Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «РобоМир»
рабочая программа (старшая группа)
Ведущая идея программы - сделать Лего-конструирование и робототехнику процессом направленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн, т.е. способствует разностороннему развитию способностей детей. Использование конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Таким образом, данная образовательная программа является педагогически целесообразной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_robomir.docx | 97.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «РОДНИК» (МБДОУ «Детский сад№9 «Родник»)
__________________________________________________________________
238321, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Константиновка,
ул. Березовая, д.1, тел. и факс (8-401-51) 3-77-93, 89211036698
Принята на заседании Утверждаю: Заведующий МБДОУ
педагогического совета «Детский сад №9 «Родник»
№ ___ от «___» _____2024г. Сологуб Т.А.
Приказ №___ от « » _____2024г.
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности «Лего-конструирование и робототехника в дошкольном учреждении – шаг к техническому творчеству»
«РобоМир»
Возраст обучающихся: 5 -6 лет
Срок реализации: сентябрь - май
Автор программы:
Мартынова Екатерина Викторовна
п Константиновка
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческой жизни и постоянно усовершенствует свои позиции в новых открытиях.
Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие данного вида творчества в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью Легоконструкторов и робототехники.
Срок реализации программы – 9 месяцев (с сентября по май).
Программа рассчитана на 72 часов, 2 занятия в неделю:
- 36 часа по направлению лего-конструирования (Duplo, Lego System, Magformers)
- 36 часа по направлению робототехника (Робомышь, LEGO-WeDo)
Ведущая идея программы - сделать Лего-конструирование и робототехнику процессом направленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн, т.е. способствует разностороннему развитию способностей детей. Использование конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Таким образом, данная образовательная программа является педагогически целесообразной.
Основными ключевыми понятиями являются:
Зубчатое колесо
Колесо, по периметру которого расположены зубья. Зубья одного колеса вступают в зацепление с зубьями другого, за счёт чего и происходит передача вращения. Синоним термина зубчатое колесо — шестерня/шестеренка.
Зубчатая рейка
Деталь, с одной стороны которой расположены зубья. Служит для преобразования вращательного движения в поступательное и, наоборот.
Ремень
Замкнутая лента, являющаяся одним из основных элементов ременной передачи.
Шкив
Колесо со специальной канавкой на ободе. На шкивы надевают ремни, цепи и тросы.
Кулачок
Колесо некруглой, неправильной формы, используемое для преобразования вращательного движения кулачка в возвратно-поступательное движение толкателя.
Балка
Деталь с крепёжными отверстиями или выступами, являющая основным несущим элементом большинства моделей.
Штифт
Соединительный элемент, позволяющий скреплять детали между собой.
Устанавливается в смежные отверстия деталей.
Ось
Деталь, которая играет роль вала и передает вращение от мотора к исполнительному механизму (например, колесу).
Втулка
Деталь, имеющая осевое отверстие для фиксации оси относительно других деталей.
Муфта
Деталь, позволяющая соединить две оси между собой.
Колесо
Деталь круглой формы, вращающаяся на оси, обеспечивая поступательное движение Состоит из ступицы и шины.
Ступица
Средняя часть колеса, в центральной части которой имеется отверстие для закрепления колеса на оси вращения.
Рычаг
Балка, которая при приложении силы, проворачивается относительно точки опоры.
Плечо силы
Часть рычага от точки опоры до точки приложения силы.
Датчик расстояния
Устройство, которое позволяет определять расстояние до объектов, а также реагировать на их движение из состояния покоя.
Датчик наклона
Устройство, которое позволяет определять отклонение от горизонтального положения.
Скорость линейная
Расстояние, которое преодолевает объект за определенный промежуток времени.
Скорость вращения Количество оборотов, совершаемых объектом за определенный промежуток времени.
Направленность программы техническая.
Уровень освоения программы - базовый.
Актуальность образовательной программы
Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самому. С помощью конструктора детям предоставляется возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышение самооценки, позитивный настрой, умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение, умение пользоваться схемами, формирование логического мышления, исследовательскотехнической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Актуальность внедрения лего-конструирования и элементов робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДОУ, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Лего-конструирование с элементами робототехники - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.
ребенку еще не успели объяснить почему так нельзя. Дети ощущают потребность
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в применение конструкторов во внеурочной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т. д.
Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают, как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видео игры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах.
Практическая значимость образовательной программы
Конструирование и программирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность учащихся, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности учащихся, а это – одна из составляющих успешности их обучения в целом.
Принципы отбора содержания образовательной программы.
Лего-конструирование с элементами робототехники в ДОУ составлено с учетом следующих принципов:
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип развивающего обучения.
Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс обучения разбивается на два этапа:
Конструирование. На данном этапе дети получают первые знания и навыки при работе с конструкторами Lego, изучают простые механизмы и соединения. Это предварительный, непрограммируемый этап знакомства с робототехникой. Робототехника. На втором этапе обучения дети конструируют более сложные, программируемые модели роботов. При работе с игровым наборам «Робомышь», дошкольники знакомятся с алгоритмизацией и начальным программированием.
В процессе обучения дети работают с несколькими видами конструкторов – Lego Duplo, Lego System, Lego Wedo Education, «Робомышь», Magformers. Благодаря этому они получают представление о различных деталях, различных способах соединения и крепления, о конструктивных особенностях различных моделей, сооружений и механизмов, о различных подходах к программированию роботов. Цель образовательной программы.
•развитие творческого кругозора дошкольника, его конструкторских умений и способностей через обучение основам конструирования и робототехники.
•научить дошкольников работать с интерактивным оборудованием «Робомышь» и правильно их программировать.
•формирование положительного отношения к легоконструировнию и программировнию в процессе обучения.
Задачи образовательной программы
Образовательные:
1. Обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности.
2.Обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
3. Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструкторов.
Развивающие:
1.Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память.
2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения детей.
- Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Сформировать интерес изготавливать несложные конструкции и простые механизмы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.
Воспитательные:
1.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, усидчивость, организационно-волевые качества личности: терпение, волю, самоконтроль.
2. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6 - 7 лет.
Воспитанник на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение воспитанника начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально- нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Воспитанник испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут комуто пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для воспитанников 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Воспитанники продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
К семи годам воспитанники определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К 6—7 годам уверенно владеют культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики воспитанника, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Воспитанник способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений воспитанников о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности воспитанника зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
Воображение воспитанников данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется воспитанниками до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.
п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет воспитаннику решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) воспитанник этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование воспитанником (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения воспитанников позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми).
Воспитанники не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Воспитанники могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности воспитанники знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Воспитанники способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением воспитанников в данной образовательной области является овладение композицией.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в кружок производится только из числа воспитанников МБДОУ «Детский сад №9 «Родник». Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы 10 человек.
Формы обучения по образовательной программе – очная
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 занятия. Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 72 часа
Основные методы обучения – образовательная деятельность
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции, схеме)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, показ мультимедийных материалов)
Планируемые результаты
- Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, развита познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформированы конструкторские умения и навыки различать виды конструкций и соединений деталей, изготавливать несложные конструкции и простые механизмы, анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской и технической деятельности.
- Сформированы основы безопасности собственной жизнедеятельности в окружающем мире.
- Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, работать в команде, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- Повысится качество образовательного процесса при подготовке детей к школе через образовательную робототехнику и лего-конструирование.
- Ребенок овладеет разными формами и видами творческо-технической деятельности, знаком с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
8.Выявлены дети с признаками одаренности и будет продолжена работа с ними в процессе обучения конструированию и образовательной робототехнике.
- Развита мелкая моторика рук, эстетический вкус.
- Выражена активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Фиксируя планируемые результаты, педагог определяет перечень диагностических методик, с помощью которых данный результат будет замеряться:
1.Конструирование по образцу: детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показываются способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3.Конструирование по условиям: детям определяют условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования и очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Техническая оснащенность: - магнитофон, аудио колонки;
- фотоаппарат;
- диски (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска. Дидактические материалы:
- схемы построек;
- модели;
- технологические таблицы;
- альбомы с фотографиями объектов архитектуры;
- альбомы с фотографиями построек;
- картотека игр;
- цветные иллюстрации, картинки;
- фотографии;
- образцы;
- игрушки;
- материалы для оформления родительских уголков (в соответствии с комплексно-тематическим планированием); - лего- конструкторы.
(наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений коллективов и отдельных обучающихся и т.п.), представляет информацию о форме, порядке и периодичности проведения промежуточной аттестации.
Наблюдение дает возможность изучить участие каждого обучающегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.
Опросник выявляет уровень сформированности знаний и представлений у обучающихся, дает возможность изучить мотивацию действий обучающихся, интересов конкретной группы. Опросник позволяет выявить отношение обучающегося к конкретным проблемам и явлениям.
Игровое тестирование с помощью карточек. Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию диагностирования. Работая с карточками, дети практикуются в умениях и навыках, полученными на занятиях. Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми результатов своей деятельности.
Беседа даёт возможность исследовать эмоционально-чувственную сферу воспитанника. В процессе беседы воспитанники учатся слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Дидактические игры дают возможность уточнять, закреплять, расширять имеющиеся полученные и имеющиеся знания и представления.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
- наблюдение;
- тематические выставки;
- создание коллективного выставочного проекта;
- создание индивидуальных конструкторских проектов;
- представление моделей, сделанных совместно с родителями;
-открытые мероприятия, презентации детских работ родителям, сотрудникам, воспитанникам ДОУ;
-мониторинг степени удовлетворённости родителей работой объединений дополнительного образования;
-мониторинг участия в смотрах, различных конкурсах совместно с родителями; - творческий отчёт воспитателя о работе кружка на Совете педагогов.
Оценка освоения программы «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» проводится в форме педагогической диагностики в начале и в конце учебного года. (Приложение 1).
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы. Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
− учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
− вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса
(сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
− формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
− формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия. (обеспечение): Компьютер с доступом в интернет (1шт.) Набор для конструирования разного вида.
Карточки-схемы.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда
Кадровые условия:
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее педагогическое образование, соответствующей профилю кружка.
Оценочные и методические материалы. Для диагностики знаний организуется выставка работ учащихся.
Методическое обеспечение:
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
- Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
- Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.; Академия,2002г.-192с. 4. ФешинаЕ.В. «Лего-конструирование в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (72 часа, 2 часа в неделю):
1 час в неделю- робототехника (36 часа в год). Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г
1 час в неделю - легоконструирование (36 часа в год) Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.; Академия,2002г.-192с.
Перспективное планирование для воспитанников подготовительной группы (легоконструирование)
Меся ц | Тема | Задачи | Кол-во заняти й | Формы, методы, приёмы, дидактический материал |
Конструктор «Разноцветные молекулы» Работа со схемами. | Познакомить с новым видом конструктора, закрепить названия деталей; учить создавать модель по схеме. | 4 | Наборы деталей конструктора;
Карточки – схемы.
| |
Конструктор «Техно»
«Самолет» | Воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; познакомить с деталями конструктора и гаечным ключом.
| 4
| Музыкальный центр;
наборы деталей конструктора |
Конструктор «Magformers»
Первые шаги в LeGo Работа по схемам (ПАНО ДЛЯ ЛЕГОКОНСТР УИРОВАНИЯ) | Продолжать работу с магнитным конструктором, используя разные схемы. | 2
2 | МультиБорд
наборы деталей конструктора;
| |
Конструктор пластмассовый «ZOOB»
«Забавные животные» | Учить детей конструировать по схеме. | 2
2
| Мультиборд.
наборы деталей конструктора; | |
Конструктор Lego Classik «Покорители космоса»
| Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игр. | 4 | Наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением космоса; схема наборы конструктора лего на каждого ребенка; | |
«Плывут корабли» |
| 4 | Музыкальный центр; запись «Шум прибоя»; наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением водного транспорта; схемы с изображением кораблей на каждого ребёнка. | |
Знакомство с конструктором «Кубрикс Кидс» | Познакомить с основными элементами, схемами. | 4 | Набор конструктора «Кубрикс Кидс» | |
Знакомство с конструктором «Кубрикс Кидс» | Познакомить с основными элементами, схемами. | 4 | Набор конструктора «Кубрикс Кидс» | |
«Конструирова ние по замыслу» |
| 4 | наборы конструктора лего на подгруппу детей |
Перспективное планирование для воспитанников подготовительной группы (робототехника)
Месяц | Тема | Задачи | Кол-во занятий | Формы, методы, приёмы, дидактический материал |
Зачем человеку роботы? | Знакомить детей с краткой историей робототехники, различными видами роботов. | 1 | Беседа Просмотр презентации Обсуждение Ноутбук, проектор, разные виды роботов. Видеопрезентация | |
Знакомство робомышью | Знакомить с робомышью, ее возможностями. | 3 | Робомышь, Поле для робомыши Ноутбук Проектор Беседа. Показ объяснением просмотр видеоролика | |
Интерактивный набор «Робомышь» Игра «Мыши-мания» | Знакомить с основными командами и элементами управления робо- мыши | 2 | Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши | |
Основные команды. | Закреплять знания об основных командах и элементах управления робомыши | 2 | Робомышь, поле для Робомыши Показ Демонстрация Совместная деятельность | |
Как научить робота двигаться? Мы- роботы | Знакомить детей с основами движения мыши, учить прокладывать маршрут, отсчитывая шаги, задавать роботу план действий. | 2 | Робомышь, поле для Робомыши Показ Демонстрация Совместная деятельность | |
Как научить робота двигаться? Программируе м робомышь | Учить программировать робомышь с помощью, карточек-стрелок, задавать план действий | 2 | Робомышь, поле для робомыши Показ Демонстрация Совместная деятельность |
Программиров ан ие робомыши | Учить программировать робомышь с помощью, карточекстрелок, задавать план действий |
2 | Робомышь, поле для робомыши | |
Программиров ание робомыши | Учить программировать робомышь с помощью, карточекстрелок, задавать план действий |
2 | Робомышь, поле для робомыши | |
Робот Ботли | Познакомить с набором и его функционалом | 2 | Интерактивный набор | |
Робот Ботли | Познакомить с набором и его функционалом | 2 | Интерактивный набор | |
Робот Ботли | Построение программы для прохождения робота | 2 | Интерактивный набор | |
Робот Ботли | Построение программы для прохождения робота | 2 | Интерактивный набор |
«Знакомство с набором Lego WeDo» | Научить работать с электронными схемами набора. Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям. |
2 | Знать основные компоненты конструктора Lego WeDo. Умение пользоваться программой Lego WeDo.
|
| |
«Танцующие птицы» | Знакомство с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. |
2 | Знать правила безопасной работы. Знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО. Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов. Содержание: воспитанники знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. | ||
«Рычащий лев» | 4 | ||||
Итоговое занятие совместно с родителям и Самостоятельная деятельность | знаний и умений | 1 3 | Робомышь, поле для робомыши |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название раздела | Количество часов | Формы | ||||
№ п/п | Всего | Теория | Практи ка | Самостоятел ьная подготовка* | аттестаци и/ контроля** | |
1. | Легоконструирование
|
36 |
15 |
18 |
3 | Опрос, педагогичес кое наблюдение , работа со схемами. |
2. | Робототехника
| 36 | 15 | 18 | 3 | Опрос, педагогичес кое наблюдение , работа со схемами |
| Итого | 72 | 30 | 36 | 6 |
|
Задачи обучения:
1.Ознакомление обучающихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов.
2.Развитие у обучающихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования. Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности. Развитие креативного мышления.
3.Повышение мотивации обучающихся к изобретательству и созданию собственных конструкций.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная программатехнической направленности «Лего-конструирование и робототехника в дошкольном учреждении – шаг к техническому творчеству»
|
1. | Начало учебного года | 1 сентября |
2. | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недели |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 2 раза в неделю |
5. | Количество часов | 72 часа |
6. | Окончание учебного года | 31 мая |
7. | Период реализации программы | 01.09.2024-31.05.2025 |
Рабочая программа воспитания содержит:
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
- гражданско-патриотическое
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровье-сберегающее воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры; • экологическое воспитание.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с начальным багажом знаний, умений и навыков, посредством познавательной деятельности.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, игровые приемы, познавательные пятиминутки, проблемные ситуаций. Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы) Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, показ мультимедийных материалов)
Планируемый результат: повышение мотивации к изобретательству и созданию собственных конструкций; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№ п/ п | Название мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведе ния | Сроки проведени я |
1 | Инструктаж: правила поведения на занятиях | Безопасность и здоровый образ жизни | В рамках занятий | Сентябрь |
2 | Игры на знакомство | Нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь - май |
3 | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь - май |
4 | Беседа о празднике «День защитника Отечества» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Февраль |
5 | Беседа о празднике «8 марта» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Март |
6 | Открытые занятия для родителей | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры | В рамках занятий | Декабрь, май |
Список литературы
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
4. ФешинаЕ.В. «Лего-конструирование в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
Список сайтов
- http://www.int-edu.ru/
- http://www.lego.com/ru-ru/
- http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"
«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей 5-7 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «САМОДЕЛКИН»
Общеразвивающая программа по конструированию из конструктора "Лего"...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»
Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и LEGO Spike start)....