам пора следовать дальше.

Цифра 2 А вот  и станция: «Город достопримечательностей».

В каждом городе есть достопримечательности. А что означает это слово?

Ответы: Это места, куда любят приходить люди, полюбоваться памятниками, необычной архитектурой зданий. Их показывают гостям города.

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Сейчас я предлагаю вам стать экскурсоводами и рассказать нашим гостям об интересных местах города и поиграть в игру «Особые места города Нижнего Новгорода».

Выбери картинки и назовите, что изображено.

Воспитатель: Молодцы! Вы были отличными экскурсоводами, хорошо справились с заданиями.

Воспитатель: Отправляемся дальше…

Цифра 3

Физминутка

Мы по городу шагаем 

То, что видим называем (шагают на месте)

Светофоры и машины, 

Ярмарки и магазины 

Скверы, улицы, мосты (загибаем пальцы на руках)

И деревья, и кусты (взмах левой  - правой рукой) .

Люди шумною толпой 

И все это город мой (разводят руки вперед, затем в стороны) .

Воспитатель: Немного отдохнули, пора продолжать искать ключ.  Новое задание.

Воспитатель: Нам нужно собрать картинку. «Разрезные картинки». Но сначала вам нужно договориться, кто с кем будет играть в паре.

На столе у вас картинки. Нужно собрать картинку и рассказать, что на ней изображено. Не забывайте, что картинку надо собирать на середине стола, вместе, дружно.

Самостоятельная работа детей – разделить по 4 - 5 человек.

Воспитатель: Молодцы! Вы работали дружно, быстро собрали картинки, но ключ от города не найден. Смотрим на карту – следующее задание.

Цифра 4

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какой большой и красивый наш город! И пусть засветит солнышко, чтобы  лучше было видно, сколько красивых мест у нас есть. У нашего солнышка нет лучиков. Вы будете называть красивые слова о нашем городе, и у солнца появятся лучики. Давайте скажем нашему городу приятные слова и поиграем в игру  «Город Нижний Новгород– какой он?»

Ответы:   Наш город красивый, светлый, современный, спортивный, рабочий,  гостеприимный, чистый, зелёный, большой.

 На каждое названное ребёнком слово воспитатель выкладывает лучик.

Воспитатель:  Какие хорошие и добрые слова вы подобрали, молодцы!  Посмотрите, какое лучистое солнышко засверкало над нашим городом, это город, в котором мы живем.  Продолжаем…

Цифра 5

Дети подходят, на месте только листок с загадкой.

Ребята, ключ мы с вами отыщем, если отгадаем загадку.

Как ветви у него рога!

Он благородный. Он пятнистый.

Обходит сочные луга,

В жару идёт же в лес тенистый.

(отгадывают…Ответ-Олень)

Воспитатель: Ребята, где у нас находится олень и символом чего он является?

Ответы: Символом Нижнего Новгорода. На гербе.

Воспитатель: Молодцы ребята. А вот и олень.

Воспитатель находит  картинку оленя в уголке и рядом с ним ключ.

Воспитатель: Ребята, какие мы молодцы, помогли жителям и нашли заветный ключ. Теперь наш город открыт для гостей. А как нам его передать? Давайте отдадим его Ольге Леонидовне и она отвезет его в администрацию.

Воспитатель: А мы с вами отправляемся на последнюю нашу точку. Чтение стихотворения.

В этот дом идут с утра,

дети нашего двора.

Он уютный и большой,

Он всем детям как родной.

В нем они гуляют, спят

На занятиях сидят,

Сказки слушают, танцуют,

Учатся считать, рисуют.

Куда мы с вами отправимся?

Ответы.

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся обратно в детский сад.

Дети идут на свои места – стулья.

Подведение итогов: Ребята, что вам понравилось из нашего путешествия? Что было сложным? Хотели бы вы еще попутешествовать по нашему родному городу? Кому вы расскажите о нашем путешествии?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были хорошими экскурсоводами. Все вы были активные, внимательные, дружелюбные. я предлагаю вам в свободное время построить свой город из конструктора.

Приложение 2

Конспект занятия в старшей группе «Нижний Новгород — моя малая Родина»

Цель:

- знакомить с достопримечательностями родного города, с историей возникновения Нижегородского Кремля;

- развивать интерес и любовь к малой Родине;

- воспитывать патриотические чувства.

Оборудование:

- иллюстрации с изображением Нижнего Новгорода, Кремля;

- DVD диск с песней о городе;

- флаг, герб Нижнего Новгорода.

Словарная работа:

- Дятловы горы, «Стрелка», карман России, Юрий Всеволодович, Михайло – Архангельский собор.

Ход занятия:

Воспитатель ставит на стол флажок и начинает занятие.

Воспитатель: Дети, вы догадались какой страны этот флаг?

Дети: флаг России.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она – наша РодинаРодина значит родная, как мать и отец.

Как называется город, в котором мы живём?

ДетиНижний Новгород

Воспитатель: Наш город маленький кусочек огромной страны, которая называется?

Дети: Россия

ВоспитательНижний Новгород – наша малая Родина, где мы родились и выросли, и куда бы нас ни забросила жизнь, в нашем паспорте будет записано место рождения – Нижний Новгород.

Что же такое наш город?

Наш город – :

- это, где мы живём, где живут наши друзья, родители;

- это наши дома, детские сады, улицы, по которым мы ходим, детские площадки, где мы гуляем;

- это автобусы, троллейбусы, трамваи, на которых мы ездим;

- это магазины, стадионы, кинотеатры, театры, заводы и фабрики;

- это все леса и животные, которые нас окружают.

А люди, которые живут в нашем городе, как называются?

Дети: Нижегородцы.

Воспитатель:

Так мы говорим о своём родном городе – Нижний Новгород.

«Что мы Родиной зовём?

Край, в котором мы растём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём»

Воспитатель показывает герб Нижнего Новгорода.

Воспитатель: Ребята, у каждого города есть свой герб. Кто изображен на нашем гербе? Где вы видели такой герб?

Дети: Олень.

Воспитатель: На нём изображен благородный Олень – он является символом благородства, красоты, чистоты и величия жизни, мудрости и справедливости.

Нижний Новгород – один из древнейших, красивейших городов.

Он был основан в 1221 году великим князем Юрием Всеволодовичем на Дятловых горах – в месте слияния рек Оки и Волги.

Воспитатель показывает иллюстрацию.

Воспитатель: Как это место называется, где Волга и Ока встречаются?

Дети«Стрелка».

Звучит отрывок песни «Сормовская лирическая». Показываются иллюстрации.

Физкультминутка«Речка»

К речке быстрой мы спустились. Дети идут в круг.

Наклонялись и умылись. Наклоны, трут лицо.

Раз, два, три, четыре. Движения ладонями по лицу.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Идут по кругу и руками делают движения, как будто плывут.

Делать так руками дружно:

Вместе – раз, это брасс. Показывают брасс.

Одной, другой – это кроль. Показывают кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

Идут по кругу, сложив вытянутые руки.

Вышли на берег крутой –

И отправились домой. Меняют направление движения, маршируют.

Воспитатель:

А почему наш город называется Нижний Новгород? Кто знает?

Есть город Новгород Великий, а наш город был самым нижним поселением на Оке и саамы нижним из русских городов на Волге. Так и появился ещё один город – новый город, который был назван Новгородом Нижним.

Почему же именно здесь, на Дятловых горах, возвёл город князь Юрий?

Здесь, у слияния Оки и Волги был перекресток военных и торговых путей. Кто захватит этот перекрёсток, тот и будет хозяином над всеми ближайшими землями. Отсюда, с гор, всё видно, кто плывёт по Волге, кто пытается войти в устье Оки.

Показ иллюстраций. Воспитатель: Красивое место выбрал для города князь Юрий – холм – это на Нижегородский Кремль – главный символ города, уникальный памятник отечественной культуры. Пятьсот лет стоит Нижегородский каменный Кремль на Дятловых горах, построенный взамен дерево-земляным укреплениям. Ни разу он не был захвачен противником.

В нашем Кремле можно погулять, пройти по Кремлёвской стене и даже в башни заглянуть, посмотреть с высокого берега на дали, полюбоваться красивыми клумбами, полазить по настоящим боевым машинам, которые теперь выставлены в Кремле на всеобщее обозрение.

А где вы любите гулять в Кремле?

Воспитатель: А теперь заглянем за стены Кремля. В центре Кремля стоит белоснежный Михайло - Архангельский собор, самый древний в Нижнем Новгороде.

На территории Кремля горит Вечный Огонь в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной Войны.

Рядом с Кремлем находится главная площадь города. Кто знает её название?

Верно, это площадь Минина и Пожарского, на которой проходят большие праздники, на ней собирается много людей и гостей Нижнего Новгорода.

На этой площади памятник знаменитому лётчику Валерию Чкалову и знаменитая лестница, которая ведёт от памятника к набережной великой русской реки Волги.

Карманом России называли Нижний Новгород, Нижегородскую Ярмарку. Главный торговый двухэтажный дом расположился на реке Оке. Сюда привозили всякие российские изделия – семёновские ложки, балахниниские кружева, мурашкинские тулупы и рукавицы, арзамаский войлок.

Показать иллюстрацию Нижегородской Ярмарки.

А ещё в нашем городе, как мы уже отметили в начале занятия, множество театров. Есть цирк, планетарий, зоопарки.

Расскажите, где вы были, что интересного видели?

ВоспитательНижний Новгород – гостеприимный и знаменитый город, сюда приезжают туристы со всей России и из других стран.

Какие места вам захотелось посетить вместе с родителями?

А мы с вами будем стараться, чтобы наш город был всегда чистым и красивым, и будем делать всё, чтобы город становился всё лучше и лучше с каждым днём.

И в заключении, послушайте гимн Нижнего Новгорода :

написал Александр Морозов «Нижегородская лирическая».

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшей группы

Тема: "Художественные промыслы Нижегородской области"

Задачи:

- Создание у детей исследовательского интереса, любознательности к познанию истории Нижегородского края.

-Знакомство с городами, которые входят в состав Нижегородской области, народными промыслами.

-Обогащение и активизация словаря.

-Воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.

Оборудование и материалы: карта Нижегородской области , презентация "Нижегородская область - это край народных промыслов", фото, иллюстрации, образцы изделий народных промыслов, "волшебный сундучок", приглашение на экскурсию, раскраски "Народные промыслы".

Методы и приёмы: рассказ, беседа , создание игровой ситуации, художественное слово, вопрос, ответ, физкультминутка, просмотр презентации, похвала, поощрение.

Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие.

1.Оргмомент.

Воспитатель обращает внимание детей на "волшебный сундучок", который стоит на столе.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. Интересно, что в нём лежит?

-Предположительные ответы детей.

Воспитатель открывает сундучок и достаёт матрёшку, кружево, расписную деревянную посуду, городецкий пряник, карту Нижегородской области и приглашение на экскурсию.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите - это карта нашей Нижегородской области. Много городов объединяет наша область. Все эти города, чем ни будь, да славятся и прославляют нашу область. Люди прославляют свой край разными делами, народными промыслами.

-Посмотрите в сундучке лежат изделия народных умельцев и какое-то приглашение.

-Это ребята, приглашение на экскурсию по Нижегородской области. Вы хотите отправиться на экскурсию?

-Ответы детей

-А на чём можно путешествовать по нашей области?

-Ответы детей.

-Мы с вами поедем на автобусе Занимайте свои места ( дети садятся на стульчики).

-Сегодня мы узнаем много интересного о нашем крае, познакомимся с его народными промыслами.

2.Основная часть.

Воспитатель включает презентацию (слайд 1):

-Посмотрите, мы проезжаем мимо города Балахна. Это один из древнейших городов нашей области. Балахна славится кружевоплетением. Русское кружевоплетение появилось в 17 веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным, художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита , разнообразии технических приёмом и изобразительном характере орнамента.

Воспитатель показывает (слайд 2):

-Проезжая дальше мы видим город Городец. Городецкая золотая вышивка-это один самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал жён праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери ,как надёжный, никогда не обесценивающий капитал.

- А ещё уникальным явлением русской национальной культуры является городецкая роспись и резьба по дереву. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков. И сейчас в Городце расписывают столы и стульчики, детские шкафчики, коней - качалок, шкатулки, блюдца, панно и т. д.

-А какие вкусные пряники пекут в Городце. Всё про пряники можно узнать в музее "Городецкий пряник"

Воспитатель показывает ( слайд3):

-Следующий город Чкаловск. Город Чкаловск - славен искусством вышивки в технике "нижегородский гипюр". Главным элементом узора, характерным для " нижегородского узора" являются ромбы, "цветками". Существует около 50 видов швов - разделок, которыми заполняются "цветки".

-Также в Чкаловском районе изготавливают деревянные игрушки . К ним относятся каталки -колёсики, каталки -вертушки, меленки, кузнецы на подвижных планках.

Воспитатель показывает (слайд 4)

-Ребята, а сейчас мы с вами приехали в город Семёнов - город ложкарей, здесь ведь и знаменитые матрёшки делают. Золотая хохлома - один из старинных самобытных русских народных промыслов на протяжении веков , формирующих быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золочёной деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.

-Ребята, я вам предлагаю отдохнуть и показать Семёновским мастерам, какую разминку мы знаем.

Физкультминутка.

Вот похлопали в ладоши

Наши дружные матрёшки.

(Дети хлопают в ладоши)

На ногах у них сапожки,

А на них блестят застёжки.

(Выставляют вперёд правую ногу, ставят на пятку, затем левую)

Ох, девчонки озорные,

Все матрёшки расписные.

(одна рука согнута перед собой, вторая опирается на неё, указательный палец второй руки приставлен к щеке; выполняются наклоны вправо- влево).

В сарафанах ярких, пёстрых

Все похожи словно сёстры.

(Стоя на месте, поворачиваются вправо - влево)

Влево - вправо наклонились

(Выполняют наклоны)

И знакомым поклонились.

(Выполняют поклон).

Воспитатель:

-Отдохнули? Тогда садитесь в автобус и поехали дальше.

Воспитатель показывает (слайд5):

-Ребята, мы с вами приехали на предприятие в село Сёмино Ковернинского района - в самый центр исторически сложившегося места традиционного бытования известнейшего промысла - хохломской росписи по дереву. ООО "Промысел" является предприятием народных ,художественных промыслов Нижегородской области.

-Рассматривая предметы нам заметны неровности линий. Это значит всё в ручную, никаких лекал! Ведь создавая рисунок, художник должен оставить золотой фон, накладывая по нему другую краску. Золото - основа, это -традиция. Ковернинские мастера любят придумывать свои сюжеты. Например, если вы увидите, что на хохломской чашке изображены яблоки или малина, то это точно будет не Семёновская, а Сёминская роспись.

-Запомнили, ребята?

-Ответы детей.

Воспитатель показывает (слайд 6)

-А сейчас мы с вами приехали в Полховский Майдан Вознесенского района. Здесь производство знаменитых игрушек - тарарушек с яркой затейливой росписью. В конце 18 века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В конце 20 века в Полховском Майдане начинают применять "выжигание" токарных изделий. Впервые в село привёз выжигательный аппарат крестьянин - кустарь Полин Павел Никитич.

-Ребята, посмотрите какие красивые поделки. Они такие нарядные, весёлые, так и хочется взять их в руки, рассматривать и любоваться.

-Ребята, а знаете ,почему тарарушки получили смешное название?

-Предположительные ответы детей

-Потому что в Полховском Майдане все деревянные безделушки, которые делают для забавы, для удовольствия называют тарарушками.

Воспитатель показывает (слайд 7)

- А сейчас мы поедем ближе к дому. И вот приехали в город Бор. Здесь расположено много предприятий, один из которых стекольный завод.

-Как вы думаете, что изготавливают на стекольном заводе?

-Ответы детей.

-Также здесь есть такие крупные предприятия .как "Борская фабрика валяной обуви"и "Борская войлочная фабрика".

-На этих фабриках, что изготавливают?

-Ответы детей.

-Правильно на этих фабриках изготавливают обувь - валенки.

-А у кого есть такая обувь?

-Ответы детей

-Вот и всё на сегодня. Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Правда мы не все места нашей области посетили, где есть народные промыслы.

-Мы обязательно с вами туда отправимся.

3. Рефлексивно - оценочный этап.

Воспитатель:

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-Ответы детей.

-Какой народный промысел вам больше всего понравился?

-Ответы детей

-Чем вам этот промысел понравился?

-Ответы детей.

-А вы чем бы хотели заниматься?

-Ответы детей.

-Ребята , вы были раньше в этих местах, например в Семёнове ,в Городце ит. д.?

-Ответы детей.

-Ребята, а чем отличается Сёминская роспись от Семёновской росписи?

-Ответы детей.

-Ребята, а где и что называют тарарушками?

-Ответы детей.

-На какой фабрике изготавливают валенки?

-Ответы детей.

-Ребята, я вам предлагаю рассказать о нашем путешествии родителям. А вам на память о нашем путешествии я дарю раскраски "Народные промыслы"

Дидактические игры по ознакомлению детей старшей группы с городом Нижний Новгород

Дидактическая игра «Достопримечательности города».

Цель: закрепление знаний детей об архитектуре и памятниках родного города.

Материалы: фотографии исторических мест и памятников города; “мозаика” этих же фотографий;

Ход игры

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями города, назвать их и отметить отличительные особенности. Дети собирают из мозаики выбранную достопримечательность города.

2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью

города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее.

По описанию игроки должны отгадать примечательное место города.

Дидактическая игра «Герб города»

Цель: закрепить представление детей о символике Нижнего Новгорода; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: карточка с изображением герба города; “мозаика” из 7-10 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов других городов

Ход игры:

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличи- тельные особенности. Дети при помощи образца, собирают из мозаики герб города

2 вариант: Ведущий показывает гербы разных городов и герб Нижнего Новгорода. Дети из представленных вариантов выбирают герб Нижнего Новгорода и отмечают его отличительные особенности.

Дидактическая игра «Что есть в нашем городе»

Цель: Закрепить имеющиеся знания детей о городе, о достопримечательностях города, чем он славится. Развитие мышления, речи.

Ход игры: Детям предлагаются карточки – стихи. Ведущий читает стихи - загадки, а дети, отгадывают о чем идет речь,есть ли такие заведения в родном городе, где они находятся:

«Это место всем известно

В центре города оно.

Там качели, карусели

И людей, полным – полно?»

(парк Швейцария)

Отгадайте, что за дом

Клоуны смешат нас в нем?

Там зверюшки все живут

И танцуют и поют?

(Цирк)

Все ступеньки собрались,

Вверх под памятник поднялись.

Покажу я цифру 8

Если ты меня попросишь

(Чкаловская лестница)

Это место – сердце Нижнего Новгорода.

Именно с него и начался город.

Был он раньше деревянным,

А теперь из красного кирпича.

(Нижегородский Кремль)

В нём от скуки не уснём,

Звёзды днём и ночью в нём,

В нём узнаем всё на свете

О движении светил,

Любят это место дети,

Ну а ты, купив билетик,

Это место посетил? (Планетарий)

Артист на сцене - кукловод,

А зритель в зале там - народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр? (Театр кукол или кукольный театр)

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети… (стадион)

Стоит на площади герой.

Он мускулистый, молодой.

Стоит в жару, стоит в мороз.

Он к месту накрепко прирос.

(памятник Чкалову)

Дидактическая игра «Транспорт нашего города»

Цель: Обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять знания о видах транспорта родного города, названиях профессий людей, управляющих различными видами транспорта.

Ход игры:

Детям показывают 3 карточки с изображением различных видов транспорта. Дети находят и исключают те карточки, на которых изображен транспорт, не характерный для родного города.

Пример: (Телега-Автомобиль-Самолет)

.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.

Оборудование: карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Нижегородской области.

Ход игры.

Детям показывают карточки с изображениями четырех животных,

птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут

(не растут) в нашем районе.

Игра «Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления о достопримечательностях города, развивать внимание, память, речь.

Ход игры:

Детям предлагается послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

Игра «Знатоки города»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках города, развивать зрительное внимание, память и воображение.

Ход игры: по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем.

Игра «Продолжи»

Цель: закрепить представление детей о родном городе, развивать внимание, память, речь

Ход игры: воспитатель начинает фразу, дети заканчивают, (например: Наш город называется…Жителей нашего города называют).

Игра «Все ли верно, докажи»

Цель: закрепить знания о родном городе, активизировать мышление, учить строить фразы-доказательства.

Ход игры: послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения (например: город Нижний Новгород больше, чем город Москва; на автозаводе «ГАЗ» делают газовые трубы и т. д.)

Игра «Загадки о городе»

Цель: формировать речевые навыки - обогащать словарный запас, монологическую речь; развивать мышление и внимание.

Игра «Найти отличия».

Цель: развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство.

Ход игры: Детям предлагается сравнить характерные особенности старого и современного города. Фотографии улицы и людей старого и современного города.

Игра «Путешествие по городу»

.

Цель: закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.

Игровое правило: отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, украшение города.

Игровые действия: поиск картинок, действия по сигналу.

Ход игры: дети делятся на группы. Каждая группа отбирает только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.

Игра «Что напутал художник»

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, связной речи.

Ход игры: на предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.

Игра «Растительный мир родного края».

Цель: Уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида и времени цветения лесных цветов родного края; формировать умение по описанию отгадывать цветок, называть его, находить картинку с его изображением.

Игра «Подбери узор»

Цель: находить узор, соответствующий определенному виду росписи.

Ход игры: педагог дает детям бумажные рамки, в виде силуэтов изделий разных народных промыслов и вкладыши с узорами и предлагает подобрать вкладыш.

Игра: «Как зовут тебя деревце»

Цель: учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность.

Материалы: паззлы с изображением разных видов деревьев, листьев, плодов, семян.

Ход игры: Дети к определенному дереву должны правильно подобрать листья, плоды, семена.

Игра «Город будущего»

Цель: учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.

Ход игры: Детям предлагается пофантазировать и придумать свой город (нарисовать его) и рассказать о нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. «Ознакомление детей старшего возраста с символикой Нижнего Новгорода».

Выступление. «Ознакомление детей старшего возраста с символикой Нижнего Новгорода».       У детей нашей группы  уже были сформированы знания о названиях страны (России),...

Конспект физкультурного развлечения для детей младшего возраста "Лето,лето к нам пришло"

МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида».       Физкультурное развлечение для детей младшего возраста.«Лето, лето к нам пришло!»....

Проект в подготовительной группе "Мой любимый город Нижний Новгород"

У детей расширить представления об истории и современности города, о достопримечательностях, о знаменитых земляках, о нижегородских промыслах....

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с достопримечательностью Нижнего Новгорода – Чкаловской лестницей

Данное занятие знакомит старших дошкольников с достопримечательностью Нижнего Новгорода - Чкаловской лестницей....

Конспект "Ознакомление детей подготовительного возраста с символикой Нижнего Новгорода"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.Формировать представления о символике Нижнего Новгорода.Задачи:Закрепить представление об истории возникновения Нижнего Новгоро...

Проект для детей дошкольного возраста «Безопасное лето»

Тип проекта: творческо-информационныйВид проекта: познавательно-игровойПродолжительность проекта: июнь-август 2021 годаУчастники проекта: воспитанники детского сада, педагоги, музы...

Авторский мультфильм для детей старшего дошкольного возраста "О Нижнем Новгороде детям"

Авторский мультфильм для детей старшего дошкольного возраста "О Нижнем Новгороде детям" https://disk.yandex.ru/i/UZTBGoWoZSNpig...