Экскурсия, как эффективная форма воспитания культурно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
статья

Корякина Валентина Павловна

Проблема формирования культурно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня воспитательного воздействия семьи и детского сада как первой ступени образования в нашей стране. Организации дошкольного образования призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, его истории и культуре. Для эффективного решения задач культурно-нравственного воспитания мы разработали модель системы культурно-нравственного воспитания дошкольников, состоящую из нескольких направлений. Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с культурным и нравственным наследием оказалась экскурсия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия, как эффективная форма воспитания культурно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

Коренева Ирина Гаврииловна

воспитатель

Корякина Валентина Павловна

воспитатель

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28» г. Усолье-Сибирское

 Аннотация: Проблема формирования культурно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня воспитательного воздействия семьи и детского сада как первой ступени образования в нашей стране. Организации дошкольного образования призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, его истории и культуре. Для эффективного решения задач культурно-нравственного воспитания мы разработали модель системы культурно-нравственного воспитания дошкольников, состоящую из нескольких направлений. Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с культурным и нравственным наследием оказалась экскурсия.

Ключевые слова: культура, нравственность, патриотизм, воспитание, экскурсия.

Актуальность проблемы формирования культурно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня воспитательного воздействия семьи и детского сада как первой ступени образования в нашей стране. «Наша действительность крайне исказила воспитание детей, хотя назвать этот процесс воспитанием трудно. Школьный авторитаризм и родительский эгоизм пока являются нормой сложившегося образовательного мира. Люди перестали считать воспитание чем-то необходимым, без чего человек не сможет состояться в жизни, и тем более они не воспитывают в детях такие ценности, как благородство души и сердца. Материалистическое мировоззрение устойчиво утверждает приоритет материальных ценностей над духовными. Разрушение основ традиционной культуры привело к изменению сознания детей, связанному с утратой качеств духовности и целостности».[1]

   Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. [2] В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность. Организации дошкольного образования, являясь сейчас первой ступенью образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности.

   «В системе новой педагогики особо важное внимание должно быть уделено приобщению детей к искусству и творчеству, способствующим эстетическому познанию, формированию мировоззрения, духовно-нравственному развитию. Результатом художественно-эстетического воспитания является постепенное духовное обогащение внутреннего мира детей» [1]

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. [3]

Воспитанию культурно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста мы уделяем особое внимание не случайно, так как считаем, что на сегодняшний день это одно из самых важнейших направлений образовательной политики.

«Мы должны думать, чтобы дать нечто более совершенное. И тогда в жизнь будут приходить новые люди, и они будут влиять на окружающую среду. Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству» [5]

Для эффективного решения задач культурно-нравственного воспитания мы изучили методическую литературу и разработали модель системы культурно-нравственного воспитания дошкольников, которая состоит из следующих направлений: первое - «Я и моя семья», второе – «Мир людей. Человек-труженик», третье - «Экология и Родина моя», четвертое - «История и Культура».  

При реализации первого направления нами был разработан краткосрочный проект «Семейный альбом», цель которого заключалась в укреплении связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения. Рассматривая   созданные альбомы, дети сопровождали свои рассказы пословицами или поговорками о семье, которые должны были спросить у старших членов семьи. К Дню Матери была оформлена выставка фотографий «Как хорошо, что ты у меня есть, мама!». Также совместно с родителями были изготовлены плакаты о роли семьи в жизни ребенка.

Работа в целях реализации второго направления заключается в воспитании уважительного отношения к Человеку-труженику и результатам его труда. Была проведена экскурсия по детскому саду, во время которой ребята увидели, какую работу выполняют сотрудники организации и какую пользу приносит их труд. Так же ребятам было предложено дома выучить пословицу или поговорку о труде.

В процессе реализации проводили экскурсии в краеведческий музей, где ребята знакомились с творческими работами усольских умельцев: живописью, поделками из ткани, бисера. В группе был организован мини-музей с изделиями русского народного творчества. В игре "Магазин сувениров" дети самостоятельно пытались определить, где и из какого материала изготовлена конкретная поделка, к какому виду русского народного промысла она относится (хохлома, дымка, гжель).  Ребята с большим интересом слушали сказки других народов.  

Третье направление: «Экология и Родина моя».  Наша задача при работе в этом направлении заключалась в формировании у детей представлений о родной природе, умению видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, не нарушая ее законов, защищать ее. В процессе реализации данного направления тесно сотрудничали с музеем природы, клубом «Скалярия»; проводились экскурсии в парк. Был организован конкурс рисунков о Байкале, создан мини-музей «Байкал – жемчужина Сибири». Родители воспитанников оказали большую помощь при подборе красочных книг и энциклопедий для детей о жизни растений и животных. Организована фотовыставка «Мое Усолье». В конкурсе совместного рисунка «Моя любимая улица» приняли участие все семьи. Рисунки были яркими и эмоционально окрашенными. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки» и «путешествия» (по Ангаре, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема  подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

 Четвертое направление «История и Культура». Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Ведется сотрудничество с социальными институтами города (детской библиотекой, музеями и т.д.), где дети знакомятся с историей и культурой города. Проводились инсценировки русских народных сказок, в ходе которых, ребята должны были подобрать подходящую по смыслу пословицу или поговорку (например, сказка «Морозко» - Мороз перед трудолюбивым шапку снимает, а ленивого за нос хватает).

Использованная нами модель имеет многоаспектный подход к решению проблемы духовного, культурно-нравственного воспитания, что уже способствует некоторым изменениям в поведении ребят: дети внимательнее стали относиться к старшим членам семьи, соблюдать нормы поведения в природе и обществе, уважительно относиться к труду других людей. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности ребенка. Вот почему и в дальнейшем мы намерены помогать ребятам открывать историческое и культурное прошлое и настоящее нашей Родины, видеть красоту родной природы, «замечать» людей, живущих рядом.

Анализируя проделанную работу, мы обратили внимание на то, что одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с культурным и нравственным наследием оказалась экскурсия. Это увлекательное мероприятие для детей, которое дарит им невероятное количество положительных эмоций и впечатлений, и, как следствие, способствует активному познанию.

Отдельно хотелось бы представить еще одну форму организации образовательной деятельности, которую мы активно используем - виртуальную экскурсию. Этот вид экскурсии приобрел особую актуальность в последнее время – время стремительного развития информационных технологий. Также сыграла свою роль и ситуация во всем мире, связанная с COVID-19 и ограничения посещений учреждений как мера профилактики распространения болезни.

В мире существует огромное количество культурных памятников, музеев, исторических мест недоступных для реального посещения. Хотелось бы познакомить детей с как можно большим количеством культурных ценностей нашей страны и всего мира. На помощь нам пришла виртуальная экскурсия -  это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Виртуальная экскурсия имеет отличия от традиционных экскурсий:

  • возможность посетить различные объекты культуры, истории, природы, не покидая здания детского сада;
  • доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий;
  • большую роль играет поисковый метод.

Виртуальные экскурсии используются нами в разных направлениях: знакомство с историей и культурой нашего города, страны, мира; с миром животных и растений; с социальным окружением (профессии родителей, представления о школе, взаимодействие с дошкольниками других детских садов и т.п.)

С помощью виртуальной экскурсии дети смогли в преддверии Нового года побывать в гостях у Деда Мороза в Великом Устюге; виртуальные туры по Байкалу помогают закрепить знания и впечатления, полученные детьми от реальных путешествий с родителями. Во время тематической недели «Игрушки наших мам и бабушек» мы смогли посетить виртуальный музей народной игрушки, музей кукол, музей старинных игрушек. Ко Дню космонавтики планируется виртуальная экскурсия в Музей космонавтики, который подготовил виртуальные выставки, учитывающие интересы посетителей разного возраста.

Организация и проведение виртуальной экскурсии требует серьезной подготовки и имеет определенный алгоритм. Активное участие в подготовке экскурсии принимают дети.

Исходя из всего сказанного, мы сделали вывод, что систематическое, целенаправленное и методически грамотное использование экскурсий (виртуальных экскурсий) при организации образовательного процесса в дошкольном учреждении позволяет не просто сформировать у детей дошкольного возраста представления об окружающем мире, его истории и культуре, объектах и явлениях, но и значительно повысить интерес и активность детей к образовательной деятельности, развить познавательные способности, сформировать самостоятельность, инициативу; обогатить социальный и культурно-нравственный опыт.  

                           

Список использованной литературы:

  1. 75 лет Пакту Рериха. Материалы Международной научно – общественной конференции.2010.-М.:Междунар. Центр Рерихов; мастер-Банк, 2011.-488с. [Электронный ресурс] // http://spb-icr-lib.ru/przm/4.pdf 
  2. Князева О.Л.; Маханева М.Д., приобщение детей к истокам русской народной культуры.  
  3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// авт.-сост. Натарова В.И. и др.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  4. Народное искусство в воспитании детей: (Для педагогов дошк.учреждений, учителей нач.кл., рук.худ.студий) Т.С. Комарова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой.-М., 1997.
  5. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.
  6. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… М.: Молодая гвардия, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы обучения татарскому языку детей дошкольного возраста

Обучение языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, фор...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Консультация для воспитателей: "Эффективные формы и методы обучения татарскому языку детей дошкольного возраста"

Обучение языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

Статья "Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства ДОО и семьи в решении проблемы духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста"

laquo;Дошкольное детство» - это уникальный период в жизни каждого человека, когда осуществляется разностороннее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается социальное развитие...