Статья "Русские народные сказки" как метод формирования духовно- нравственных качеств у детей.
статья (старшая группа)
Актуальность тематики заключается в формировании общей культуры и личностных качеств у детей дошкольного возраста в процессе использования русской народной сказки как средства духовного обогащения дошкольников, способствующего закладке этических и эстетических чувств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skazki_2.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русские народные сказки» как метод формирования духовно- нравственных качеств у детей.
Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтический язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намёк»).
1
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и способствует не только развитию эмоционально - нравственного опыта, но и помогает представлять последствия своих поступков и переживать их смысл для себя и окружающих. Использование сказки как одного из самых доступных средств развития ребёнка способствует формированию социальных умений и навыков поведения, развитию межличностных отношений, а также нравственных качеств личности дошкольника. При этом именно развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста определяет их внутренний мир.
Актуальность тематики заключается в формировании общей культуры и личностных качеств у детей дошкольного возраста в процессе использования русской народной сказки как средства духовного обогащения дошкольников, способствующего закладке этических и эстетических чувств. Особенностью образовательного и воспитательного процесса заключается в том, что процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием. [1]
Многочисленные исследования, описанные Д.Б. Элькониным, установили, что композиция сказки вводит ребёнка в ситуацию действий героя и вызывает у него состояние содействия, совместного проживание жизни героя, переживания его успехов и неудач, тем самым повышая эффективность понимания ребёнком литературного произведения. Основной особенностью процесса понимания литературного произведения в дошкольном возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина, является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою.
Исходя из собственной практики работы с детьми дошкольного возраста могу сказать, что создаются условия для формирования общей культуры и развития личностных качеств дошкольников. Один из наиболее эффективных способов их развития использование русской народной сказки как средство духовного обогащения дошкольника.
В статье рассмотрим вопросы применения русских народных сказок в образовательной деятельности, как условие развития эмоционально- нравственных качеств детей дошкольного возраста в рамках работы над методической разработкой «Русские народные сказки».
Работа ориентирована на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, через эстетическое восприятие окружающего мира, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Для развития эмоционально- нравственных качеств дошкольников мы учитываем тот факт, что эффективное восприятие сказки детьми возможно в процессе применения активных методов обучения и разнообразия игровой деятельности, максимально учитывающих индивидуальные, психофизиологические особенности каждого ребёнка.
Использование различных форм и методов работы развития личностных качеств у детей дошкольного возраста способствовало созданию методической разработки «Русские народные сказки».
В методической разработке представлены сказки «Теремок», «Заюшкина избушка» и другие сказки, которые включают в себя комплекс дидактического материала, сопровождающего активную игровую деятельность дошкольников. Разработка каждой сказки разделена на две части. Первая часть включает активную игровую деятельность способствующую получению новых для детей дошкольного возраста навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе.
Для этого рекомендуется чередование различных видов активности, а также гибких характер взаимодействия с детьми, что предполагает возможность высказывания своего мнения, возрастание заинтересованности дошкольников и формирование атмосферы доверия.
Дидактические игры и упражнения занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Примеры таких игр на развитие внимания, воображения, логического мышления: дидактическая игра «Золотой ключик» (герою сказки, чтобы попасть в теремок необходимо подобрать ключик к замочной скважине), или игра «Укажи путь» (герою сказки необходимо выбрать правильный путь в теремок), а также упражнения, направленные на физическую активность и формирование умения взаимодействовать в группе.
При включении дидактических игр и упражнений в сказки от дошкольника часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений.
Таким образом, знакомство с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на её основе способствуют получению новых знаний, развитию творческих способностей.
Вторая часть разработки носит прикладной характер, итогом которой станут поделки, изготовленные детьми. Дошкольникам предлагается изготовить любимого сказочного героя из разнообразных материалов. Прикладное творчество имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. После первой части занятий состоящей из игровой деятельности дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки. Самостоятельный выбор сказочного героя, создание работы по образцу взрослого или собственному замыслу способствуют развитию воображения, образного мышления, внимания, мелкой моторики.
Основой при проведении занятий с использованием сказок является деятельностный принцип, повышающий игровую активность и познавательную деятельность дошкольников. Создание героев сказки своими руками, учитывая их эмоциональные характеристики, стимулировало способность самостоятельно творить художественные образы. Активная игровая деятельность, сопровождающая занятие с использованием русской народной сказки, развивает нравственные качества детей дошкольного возраста через осмысление событий происходящих в сказке, ситуаций носящих различные эмоциональные окраски. Особую роль играет принятие самостоятельных решений, так, например, в сказке «Заюшкина избушка», осмыслив поступок лисы, дошкольники сопереживают испытаниям, выпавшим на долю героя, и в ходе активной игровой деятельности проявляют взаимовыручку, ведущую к восстановлению справедливости.
Результаты применения сказки как средства развития личностных качеств детей дошкольного возраста выражаются не только в формировании эмоционально-нравственных основ, но и в развитии умения взаимодействовать со сверстниками, и взрослыми, развитию логического мышления, воображения, мелкой моторики, наглядно- образного и наглядно- действенного мышления.
В перспективе моей деятельности я планирую разрабатывать методический комплекс по использованию сказок на занятиях разной направленности с детьми своей группы. Знакомство дошкольников с великим и разнообразным миром русских народных сказок – неотъемлемая часть нравственного воспитания и развития эмоциональной сферы детей.
Литература
- Особенности русских народных сказок [Электронный ресурс]. Режим доступа :http://detskie-skazki.com/stati/osobennosti-russkih-narodnyh-skazok.htmI
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....
Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...
Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...
Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»
На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...
Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада
Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...
Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста...
Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...