"Формы и методы совместной работы ДОУ и семьи"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Содержание:
Введение
- Формы и методы совместной работы ДОУ и семьи.
- Методические рекомендации по взаимодействию ДОУ с семьёй.
- Современные подходы к изучению семьи
- Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи
- Сферы возникновения трудностей во взаимодействии ДОУ и семьи
- Анализ и обобщение педагогического опыта
- Педагогическое просвещение родителей
Заключение.
Список используемой литературы
Введение
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие – цель, воспитание – средство ее достижения. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании воспитание - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Вместе с тем процесс воспитания – многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность (Подласый 1999; 173).
Дошкольное воспитание – это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей, воспитанников и их родителей. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того чтобы, углубляя его, выработать устойчивые привычки. Процесс воспитания – комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов (Смирнов 2004; 230).
В современном дошкольном учреждении процесс воспитания предусматривает:
- целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития; формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
- приобщение дошкольников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
- организацию познавательной деятельности дошкольников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
- развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.
- Формы и методы совместной работы ДОУ и семьи
Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы воспитания имеют свою специфику:
- влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности;
-выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.
Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы (Сысенко 2003).
Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитательные ситуации.
Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский авторитет, природа, традиции, радио, пресса, музеи и выставки, игры и игрушки, спорт, физкультура, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий:
- Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие отношения с ровестниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т.д.
- Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирают наглядные методы, сравнительно чаще используются приучение.
- Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенные, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.
- Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семье педагогов, образованных людей дети лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка… В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от… элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», - писал В.А. Сухомлинский (Сухомлинский 1979; 173).
Детский сад и школа осуществляют ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания. Для успешной координации воспитательного влияния они должны перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом формализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.
Координация деятельности ДОУ, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:
- Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива, родителей, советов общественности, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.
- Организация силами дошкольного учреждения систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.
- Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.
Основную работу с родителями детский сад проводит через родительские объединения, носящие различные названия – родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы. Каждое из таких объединений имеет свой устав (положение, регламент, план), которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, ДОУ и общественности.
Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов; разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания дошкольников, системы поощрений и наказаний и т.д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности ДОУ и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы (Колеченко 2006; 41).
Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.
Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между детским садом и семьей. Последняя становится открытой системой для координации воспитывающих условий. Скоординировать усилия ДОУ и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду. Совместная деятельность семьи и дошкольного образовательного учреждения направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира (Пастухова 2007; 54).
Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:
- креативности – свободного развития способностей детей;
- гуманизма – признание личности в качестве абсолютной ценности;
- демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;
- гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;
- ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;
- приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.
Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации (Лизинский 2004; 60).
- Методические рекомендации по взаимодействию ДОУ с семьёй.
2.1. Современные подходы к изучению семьи
Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи.
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование. Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала (Микляева 2006; 28).
В работе по изучению семьи необходимо использовать - контактное проведения анкетирования, т.е. сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы.
Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаем вам план, составленный с учётом рекомендаций учёных В.В. Котырло и С.А. Ладывир:
1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.
2.Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:
- дружелюбный тон общения друг к другу;
- изменчивый, противоречивый характер отношений;
- своеобразная автономность каждого члена в семье.
3. Цель домашнего воспитания ребёнка.
4.Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка.
5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:
- наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению;
- ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;
- низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
7. Особенности воспитательных воздействий:
- участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;
- непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;
- отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.
8. Организация современных форм деятельности в семье:
- общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы;
- дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам;
- разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.
9. Отношение семьи к дошкольному учреждению:
- высоко оценивают образовательные возможности детского сада и готовы сотрудничать;
- настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду, не видят необходимости сотрудничества;
- перекладывают все воспитательные функции на детский сад, к сотрудничеству не готовы;
- безразлично относятся к детскому саду, к воспитанию собственного ребёнка (Доронова 2006; 52).
План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространёнными являются методы беседы, наблюдения.
Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло (Микляева 2006; 34).
В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.
Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка их детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.
Педагог должен использовать не только наблюдение со стороны, но и включённое наблюдение, т.е. создавать специальные ситуации: совместный труд; досуг; занятия с родителями и детьми.
В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи: в подготовку и проведение праздников, развлечений; в организацию экскурсии (Евдокимова 2005; 16).
Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.
Завесу особенностей домашнего воспитания позволяет приоткрыть такой метод, как выполнение ребёнком в присутствии мамы (папы, бабушки) какого-либо практического задания. Педагог специально конкретизирует ситуацию: перед приходом мамы предлагает Юле постирать кукольное платье, Саше - разобрать поделки из конструктора и разложить детали по ячейкам коробки и т.д. Педагог наблюдает и анализирует реакцию мамы на занятие дочери (сына), характер её помощи, приёмы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы, прилежания и старания ребёнка и т.д.
Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученные с помощью других методов, прольёт свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй, усилить свою образовательную работу в группе по этому направлению.
Воспитатели ДОУ должны помнить, что по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.
- Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи
Работая с родителями, воспитатели дошкольных учреждений должны повышать педагогическую культуру родителей. А для этого им необходимо знать:
- в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на повышение педагогической культуры семьи;
- какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Повышение педагогической культуры семьи включает в себя пропаганду литературы по педагогической тематике, поскольку задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надёжные в теоретическом отношении источники.
К вышеуказанной деятельности должен привлекаться весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования). Необходимо помнить, что ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребёнка, закономерностях и принципах воспитания и обучения (Солодянкина 2005; 47).
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
- Сферы возникновения трудностей во взаимодействии ДОУ и семьи
Обе взаимодействующие стороны заинтересованы в детях, в их воспитании, они не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.
Так, сфера обращения родителей и воспитателей друг к другу и сфера желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер. Для того чтобы данные сферы были согласованы, воспитателям необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием.
Рекомендации по организации взаимодействия. Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОУ предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь дошкольного учреждения.
В качестве наиболее эффективной формы убеждения можно предложить групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которого необходимо поощрять родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения (Евдокимова 2007; 52).
Наиболее проблемной сферой взаимодействия для родителей является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, т.е. психологического консультирования по вопросам обучения и воспитания, а также возрастных особенностей детей.
Эта проблема может быть решена на уровне организации работы дошкольного учреждения в целом, т.е. можно предложить родителям обратиться к специалисту в данной области – работающему в дошкольном учреждении психологу или социальному педагогу.
Одной из причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками дошкольного учреждения важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьёй собственной важности. Это может привести к возникновению у родителей чувства собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому необходимо осознание и понимание воспитателями роли семьи в воспитании и обучении ребёнка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе, а также роли взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй по всем вопросам развития ребёнка (Зверева 2005; 49).
В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Для разработки таких программ необходимо проведение исследований, направленных на выяснение того, какие именно формы организации консультаций для родителей были бы наиболее эффективны, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
- Анализ и обобщение педагогического опыта
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» (цит. по: Родчанин 1991; 89) . Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы» (цит. по: Родчанин 1991; 96).
Приведем примеры из опыта работы выдающегося педагога современности В.А. Сухомлинского.
Отношение к ребенку. В.А. Сухомлинский – достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и наказание самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка» (Сухомлинский 1979; 172).
Во-первых, В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта – вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике.
Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское наказание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получится, но придет время - научиться». Сознание ребенка – могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость.
Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».
Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков (Сухомлинский 1979; 177).
Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности».
«Воспитание без наказания – это не узкое школьное дело, - говорил Сухомлинский. – Это одна из важнейших проблем…переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимоотношений» (цит. по: Родчанин 1991; 97).
Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы… Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний… И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… - воспитывайте детей без наказаний» (Сухомлинский 1979; 164).
К прекрасному через прекрасное. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.
Приобщая детей к прекрасному, он всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущение человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникающее в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье». Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать – это не только тепло, уют, внимание. Это – мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек (Сухомлинский 1979; 181).
2.5. Педагогическое просвещение родителей
- В «воспитании» родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности.
- Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы.
- Изучение состояния факторов развития ребенка, связанных с его семьей.
Работа с педагогами ДОУ:
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
- Удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями.
- Изучение состояния факторов Среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.
Работа с воспитанниками ДОУ:
- Организация деятельности «Школы добрых волшебников», направленной на развитие индивидуальности детей.
- Коррекция социального развития по результатам диагностики и запросам родителей.
- Организация досуга детей.
Работа с документацией:
- Формирование информационного банка данных по работе семьей.
- Разработка перспективного и текущего плана работы.
- Подготовка готовых и промежуточных отчетов.
Работа с родителями включают в себя как индивидуальную работу с каждым их них, так и привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используются инновационные формы и методы.
Формы работы с семьями воспитанников:
- Презентация ДОУ;
- Киноуниниверситеты;
- Школы для родителей;
- Информационные бюллетени;
- Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального
Заключение
Современный этап развития системы дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольных учреждений с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей.
В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет себя с семьей. Открытие своего собственного «Я» и мира других людей он воспринимает преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей. Семья – это многогранная система, в которой существуют не только взаимоотношения в диаде «родители – ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей.
В настоящее время активно функционирует модель «открытого» детского сада, которая ориентирована на взаимодействие с семьей и предусматривает качественно новые ролевые нагрузки родителям с целью их равноправного и органичного участия в процессе воспитания и обучения детей.
Сущностью такого взаимодействия становится личностно – ориентированное образование, которое соединяет воспитание и обучение в единый процесс помощи, поддержки и социально – педагогической защиты развития ребенка. Это – образование, ориентированное, прежде всего, на самого ребенка. Своей главной задачей оно ставит достижение максимального развития ребенка через приобщение его к ценностям человеческой культуры наиболее приемлемым и доступным образом.
Формирование у ребенка уверенности в своих силах, социальной активности, мобильности личности, а также ориентация на значимость себя и другого человека, на стремление к поиску взаимопонимания может осуществляться только в условиях тесного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Ребенок дошкольного возраста является тем центром, который объединяет воспитательные усилия взрослых на основе реализации принципа его личностного развития в деятельности. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей становится средством развития не только ребенка, но и социально ответственных взрослых.
Равноправное партнерство родителей и педагогов позволит им глубже осознать самоценность личности ребенка, необходимость ее изучения, развития и защиты.
Одной из важнейших задач взаимодействия педагогов и родителей является обеспечение единого пространства для развития ребенка, формирования у него универсальных способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Организуя образовательное взаимодействие, педагог должен отказаться от оценочной стратегии в отношениях с родителями; создать доброжелательную атмосферу диалога; внимательно отнестись к проблемам родителей, их переживаниям; излагать научные сведения доступно; учить родителей наблюдать за поведением своего ребенка, замечать его особенности, способности; замечать положительное, уметь вселять в родителей надежду на успех (Горина 2009; 139).
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, так как образовательное взаимодействие детского сада и семьи отражает одну из основных граней взаимной помощи двух воспитательных институтов в становлении полноценной и здоровой личности ребенка: развитии его интеллектуальной, физической, нравственной и, конечно, эстетической сторон. Необходимо помнить, что главной фигурой во взаимодействии педагогов и родителей является сам ребенок. Это для него мы должны стараться, для него учиться взаимной помощи и, главное, - жить.
Список используемой литературы
Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2006.
Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Просвещение, 2005.
Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно-методич. статей / Ред.-сост. Л.В. Горина, Ю.Ю. Колесниченко. Вып. V. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009.
Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу: программа совместной художественно-эстетической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2007.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2007.
Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. – СПб.: КАРО, 2006.
Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Зимородок: Карапуз, 2006.
Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Педагогический поиск, 2004.
Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2006.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов Педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания.
Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. – М., 1991.
Смирнов С.А. Педагогиика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академиия», 2004.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: АРКТИ, 2005.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1979.
Сысенко В.А. Цели и задачи семейного воспитания // Семья в России. – 2003. - № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Использование разнообразных форм и методов в работе по познавательному развитию старших дошкольников"
Информация для педагогов и родителей....
«Формы и методы партнёрского взаимодействия ДОО и семьи по вопросу формирования звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у дошкольников »
В презентации представлены определения понятий по образовательной Области"Речевое Развитие" в соответствии с ФГОС,конкретизированы формы и методы работы с семьёй по данному направлению (из лично...
Формы и методы совместного взаимодействия с семьями.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников....
Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста
презентация отражает Методы совместной деятельности (младший, средний,старший дошкольный возраст) которые может использовать педагог планируя совместную деятельность с детьми...
Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста.
Теоретическая статья с примерами из практики...
«Семья и детский сад. Как воспитать человека». «Инновационные формы и методы в работе с семьями воспитанников»
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детских садов, поэтому взаимодейст...