«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»
методическая разработка (младшая группа)

Кивилёва Дина Александровна

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессор Николай Матвеевич Щелованов говорил «Ранний возраст - это золотая пора сенсорного развития».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Александра Платоновна Усова, специалист по дошкольному воспитанию, отмечала, что  9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Все обозначенные факторы позволяют сделать вывод, что тема сенсорного развития актуальна в системе современного дошкольного образования.

Одним из наиболее эффективных средств, способствующих  положительной динамике этого процесса, является дидактическая игра. Она помогает ребёнку расширить свой кругозор, узнать, как устроен окружающий мир.

Игра, как простой и близкий ребенку способ познания окружающей действительности, представляет собой наиболее доступный и естественный путь к овладению теми или иными навыками, умениями или знаниями.

Именно поэтому я решила уделить особое внимание сенсорному развитию детей посредством дидактических игр.

Выделила ряд задач:

-Создать условия, развивающую предметно-пространственную среду, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта детей в ходе игровой деятельности  с дидактическим материалом;

-Формировать умение выделять  различные свойства предметов (цвет, величину, форму и др);

-Воспитывать интерес к окружающему миру, умение доводить начатое дело до завершения.

При организации деятельности с детьми, я  использую следующие виды дидактических игр:

1) игры с предметами («Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку»);

2) настольно-печатные («Подбери ключик», «Картинки- половинки», «Один- много», «Кто, что делает» и др.);

3) словесные («Волшебный сундучок», «Эхо», «Паровоз», «Узнай и назови» и др.);

4) псевдо сюжетные («Построим башенку для принцессы», «Покатаем кукол на машине», «Оденем мишку на прогулку» и др.)

Но наибольший интерес у моих детей вызывают игры серии «Развиваемся играя»- это игры, которые я сделала сама из подручных материалов. Преимущество их заключается в том, что они выполнены с учётом интересов, потребностей, возможностей определённой группы детей.

Данный материал был обобщен в рамках «Всероссийского конкурса инновационных разработок «Цифровая школа для молодых родителей»» и представлен в номинации «Лучший видеоролик». За разработку видеоролика была награждена дипломом лауреата.

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.

Сенсорная коробка.

Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсорного развития детей в разные возрастные периоды.

Она развивает мелкую моторику, восприятие, позволяет сформировать представления о внешних свойствах предметов и материалов. Благодаря ей у детей развиваются такие психические процессы как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь.

В данной коробке, которую я изготовила своими руками, дети изучат домашних животных и птиц, среду их обитания.

В коробке прослеживаются четыре основных цвета:  желтый, зеленый,  синий,  красный. Дети получают тактильные ощущения в процессе игры,  определяют, что цыплята мягкие, пушистые, яблоки твердые, вода в пруду холодная и т.д.

Наполнение таких сенсорных коробок может меняться в зависимости от предпочтения детей, их возраста и индивидуальных особенностей. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, внешние признаки предметов. Она привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из коробки, которая разделена на 4 части. В каждой из частей размещеныдомашние животные и птицы.

Цель: закрепление знания размера; цвета; формы предметов и их свойств; развитие моторики руки.

Игра «Сенсорное лото»

Описание: Здесь мы используем различные крупы, приклеенные на картон и крышки с такими же крупами. Ребенок должен соотнести крышку с такой же крупой на картоне.

Цель: формировать умение различать и называть крупы, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.

Игра «Собери по образцу»

Рисуем на небольших листах бумаги различные комбинации складывания конструктора. И ребенку предлагается собрать эти комбинации в соответствии с рисунком.

Цель: совершенствовать умение различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

Игра «Поиск»

Насыпаем в контейнер манную крупу и прячем туда рожки. Ребенок должен с помощью сита найти и отсеять макаронные изделия.

Еще несколько вариантов использования различных макаронных изделий и круп.

-на небольших листах бумаги рисуем похожие на рожки формы в различных комбинациях. Ребенок должен соотнести макароны с рисунком на бумаге.

-для следующей игры нам понадобятся кружки или стаканы четырех цветов. Дети должны положить в кружку определенного цвета рожки, такого же цвета.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета, формы предметов.

Игра «Поиграем с прищепками» (Сушилка для одежды)

Эта игра направлена на усвоение детьми четырех основных цветов. В игре я использую прищепки синего, зеленого, красного и желтого цвета. И вырезанные из цветного картона различные предметы одежды: штаны, платья, юбки, сарафаны, кофты, этих же цветов.

Игра заключается в том, что ребенок должен подобрать к определенной вещи прищепку такого же цвета. В этой игре ребенок не только усваивает основные цвета, но и узнаёт или закрепляет названия предметов одежды.

Цель: формировать умение подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель: развивать моторику рук через действия с предметами, различать и называть цвета. Закрепить знание овощей.

Воспитатель предлагает детям собрать урожай, дети находят овощи в манной крупе.

Дидактическая игра «Собери пазл из конструктора»

Для этого я взяла несколько деталей конструктора разной формы, величины и цвета. Приклеила на них наклейки. Это могут быть: овощи, фрукты, цветы, деревья или даже сюжеты из сказок и мультфильмов.

Разрезала наклейки и поместила части на несколько деталей конструктора одного цвета и предложила  детям ее собрать. Тема игры определяется тем, какие наклейки вы будете использовать и размер используемого конструктора.

Цель: развитие сенсорного восприятия, воображения, мышления, внимательности. Изучение цвета, формы, животных, птиц.

Дидактическая игра «Соотношение»

Дети должны на картинку с фруктом или ягодой положить «помпон» того же цвета.

Например: гранат - красный помпон, слива - синий помпон, киви - зеленый помпон, банан - желтый помпон.

Цель: развивать моторику рук через действия с предметами, сенсорное восприятие, логическое мышление

Вариант игры:

-класть модели фруктов на картинку,

-на картинку с животным устанавливать фигуру животного.

Игра «Разноцветная коробка».

Она направлена на изучение основных цветов и геометрических форм. Здесь мы используем коробку,  на крышке которой цветной бумагой обозначены четыре цвета, в каждом из которых сделаны прорези.

В эти прорези дети должны вставлять фигуры определенного цвета, того, который изображен на крышке. Фигуры эти вырезаны из картона различных форм и цветов: квадрат, круг, треугольник и овал.

Цель: изучение геометрических форм, основных цветов.

Заключение.

Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развивать речь и сенсорные эталоны, развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочивать впечатления, которые дети получают при взаимодействии с внешним миром. И позволяют привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры в условиях ДОУ

В настоящее время в области дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальны...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры

Обощение пелагогического опыта, основная идея которого является развитие сенсомоторных способностей детей. Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что знакомя ребен...

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"...

Педагогический проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры».

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) ....

Презентация опыта работы на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей...

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и ...