Формы и методы совместной работы семьи и ДОУ
консультация

Формы совместной работы с родителями используемые в дошкольных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей на тему:

«Формы и методы совместной работы семьи и ДОУ».

Воспитатель: Абидулина Л.Х.

Москва 2024г.

Путь из детства в отрочество ребенок проходит с родителями, воспитателями и учителями начальной школы. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни — родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его взрослым.

На определенном отрезке «дороги дошкольного детства» ребёнок поступает в детский сад. Это событие влечёт за собой значительные изменения в его жизни. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

В законе РФ «Об образовании», в типовом положении указано, что одной из основных задач, стоящих перед садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Длительный эмоциональный стресс, который родители испытывают больного ребенка, формирует определенные особенности их личности. Такое эмоциональное состояние в сочетании с беспокойством, неуверенностью в себе неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка. Врачу, психологу, педагогу, логопеду надо лечить и учить не только ребенка, но и прежде всего и его родителей. Поэтому в этой главе мы будем уделять большое значение совместным формам работы ДОУ с семьей.

Именно в детском саду возникают первые сложности, связанные с психическим здоровьем ребёнка и не только. И если воспитатели не обратят на это внимание, а родители отмахнутся от них и не примут участие в их разрешении, то в школе их ждут самые печальные последствия. Специалисты по дефектологии, психологи считают, что одной из причин неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны семьи и детского сада. Это вовсе не значит, что для большинства таких детей требовалась серьезная коррекция речевого развития, которую может оказать только специалист. Своевременно им можно помочь силами семьи и детского сада. И в этой работе особая роль принадлежит не только дошкольному образовательному учреждению и специалистам, но и родителям.

В первую очередь это связано с тем, что в дошкольном детстве родители оказывают большое влияние на личностное и психическое, речевое развитие ребенка. И если они не будут поддерживать действия воспитателей, специалистов или будут противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно - образовательного процесса, сопереживали ребенку и помогали ему добиться нужного результата.

В последние годы семья всё чаще стала прибегать к помощи учреждений, занимающихся коррекцией речевого развития ребенка. Зачастую в тех или иных дефектах развития ребенка прямо или косвенно виновата семья, и коррекционные оздоровительно-образовательные учреждения исправляют «огрехи» наследственности и ошибки домашнего воспитания. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком, так и педагогами в целом. В решении проблем коррекции задержки речевого развития ребенка, нужна совместная согласованная деятельность педагогов, психологов, дефектологов и родителей. В практике работы дошкольного учреждения чрезвычайно важно четкое распределение функциональных обязанностей всех специалистов в организации и осуществлении коррекционной работы. Например, психолог и логопед обеспечивает воспитателей необходимыми простейшими диагностическим инструментарием для изучения умственного и речевого развития ребенка, разрабатывает совместно со специалистами развивающую дидактику обучения. По просьбе родителей разрабатывает индивидуально коррекционную работу с ребенком в домашних условиях, проводит индивидуальную диагностику и т.д. С детьми проводит диагностику уровня их достижений и на основе её строит систему помощи ребенку, охраняет психику ребенка от отрицательных воздействий, обеспечивает контроль за соблюдение прав ребенка.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им:

  1. Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка.
  2. Относиться к своему ребёнку как равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Если ребёнок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию.

З. Знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их.

  1. Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
  2. Понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка. Если родители хотят добиться желаемого результата, необходимо чтобы они сами приняли участие в работе. А для этого необходимо, чтобы у родителей были бы хорошие, доверительные отношения с ребёнком, искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести ребёнка.

Работа с родителями осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребёнком и приёмы коррекционно-воспитательной работы с ним. При групповой форме даются психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком.

Какие формы совместной работы с родителями используются в дошкольных учреждениях?

Положительно себя зарекомендовали в настоящее время такие формы работы как:

  1. Сотрудничество - это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Во время диалога следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнёра по взаимодействию к размышлению, сопереживанию, но которые не обижают, не унижают, не вызывают оборонительные реакции.

Важным условием диалогических отношений педагогов с родителями является ориентация в содержании общения на потребности семьи, запросы родителей: (Организация здорового образа жизни семьи; значение эмоциональной связи матери и ребёнка для речевого развитии; культура эмоционального общения и т.д.)

  1. Наглядно-практическая подача педагогической информации (оформление стендов, распространение педагогической литературы).

Содержательность информации для родителей детей всех возрастных групп может быть усилена периодически сменяющимися текстами на стенде, ширме, буклете, в папке о текущей жизни детей в группе и ее перспективах, а также организацией тематических текстов на волнующие родителей и актуальные для семейного воспитания. Тестовая информация также очень полезна для родителей. Консультация врача: «Как организовать игры во время болезни ребёнка?» Консультация психолога: «Учимся общению с ребёнком». Советы дефектолога «О трудностях речевого общения», «Рекомендации по развитию речи ребенка 1-3 года жизни» и т.д.

З. Анкетирование и тестирование (отличается гибкостью по возможности получения результата и обработке полученного материала, при использовании анкет надо учитывать, что неграмотно составленная анкета, не продуманные вопросы дают неверный результат, на основе которого делаются неправильные результаты). Анкетирование и тестирование родителей и педагогов с целью анализа данных о позиции родителей в обеспечении благоприятного эмоционального самочувствия ребёнка в ДОУ и семье (Тест «Нарисуем свой характер», «Какая я больше: миролюбивая или агрессивная» и т.д.).

4. Консультации:

(по актуальным вопросам, касающимся семейного воспитания и на предложенные воспитателем темы с раздачей памяток для самостоятельного прочтения родителями). Например, связанные с проблемами задержки речевого развития и на что необходимо обратить внимание:

  • нестабильность и неровность поведения ребёнка, резкие перепады настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин, внезапные переходы от увлеченности делом к потере интереса;
  • острота реагирования на настроение и дискомфорт других;
  • узкий диапазон эмоциональной выносливости: деятельность в одиночестве;
  • общее чувство неуверенности во всём, что делает, гипертрофия страха и предчувствие неудачи;
  • отчетливый соматический характер отдельных эмоциональных ощущений, переход эмоций;
  • неустойчивость и взаимопереходы: страха в гнев, страха в ревность, страха и гнева в зависть, трудность преодоления;
  • повышенная реактивность на оценку, особенно на замечания взрослых;
  • чрезмерная чувствительность к различным интонациям.

Данные консультации помогут родителям своевременно обратиться за помощью к логопеду, т.к. логопедическая помощь по отношению к очень маленьким детям является косвенной. И она направлена не непосредственно на ребёнка, а на людей, окружающих его. А если есть серьезные мозговые расстройства, логопедическое вмешательство носит прямой характер — в виде упражнений:

  • по нормализации дыхания
  • по нормализации нервно-мышечного тонуса рук;
  • по развитию движений органов артикуляции;
  • по сенсорному развитию;
  • по развитию эмоционально положительных ответных реакций;
  • по развитию эмоционально-деловому общению ребёнка со взрослым; по развитию действий с предметами;
  • по развитию предпосылок понимания речи;
  • по развитию предпосылок активной речи.

Все эти упражнения проводит логопед.

Три группы нарушений, требующие логопедическую помощь:

  • нарушение питания и глотания;
  • поведенческие отклонения в работе органов ротовой;
  • нарушение контроля слюноотделения.

Во время консультаций, по возникающим вопросам родителей, специалисты (дефектологи, психологи) могут предложить родителям комплекс коррекционных игр, которые могут проводиться родителями и дома.

Для маленьких детей:

Игра «Мама кормит птенчика», «У доктора», «Слоненок» - на развитие артикуляционной моторики.

Игра «Веселый клубок», «Задуй свечку» - на развитие дыхания.

Игра «Кто к нам в гости пришел», «Где меня найти» - на правильное произношение и т.д.

Игры «Помоги Барсику», «Бабушкины бусы», «Волшебный мешочек» на развитие моторики пальцев.

  1. Ролевое проигрывание семейных ситуаций.
  2. Тренинговые игровые упражнения и задания: (Дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные, заменить нежелательные формы обращения на конструктивные).
  1. Обращение к опыту родителей. Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с ребенком?) Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты в воспитании, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
  2. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных детских деятельностях (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и ДР) способствует эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнерских отношений.
  3. Практикумы и дискуссии: (Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу в семье. Игра с ребёнком в жизни вашей семьи. Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребёнком? и т.д.)

Что нужно родителям и педагогам, чтобы такие формы работы были действенными и помогали добиться желаемого результата по коррекции психического здоровья детей:

  • Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребёнку; с уважением и пониманием относиться друг к другу.
  • Помнить о том, что ребёнок — уникальная личность.
  • В родителях и педагогах ребёнок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
  • Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их помощь и участие в жизни группы.

- Рассматривать процесс воспитания как искусство диалога с конкретным ребёнком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы. Поощрять инициативу и самостоятельность ребёнка в различных видах деятельности, что способствует формированию у ребёнка уверенности в себе и своих возможностях.

- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции.

  • В процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Одним из важнейших условий работы специалиста с семьей является представление об основных особенностях родительской позиции по отношению к ребенку (адекватность, динамичность, прогностичность). При разработке индивидуальной работы ДОУ с семьей и на основе наблюдений, необходимо определить преобладающий тип семейного воспитания по следующим параметрам: отвержение; безразличие; гиперопека; требовательность; устойчивость; любовь. Эти наблюдения помогут выбрать тактику работы с родителями и с ребёнком.

Как показало исследование О.Л.Зверевой, родителей волнуют многие педагогические проблемы: воспитание послушания у детей, культуры поведения, детские страхи и многое другое. Но бывает и так, что, обладая такими знаниями, родители не умеют ими пользоваться. Поэтому наряду сообщением родителям знаний, востребуемых в деле воспитания в деле воспитания, необходимо в целом повысить уровень их педагогической подготовленности. Под высоким уровнем подготовленности у родителей подразумевается совокупность педагогической знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов «педагогической рефлексии». «Педагогическая рефлексия» - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически оценивать, находить причины своих ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации. Как отмечают социальные психологи Л.А.Петровская,

Ю.М.Жуков, рефлексивная направленность педагогического общения помогает непросто «указать человеку область его неадекватности, а подвести его к тому, чтобы он констатировал его сам для себя».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что методы и формы используемые в дошкольном учреждении по коррекции задержки речевого развития ребёнка, могут применяться и в семье. Данные методы будут иметь эффективность при совместной работе педагогов и родителей, и способствовать профилактике речевого развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы совместного взаимодействия с семьями.

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников....

Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста

презентация отражает Методы совместной деятельности (младший, средний,старший дошкольный возраст) которые может использовать педагог планируя совместную деятельность с детьми...

«Семья и детский сад. Как воспитать человека». «Инновационные формы и методы в работе с семьями воспитанников»

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детских садов, поэтому взаимодейст...