«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театра»
статья
Актуальность: актуальность данной темы, прежде всего состоит в том, что театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, а также наиболее полно может раскрыться весь спектр творческих способностей -так как театр это не только само театральное представление, требующее навыков речевого интонирования, высокого уровня развития речи, эмоциональной выразительности, но и изготовление костюмов, театральных масок, декораций и реквизита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatral.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №136» города Чебоксары Чувашской Республики
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Развитие творческих способностей
детей младшего дошкольного возраста
посредством театра»
Подготовила:
воспитатель младшей группы
Васильева Светлана Евгеньевна
Чебоксары 2020 г
Актуальность: актуальность данной темы, прежде всего состоит в том, что театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, а также наиболее полно может раскрыться весь спектр творческих способностей -так как театр это не только само театральное представление, требующее навыков речевого интонирования, высокого уровня развития речи, эмоциональной выразительности, но и изготовление костюмов, театральных масок, декораций и реквизита.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: ознакомление с общественными явлениями, развитие речи, адаптация, эмоциональное состояние, коммуникативное развитие, формирование элементарных математических представлений, физическое совершенствование. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельность дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности.
Первые театральные постановки специально для детей возникают еще в семье: семейные театральные постановки с их участием играют очень важную роль в их развитии. В основном, такими театральными моментами являются и песенки-прибаутки, небольшие персонифицированные стихотворения, которые многие родители используют для развлечения детей.
Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим их миром во всем его многообразии через краски, звуки, образы, а удачно заданные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительность реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребёнка улучшается речь, ее грамматический строй.
Речь – своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих. Именно поэтому, развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком - особенно в младшем дошкольном возрасте являются необходимыми компонентами саморазвития, раскрепощение и образованности в целом.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, потому что в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность позволяет учесть основные факторы развития речи дошкольников: подражание речи, интонации, мимики, жестов и поз взрослых, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, общение со сверстниками и взрослыми людьми, разнообразные виды совместной деятельности, речевая активность каждого ребенка, мотивированная близкими для него потребностями, интересами.
Театр является одним из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста, привлекающим своей красочностью, яркостью, динамикой, доставляющим огромное удовольствие и много радости. Знакомство с театром происходит в атмосфере праздничности, волшебства, приподнятого настроения, следовательно, заинтересовать детей театром легко.
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует активизации умственного развития и тесно связанному с ней совершенствованию речи. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, однозначно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».
Театрализованная деятельность дошкольников - это вид художественно- творческой деятельности, в процессе которой её участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и представлении разного вида театральных сцен, приобщаются к театральной культуре. Театрализованная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные сценарии). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их события жизни, приключения, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Важным условием для успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях является речевая активность самих детей благодаря основе подражания образцу. Она заключается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов. С помощью театрализованной деятельности дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами - вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, ожившими куклами, яркостью художественных образов. Данная деятельность детей дошкольного возраста основывается на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка. Важно учитывать психологическую комфортность, которая предполагает:
1. снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2. раскрепощенность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности;
3. развитие реальных мотивов:
* игра и обучение не должны быть из-под палки;
* внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
* внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Все выше сказанное наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Таким образом, театрализованная
деятельность в детском саду - это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но средство всестороннего воспитания и развития личности ребёнка дошкольного возраста.
В создании игрового образа особо велика роль слова. Оно помогает ребенку открыть свои чувства и мысли, понять переживания товарищей, объединять с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Дети смеются, когда смеются персонажи, огорчаются и грустят вместе с ними, могут плакать над неудачами понравившегося героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Тематика и содержание театрализованных игр, как правило, имеют нравственную направленность, заключающуюся в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, доброта, отзывчивость, честность и смелость. Ребенок начинает сравнивать себя с полюбившимся образом. Способность к такому сравнению позволяет через образы и игры-драматизации оказывать влияние на детей дошкольного возраста. Самостоятельное представление роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных героев. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в основном хотят быть похожими на добрых и честных персонажей. Поощрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение, служащее стимулом к дальнейшему контролю над своим поведением.
Театрализованная игра отличается от других игр тем, что в этих действиях ребенок сам создает художественный образ персонажа. А для воплощения художественного образа с определенным характером и присущими для него эмоциями, педагог учит детей средствам выразительности: вербальным (речевым) и невербальным (мимика, жесты). Поэтому театрализованная игра имеет свои типичные признаки:
* у театрализованной игры должно быть обязательно содержание. Дети должны знать, что они будут играть, имея тот или иной персонаж, а, не просто манипулируя им.
* наличие сюжета. Театральная игра развивается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание произведения (сказки, рассказа, стихотворения). Сценарий можно редактировать вместе с детьми (изменять конец сказки и т.д.).
* в любой театральной игре есть персонажи – актеры, которые имеют свои роли.
* ребенок играет не сам по себе и не один, он вступает в определенные отношения с товарищами.
* театральная игра проходит поэтапно:
-обучение (проходит на уровне восприятия). Это освоение: ребенок, слушает, смотрит на основе показа воспитателем;
-воспроизведение (исполнение): ребенок исполняет сам с внесением собственных элементов творческого характера.
-творчество. Ребенок сочиняет сам сценарий или сказку, по которой составляется сценарий.
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.
* стендовый театр (теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
* театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);
* театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла
* театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
* куклы на тростях (основа такой куклы–гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла). Гапит является «позвоночником» куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.
* куклы системы «люди–куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.
Знакомство детей с театральным искусством начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период появляется интерес к театрализованным играм, который складывается в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, показывающих педагогами, взяв за основу содержание знакомых ребенку стихов, рассказов или сказок.
Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.
Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.
По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
В работе с детьми младшего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим.
Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Именно поэтому, подготовка к созданию занятий по театральной деятельности в моем случае началась с эмоционального чтения художественной литературы, оформления театрального уголка, приобретением театральных кукол, персонажей знакомых мультфильмов, а также накопление музыкального материала для фонового сопровождения театральных постановок.
Исходя из выявленных при изучении материала по теме особенностей развития творческих способностей посредствам театральной деятельности были поставлены следующие задачи:
- Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханева.
- Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
- Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».
- Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.
При проведении небольших постановочных чтений русских народных сказок с использованием показа театральных кукол и определением положительных и отрицательных героев было выявлено значительное повышение эмоционального отклика детей - нежели при обычном прочтении.
#1057;писок литературы
1. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1997.
2. Макаренко Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание - №4, 1998.
3. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебн. метод. Пособие – Великий Новгород, 2006.
4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. /Пособие для работников дошкольных учреждений/ М., 2003.
5. Трегубова Т.Е. Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности / Т.Е. Трегубова // Педагогические науки. - №1, 2012.
6. Программа « От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Веракса).
7. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
- «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
- «Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)
- «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
- «Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »
Обобщение опыта работы по теме:« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »...
Проект развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изготовления кукол и участия в играх-драматизациях на тему: «Волшебный мир кукольного театра»
Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а ...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театр
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания т...
Методическая разработка «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Методическая разработка «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через изготовление кукольного театра своими руками"
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитан...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театра оригами.
Презентация к мастер-классу....
09. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра...