Технологическая карта НОД "Мишуткины пирожки"
учебно-методический материал (средняя группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Создание  условий для ознакомления детей со свойствами муки и солёного теста через детское экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_mishutkiny_pirozhki_1.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 58                                                                                                       Технологическая карта педагогического мероприятия «Мишуткины пирожки»

Воспитатель первой квалификационной категории Елисеева Е.В.

        

 

Предмет (направление):

Образовательная область «Познавательное развитие».

Группа:

Средняя группа (дети 4-5 лет).

Тип занятия:

 Экспериментирование.

Тема занятия:

 «Мишуткины пирожки».

Место занятия в разделе темы (программы) учебного курса, раздела программ внеурочной деятельности, дополнительного образования:

Раздел «Познавательное развитие».

Межпредметные понятия и связи:

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

   Целевая установка

Создание  условий для ознакомления детей со свойствами муки и солёного теста через детское экспериментирование.

   Задачи

Задачи:

1.Образовательные:

      -Формировать знания о свойствах муки через детское экспериментирование, о способах действия с ней: прикладывания, разравнивания.

       -Продолжать знакомить с приёмами  лепки: раскатывание колбаски в ладонях, защипывание, раскатывание шара кончиками пальцев .

2.Развивающие:

-Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.

      -Развивать воображение, мелкую моторику,слуховой, зрительный и тактильный анализаторы.

3.Воспитательные:

- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные).

1. Личностные: дети имеют мотивацию к деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность.

2. Метапредметные:

- познавательные: способны формулировать выводы, делать небольшие заключения;

- регулятивные: развивают умение планировать работу и распределять обязанности между собой при коллективном труде;

 - коммуникативные: умеют взаимодействовать друг с другом, участвовать в коллективном обсуждении,  

3. Предметные: у детей сформировано умение опытным путем выявлять свойства предметов

Формы обучения:

Коллективная (совместная деятельность педагога с детьми, совместная деятельность детей друг с другом), индивидуальная(при затруднении).

Методы работы:

Мотивационные игровые (сюрпризные моменты, загадки); словесные (репродуктивные и проблемные вопросы, беседа, объяснение, педагогическая оценка); наглядные (показ, демонстрация слайдов презентации); метод практической деятельности; имитационные упражнения.

Методы и формы контроля, оценки результатов:

Наблюдения, беседа, вопросы, поощрение.

Оборудование, дидактические средства и электронно-образовательные ресурсы:

Мягкая игрушка- медведь, проектор, экран, фартуки, плоские  тарелки, ложки, ситечки, стаканчики, кувшин с водой, салфетки, доски, солёное тесто.

Предварительная работа:

Беседа о происхождении хлеба, отгадывание загадок, чтение пословиц; разучивание  физминутки «В землю зёрнышко попало»; разучивание пальчиковой игры «Пирожки».

Содержание НОД

Этапы

деятельности

Содержание взаимодействия воспитателя с детьми

(действия воспитателя)

 Содержание деятельности детей

(действия  детей)

Формирование предпосылок УУД

I этап.

Мотивационно-

побудительный

Воспитатель:  Ребята, приглашаю вас   встать  в круг, поздороваться и подарить  друг другу хорошее настроение.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Все садитесь рядком

Поиграем ладком

Приготовьте ушки, глазки.

Начинаем нашу сказку

Я сегодня в сад пришла

Мишку - ревушку нашла.

Мишка плакал возле сада:

«В детский сад хочу, к ребятам!»

(Появляется игрушка – Медведь плачет)

Дети здороваются и

выполняют ритуал приветствия.

 Личностные:

Дети проявляют мотивацию к деятельности.

Познавательные:

Понимают смысл  услышанного.

Коммуникативные:

Позитивно относятся к процессу сотрудничества.

            II этап.

Организационный

Воспитатель: Что Мишенька случилось? Почему ты так плачешь?

Медведь: Послала меня Машенька отнести пирожки бабушке и дедушке. Да строго-настрого наказывала: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». «У-У-У» Я шел, шел, сел на пенек и съел пирожок, а потом еще один. Так все и съел. Что я теперь Машеньке скажу? Что мне делать?».

В:Ребята, а мы можем помочь Мишке? А как? Где мы возьмем пирожки?

(Ответы детей): «Нарисовать, купить, слепить, испечь…»

В:А из чего пекут пирожки?

(Ответы детей):Из муки.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня я приглашаю вас превратиться в поварят, поиграть с мукой и помочь Мишке испечь пирожки для бабушки и дедушки.

Давайте посадим Мишку на большой стул, чтобы ему было хорошо видно, наденем фартучки и начнём игры с мукой.

В: Но сначала я  предлагаю вам посмотреть, откуда берётся мука.

(Показ презентации ИКТ «Как к нам хлеб пришёл»

Дети рассматривают, кто

пришел к ним в гости и

отвечают на вопросы

воспитателя.

Дети смотрят предложенную презентацию

 Дети готовы к предстоящей

деятельности.

III этап.

Основной

IV этап

Рефлексия

А сейчас я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся тарелочки с мукой. Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне, какая она по цвету?

(Ответы детей): белая.

Потрогайте её руками. Какая она на ощупь?

 (Ответы детей): мягкая, пушистая.

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах?

(Ответы детей):Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный.

 Мука имеет запах. Возьмите в руки ситечки. Из стакана через ситечко высыпьте  муку в тарелку. Что происходит с мукой?

(Ответы детей):Сыплется

Мука сыпучая, сухая, рассыпчатая. Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку, затем разравняйте. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем.

 Оказывается на муке можно писать и рисовать.

А теперь  попробуем муку на вкус. Возьмите в ложечку немного муки и попробуйте её. Какая она на вкус?

(Ответы детей): у неё нет вкуса.

Да, мука на вкус не горькая, не сладкая, не кислая. Значит, у муки нет вкуса. Она безвкусная.

Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?

 (Ответы детей): Растворилась .

Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось?

(Ответы детей): Получилось жидкое тесто .

 Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.

 Ребята, а кто из вас видел дома, как мама из муки делает тесто? Что мама добавляет в муку, чтобы замесить тесто?

 (Ответы детей): яйцо, сахар, воду, соль

Правильно, для того, чтобы из муки получилось настоящее  тесто, нужно в неё добавить воду, соль, немного сахарного песка, яйцо, все перемешать – и получится тесто. А сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть .

Физкультурная минутка      

«В землю зёрнышко попало» :

1. В землю зёрнышко попало.

(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)

2. Прорастать на солнце стало.

(Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая:

«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!»

«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»)

(Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)

3. Дождик землю поливал, и росточек подрастал!

(Дети медленно встают).

4. К свету и теплу тянулся (руки в стороны)

5. И красавцем обернулся (руки вперёд).

6. Золотые колоски на ветру качаются,

(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз).

7. Низко наклоняются.

(наклоны вниз)

8.«Поспел урожай! Приезжай, убирай!»

(Дети машут поднятыми вверх руками)

Воспитатель: вот видите, ребята, сколько нужно потрудиться, чтобы вырастить колосья и испечь хлеб. Хлеб нельзя выбрасывать. Его нужно беречь, а остатками и крошками можно покормить птиц .

Из теста пекут хлеб, батоны, булочки. А еще из теста пекут печенье, кексы, ватрушки, пироги и пирожки, а также делают макароны.

Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине! Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением.

Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили:

«Хлеб на столе, так и стол-престол, а как хлеба ни куска, так и стол- доска». Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?

(Ответы детей):  «Будет хлеб- будет и обед», «Голодной куме хлеб на уме»,  «Летний день год кормит», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи», «Без соли, без хлеба- половина обеда», «Хлеб да вода- здоровая еда».

Молодцы, вы знаете много пословиц о хлебе.

 Посмотрите, здесь у нас лежит готовое солёное тесто. Оно приготовлено специально для лепки поделок. В муку добавляется много соли и немного растительного масла, всё хорошо замешивается. Предлагаю вам для нашего Мишки налепить пирожков. Но вначале поиграем с пальчиками.

Проводится пальчиковая игра  «Пирожки».

Быстро тесто замесили,

На кусочки разделили,

Раскатали все кусочки

И слепили пирожочки.

Пирожки с вареньем —

Всем на удивленье!

1–2 строчки — имитируем замес теста и разделку его на кусочки.

3 строчка — раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед-назад по поверхности стола.

4 строчка — «защипываем» воображаемые пирожки с помощью кончиков пальцев обеих рук.

5–6 строчки — прикладывая ладонь к ладони, «лепим пирожки»

 

Воспитатель: показывает способы лепки, объясняет, оказывает посильную помощь.

-Катаем толстую колбаску, немного сплющиваем между ладонями, кончики защипываем, по желанию сверху пирожок можно украсить шариками, полосочками.

-Молодцы. Все слепили пирожки, сложим их в корзинку и отдадим Мишке. «Неси,  Мишенька , пирожки бабушке и дедушке, да смотри не садись на пенёк, не ешь пирожок!»

Медведь: Спасибо, как здорово, что вы помогли мне с пирожками для бабушки и дедушки, какие вы добрые ребята.

 

Воспитатель: Вы  все хорошо поработали. А сейчас можно пройти и помыть руки.

Воспитатель:  Дети, что нового вы сегодня узнали?

 (Ответы детей)

-Кто к нам приходил в гости?

-Что вам понравилось?

-Вам было интересно?

В:Хлеб – самое главное богатство нашей Родины. Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся.

Недаром в народе говорят: «Хлеб всему голова».

Дети надевают фартуки, подходят к столам, участвуют в эксперименте.

Дети следуют инструкции, отвечают на вопросы, делают выводы

Дети выполняют упражнения

Дети рассматривают иллюстрации  

Дети проговаривают пословицы, которые предварительно выучили.

Дети выполняют движения по тексту

Дети лепят из теста, воспитатель помогает затрудняющимся детям, поощряет на протяжении всего занятия.

Дети прощаются с Мишкой

Дети анализируют прошедшее занятие

У детей сформированы понятия «пушистая», «сыпучая», «рассыпчатая», «безвкусная»;

расширился словарный запас

Дети освоили способы действия с мукой-просеивание, разравнивание, замешивание

Снимается эмоциональное напряжение, развитие координации движений

Расширяются знания об ассортименте хлебобулочных изделий.

 

Пополняется словарный запас, развивается связная речь.

Развитие крупной и мелкой моторики

памяти, внимания, а также словарного запаса.

Закрепляются способы и приёмы лепки, развивается эстетический вкус, воспитывается аккуратность в работе с солёным тестом

Дети учатся формулировать выводы и давать оценку происходящим событиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...