ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Soft skills» для детей 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей образовательной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности; развитие у детей навыков, которые помогут им не только в успешном обучении в школе, но и в течение всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_6-7_let.docx | 68.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №10 «Родничок»
Советская ул., 22 , г. Озерск, Челябинской области, 456780
Телефон/факс: (35130) 2-05-69, 2-08-60
E-mail: mbdu10@yandex.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Soft skills»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся:6-7 лет
Срок реализации:1год
Автор – составитель:
Воспитатель Луканина Татьяна Евгеньевна
Содержание
1. Пояснительная записка |
2. Учебный план 1 года обучения |
3. Содержание 1 года обучения |
4. Планируемые результаты 1 года обучения |
5. Методическое обеспечение программы |
6. Список литературы |
Пояснительная записка
- Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» ;
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
- Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2021 год);
- Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;
- Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам МБДОУ ДС№10;
- Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 «Родничок».
- Данная программа дополнительного образования относится к программам художественной направленности.
- Уровень освоения содержания образования базовый. Предполагает участие в постановке и решения таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний, концепций.
Актуальность
Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:
- с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
- с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;
- появлением коммуникационных и сетевых технологий;
- с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
В условиях активного развития современного общества все большее значение приобретает способность человека решать актуальные проблемы в тесном контакте с другими участниками процесса или при применении современных компетенций, технологий. Овладение навыками и компетенциями, обеспечивающими тесное сотрудничество, взаимодействие в группе или команде, достижение успеха общего дела, необходимо развивать с дошкольного возраста.
Почему нужно и важно говорить о гибких навыках, а главное - развивать их - именно сейчас? «Требования к знаниям изменились, впереди окажутся люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей науки. Образование должно идти за меняющимся миром. И конкурентное преимущество получат люди, которые обладают softskills. Сейчас на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде»,- считает В.В. Путин.
Согласно результатам исследования, проведенного в Гарвардском Университете и Стенфордском исследовательском институте, стало известно, что вклад твёрдых навыков в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как мягкие определяют оставшиеся 85 %.Именно поэтому переориентация образования на развитие у детей «гибких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности.
Цель программы: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей образовательной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности; развитие у детей навыков, которые помогут им не только в успешном обучении в школе, но и в течение всей жизни.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач программы:
Образовательные:
- учить распознавать эмоции, способы управления;
- познакомить с коммуникативными приемами.
Развивающие:
- развивать детскую инициативность и самостоятельность в познавательной, коммуникативной и творческой деятельностях;
- развивать психические познавательные процессы (логическое и креативное мышление);
- развивать эмоциональный интеллект;
- развивать адекватное самооценивание.
Воспитательные:
- формировать общей культуры воспитанников, культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;
- развивать сотрудничество между детьми;
- воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей;
- формировать умение добиваться поставленной цели и доходить до результата.
Отличительные особенности данной программы.
Содержание, формы организации, этапы программы строятся на следующих принципах:
- Индивидуализация как построение образовательной деятельности на основе выбора ребенка, при котором ребенок становится субъектом образования;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Позитивная социализация ребенка через освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими.
Нами определены основные подходы к формированию Программы:
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной воспитательной деятельности в общем контексте образовательного процесса (оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности ребенка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах работы с детьми (коллективных, групповых, индивидуальных);
- личностно-ориентированный, связанный с организацией взаимодействия взрослых и детей с учетом относительных показателей детской успешности, поддержания инициативности и субъектности ребенка, ориентация на «зону творческой самостоятельности ребенка».
Программа направлена на формирование ключевых компетенций (Soft skills):
- Эмоциональный интеллект
- Креативность
- Умение работать в команде
- Логическое мышление.
«Soft skills» переводится с английского на русский как «мягкие навыки». Эти навыки не направлены на профессиональную подготовку в отличие от hardskills.Мягкие навыки нужны всем детям, если они хотят стать уверенными в себе, а в дальнейшем - самодостаточными и успешными взрослыми.
Этапы соответствуют выделенным модулям «Логическое мышление», «Эмоциональный интеллект», «Командное лидерство».
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально-гуманитарная.
Проведение занятий предполагает детей старших и подготовительных групп, возраст 6-7 лет. Оптимальное количество детей в группе – 15 человек.
Объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы: продолжительность образовательного процесса – 1 год. Общее количество часов в год -144 часа.
Формы обучения и режим занятий:2занятия 1разв неделю.
Планируемые результаты
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности;
- обладает начальными знаниями и компетенциями о проекте;
- способен выбирать решения, участников команды, работать в команде
- обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной проектной и творческой деятельности, имеет навыки работы с различными источниками информации;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- обладает высоким уровнем проявления креативности, творческим подходом к решению задач и доводить до готовности.
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Образовательный модуль «Логическое мышление» | 45 | 12 | 33 | |
1.1 | Тема 1. Метод маленьких человечков | 8 | 4 | 4 | Схемы |
1.2 | Тема 2. Пинг-понг | 4 | 4 | Рефлексия | |
1.3 | Тема 3. Изобретаем новые предметы | 8 | 4 | 4 | Мини -презентация |
1.4 | Тема 4. Коммуникативный бой «Хорошо-плохо» | 2 | 3 | Лестница самооценки | |
1.5 | Тема 5. Логические задачи | 10 | 4 | 8 | Беседа |
1.6 | Тема 6. Проведение опытов. Оформление результатов | 8 | 10 | Оформление портфолио | |
2 | Образовательный модуль «Эмоциональный интеллект» | 45 | 8 | 37 | |
2.1 | Тема 1. Эмоции человека. Для чего они нужны | 7 | 2 | 5 | Презентация |
2.2 | Тема 2. Градусник эмоций. Путешествие по эмоциональным островам | 10 | 10 | Индивидуальные карточки с заданиями | |
2.3 | Тема 3. Я сержусь | 8 | 2 | 6 | Алгоритм поведения |
2.4 | Тема 4. Я боюсь | 10 | 2 | 8 | Алгоритм поведения |
2.5 | Тема 5. Управляю своими эмоциями | 10 | 2 | 8 | Оформление портфолио |
3 | Образовательный модуль «Командное лидерство» | 50 | 10 | 40 | |
3.1 | Тема 1. Песочная страна: жители, законы | 12 | 2 | 10 | Коллективное оценивание |
3.2 | Тема 2. Строительство башни | 6 | 2 | 6 | Лестница самооценки |
3.3 | Тема 3. Командное взаимодействие. Командный игрок | 12 | 2 | 10 | Оформление портфолио |
3.4 | Тема 4. Путешествие на воздушном шаре. | 4 | 2 | 4 | Коллективное оценивание |
3.5 | Тема 5. Этажное конструирование | 12 |
| 6 | Схема анализа для оценивания |
3.6 | Тема 6. Я конфликтую. Как справляться?! | 2 | 4 | ||
Итоговое занятие | 4 | 4 | Защита. Самопрезентация портфолио детей | ||
Итого | 144 | 30 | 110 |
|
Содержание программы
ПЗ/ТЗ | Тема | Программное содержание | Методические приемы |
Образовательный модуль «Логическое мышление» | |||
ПЗ – 4ч ТЗ – 4ч | Тема 1. Метод маленьких человечков Моделирование маленькими человечками ископаемых тундры: нефть, газ, уголь, металлы - «Путешествие по тундре»; моделирование маленькими человечками трех агрегатных состояний воды - «Чудесные свойства вод» | Развивать логическое мышление через моделирование | Метод маленьких человечков Рисование схем |
ПЗ – 4ч
| Тема 2. Пинг-понг | Развивать сосредоточенность внимание, словесно-логическое мышление. | Мозговой штурм Игровой |
ПЗ – 4ч ТЗ – 4ч | Тема 3. Изобретаем новые предметы. Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь? | Развивать креативность, нестандартность решений | Бином фантазии Исследовательские действия Проведение опытов |
ПЗ – 3 ч
| Тема 4. Коммуникативный бой «Хорошо-плохо» | Развивать умение логически строить речь, пользоваться аргументами | Метод каталога Метод аналогий |
ПЗ – 8ч ТЗ – 4ч | Тема 5. Логические задачи | Учить строить простейшие логические связи | Метод аналогий Логические игры |
ПЗ – 10 ч | Тема 6. Проведение опытов. Оформление результатов. Вода и ее свойства. Нахождение общего между водой и льдом, различие между ними. Моделирование маленькими человечками состояний воды. Вызвать интерес к понятию «время» через отдельные, интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения и фиксирования времени. Что было бы, если бы люди не ценили и не следили за временем? Зарисовка (системный оператор): «Что было, есть, будет». | Способствовать исследовательскому интересу, умение планировать действия | Метод аналогий Рисование Оформление портфолио |
Образовательный модуль «Эмоциональный интеллект» | |||
ПЗ – 5ч ТЗ – 2ч | Тема 1. Эмоции человека. Для чего они нужны | Заинтересовать в изучение эмоций человека | Метод каталога Беседа с элементами дискуссии Игровые упражнения психохогимнастики |
ПЗ – 10 ч | Тема 2. Градусник эмоций. Путешествие по эмоциональным островам | Учить различать эмоциональнее состояния, описывать их | Рисование Кейсы с сюжетами |
ПЗ – 6ч ТЗ – 2ч | Тема 3. Я сержусь | Учить отслеживать состояние, говорить о нем | Мозговой штурм Игровые упражнения психохогимнастики Упражнения в сухом бассейне |
ПЗ – 8ч ТЗ – 2ч | Тема 4. Я боюсь | Учить отслеживать состояние, управлять им | Метод снежного кома Игровые упражнения психохогимнастики Рисование страха |
ПЗ – 8ч ТЗ – 2ч | Тема 5. Управляю своими эмоциями | Развивать умение пользоваться способами управления эмоциями | Упражнения в сухом бассейне Кейсы с сюжетными картинками |
Образовательный модуль «Командное лидерство» | |||
ПЗ – 10ч ТЗ – 2ч | Тема 1. Песочная страна: жители, законы Ввести понятие «знака» и «символа». Показать роль и значение различных знаков и символов в нашей жизни. Познакомить с конкретными знаками: простыми и универсальными (дорожные, астрономические, математические, нотные, воинские, денежные); символы (флаги, гербы). Придумай знаки своей страны | Развивать умение договариваться, создавать правила | Бином фантазии Мозговой штурм Лестница самооценки |
ПЗ – 6ч ТЗ – 2ч | Тема 2. Строительство башни | Учить умению принимать задачу и планировать действия в команде | Бином фантазии Карточки самооценки |
ПЗ – 10ч ТЗ – 2ч | Тема 3. Командное взаимодействие. Командный игрок | Учить слушать и слышать друг друга, оценивать команду и себя | Мозговой штурм Мультфильм: просмотр и анализ |
ПЗ – 4ч ТЗ – 2ч | Тема 4. Путешествие на воздушном шаре. Космос, Вселенная, планета. Придумай свой космический корабль. Если бы ты оказался в космосе, что бы ты увидел? Придумай что-нибудь интересное и необычное для направления путешествия | Развивать умение договариваться, убеждать | Ролевая игра Сюжетные картинки |
ПЗ – 6ч
| Тема 5. Этажное конструирование | Развивать умение доводить до результата, оценивать команду и себя | Схема постройки Схема взаимодействия |
ПЗ – 4ч ТЗ – 2ч | Тема 6. Я конфликтую. Как справляться?! | Учим способам разрешения конфликта | Метод каталога Метод снежного кома |
Защита проекта |
Планируемые результаты и способы определения их результативности
К концу 1 года обучения дети должны знать:
- начальными знаниям и компетенции о проекте;
- способы регулирования эмоций;
- правила поведения в конфликте.
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной проектной и творческой деятельности;
- выбирать решения, участников команды, работать в команде;
- создавать установки положительного отношения к другим людям и самому себе;
- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- проявлять креативность, творческий подход к решению задач и доводить до готовности;
- проявлять инициативу и самостоятельность в общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности.
Формы аттестации и фиксации образовательных результатов
- Текущий контроль проходит в виде собеседований, заполнения дневников, рисунков.
- Итоговый контроль проходит в виде защиты портфолио. Критериями выполнения программы служат: уровень компетенций детей.
- Результаты заносятся в таблицы в трехбалльной системе, где:
- 3 - высокий: в презентации портфолио самостоятельно представил свои достижения,
- 2 - средний, но с небольшой помощью взрослого или со значительной затратой времени
- 1 - низкий.
Методическое обеспечение программы
Занятия в подгрупповой форме, с использованием ресурсов кабинета психолога, музыкального зала, групповых комнат, внешних ресурсов за пределами ДОУ.
Используемая технология в образовательной программе - ТРИЗ (Технология решения изобретательских задач)- это система коллективных игр, занятий, это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер.
Используются следующие методы ТРИЗ:
Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество. Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по - разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: «Есть задача – пробуй и решай».
Техническое оснащение занятий
Развивающая предметно-пространственная среда подобрана с учётом локальных задач каждого модуля.
Объединяющими все элементы РППС факторами являются:
- интеграция содержания различных образовательных модулей в процессе детской деятельности;
- пространственное пересечение различных пособий и материалов;
- доступность материала для самостоятельной деятельности;
- эмоциональный комфорт от содержания пособий и материалов, их эстетических - качеств и результатов деятельности с ним.
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
- Закон РФ № 273-ФЗ «от 29 декабря 2012 г. (ред. от 13.07.2015 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 г.).
- Закон РБ № 696-З «Об образовании» от 1 июля 2013 г.
- Закон РФ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2012 г.).
- Закон РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. (ред. от 13.07.2015 г.).
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» от 29.05.2013 г. № 28564).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Основной список:
1.Альтшуллер Генрих. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишер, 2017.
2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук.– Ульяновск, 2018.
3. Котлярова Н.В. Методические разработки. Статья. «Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста». 2019.
4. Логинова Л. Кольца Луллия// Обруч. – 2020. - № 4.
5. Рахменова Л.Г., Елеусизова Р.С., Тайгельтирова К.М. Методические основы применения технологии ТРИЗ в дошкольном воспитании и обучении// Методические рекомендации. – ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Астана, 2019.
Дополнительный список:
1. Меерович М. Формулы теории невероятного (Технология творческого мышления). 2016.
2. Решение изобретательских задач на ЭВМ: Метод. указ. к практикуму по курсу "Эвристика"/Чуваш. гоС. Ун-т; Сост. В.А.Михайлов, И.В. Кожевников. — Чебоксары, 2016. — 32 С.
3. Реуцка Н.А., Пантелеева ЛВ. ТРИЗ: Програм.-метод. Разраб. для дошк. учрежд./ Науч.—метод. центр "Дидактика"; Под ред. Е.В. Кузнецовой. — М., 2018. — 59 С.
4. Рождение изобретения. Стратегия и тактика решения изобретательских задач /А.И. Гасанов, Б.М. Гохман, А.П. Ефимочкин и др. — М.: Интерпракс, 2016. — 432 С.
5. Шрагина Л.И. Логика воображения (Технология творческого мышления).: Учеб. пособие. — Одесса: Черноморье, 2018 г. — 111 С.
6. Обучение грамоте. Комплект круговых тренажеров. – М.: Айрис –Пресс, 2016.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт официального фонда Г. С. Альтшуллера www.altshuller.ru. Данный ресурс является центральным порталом по всем вопросам ТРИЗ. На сайте можно найти большое количество материалов по основным направлениям теории – АРИЗ, ЗРТС, ТРТЛ, РТВ, а также множество как известных, так и не очень (в том числе рукописных) работ Г. С. Альтшуллера.
2. Официальный сайт Международной Ассоциации ТРИЗ matriz.org. С помощью данного информресурса можно узнать об истории создания ТРИЗ, найти ссылки на источники и многие полезные материалы, пообщаться с единомышленниками на специализированном форуме. Здесь собраны последние новости из области теории, а также информация о том, где можно научиться ТРИЗ или получить консультирование.
3. Креативный мир Trizland www.trizland.ru. Сайт, на котором представлено большое количество полезных материалов, но главная особенность – наличие разделов, где размещены задачи и кейсы по ТРИЗ. С их помощью можно отшлифовать навыки практического применения теории. Еще на портале можно найти ссылки на вебинары, где обучают ТРИЗ.
4. Минский Центр ТРИЗ-технологий www.trizminsk.org. Веб-сайт Минской школы ТРИЗ. Содержит много информации по всем направлениям теории и огромную электронную библиотеку. Относительно старый дизайн компенсируется наличием большого количества статей, книг и других чрезвычайно полезных материалов для всех, кто хочет развивать свое умение решать изобретательские задачи.
5. ТРИЗ интернет-школа www.triz.natm.ru. Еще один замечательный сайт с простым дизайном и отличной навигацией. Собрано много публикаций современных авторов, в том числе по проблемам ТРИЗ педагогики и применения ТРИЗ в бизнесе. Подобран отличный список русскоязычных и иностранных сайтов тематики ТРИЗ.
6. Лаборатория образовательных технологий www.trizway.com. Удобный сайт с глоссарием основных терминов ТРИЗ и большим объемом трудов по всем направлениям теории. Отлично подобрана картотека, которую можно использовать и для самостоятельного обучения, и в построении образовательных программ на основе ТРИЗ. Также есть интернет-магазин, где можно купить печатные книги современных авторов-тризовцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» Возраст детей: 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Белая ладья» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 6-7 лет
Возраст детей 6 - 7 летСрок реализации: 1 год Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности разработана в соответстви...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые ножки» для детей младшего и среднего возраста (1-2 МОДУЛЬ)
В основу настоящей программы художественной направленности положены методические рекомендации программы по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Soft skills»
Необходимость разработки программы по развитию гибких компетенций (soft skills) у детей дошкольного возраста возникла уже давно. Стремительно происходящие изменения в нашей стране, как и во всем мире,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Soft skills»
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка с учётом динамики каждого психического процесса и каждой сферы пс...