Мониторинг воспитания гражданско-патриотических чувств дошкольников.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Способ диагностики уровня гражданско-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста на базе методического пособия "Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе" М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг воспитания гражданско-патриотических чувств дошкольников.
Способ диагностики уровня гражданско-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста на базе методического пособия "Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе" М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой.
На основе данной методики разработана диагностическая карта.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Оборудование: Развивающая игра «Назови памятник, достопримечательность? Где находится?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, достопримечательность.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родной страны, города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага России, города
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе страны и своего города. Может объяснить символику страны и города. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов, флагов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символике страны и родного города. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта и народные игрушки, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта и народные игрушки. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Патриотические чувства к стране»
Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.
Ход проведения:
Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания – для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?
- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему?
- Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?
- Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, может объяснить, что ему нравится в стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее, испытывает чувство гордости за свою страну
Средний уровень (2 балла)
Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может, рассказать, что ему нравится в стране, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в стране, чувство гордости ситуативно, неустойчиво.
Низкий уровень (1 балл)
На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения:
Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь?
- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город? Почему?
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?
- Что тебе нравится в нашем городе?
- Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в городе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия.
Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4-5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края и города, не знает географическое расположение родного края и города; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.
В настоящее время не принято в диагностике детей указывать уровни – НИЗКИЙ, СРЕДНИЙ, ВЫСОКИЙ.
Вместо этого используют термины: ТОЧКА РОСТА, СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, СФОРМИРОВАНО.
Например:
Диаграмма диагностических показателей
на начало и конец экспериментального периода:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме "Видеофильмы для дошкольников как средство воспитания гражданско-патриотических чувств"
Во всех государственных документах, определяющих стратегию развития образования в последнее десятилетие все больше внимания уделяется проблеме воспитания начал гражданственности, основ формирова...
Методические рекомендации по теме "Видеофильмы для дошкольников как средство воспитания гражданско-патриотических чувств"
В последнее десятилетие все больше внимания уделяется проблеме воспитания начал гражданственности, основ формирования толерантности у детей начиная уже с дошкольного возраста. В связи с этим воз...
Презентация "Развитие интереса к истории и культуре родной страны как условие воспитания гражданско-патриотических чувств дошкольников "
Обогащение конкретных представлений о государственном устройстве России, ярких исторических событиях, достижениях, победах России в прошлом и настоящем - это основа и условие развития...
«Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств»
Каждодневный кропотливый труд, работа с детьми, родителями, общение с коллегами помогли мне определить направление работы. Народная мудрость учит...
Консультация «Знакомство дошкольников с защитниками Отечеств - основа воспитания гражданско – патриотических чувств»
Консультция для родителей...
Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений
Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...
Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).
Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»...