«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»
методическая разработка (младшая группа)

 Мартынова Валентина Ивановна

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки, красочный демонстрационный и раздаточный материал. Предлагаю детям  разноцветные шнурки, палочки, прищепки для ловких рук; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и т. д. Готовя пособия, дидактические игры, я опиралась на  эталонную систему основных цветов спектра.     Планируя игры, упражнения по ознакомлению детей с цветом, величиной, формой, развитию мелкой моторики пальцев рук  - я придерживалась принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий. Например, сначала знакомила детей с двумя контрастными цветами. В этом мне  помогли игры «Ленточки для шариков», «Ленточки красивые – красные и синие»,  подбирать к образцу однородные парные предметы. Проводила с детьми следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки). На первых занятиях цвета предметов не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же» - «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Человечек

Взять ручки ребенка в свои руки и прикладывать его пальчики поочередно к глазкам, бровкам, носику, ротику, овалу лица, ручкам, ножкам и туловищу, не спеша, четко проговаривая слова: «Точка, точка, два крючочка. Носик, ротик, оборотик. Ручки, ножки, огуречик. Получился человечек».

Пальчики

Загибать по очереди пальчики. Первый пальчик хочет спать, а второй – уж лег в кровать. Третий пальчик прикорнул, а четвертый вдруг уснул. Встали пальчики. Ура! Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики).

Стенка

Стенка, стенка (похлопать ручками малыша по его щечкам). Потолок (похлопать по лобику). Две ступеньки (провести пальчиками по губкам). Дзинь – звонок! (нажать пальчиком на носик). Вместо носика в следующий раз можно нажать на ушко или другую часть тела малыша.

Комарики

Дарики-дударики. Летели комарики (хлопать в ладоши). Вились, вились, вились (пальчики сложить в щепотку). И в носик вцепились (схватить ребенка за нос). Можно вцепиться в ручку, ножку.

Цветочек

Сложить не плотно ладонь к ладони. Солнце поднимается. Цветочек распускается (пальцы ладони расходятся). Солнышко садится. Цветочек спать ложится (пальцы смыкаются). Бай-бай!

Кошка

Взять кулачок малыша в свою ладонь, раскрыть пальчики, водить пальцем по ладони, стучать по ней пальцем, затем загибать по очереди пальчики. Кулачок, а в нем ладошка. На ладошку села кошка. Начала считать мышат, Раз, два, три, четыре, пять. Но мышата испугались И по норкам разбежались.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши). Вышли пальчики гулять (расправить пальцы рук). Раз, два, три, четыре, пять (хлопать). В домик спрятались опять (сжать пальцы рук).

Зайка

Зайка, зайка! Где твой носик? Вот здесь. Вот здесь (показать пальчиком носик). Зайка, зайка! Где твой хвостик? Вот здесь. Вот здесь (показать место хвостика). Где твои лапки? Коготки-царапки. Вот здесь. Вот здесь. Зайка, зайка! А где ушки? Ушки зайки – на макушке (пошевелить пальцами рук на голове).

Замок

Пальцы рук сцепить. На двери висит замок (руки покачивать вперед-назад). Кто его открыть бы смог? Постучали (постучали ладонь о ладонь). Покрутили (повертеть). Потянули и… открыли (разжать пальцы рук веером).

Зайка

Топ-топ, топы-топ (хлопать в ладони). Пляшет зайка у ворот. Ходят ушки (пошевелить ладонями над головой). На макушке. Глазки смотрят в огород (глаза стреляют по сторонам).

Пальчики

Сжать пальцы руки. Этот пальчик – маленький (расправит мизинец). Этот пальчик – славненький (открыть безымянный). Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец). Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный). Этот пальчик – толстячок (открыть большой). А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак).

Водичка

Водичка, водичка! Умой мое личико! (провести ладонями по лицу). Чтоб глазки блестели (помигать глазами). Чтоб щечки горели (похлопать по щекам). Чтоб кусались зубки (прикоснуться к зубам). Чтоб смеялись губки (улыбнуться).

Гусь

Выгибает шею гусь (согнуть ладонь под прямым углом). «Ничего я не боюсь (шевелить рукой в стороны). Вот щипну тебя за пятку (щипнуть). Убежишь ты без оглядки.

Тесто

Месим, месим тесто (сжать и разжать пальцы рук). Тесту в кадке тесно (похлопать в ладони). Ягод мы сейчас нарвем (сжать и разжать ладони). Пирогом вам напечем (похлопать ладонями по столу).

Пальцы

Чтоб красиво говорить (хлопать). Надо с пальцами дружитьПальцы нужно крепко сжать, А потом опять разжать.

Пальчики

Приложить ладони друг к дружке, стучать пальчиками. Тук-тук, тук-тук. Это что за странный стук? Это пальчики стучат. Поиграть они хотят. С Данечкой играются: открываются (пальцы разжать). Закрываются (пальцы сжать).

Сорока-белобока

Водить пальцем по ладони ребенка и загибать пальчики. Сорока — белобока утром печку топила. Сорока — белобока деткам кашку варила. По избе скакала, на стол накрывала. Деток кормила, деткам говорила: «Этому кашки дам, и этому кашки дам. И этому тоже дам. А этому – не дам. Он дров не рубил. Печку не топил. Кашку не варил. Даню не кормил».

Пальчики

Сложить ладони вместе, стучать пальцами. Наши пальчики проснулись. Потянулись и встряхнулись. По ладошке побежали (побежать пальцами по ладони). Поскакали, поскакали. Скакали-скакали, скакали-скакали (по другой ладони). У-у-х! устали. Отдохнем немножко (положить руки). Пусть поспят ладошки.

Паучок

Указательные пальцы обеих рук соединить с большими пальцами другой руки. Остальные пальцы расправить и шевелить ими. Чок-чок, чок-чок. Лезет мудрый паучок. Паутину плетет. Там обед себе найдет.

Птичка

Поглаживать ладонь малыша. Птичка, птичка! Вот тебе водичка! Вот тебе и крошки на моей ладошке. Молоточек. Стучать по ладони. Молоточком постучу. Гвоздики заколочу! Я построю себе дом. Буду жить я в доме том. Били-били, колотили. Мяли-мяли и трепали. Скатертей себе наткали. И столы понакрывали.

Зайки

Зайки на лужку играли (хлопать ладонями по коленям). Дружно лапки поднимали (поднять руки). Вот так, вот так. Дружно лапки поднимали.

Оладушки

Ладушки, ладушки (хлопать в ладоши). Испекли оладушки. Деток угощали. Чаем запивали. На окно поставили. Остывать заставили. Воробышки сели. Оладушки съели. Кыш, кыш! Полетели! Полетели! На головку сели.

Цыплята

Стучать пальцем по ладошке малыша. Ра, два, три, четыре, пять. Шли цыплята погулять. Свежей травки пощипать. Вкусных зерен поклевать. Кашка для букашки. Водить пальцем по ладони ребенка. Маленькой букашке захотелось кашки. Мы сварили кашку накормить букашку. Кашку варили, ложечкой мешали. Деток накормили, кошек угощали.

Капуста

Мы капусту рубим (стучать ребрами ладоней). Мы капусту режем (ребра ладоней – вперед-назад). Мы капусту солим (сжимать и разжимать пальцы). И морковку трем.

На блины

Стала Маша гостей собирать

(хлопайте в ладоши)

И Иван приди

(кончиком пальца проведите по всем пальцам руки малыша, начиная с большого,

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать

(хлопайте в ладоши)

И Ивану блин

(нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек!

Стала Маша гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

И Митрошечка

До свидания!

Мизинчик

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

По грибы

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал, этот - ел.

Ну, а этот лишь глядел!

Угощение гномов

(сжимаем кулачки на обеих руках)

Стали гномы гостей приглашать.

(отогнем по очереди пальчики)

Стали гномы гостей угощать.

(надавим по очереди на подушечку каждого пальца ребенка)

Каждому гостю досталось варенье.

(проводим пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)

Пальчики склеило то угощенье.

(пусть малыш тесно прижмет попарно подушечки пальцев левой и правой руки)

Плотно прижалась ладошка к ладошке.

(прижимаем ладонь к ладони)

Гости не могут взять даже ложки!

(попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки, изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)



Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование предметной деятельности с учетом игр и                 упражнений для сенсорного развития детей раннего возраста.

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

СЕНТЯБРЬ

1. Молоточек с цветными колышками

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Деревянный брусок с цветными колышками и деревянный молоточек

2. Жучок

Подушка в виде жука, вделанные в нее горлышками от пластиковых бутылок, пробки

3. Осьминожка

Подушка в виде осьминога с разнообразными застежками на ней

4. Сложи пирамидку

Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Пирамидка, состоящая из любых колец

Октябрь

1.Солнышко

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Картонный силуэт солнца, прищепки

2.Цветочки

Подушка, вделанные в нее горлышки от пластиковых бутылок в виде цветков, пробки

3.Накормим птичку

Игрушечная птица, ее кормушка, пшено

4. Какой мяч больше?

Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

СЕНТЯБРЬ

1. Молоточек с цветными колышками

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Деревянный брусок с цветными колышками и деревянный молоточек

2. Жучок

Подушка в виде жука, вделанные в нее горлышками от пластиковых бутылок, пробки

3. Осьминожка

Подушка в виде осьминога с разнообразными застежками на ней

4. Сложи пирамидку

Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Пирамидка, состоящая из любых колец

Октябрь

1.Солнышко

Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев

Картонный силуэт солнца, прищепки

2.Цветочки

Подушка, вделанные в нее горлышки от пластиковых бутылок в виде цветков, пробки

3.Накормим птичку

Игрушечная птица, ее кормушка, пшено

4. Какой мяч больше?

Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

МЕСЯЦ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Декабрь

1. Тонущие и плавающие предметы

Учить детей определять  предметы тяжелые и легкие, тонет – не тонет

Мелкие игрушки – деревянные, резиновые, металлические и др.

2. Большие и маленькие

Научить ребенка чередовать предметы по величине

По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

3.Волшебная коробочка

Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

4.Заштопай штанишки

Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

5.Сложи матрешку

Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины  предметов

Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры в условиях ДОУ

В настоящее время в области дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальны...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры

Обощение пелагогического опыта, основная идея которого является развитие сенсомоторных способностей детей. Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что знакомя ребен...

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"...

Педагогический проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры».

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) ....

Презентация опыта работы на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей...