ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Soft skills» для детей 3-4 лет
рабочая программа (младшая группа)

Татьяна Евгеньевна Луканина

Необходимость разработки программы по развитию гибких компетенций (soft skills) у детей дошкольного возраста возникла уже давно. Стремительно происходящие изменения в нашей стране, как и во всем мире, связаны, прежде всего, с переходом от индустриального общества к информационному

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programsoft_skils.docx89.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №10 «Родничок»

                Советская ул., 22 , г. Озерск, Челябинской области, 456780

Телефон/факс: (35130) 2-05-69, 2-08-60

 E-mail: mbdu10@yandex.ru 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Soft skills»

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся:3-4 года

Срок реализации: 1год

                                                                                                 Автор – составитель:

Воспитатель Луканина Татьяна Евгеньевна  

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Наименование учреждения, где реализуется программа

МБДОУ ДС №10, г. Озерск, Челябинская область

Наименование программы

«Soft Skills:Junior»

Направленность программы

социально-гуманитарная

Тип программы

адаптированная

Образовательная область

развивающая

Уровень освоения

базовый

Продолжительность освоения

1 год

Возраст обучающихся

3-4 года

Форма организации образовательного процесса

групповая

Цель программы

обеспечение организационно-методических условий для формирования у детей Soft Skills.

Краткое содержание программы

Программа включает в себя 4 раздела:

  • Эффективное мышление;
  • Уверенность в себе;
  • Эмоциональный интеллект
  • Коммуникативная грамотность

Содержание и наполнение разделов определяется возрастными психологическими особенностями участников, а также целями и задачами самой программы.

Программа предусматривает проведение индивидуальной начальной и итоговой аттестации познавательных процессов, эмоциональной и волевой сферы.

Основные ожидаемые результаты

  • Сформируется  познавательный интерес, расширится кругозор, увеличится общая осведомленность;
  • Сформируется понимание своего эмоционального состояния, что является предпосылкой развития чувства эмпатии и эмоционального интеллекта в целом;
  • Улучшаться показатели познавательных процессов;
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей, за счет увеличения репертуара действий в различных ситуациях.
  • Дети сформируют навыки: публичного выступления и самопрезентации, ассертивности,  снятия напряжения и релаксации.
  • Сформируются общие представлении о себе и мире.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перечень документов, на которые опирался автор при составлении программы

  • Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
  • Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» ;
  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
  • Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом  ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2021 год);
  • Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
  • Паспорт национального проекта  «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;
  •           Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам МБДОУ ДС№10;
  •            Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 «Родничок».
  • Данная программа дополнительного образования относится к программам художественной направленности.
  • Уровень освоения содержания образования базовый. Предполагает участие в постановке и решения таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний, концепций.
  1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы

Общеобразовательная программа «Soft skills: Junior»  является программой социально-гуманитарной направленности.

  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка  с учётом динамики каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года c учетом ведущего вида деятельности и сензитивных периодов.

Основная идея – в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных психологических направлений (сказкотерапия, арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и пр.).

Актуальность программы

Необходимость разработки программы по развитию гибких компетенций (soft skills) у детей дошкольного возраста возникла уже давно. Стремительно происходящие изменения в нашей стране, как и во всем мире, связаны, прежде всего, с переходом от индустриального общества к информационному

Влияние технологий на рынок труда получило оценку в России в рамках «Атласа новых профессий» в совместной разработке Агентства стратегических инициатив и МШУ «Сколково», где прогнозируется, что к 2030 году  исчезнет 57 «традиционных» профессий и появится 186 новых. Содержание сохранившихся «традиционных» профессий существенно измениться, интегрировав в себя новые технологии. Как следствие все большего проникновения алгоритмов и компьютерных решений произойдет переориентация потребностей рынка труда на «человеческое в человеке», на творческое начало, на культурные, ценностные аспекты взаимодействия – все то, что машины не могут реализовать.

Чем технологичнее общество, тем выше цениться человечность, и поэтому сегодня все больше поднимается вопрос о развитие так называемых гибких компетенциях (soft skills). Чем глубже  различные технологии проникают в нашу жизнь и выполняют рутинную работу, тем более востребованы становятся люди с развитыми «мягкими» навыками: проявление любви, эмпатия, нежности, умение сопереживать и сорадоваться, дружить и общаться.

Soft skills (мягкие навыки) – это надпредметные, личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми и находить оптимальные решения по различным вопросам и задачам.

Об актуальности необходимости развития гибких компетенций активно обсуждается и на мировых площадках. Согласно прогнозу аналитиков World Economic Forum в 2020 году людям, чтобы продолжать успешно двигаться по карьерной лестнице, придётся развить в себе такие качества и навыки как: креативность, решение сложных когнитивных задач, критическое мышление и др. Обучение детей мягким навыкам жизненно важно для будущего. Выступая в Давосе в 2018 году, Джек Ма (основатель Alibaba Group) заявил, что обучение детей мягким навыкам жизненно важно для будущего: «Мы должны научить наших детей чему-то уникальному, чтобы машина никогда не могла догнать нас: ценностям, вере, независимому мышлению, командной работе, заботе о других - мягким навыкам - спорту, музыке, живописи, искусству, чтобы убедиться, что люди отличаются от машин».

Данная программа разработана для развития Soft skills – социальные, психологические, эмоциональные и другие навыки, которыми человек пользуется для решения разных проблем: бытовых, рабочих, межличностных. База этой группы навыков формируется еще в раннем детстве и развивается в течение всей жизни.

Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Дошкольный возраст – это окно возможностей. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. «…даже ключевые профессиональные компетенции формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. От умения работать в команде до развития воображения, креативности. Если в этом возрасте эти способности не сформированы – ни в каком университете это упущение уже не наверстаешь» А.Адамский

Педагогическая целесообразность

Успешное решение поставленных задач на занятиях по развитию гибких компетенций с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

  • Системности и планомерности (Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. Занятия проводятся систематично.
  • Учета возрастных особенностей (С учетом психолого-физиологических особенностей детей осуществляется подбор заданий, методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование у каждого ребенка активной и творческой индивидуальности).
  • Креативности (творческий подход педагога-психолога к проведению занятий и творческое применение детьми знаний и умений).
  • Игровой (Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому занятия носят игровой характер).
  • Проблемности (Создание проблемной ситуации на занятии позволяет детям самостоятельно найти альтернативные варианты ее решения).
  • Развития ребенка в деятельности (Деятельность самого ребенка – основной фактор его развития).
  • Целостного и гармоничного формирования личности в процессе обучения и воспитания (Ребенок развивается как личность в соответствии с его физическими особенностями и имеющимися задатками).
  • Индивидуальности и дифференцированности (Знание и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников, постановка задач конкретному ребёнку в соответствии с  его личностными характеристиками, корректирование  методики с учетом анализа данных; уважительное отношение к индивидуальным особенностям ребенка).

Методические приемы:

В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект от занятия.

  •  Игры - тренинги дети будут выполнять различные задания, которые создают необходимость аргументировать свою позицию, убеждать; взаимодействовать со сверстниками; договариваться; искать и обрабатывать информацию; работать в команде, планировать свою деятельность; будут развивать инициативность, нацеленность на результат. Данные занятия помогают научиться: выстраивать свою рабочую деятельность на занятии; внимательно относиться к деталям; самостоятельно организовать процесс; доводить дело до конца; позитивно и творчески мыслить.
  • Ролевые игры - построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем ролевые действия и ролевые образы.
  • Психогимнастические игры – различные этюды и упражнения, направленные на всестороннее развитие  психики ребенка. Они помогают формируются у детей: принятие своего имени, своих качеств характера; своего прошлого, настоящего, будущего, а также принятие своих прав и обязанностей.
  • Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
  • Игры и задания, направленные на развитие познавательных процессов. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, произвольности.
  • Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
  • Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если….», либо коллективное сочинение сказок, историй).
  • Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Также часто используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружба или что-то страшное).

  • Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона и дыхательные техники. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.
  1. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;

Цель программы:  обеспечение организационно-методических условий для формирования у детей Soft skills.

Задачи программы:

метапредметные:

  • владение социальными навыками (коммуникация, работа в команде, лидерство, эмоциональный интеллект):
  • умение слушать;
  • умение убеждать;
  • публичные выступления;
  • командная работа;
  • владение своими эмоциями, самообладание.
  • владение управленческими навыками (управление собой, развитием, решение проблем, ответственность, дисциплина, самоменеджмент).

 управление собственным развитием: 

  • планирование и целеполагание;
  • нацеленность на результат;
  • формулирование проблем/ перевод проблемы в задачу / выработка и принятие решений умение анализировать собственные действия.
  • владение навыками работы с информацией:
  • креативность;
  • критическое мышление;
  • поиск и анализ информации.

  1. Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы.

Программа  включает в себя многие методики педагогики, психологии и психотерапии. В процессе работы по данной программе воспитанники получают не только развитие формирование гибких компетенций.  Благодаря занятиям по программе ребёнок не только познаёт мир, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, дети получают знания о справедливости и несправедливости. Таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций.

Данная программа направлена не только на расширение знаний окружающего, но и внутреннего мира, на развитие у детей личностных качеств, самоконтроля, эмпатии, преодоление дезадаптации, тревожности и страхов.

В программе сознательно минимизирован соревновательный компонент. Дети на занятиях действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в программе занятий, общность действий и эмоциональных переживаний позволяет создать особую атмосферу единства и близости, что благоприятно влияет на развитие личности ребенка и повышает продуктивность занятий.

Программа направлена на выполнение нескольких функций:

  1. Прогностическая и диагностическая. Совместные занятия позволяют узнать о ребенке, его проблемах, выявить характерные черты личности;
  2. Развивающая. Направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально-адаптивных навыков, а также способствует процесс самообучения и воспитания.
  3. Коррекционное (терапевтическое) воздействие. Влияет на поведение и мировоззрение ребенка, способствует преодолению его психологических проблем,

При разработке программы были разработаны практические занятия для каждой возрастной категории в следующих направлениях:

  • творческая деятельность,
  • моделирование реальной ситуации,
  • беседы,
  • тестирование.

Программа        предусматривает        интеграцию        образовательных        областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое, художественно-эстетическое развитие. Развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

  • Активность
  • Самостоятельность
  • Творчество
  • Эмоциональность
  • Произвольность
  • Связная речь

  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы, особенности контингента обучающихся

Программа «Soft Skills:Junior» предназначена для детей 3-4 лет.

3 – 4 года

В младшем возрасте дети эгоцентричны: они еще не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений. Как правило, в этом возрасте дети не умеют взглянуть на объект с позиции другого человека. В 3-4 года ребенку важно, чтобы его старания были оценены. Он радуется вниманию со стороны окружающих, однако часто порицает других, жалуется на сверстников.  Доброжелательность необходимо воспитывать.

На занятиях с детьми проигрываются игры и рассказываются короткие истории и сказки о  животных, о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое мышление, а также способствует закреплению образов поведения, свойственных взрослым.

Реализовывая программу, рекомендуется активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

- наполняемость группы  в каждом разделе программы не более 5 человек. в соответствии

- условия приема детей: в группы принимаются дети с личного согласия,  по заявлению  родителей  (законных  представителей).  Особых  условий (испытаний) для приема детей в объединение не предусмотрено.

  1. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

        

Программа предназначена для обучения детей  3 - 4  года,  рассчитана на один учебный год и представляет собой серию регулярно проходящих занятий.

  1. Формы, режим и структура занятий.

Основная форма проведения  занятий   – групповая

Программа «Soft Skills: Junior» разработана с учетом возрастных особенностей.

Занятия проводятся педагогом-психологом.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Занятия проводятся: один раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей 3-4 лет – 15 минут.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Этапы занятия:

  1. Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
  2. Мотивационный этап — выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.
  3. Практический этап — подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
  4. Рефлексивный этап — обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

  1.  Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Планируемые результаты.

Оцениваются на основе диагностики по следующим критериям оценивания

«мягких навыков»:

Навык из системы 4К

Критерии оценивания

Коммуникация

Эмоциональная устойчивость

Аргументация собственной позиции

Умение вести дискуссию

Участие в обсуждении проблемы

Умение слушать

Кооперация

Участие в обсуждении хода работы группы и принятии решений

Рациональное распределение времени (законченность решения)

Умение договариваться

Активная позиция в поиске решения задачи

Креативность

Поиск альтернативных подходов вариантов решения

Оригинальность предложенных способов решения задачи

Поиск новых признаков, характеристик объектов и возможных вариантов их использования

Поиск необходимой информации и выделение ключевой в общем потоке

Рефлексия, оценивание процесса выполнения и результата работы

Способность делать логические умозаключения

Критическое мышление

Умение выделять в информации главное, видеть противоречия

Умение обобщать и делать выводы

Умение анализировать альтернативные точки зрения

Умение осуществлять правильную интерпретацию

Способы определения результативности освоения программы

 Критериями оценки результативности выступает:

- положительное восприятие программы самими участниками образовательного процесса;

- сравнительный анализ стартовой и итоговой диагностик, фиксирование динамик.

  1. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

А) Формы отслеживания результатов освоения общеобразовательной программы

Опросы, анкетирование родителей, начальная и итоговая аттестация детей.

Б) Формы предъявления результатов освоения общеобразовательной программы

 Итоговое занятие, открытые занятия для родителей.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Учебно-тематическое планирование реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Программа рассчитана на 1  год обучения.

Программа «Soft Skills:Junior» для детей 3-4 лет

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Начальная  диагностика

2

2

Эффективное мышление

6

3

Уверенность в себе

6

4

Эмоциональный интеллект

8

5

Коммуникативная грамотность

6

6

Итоговая диагностика

2

7

Итоговое занятие

1

ИТОГО

31

  1. Календарно-тематическое планирование реализации дополнительной общеобразовательной программы

Программа «Soft Skills:Junior» для детей 3-4 лет

Наименование блока

Неделя

Тема занятия

Цели

Наименование форм работы и упражнений

СЕНТЯБРЬ

Начальная аттестация (диагностика)

Выявление уровня психического развития детей и его соответствия возрастным нормам

Комплекс диагностических методик «Цветик-семицветик» для детей 3-4 лет под редакцией Н.Ю.Куражевой

ОКТЯБРЬ

Эффективное мышление

1 неделя

В гостях у Зайчика

Знакомства, формирование позитивного отношения к занятиям; учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве.

Упражнение «Ласковое имя»; игра «Волшебный мешочек»; упражнение «Найди 5 отличий»; игра «Раз, два, три – зайцы замри»; пальчиковая гимнастика; игра «Макароны-близнецы»; упражнение «Штриховка»; прощание.

2 неделя

Путешествие

Формирование положительной мотивации на занятие; учить детей мысленно объединять предметы в группы по их свойствам; способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания; развивать внимание, память, восприятие

Упражнение «Здравствуй, я зайчонок»; упражнение «Букет для мамы»; психогимнастическое упражнение «Волшебный цветок»; игра «Логический поезд»; упражнение «Лабиринт»; игра «Я-мама Зайчиха; прощание.

3 неделя

День рождение Лисички

Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; развивать наблюдательность, аккуратность, умение работать в команде

Упражнение «Волшебный мешочек»; упражнение «Бусы для Лисички»; психогимнастическое упражнение «Магазин посуды»; игра «Наведи порядок»; игра «Пицца для гостей»; прощание.

4 неделя

Лиса - хозяюшка

Учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета; развивать целостное восприятие, внимание, память, наблюдательность; способствовать снятию нервно-психического напряжения.

Упражнение «Приветствие»; игра «Найди заплатку»; психогимнастическое упражнение «Иголка и нитка»; игра «Собери картинку»; головоломка «Грушевый компот» и /или «Маринованные огурцы»; прощание.

НОЯБРЬ

1 неделя

Детективы

Учить детей выявлять закономерности; расширять словарный запас; учить составлять описательный рассказ, пересказывать; учить детей составлять логическую цепочку действий.

Упражнение «Приветствие»; упражнение «Что произошло»; игра «Раньше-позже»; упражнение «IQ-тренажер»; психогимнастическое упражнение «Дождик»; упражнение «Что сначала? Что потом?»; прощание.

2 неделя

Мастер логических наук

Учить детей при помощи суждений делать умозаключения; способствовать расширению словарного запаса детей; развивать воображение.

Упражнение «Приветсвие»; игра «Небылицы»; упражнение «Нелепецы»; игра «Хитроумеые загадки»; нейропсихологическое упражнение «Попробуй повтори»; упражнение «Логические задачки»; прощание.

Уверенность в себе

3 неделя

Ребенок и кукла

Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия – куклы.

Приветсвие; беседа; психогимнастическое упражнение «Дети и куклы»; работа с демонстрационным материалом; составление рассказа по сюжету картинки.

4 неделя

Отражение в зеркале

Знакомить детей с отражением в зеркале; развивать внимание, координацию и согласованность движений.

Приветсвие; работа с демонстрационным материалом; игра «Зеркало»; упражнение «Найди отражение»; прощание.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Какого цвета твои волосы

Знакомство детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет волос); развитие графомоторных навыков, воображения, креативности; снятие психоэмоционального напряжения.

Приветствие; беседа; работа с демонстрационным материалом(ил.3); упражнение «Раскрась волосы»; упражнение «Волосы»; упражнение «Парикмахер»; прощание.

2 неделя

Какого цвета твои глазки

Знакомство детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет глаз); развитие внимания, памяти, координации, согласованности действий

Приветствие; Упражнение «Отражение»; Работа с демонстративным материалом (ил. 4); упражнение «Контурный рисунок»; психогимнастическое упражнение «Глаза великана»; упражнение «Внимательные глазки»; гимнастика для глаз прощание.

3 неделя

Я

Повышение самооценки, развитие ассертивности, творческое самовыражение, самопрезентация.

Приветствие; упражнение «Я»; игра «Что мне нравится в тебе»; упражнение «Где корона»; ролевая игра «Я-король»; тематическое рисование; прощание.

4 неделя

Новый год

Определять с детьми их предпочтения; получение положительного эмоционального опыта; развитие внимания; умения работать в команде; формирование образа будущего

Приветствие; «игра «Теплая снежинка»; упражнение «Шарики на елке»; психогимнастическое упражнение «Снежинки»; упражнение «Подарок»; игра «Наряди елочку»; прощание «Правильное письмо Деду Морозу».

Эмоциональный интеллект

ЯНВАРЬ

2 неделя

Веселые - грустные

Знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть); снятие психоэмоционального напряжения; развитие чувств эмпатии и сострадания; формировать умение соотносить графическое изображение с эмоцией

Упражнение «Здравствуй, я мышонок»; игра «Мышонок весёлый-грустный»; упражнение «Кто как веселиться?»; игра «У птички болит крылышко»; упражнение «Сделай по образцу»; релаксация «Тихий час для мышат»; прощание

3 неделя

День Снеговика

Обобщение знаний о основных эмоциях (радость, грусть); развитие эмпатии, наблюдательности, совершенствование мелкой моторики; снятие нервно-психического напряжения; обучение приемам саморелаксации

Упражнение «Здравствуйте, я Снеговик»; игра «Грустные-веселые»; упражнение «Подарки для Снеговика»; упражнение «Веселая Маша»; релаксация «Сон Снеговика»; прощание.

4 неделя

Символ силы

Диагностика, коррекция и профилактика страхов у детей; снятие общей тревожности и эмоционального напряжения; развитие воображения, креативности; творческое самовыражение        .

Приветствие «Здравствуй, я пластилинчик»; упражнение «Пластилинчик»; упражнение «Страшный – веселый стульчик»; сказка «Чего боялся зайчик?»; упражнение «Символ силы»; прощание.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Азбука эмоций

Формировать умение принимать и осознавать свои чувства; обучать положительному самоотношению и принятию чувств других людей; развивать наблюдательность и внимание; обучать рефлексивным умениям.

Приветствие; упражнение «Угадай чувство»; упражнение «Как выглядит чувство»; упражнение « У кого какое настроение»; игра «Покажи чувство»; игра «Кто в домике живет»; прощание.

2 неделя

Узнаю чувство по голосу

Учить считывать эмоции по интонации; учить выражать эмоции голосом; развитие эмпатии, умение слышать другого; развитие межполушарного взаимодействия.

Приветсвие; упражнения «Кто самый похожий»; «Кто лучше разбудит»; «Что чувствует кошечка»; игра «Мама Утка»; упражнение «Помоги утенку»; прощание.

3 неделя

Узнаю чувства по лицу

Умение считывать эмоциональное состояние по лицу; выражать чувство при помощи мимики; развитие самопрезентации, произвольности.

Приветствие; упражнение «Магазин посуды»; игра «Кто пришел к нам в гости?»; эмоциональный эксперимент; игра «Мягкий мишка и твердый солдатик»; прощание.

4 неделя

Узнаю чувства по походке

Умение определять эмоциональное состояние по жестам и позе; умение безопасно выражать свои эмоции через тело; снятие психоэмоционального напряжения, совершенствование согласованности действий.

Приветствие; упражнения «Карандаш и кисточка»; «Я иду на день рождение»; «Вот так»; «Тихий час для ребят»; прощание

МАРТ

1 неделя

Ключи в мир эмоций

Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения

Приветсвие; сказка «Курочка Ряба»; работа с демонтрационным материалом; ролевая игра; упражнение «Что случилось?; игра «О чем думает Умнясик»; прощание «Ключи в мир эмоций».

Коммуникативная грамотность

2 неделя

Взаимопомощь

Формировать у детей первые представления о значении взаимопомощи на примере сказочных персонажей; развитие культуры общения; умение делегировать

Приветствие «Как мы здороваемся?»; чтение сказки «Репка»; беседа о сказке; работа с демонстрационным материалом; упражнение «Помоги мне»; игра «Как благодарить»; прощание.

3 неделя

Приветствие «Игрушечный телефон»; чтение сказки «Кот и Петух»; беседа по сказке; упражнение «Портрет лучшего друга»; прощание

4 неделя

Плохо быть одному

Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга

Приветствие; Беседа «Почему грустит Умнясик»; ролевая игра «Можно с вами?»;  упражнение «Наряжаем дерево»; прощание.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Поссорились - помирились

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить их простым выходам из конфликта; расширение репертуара действий

Приветствие; упражнение «Добрые-злые»; игра «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые»; ролевая игра «Звери поссорились»; работа с демонстрационным материалом; беседа; игра «Кто больше знает мирилок»; упражнение «Утро-вечер»; «Сон на цветочно поляне»; прощание.

2 неделя

Разозлились - поссорились

Приветствие; упражнение «Превратились»; игра «Большие – маленькие»; упражнение «Детеныши»; игры «смелый – трусливый», «если да – похлопай, если нет – потопай»; упражнение «Хорошо-плохо»; этюд «поссорились-помирились»; прощание

3 неделя

Танец мира

Приветствие «Здравствуйте, те на кого я смотрю»; упражнение «Наводим чистоту»; игры «Покажи голосом», «Ну ка игрушки поменяйтесь местами»; ролевая игра «Дай мне игрушку»; психогимнастическое упражнение «Самолет летит, самолёт отдыхает»; этюд «Саша напугал Дашу»; упражнение «Танец  мира; прощание.

4 неделя

Итоговая аттестация (диагностика)

Выявление уровня психического развития детей и его соответствия возрастным нормам, оценка эффективности программы

Комплекс диагностических методик «Цветик-семицветик» для детей 3-4 лет под редакцией Н.Ю.Куражевой, наблюдение, беседа, анкетирование

МАЙ

1 неделя

Итоговое занятие

Обобщение опыта и знаний; логическое завершение курса; получение положительного эмоционального опыта

Приветствие; любимые игры; психодинамическое упражнение «Ладошка-шарик»; игры «Расмотри, кто перед тобой»; «Потерялась девочка»; прощание.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Soft Skills («мягкие навыки») – это надпредметные, личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми и находить оптимальные решения по различным вопросам и задачам.

Данная программа разработана для развития Soft skills – социальные, психологические, эмоциональные и другие навыки, которыми человек пользуется для решения разных проблем: бытовых, рабочих, межличностных. База этой группы навыков формируется еще в раннем детстве и развивается в течение всей жизни. Но прогресс в зрелом возрасте будет более медленным и сложным, чем в школьный и дошкольный период. Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Основной пакет мягких навыков, востребованных сейчас можно условно поделить на 4 группы: навыки эффективного мышления; коммуникативная грамотность,  навыки self-менеджмента (эмоциональный интеллект) и навыки саморазвития (самопознания). Развитие данных групп компетенций в представленной программе занятий идет планомерно, систематически  формируя новый опыт ребенка и дополняя уже имеющийся.

Эффективное мышление

Эффективным называют такое мышление, которое позволяет легко находить новые, более рациональные решения поставленных задач.

Тот, кто обладает эффективным мышлением, делает работу быстрее, легче и с наименьшими затратами. Причем это касается как чисто когнитивных задач, так и смешанных, где психомоторные функции дополняются когнитивными и эмоциональными. Эффективное мышление, как шкатулка с драгоценностями, наполнено разными компонентами: интуиция, логика, творческое начало, фантазия, память, воображение, концентрация, интеллект и т.д.

Из этого многообразия компонентов эффективного мышления в программу вошли наиболее актуальные для выбранного дошкольного возраста, а именно: логическое мышление, творческое, критическое мышление и концентрация внимания.

Логическое мышление – это навык все упорядочивать, раскладывать по полочкам, выстраивать красивую и четкую логическую последовательность. Логика не является врожденным качеством человека – мы обучаемся ей в течение жизни.

Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.

Развитие логического мышления в программе опирается на возрастные этапы развития самого логического мышления:

3-4 года наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

Развитие логического мышления происходит благодаря включению в программу занятий упражнений на различные логические операции (анализ-синтез, сравнение, ограничение, обобщение, систематизация, классификация, умозаключения).

Креативность – это способность создать новое, чего раньше не было. Этот навык тоже не дается с рождения, он требует определенного внимания и развития. В программе развитие креативности происходит за счет включения в занятия упражнений и  игр направленных на проявление творческих способностей.

Очень важно с первых лет жизни учить ребенка мыслить критически, то есть формировать собственное мнение, и принимать взвешенные решения на основе полученной информации. Критически мыслящий ребенок, всегда сможет объяснить, почему он согласен или не согласен с мнением собеседника, учитывая его логику. Он способен видеть многообразие жизни и окружающего мира, неоднозначность ответов, свободен от условностей. Развитие критического мышления в представленной программе происходит за счет включения в занятия упражнении развивающих любознательность, умение задавать вопросы, искать информацию, наблюдать, развивать способности к принятию собственных решений.

Концентрация внимания – это интеллектуальный инструмент. Это способность сосредотачиваться на определенной деятельности, не отвлекаясь. Те, кто лучше других способны управлять своим вниманием, как правило, добиваются больших успехов. В дошкольном возрасте, в силу психофизиологических особенностей, требовать от ребенка исключительной внимательности и сосредоточенности не имеет смысла, но развивать этот навык можно и нужно. Получив достаточно возможностей для развития концентрации с самого раннего детства, ребенок будет легко и быстро обучаться всему, что ему нужно в жизни, ведь умение концентрироваться – важнейшее условие формирование обучаемости.

Эффективное мышление – это целый комплекс компонентов, необходимых для успешного и эффективного формирование личности ребенка, развитие которых важно начать именно в дошкольном возрасте, чтобы заложить прочный фундамент успешности и продуктивности.

Уверенность в себе 

Уверенность в себе является важным качеством личности человека. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Темы занятий этого раздела предполагают оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будут способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. На занятиях этого раздела дети  знакомятся с собой. Как отдельной единицей общества,  со своими и чужими вкусами и предпочтениями друг друга, осознают, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. Дети учатся  тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста. С этой целью в раздел курса введены игры и упражнения, помогающие ребенку постепенно открыть, чем он похож на других людей и в то же время чем от них отличается. Уверенность в себе связана с представлениями человека о своих внешних и внутренних особенностях. Формирование уверенности в себе в 3-4года начинается с самопознания это с изучения особенностей внешности. На занятиях дети  рассматривают свое отражение в зеркале, с помощью ведущего определяют свои предпочтения в цвете глаз и волос, одежде, еде, играх, занятиях и пр.

Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они позволяют не только выяснить, как дети относятся к своей внешности, и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим независимо от внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности. А знание вкусов других людей поможет детям сделать для них что-то особенно приятное, например подарить любимые цветы. Рассказывая о своих друзьях и о том, что именно нравится в друге, каждый ребенок начнет лучше понимать, как важно уметь быть хорошим другом самому.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства, как любовь и ненависть. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является важнейшей основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем,  важно специально знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении. Радость и грусть, гнев, обида и доверие — обо всем этом и о многом другом могут рассказать и выразительные жесты, и позы, и мимика. На занятиях данного раздела  дети учатся пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.

Многие темы этого раздела предусматривают привлечение материала знакомых сказок и наглядных пособий. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.

Соответствующие темы представляют возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества. Вместе с тем, задачи воспитать абсолютное бесстрашие не стоит, напротив, на занятиях затрагиваются вопросы о безопасности и о том, как важно в некоторых случаях быть осторожным (например, при контактах с чужими людьми; в ситуациях, когда остаешься один дома, и др.). При этом целесообразно побеседовать с детьми о необходимости доверять близким, которые не дадут ребенка в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.

Содержанием раздела для детей 3-4х лет, состоит из игр и упражнений,  где ребенок знакомятся  с основными эмоциями (грусть, радость, страх), постепенно расширяя спектр чувств спектр. Кроме того, дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

Знакомя детей в этом возрасте с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих.

Одновременно содержание этого раздела поможет взрослым (родителям и педагогам) понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть отрицательные, а порой тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами.

Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания.

Коммуникативная грамотность

Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте?

Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки.

С детьми разыгрываются ситуации как можно познакомиться с незнакомым сверстником, как самостоятельно устанавливать новые контакты, например: показать и дать подержать свою игрушку; назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку; завести разговор о том, что ребенок любит, и спросить, что любит собеседник (назвать любимую игру, еду, любимое занятие); просто сказать: «Давай играть вместе» и др.

Раздел предполагает также обучение детей нормам и правилам общения. При этом делается акцент на том, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.

Содержание данного раздела предполагает также знакомство детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании и др. Это важно для дальнейшего формирования навыков светской беседы и ведения переговоров. Социально принятые правила поведения (этикет) обусловливают лишь внешний слой общения. Хорошие манеры не только приятны окружающим, за ними скрываются очень полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.

В разделе содержатся темы, которые позволят побеседовать с детьми об одиночестве; объяснить преимущества дружбы на примере того, насколько коллективные игры богаче и разнообразнее индивидуальных.

Ряд тем знакомит детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе. Здесь предполагается обучить детей анализировать с этих позиций себя и своих знакомых, обсудить с детьми такие качества, как лживость — правдивость, внимательность — равнодушие, смелость —трусость, доброта — жадность и их роль в дружбе.

Данный раздел программы является заключительным и призван не только развить и усовершенствовать коммуникативные компетенции ребенка, но и консолидировать все полученные знания из предыдущих разделов.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В процессе групповой и индивидуальной работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В основном это авторские разработки либо модификации. В программу включено много полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач, с другой – позволяющих оказывать на разных детей различное воздействие.

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы

  1. Дидактические и психологические игры
  2. Коврограф, «сухой» дождь.
  3. Технические средства обучения (ноутбук,принтер, музыкальная колонка).
  4. Столы, стулья (по количеству детей).
  5. Шкафы для учебно-игрового оборудования.
  6. Игрушки для обыгрывания ситуации.
  7. Материалы для творчества.
    Кадровое обеспечение реализации программы.

Для реализации общеобразовательной программы по развитию «мягких» навыков   необходим  педагог-психолог дополнительного образования направленности, владеющий соответствующими знаниями и техниками.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ

Название воспитательного мероприятия

Примерная дата проведения

Краткое содержание

Участники

1

«Открытый урок» онлайн

3 неделя сентября

Показать навыки и умения детей

Родители

Обучающиеся

Воспитатели

3

«Открытый урок» онлайн

3 неделя мая

Показать навыки и умения детей

Родители

Обучающиеся

Воспитатели

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Артюх А.И. Логика.Найди отличия,- Стрекоза, 2021г.
  2. Ахмадулин Ш. Тренажер «Пиши-стирай: развиваем мозг ребенка, - Филлипок и К, 2021г;
  3. Борзова И.Б.Soft Skills – навыки XXI века: формирование и развитие в дошкольном возрасте.- М.: изд.Ridero, 2022.
  4. Васильева И., Книга сказочных игр «Волшебный сундучок», - Речь, 2019г.
  5. Королева М.А  комплекты дидактических игр «Игрушки, Собираем урожай, Гардероб; Умнясики в детском саду, Семья, Животные леса, Жизнь на ферме, Цветные кляксы, Мышонок и его настроение».
  6. Князева О.С. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста – М.Дрофы, 2014г.
  7. Куражева Н.Ю. Комплекс диагностических методик «Цветик-семицветик» для детей 3-4 лет , - Речь, 2021;
  8. Первушина И. М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников  —  «Теревинф»,  2017.
  9. Хухлаева О.В. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми, - Неолит, 2016.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бен Фурман. Навыки ребенка в действии.Как помочь преодолеть психологические проблемы, - Альпина Диджитал, 2014г;
  2. Борзова И.Б.Soft Skills – навыки XXI века: формирование и развитие в дошкольном возрасте.- М.: изд.Ridero, 2022.

  3. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.

  4. Журнал «Образование. Наука. Научные кадры», 2019 выпуск №3 , статья «Модель диагностики и развития soft skills школьников в рамках подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior».
  5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.

  6. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.

  7. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков, -Когито-Центр, 2015г;
  8. Куражева Н.Ю., Комплекс диагностических методик «Цветик-семицветик» для детей 3-4 лет, Речь, 2021г;
  9.  Куражева Н.Ю., Комплекс диагностических методик «Цветик-семицветик» для детей 4-5 лет, Речь, 2021г;
  10. Князева О.С. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста – М.Дрофы, 2014г.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

  12. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.

  13. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М., 2005.
  14.  Первушина И. М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников  —  «Теревинф»,  2017            
  1. Светлова И. Логика. М., 2007.
  2.   Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2006.
  3.  Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2007.
  4.  Хухлаева О.В. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми, - Неолит, 2016
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М., 2006.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Soft skills»

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка  с учётом динамики каждого психического процесса и каждой сферы пс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Soft skills» для детей 6-7 лет

проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей образовательной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, позна...