Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»
консультация

Жидкова Ирина Васильевна

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.  Задача педагога - помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желание и потребности в получении определенных трудовых умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_znachenie_did_igr_v_trud_vospt_doshk.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.  

Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду.  

Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности.  

«В труде раскрывается богатство человеческих отношений». Говорил Сухомлинский В.А. Он неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным.  

Очень важным моментом в системе трудового воспитания является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка.  

Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в условиях деятельности.  

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.  

Важная задача педагога - помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желание и потребности в получении определенных трудовых умений. Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием навыков и представлений, личным развитием ребенка. У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игры, незаменимы, в игре дети отражают труд взрослых.  

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:  сюжетно – ролевая игра;  театрализованная игра;  дидактическая игра.  

Дидактическая игра - игра обучающая, представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Она является средством всестороннего развития ребенка. Ознакомление с трудом в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии дошкольников.  

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.  

Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Формирование знаний о трудовом воспитании в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.  

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:  игры с предметами;  настольно – печатные игры;  словесные игры  

Игры с предметами.

Используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами: “Собери набор парикмахера” (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). “Строитель” (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?  

Настольно – печатные игры. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.  

Виды настольно – печатных игр:  

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.  

Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, “Что нужно доктору?”, “Что нужно парикмахеру?”, “Что есть в магазине”, и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.  

Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре “Отгадай, какую картинку спрятали?” Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.  

Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.  

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра “Отгадай, кто это?” Ребенок изображает звук и движение задуманного.

Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам  

Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки.  

А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации развивающей среды ребенок испытывает радость от труда. Не зря В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступной и радость труда. Согласно В.А. Сухомлинскому, труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В наших силах научить детей воспринимать труд не как тяжёлую повинность, а как приятное занятие, полезное и для личности, и для общества.  

Таким образом, дидактическая игра оказывает важнейшее значение на развитие, обучение и воспитание дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями и трудом взрослых, воспитанием уважения к труду взрослых и стремлением трудиться самим. "Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться". К. Д. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников".

Сообщение на тему: "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"....

Выступление на педагогическом совете "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников."

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников.    "Самое большое богатство, которое отец можетоставить сыну в наследство, научить его трудиться". К Д. Ушинский...

«Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

laquo;Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда –это и принесет им счастье»К.Д. Ушинский....

Консультация «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

laquo;Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье»К.Д. Ушинский....

Доклад " Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"

Введение ФГОС определило новые требования к системе развития дошкольных учреждений и вместе с тем определило вектор развития трудового воспитания. Значительное место в системе развития детей занимает ...

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников

Презентация на тему : "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"...