Проект по театрализованной деятельности «Сказка ходит где-то рядом»
проект (средняя группа)
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
(В. А. Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_teatralnoy_deyatelnosti_v_sredney_gruppe_skazka_hodit_gde-to_ryadom.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 44 «Красная Шапочка» города Смоленска
Проект
по театрализованной деятельности
«Сказка ходит где-то рядом»
(средняя группа №5)
Воспитатели: Панасова Л.Ю.
г. Смоленск
2021 г
Проект по театральной деятельности в средней группе
«Сказка ходит где-то рядом»
«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир!»
С.И.Мерзлякова
Пояснительная записка
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
(В. А. Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность проекта.
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.
Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.
Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время, им скучно и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
У большинства дошкольников к 5 годам не отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности, а, скорее всего, преобладает безразличие. Поскольку театр отражает явления окружающей действительности, то недостаточно сформированные знания по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность подробней поработать как с детьми, так и с их родителями. Итак, мы решили узнать о театре все что можно.
Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И делаю это в процессе слушания произведения. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.
Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки, оцениваем их. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).
Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.
Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.
Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного развития детей, поставила свою цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Проблема.
- недостаточно внимание родителей и детей к театру;
- мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
- недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
- застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Цель проекта:
Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.
Задачи проекта:
1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру.
4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.
5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
7. Пробудить интерес детей к театру.
8. Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).
9. Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.
10. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
11. Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.
12. Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ.
Ожидаемый результат проекта
- Обогащённая среда в группе;
- Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
- Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
- Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
- Активизация творческих способностей детей;
- Активное участие родителей в жизни группы;
Формы и методы работы:
- Чтение художественной литературы;
- Беседы;
- Игры – драматизации;
- Слушание музыкальных произведений;
- Просмотр сказки;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Заучивание стихов;
- Театрализованная деятельность.
Участники проекта:
- Воспитатели группы;
- Дети 4-5 лет;
- Родители;
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: годовой
Материально-технические ресурсы:
- Сказки, иллюстрации;
- Аудио, видеоматериалы;
- Мультимедийная техника;
- Костюмы для театрализованной деятельности;
- Атрибуты для разных видов театров.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: итоговый
Тематический план работы
по театрализованной деятельности
детей средней группы.
Тема | Работа с детьми, с родителями | Месяц |
«Подгото- вительный» | - Сбор литературы по данной теме. - Составление плана работы. - Разработка содержания проекта. - Изготовление карточек с изображением пиктограмм. - Изготовление кубиков для сторителлинга. | сентябрь |
«Знакомство с театром» | 1. Беседа о театре «Здравствуй, театр!». 2. Разучивание этюдов «Расскажи сказку». 3. Знакомство детей с пиктограммами. Пантомимика по стихотворению З. Александровой «Муравей». 4. Разучивание потешек, песенок «Зайчишка-трусишка», «Сидит, сидит зайка… » 5. Речевая игра «Скажи, какой» 6. Игра – драматизация «Киска- брысь» 7. Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка». 8. Игра-ситуация «Дождик, пуще!», «Калачи из печи» 9. Знакомство с кубиками сторителлинга. | октябрь |
«Театральные игры» | 1. Обыгрывание ситуаций-диалогов «Договорим то, чего не придумал автор», «На базаре». 2. Беседа «Как управлять своими эмоциями» 3. Игра- инсценировка с игрушками 4. Театрализованный праздник «Мешок яблок» В. Сутеев. 5. Игра – имитация «Пьем чай» | ноябрь |
«Знакомство с мимикой и жестами» | 1. Разучивание этюдов на выразительность жеста «Разговор по телефону», «Три синички». 2. Знакомство с народным инструментом, прослушивание записи. 3. НОД «Знакомство с эмоциями», «Интонация» 4. Беседа «Знакомство с мимикой и жестами», «Что такое пантомимика?» 5. Речевая игра «Зайка» с использованием пиктограмм эмоций. 6. Игра-ситуация «Стоит в поле теремок» 7. Инсценировка сказки В. Сутеева «Кот-рыболов» 8. Знакомство с уловными обозначениями, изображёнными на кубиках сторителлинга. | декабрь |
«Чудесное перевоплощение» | 1. Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска». 2. Игра-ситуация «Елочная песенка» 3. Танец-инсценировка «Шёл весёлый дед мороз» 4. Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актерского мастерства (выразительность, проникновенность). 5. Драматизация сказки «Три поросенка». 6. Заучивание скороговорок. 7. Этюды на развитие памяти, фантазии «Обезьянки-фиалки». 8. Речевая игра «Какой, какая, какие» 9. Игра – импровизация «Теремок» | январь |
«Знакомство с этюдами» | 1. Этюды на восприятие отдельных черт характера «Бараны», «Мне грустно». 2. Импровизация на музыкальных инструментах «Русская народная песня «Петушок». 3. Театр на фланелеграфе «Маша и медведь» . 4. Настольный театр «Снегурушка и лиса» 5. Заучивание А. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч… » (из сказки «О мертвой Царевне и семи богатырях») . 6. Игра-ситуация «Шишечки» 7. Артикуляционная гимнастика: Зарядка для губ «Весёлый пятачок» 8. Игра-ситуация «Метели зашумели», «Хлопья снежные кружат» 9. Введение сторителлинга при составлении рассказов. | февраль |
«Мамочки любимые» | 1. Этюды на составление различных эмоций: «Сделай лицо», «Хитрая лиса» 2. Праздник в группе с приглашением мам, бабушек. Мастер-класс «Домашний театр». 3. Игра-ситуация «Вот поезд наш едет». 4. Разучивание стихотворений про мам и бабушек. 5. Язычковая гимнастика: «Путешествие язычка. У кого какие песенки» 6. Настольный театр «Заюшкина избушка». 7. Игра на развитие двигательных способностей: «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем!» 8. Игра-ситуация «Мама согревает», «Солнечные зайчики» 9. Консультация для родителей «Что такое сторителлинг?» | март |
«Веселые друзья» | 1. «Праздник смеха» в группе – рисование масок с различным выражением лица, костюмированный праздник. 2. Инсценировка сценки «Мыши». 3. Чтение стихов о весне – работа над речевой выразительностью. 4. Интерпретация сказки В. Сутеева «Медведь и все-все-все». 5. Игра для развития мимики «Люблю – не люблю» 6. Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки» 7. Игры-ситуации «Капают капели», «Подрастай, молодой дубок!», составления рассказа по сторителлингу | апрель |
«Мы маленькие актеры» | 1. Игра-пантомима «Поиграем – угадаем» А. Босева. 2. Этюды на выразительность жеста «Звонкий день». 3. Речевая игра «Назови одним словом», «Закончи предложения» «Скажи какой» 4. Праздник-драматизация сказки «Непослушная Даша» 5. Игры на опору дыхания: «Дрессированные собачки» «Эхо» 6. Игра-ситуация «Петрушкин концерт», «Волшебная дудочка». 7. Пальчиковый театр «Кто сказал мяу» 8. Коллективное составление сказки на новый лад при помощи кубиков сторителлинга 9. Показ сказки «Домик, в котором никто не хотел жить» | май |
3 этап. Заключительный
- Праздник в группе с приглашением мам, бабушек. Мастер-класс «Домашний театр».
- Фото отчёт «Мы Актёры».
- Показ сказки «Домик, в котором никто не хотел жить»
Содержание работы с родителями.
-Консультация для родителей на тему:
«Театр в жизни ребёнка »
«Как устроить домашний театр для детей »
«Сказочные герои, глазами детей »
«Роль художественной литературы в развитии речи детей »
«Играйте вместе с детьми»
«Вовлечение в сказку»
-Выставка рисунков «Мы из сказки»;
-Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
-Чтение сказок с детьми.
-Проведение родительского собрания на тему: «В гостях у сказки».
-Совместное творчество в изготовлении декораций, костюма персонажей
-Придумывание сказок с детьми.
-Помощь в пополнении книжного уголка сказками
Список литературы:
- Программа дошкольного образования «Детство». Детство – Пресс. Занятия по развитию речи в детском саду/ Под ред. Ушакова О. С.
- Развитие речи и творчества дошкольников/Под ред. Ушакова О. С. Методика работы со сказкой. Рыжова Л. В
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект музыкально-театрализованной деятельности «Сказка в мире музыки» в старшем дошкольном возрасте.
Задачи данного проекта:1.научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказкам.2. Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с театральной азбукой и участие в играх-инсценир...
Проект по театрализованной деятельности "Сказка за сказкой"
Конспект занятия...
Познавательно-речевой проект по театрализованной деятельности «Сказки рядом с нами»
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Чтение сказок становится невостребованным. Книги пылятся в полках. Современному родителю пр...
Краткосрочный творческий проект по театрализованной деятельности «Сказки рядом с нами»
ТЕАТР - ЭТО ВОЛШЕБНЫЙ КРАЙ,В КОТОРОМ РЕБЕНОК РАДУЕТСЯ,ИГРАЯ, А В ИГРЕ ОН ПОЗНАЕТ МИР...
Проект по театрализованной деятельности "Сказка за сказкой"
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического ...
Проект по театрализованной деятельности «Сказка ходит где-то рядом»
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчест...
Проект по театрализованной деятельности "Сказки рядом с нами"
Проект по театрализованной деятельности...