Проект развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изготовления кукол и участия в играх-драматизациях на тему: «Волшебный мир кукольного театра»
проект (средняя, старшая группа)

Гамзабекова Ирина Сергеевна

Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а озвучивание кукол поможет выразить свои эмоции.

Вовлечение же в этот процесс родителей ведет к формированию у них позитивного образа ребенка, укрепление интереса родителей к личностному развитию ребенка. Делает данный процесс еще более интересным для ребенка, т.к. мама и папа находятся рядом, помогают и подсказывают в работе над куклой и ролью в театре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektvolshebnyy_mir_kukolnogo_teatra.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

Проект

развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изготовления кукол и участия в играх-драматизациях на тему: 

«Волшебный мир кукольного театра»

 

 Если б смысл театра был только

                                                                                                     в развлекательном зрелище,

                                                                                                            быть может, и не стоило бы

                                                                                                       класть в него столько труда.

                                                                                                Но театр есть искусство

                                                                                   отражать жизнь.

К.С. Станиславский

Пояснительная записка

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников любого возраста. Исследователи, изучающие театрализовано-игровую деятельность детей, развитие которых соответствует возрасту и норме, и детей с проблемами в развитии, указывают на важность её как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерёв, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Л.С. Фурмина, Е.А. Медведева). Самый застенчивый ребёнок раскрывается и развивается во время игры с куклой, забывает о своих проблемах, проверяет свои возможности, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы. Кукла может стать посредником для успешного взаимодействия детей, как здоровых, так и с ограниченными возможностями здоровья, с окружающим миром.

Если же эта кукла сделана своими руками, она будет особо дорога и интересна ребенку. Каждый ребенок, создавая ее образ, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается художественное творчество ребенка дошкольного возраста. Детское творчество - это создание ребёнком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, песенки, игры, придуманной ребёнком) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребёнка в процессе творческой деятельности. 

Мир ребенка – это мир действия и деятельности, а занятия в кукольном театре, не смущая и не травмируя ребенка, дают возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с задачами педагога. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.

В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Очень важно детям до школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период уникальный для формирования собственного вкуса, интереса, определенного отношения к окружающему миру.

 Кукольный театр способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации.

Исходя из этого, возникла идея создать проект «Волшебный мир кукольного театра» с группой обучающихся 4-5лет. Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а озвучивание кукол поможет выразить свои эмоции.

Вовлечение же в этот процесс родителей ведет к формированию у них позитивного образа ребенка, укрепление интереса родителей к личностному развитию ребенка. Делает данный процесс еще более интересным для ребенка, т.к. мама и папа находятся рядом, помогают и подсказывают в работе над куклой и ролью в театре.

По срокам: долгосрочный: 1 год.

По видам деятельности: творческий.

Актуальность проекта

Цель проекта: развитие творческих способностей детей посредством изготовления кукол и участия в играх-драматизациях.

Задачи по работе с детьми:

Образовательные: формировать практические навыки творческой деятельности обучающихся, а так же их художественные способности;

Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев сказок.

Развивающие: развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности.

Дидактические цели проекта:

— формирование творческих навыков, эстетического вкуса при изготовлении кукол для кукольного театра.

— освоение первичных знаний о театральном искусстве;

— овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;

— развитие художественно-творческих способностей обучающихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия;

— воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.

Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом:

  • Познавательная деятельность.
  • Речевая деятельность и работа с информацией.
  • Работа с художественными текстами.
  • Правильный и осознанный пересказ вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания).
  • Формирование умений и навыков по изготовлению кукол из бумаги и носка.
  • Установление последовательности действий изготовления кукол.
  • Организация деятельности.

Форма занятий:

коллективная;

индивидуально – групповая.

Формы работы:

- презентации;

- творческая мастерская;

- упражнение;

- тренинг;

- практикум;

- инсценировка;

- ролевая игра, игра-драматизация и т.д.;

- спектакль;

- мастер-класс.

Методы работы:

- упражнения на визуализацию образов;

- рефлексия;

- диагностические;

- исследовательские;

-демонстрация;

- беседа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

1. Организационный этап – разработка и корректировка проекта; подбор методического и дидактического материала; организация взаимодействия с родителями, участвующих в реализации проекта.

2. Основной этап – реализация мероприятий проекта, согласно плана работы.

3. Заключительный этап – анализ и подведение итогов работы; мониторинг.

Направления деятельности и их содержание

Таблица 1.

№ п/п

Направления деятельности

Содержание

Результат

1.

Художественно-речевая деятельность

приемы развития артикулярного аппарата, дикции;

- закрепление знаний детьми текста произведения;

- использовать приемы яркой интонационной выразительности

повышение уровня культуры речевого общения

2.

Творческая деятельность

- формирование интереса к творческой деятельности;

- овладение навыками взаимодействия в коллективе;

- овладение технологией изготовле-ния куклы

проявление творчества и инициативы при изготовлении куклы

3.

Театрально-игровая и постановочная деятельность

формировать знания о театре как о виде искусства;

- формировать навыки совместных действий с педагогом и другими детьми в процессе работы над сюжетом;

- овладеть способами организации и разыгрывания сюжета, цепного построения композиции;

- закреплять навыки кукловождения различных кукольных театров

овладение навыками и умениями актерского мас-терства

Система работы проекта «Волшебный мир кукольного театра» предполагает блочную структуру реализации, что является организационным стержнем в работе с детьми.

Первый блок проекта расширяет круг представлений о театре. Рассматриваются следующие темы:

1. Особенности театрального искусства, его виды.

2. Театр снаружи и изнутри.

3. Культура поведения в театре.

Используются театрализованные игры и этюды «Покупка театрального билета», «Сегодня мы идем в театр», «О чем рассказала театральная программка…» и другие. Параллельно дети знакомят с новыми сказками, вспоминают известные, тренируются в их инсценировках. Происходит обогащение речи ребят, интонационной выразительности, формирование умения «входить в образ».

Во втором блоке проекта ребята продолжают отрабатывать различные диалогические реплики, правила ведения диалога, работают над интонационной выразительностью. Ребята знакомятся с куклами различных театров и совместно с родителями изготавливают собственную куклу (кукла-настроение, кукла-перчатка, кукла народов ханты, кукла из носка). На данном этапе ребята представляют слушателям свои сказки, придуманные об изготоленной  кукле совместно с родителями,  продолжается отработка навыков кукловождения.

Третий блок предполагает закрепление полученных навыков, с помощью родителей и педагога дети изготавливают декорации к спектаклю. Совершенствуют навыки актерского мастерства. Итогом работы кукольного театра является постановка спектакля.

Занятия в кукольном театре отвечают следующим требованиям:

- дифференцированный подход к детям;

- преемственность в формировании умений и навыков;

- активизация проявления самостоятельности детей;

- гибкость и вариативность в структуре занятий.

Таблица 2

№ п/п

Тема коррекционно-развивающего занятия

Содержание

Результат

1

2

3

4

1.

Вводное занятие.

История кукол и кукольного театра.

Виды кукол

- постановка целей и задач творческой мастерской

-

2.

Кукла-настроение

- изготовление плоскостных кукол, выражающих различные настроения: грусть, гнев, радость, спокойствие, страх, удивление;

- сказкотерапия

Выставка плоскостных кукол

3.

Театр одного актера

- беседа «Что такое кукольный театр»;

- предоставление каждому ребенку попробовать себя в роли кукловода

Импровизированный

мини-спектакль

4.

Культура поведения в театре.

Обсуждение «О чем рассказывает театральная программка».

- знакомство с правилами поведения в театре;

- знакомство с видами кукол, кукловождение, игра в «Театр»

5.

Театр теней

- знакомство с понятием «театр теней»;

- упражнения для развития мелкой моторики рук;

- чтение сказки «Зайкина избушка»;

Импровизированная постановка

«Зайкина избушка»

6.

Виды кукол.

Изготовление «куклы-бродилки»

- изготовление понравившегося сказочного персонажа

Кукла на пальце

7.

Куклы «настольного театра».

Совместное творчество родителей и детей.

 

- знакомство с куклами «настольного театра»;

- освоение техники кукловождения;

Настольный театр кукол

8.

«Расскажем сказку вместе».

Составление сценария сказки

- воспитание умения следить за развитием действия в сказке, подведение детей к выразительному исполнению роли в кукольном театре

Сценарий сказки

9.

Кукловождение.

Репетиция

- общение детей с куклами;

- обучение актерскому мастерству

Выставка кукол, сделанных руками детей и их родителей

10.

Мастер-класс «Кукла из носка»

Совместное творчество родителей и детей.

- изготовление куклы из носка совместно с родителями;

- обучение кукловождению

Театр кукол на руку, сделанных из бросового материала.

11.

Конкурс сказок собственного            сочинения.

- знакомство с планом составления сказки, понятиями «вступление» (зачин), «основная часть» (происшествие),»преодоление трудностей», «итог» (концовка).

Картотека сказок собственного сочинения.

12.

Постановка сказки собственного сочинения.

- обучение актерскому мастерству.

Проявление творческих способностей детей, ситуация успеха.

Ресурсы

Кадровые ресурсы:

Заведующий отделением (1 чел.) – Осуществление контроля за реализацией программы, создание условий для безопасной жизнедеятельности детей.

Воспитатель (руководитель проекта) (2 чел.) – Реализация цели и задач программы.

Швея (1 чел.) – Помощь в изготовлении реквизитов для кукольного театра.

Музыкальный руководитель (1 чел.) – Музыкальное сопровождение мероприятий.

Психолог (1 чел.) – Психологическое сопровождение.

Материально-технические ресурсы: компьютер; музыкальный центр; микрофон; фотоаппарат.

Информационные ресурсы: оформление тематических стенгазет, обработка фото- и видео материалов, сайт МБОУ СШ №12

Прогнозируемые результаты проекта.

В результате данного проекта обучающиеся приобретают представления:

  • об истории театральной куклы и видах театра;
  • о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);

и умеют:

  • водить куклу над ширмой;
  • изготавливать театральную куклу из различных материалов;
  • создавать декорации и афиши для спектаклей;
  • проявлять свои  творческие способности и добиваться успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Проект «Система работы по развитию  творческих способностей детей дошкольного возраста посредством тестопластики»

ull;Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте.•Дошкольный возраст &md...

Мастер-класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через изготовление кукольного театра своими руками"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитан...

Проект «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством творческой игры в современных условиях»

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Разработан при содействии учителя-логопеда и воспитателя....

09. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра...