Экспериментирование
опыты и эксперименты (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опыты с водой.
Рекомендации: при проведении опытов дети должны быть в защитных
халатах/фартуках, нарукавниках, в косынках/чепчиках. Столы накрывать
защитной клеенкой, на столах всегда должны присутствовать тканевые и
бумажные салфетки, или полотенца. Перед каждым опытом проводить
инструкцию по технике безопасности. Заключительным этапом любого
опыта является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы
делаем в словесной форме, либо графически (схемы, рисунки, заполнение
таблицы).
Опыт №1. Запах воды.
Цель: выявление свойства воды – без запаха.
Оборудование. Прозрачные стаканы, вода, лимон (если у детей нет аллергии
лимон можно заменить настойкой валерианы, или эфирными маслами).
Ход эксперимента: предложить детям два стакана воды – чистую и с
лимонным соком. Понюхать.
Вывод: Вода без запаха, начинает пахнуть тем веществом, которое в нее
добавлено.
Опыт №2. Цвет воды.
Цель: выявление свойства воды – прозрачная
Оборудование. Прозрачные стаканы, вода, молоко, пуговицы, чайные
ложки, тарелочки.
Ход эксперимента: предложить детям два стакана, заполненные молоком и
водой. На дне стаканов лежат пуговицы. Рассмотреть пуговицу в стакане с
водой и молоком. В стакане с водой пуговицу видно хорошо, в стакане с
3
молоком ее не видно. С помощью ложки достать пуговицу из стакана с
молоком.
Вывод: Вода без цвета, прозрачная.
Опыт №3. Вкус воды.
Цель: выявление свойства воды – безвкусная.
Оборудование. Прозрачные стаканы, вода, сок, сахар, чайные ложки.
Ход эксперимента: предложить детям два стакана, заполненные водой и
соком. Попробовать их на вкус. В воду положить сахар, размешать,
попробовать на вкус.
Вывод: Вода без вкуса. Приобретает вкус того вещества, которое в ней
растворяют.
Опыт №4. «Вода — растворитель.
Цель: изучение свойства воды растворять вещества.
Оборудование: прозрачные емкости, вода теплая и холодная, песок, соль,
мука, сахар, ложки,
Ход эксперимента: дети растворяют различные вещества в разных емкостях
с теплой и холодной водой.
Вывод. Вода растворяет не все вещества. В теплой воде вещества
растворяются быстрее, чем в холодной.
Опыт №5. «Фильтрация воды»
Цель: выявление способа очистки воды.
Оборудование: прозрачные емкости, песок, марля или салфетки из
нетканого материала, песок, вода, воронки.
Ход эксперимента: воду в емкости смешать с песком. Во вторую емкость,
поставить воронку, в воронку положить марлю/салфетку в несколько слоев.
Налить в воронку воду с песком. Наблюдать как из воронки капает чистая
вода.
Вывод: для очистки воды нужны фильтры.
Опыт №6. «Куда исчезла вода?»
4
Цель: выявление процесса испарения воды, зависимость скорости испарения
от условий (открытая и закрытая поверхность воды, температура
окружающей среды).
Оборудование: мерные одинаковые ёмкости с крышками (подойдут
контейнеры для медицинских анализов), вода.
Ход эксперимента: налить равное количество воды в ёмкости; сделать
отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют
открытой; 2 банки ставят на подоконник, 2 банки ставят возле батареи.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках
ёмкостей. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал
ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды
поднялись с поверхности в воздух).
Вывод: в закрытых емкостях испарение слабое (частицы воды не могут
испариться с закрытого сосуда). В открытых емкостях вода испаряется
быстрее при более высокой температуре.
Опыт №7. «Превращение пара в воду».
Опыт проводить с осторожностью.
Цель: изучение агрегатного состояния воды – пар.
Оборудование: термос с горячей водой, стекло/зеркальце.
Ход эксперимента: взять термос с горячей водой. Открыть его, чтобы дети
увидели пар. Поместить над термосом стекло/зеркальце. На нем выступят
капельки воды, показать их детям.
Вывод: вода имеет агрегатное состояние – пар.
Опыт №8. «Вода может быть -твердой».
Цель: выявление свойства воды - при замерзании вода превращается в лед,
расширяется.
Оборудование: прозрачные емкости с крышкой (подойдут пластиковые
бутылки, или контейнеры для медицинских анализов), вода, маркер.
Ход эксперимента: в первую емкость налить воду примерно наполовину,
сделать отметку уровня воды, вторую емкость заполнить водой полностью,
5
закрыть крышкой. Поставить в морозильную камеру, или вынести на мороз.
На следующий день, посмотреть, что вода превратилась в лед, как лед
заполнил емкости.
Вывод: вода при замерзании превращается в лед, расширяется в объеме и
может разорвать емкость.
Опыт №9. «Помощница вода».
Цель: изучение свойства воды выталкивать находящиеся внутри предметы.
Оборудование: банка с мелкими легкими предметами на дне, емкость с
водой, поднос.
Ход эксперимента: банку с предметами на дне поставить на поднос.
Предложить детям достать предметы из банки, при этом не просовывая руку
в банку. Наливать в банку с предметами воду, до тех пор, пока они не
окажутся рядом с горлышком и их легко можно будет достать с поверхности
воды.
Вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее
предметы.
Опыт № 10. «Живая вода»
Цель: закрепление знаний о живительной силе воды.
Оборудование: срезанные веточки дерева, вода, вазы.
Ход эксперимент: поставить веточки деревьев в вазу. Одну ветку в вазу с
водой, вторую в вазу без воды. В течение недели наблюдать за изменениями
веток. У ветки, которая стоит в воде набухнут почки, затем распустятся
листочки. Ветка в вазе без воды, останется без изменений.
Вывод: вода необходима растениям для роста и развития.
Опыт № 11. «Секретное свойство воды»
Цель: изучение свойства воды менять форму предметов.
Оборудование: сосновые шишки, прозрачная емкость с тёплой водой,
салфетка из ткани.
Ход эксперимента: рассмотреть шишки, опустить в воду, оставить на сутки,
отметить изменения.
6
Вывод: сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду,
поглощает её, становится тяжёлой закрывается, опускается на дно.
Опыт №12. «Состав воды».
Цель: изучение состава воды.
Оборудование: стакан с водой, прозрачная пластиковая бутылка с водой,
закрытая пробкой, салфетка из ткани.
Ход эксперимента: 1. Стакан с водой на несколько минут поставить на
солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это
кислород). 2.Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит?
(образовалось большое количество пузырьков)
Вывод: в состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких
пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород
нужен тем, кто живёт в воде.
Опыт №13. «Из какой бутылки быстрее выльется вода?»
Цель: изучение свойства воды – текучесть.
Материал: мерный стакан, пустые емкости для воды (подойдет тазик),
бутылки/баночки с разным диаметром горлышка, поднос.
Ход эксперимента: дети сравнивают бутылки/банки по величине:
рассматривают форму горлышка у каждой из них. Наполняют бутылки/банки
одинаковым объемом воды. Одновременно сливают воду с бутылок/банок в
емкость.
Вывод: чем больше горлышко у сосуда, тем быстрее из него выливается
вода.
Опыт №14. «Теплая и холодная вода».
Цель: уточнение представлений детей о том, что вода бывает разной
температуры – холодной, теплой, горячей.
Оборудование: емкости с водой разной температуры: с холодильника,
комнатной температуры, теплой, горячей.
Ход эксперимента: предложить детям потрогать руками емкости с водой
разной температуры. Обсудить, что очень холодная и очень горячая вода
может нанести вред здоровью.
Вывод: с осторожностью использовать очень холодную и горячую воду.__
Опыты с песком
Опыт №1. «Цвет песка. Состав».
Цель: изучение разных видов песка.
Оборудование: песок – карьерный, речной, морской, кинетический;
маленькие тарелочки, лупы, одноразовые ложечки.
Ход эксперимента: на тарелочки положить разные виды песка. Рассмотреть
их цвет. С помощью лупы рассмотреть состав песка.
Вывод: песок природный материал, он образуется в результате разрушения
горных пород. Песок состоит из мелких частиц – песчинок. В речном и
морском песке можно увидеть частицы ракушек. Песок отличается по цвету.
Кинетический песок может быть разного цвета, так как создан человеком.
Опыт №2. «Сыпучесть песка».
Цель: изучение свойства сухого песка - сыпучесть.
Оборудование: песок – сухой и влажный, воронки, одноразовые ложки,
прозрачные стаканы.
Ход эксперимента: в стаканы поставить воронки. В одну воронку насыпать
сухого песка, во вторую мокрый. Наблюдать. Что произойдет с песком.
8
Вывод: сухой песок обладает свойством сыпучести, мокрый песок
несыпучий.
Опыт №3. «Свойства сухого и мокрого песка».
Цель: изучение свойств сухого и мокрого песка.
Оборудование: 2 емкости с сухим песком, вода, формочки, лопатки,
одноразовые тарелки.
Ход эксперимента: в формочки с помощью лопатки насыпать сухой песок.
Перевернуть формочки. Смочить песок водой. Наполнить формочки
влажным песком, перевернуть.
Вывод: сухой песок рассыпается, влажный держит форму.
Опыт №4. «Что тяжелее песок или вода?».
Цель: изучение свойства песка -тяжелее или легче воды, растворимость в
воде.
Оборудование: песок, прозрачные емкости с водой, одноразовые ложечки.
Ход эксперимента: в емкости с водой насыпать песок. Перемешать.
Вывод: песок тяжелее воды – оседает на дне. Смешивается с водой, не
растворяется в ней.
Опыт №5. «Песок меняет цвет».
Цель: изучение свойства песка – менять цвет.
Оборудование: песок, тарелочки, вода, одноразовые ложки.
Ход эксперимента: на тарелочки положить песок. Рассмотреть его цвет. С
помощью ложек налить на песок воду. Рассмотреть его изменения.
Вывод: песок при намокании меняет цвет, становится темнее.
Опыт №6. «Рисунки на песке».
Цель: изучение свойства песка сохранять отпечатки.
Оборудование: емкости с сухим и влажным песком, палочки.
Ход эксперимента: на сухом и влажном песке с помощью палочек рисуем
рисунки.
Вывод: на сухом песке рисовать легче, чем на влажном. На влажном песке
рисунок четкий и лучше сохраняется.
9
Опыт №7. «Проходит ли вода через песок?»
Цель: изучение свойства песка пропускать воду.
Оборудование: прозрачные емкости с песком, вода.
Ход эксперимента: в емкость, наполовину заполненную песком, налить
воды до краев. Наблюдаем как постепенно вода впитывается в песок.
Вывод: песок пропускает воду, так как песчинки между собой не
соединяются.
Опыт №8. «Замерзает ли песок?»
Цель: изучение свойства песка замерзать при низкой температуре.
Оборудование: прозрачные емкости с сухим и влажным песком,
одноразовые ложки.
Ход эксперимента: емкости с сухим и влажным песком поместить в
морозильную камеру, или на улицу в морозную погоду. Через сутки занести
емкости. С помощью ложек определить, замерз ли песок.
Вывод: сухой песок на морозе не замерзает, так как частички очень мелкие,
сыпучие. Влажный песок замерзает, так как в нем содержится вода.__
Опыты с почвой
Опыт № 1. «Состав почвы»
Цель: изучение состава почвы.
Оборудование: почва, одноразовые тарелочки, одноразовые ложечки, лупы,
прозрачные стаканы, вода.
Ход эксперимента: на тарелочки положить почву, с помощью лупы
рассмотреть. В стаканы с водой положить немного почвы.
Вывод: почва состоит из мелких частиц, попадаются остатки от
перегнивших растений (перегной). При попадании почвы в воду, образуются
пузырьки – в почве есть воздух.
Опыт № 2. «В почве содержится вода».
Цель: изучение состава почвы.
Оборудование: почва, одноразовые тарелочки, стекло.
Ход эксперимента: нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем
холодное стекло. Наблюдать.
Вывод: на стекле образуются капельки воды. Вода, которая содержалась в
почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова
превратился в воду – стал росой.
Опыт № 3. «Как передвигается вода в почве»
Цель: показать детям, как почва впитывает в себя воду.
Оборудование: сухая земля, прозрачная емкость с отверстиями в дне,
тарелка с водой, лопатки.
Ход эксперимента: насыпать сухой земли в емкость. Поставьте емкость в
тарелку с водой. Наблюдать как вода постепенно поднимается вверх по
почве.
Вывод: когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается
из более глубоких слоев почвы.
Опыт № 4 «Как загрязняется почва»
Цель: показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные
последствия этого.
Оборудование: 2 прозрачные емкости с почвенными образцами и две
прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная
(раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Ход эксперимента: дети рассматривают воду в обеих емкостях. Чем они
отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная
вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы
выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.
Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее
полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой
водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала
влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во
второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились
мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить
образцы почв после полива.
Вывод: грязную воду нужно сливать в специальные места. В водоемы
сливать грязную воду запрещено. На заводах ставить фильтры для очистки
воды.__
Опыты со снегом и льдом
Опыт № 1 «Как снег и лед превращается в воду»
Цель: изучение состава снега и льда, свойства снега и льда таять в тепле.
Оборудование: емкости со снегом и льдом.
13
Ход эксперимента: воспитатель вместе с детьми набирает в тарелку снег и
лед. Наблюдают, что с ними происходит в теплом помещении.
Вывод: снег и лед состоят из воды.
Опыт № 2 «Можно ли пить талую воду»
Цель: показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее
водопроводной воды.
Оборудование: прозрачные емкости с водой и снегом, одноразовые ложечки.
Ход эксперимента: в первую емкость кладут снег, во вторую наливают
чистую воду. Через два часа дети рассматривают воду в емкостях.
Сравнивают её, отгадывают, в которой из них был снег.
Вывод: талая вода для питья не пригодна. Грязь с улицы, сажа с труб оседает
на снеге.
Опыт № 3 «Лёд твердый, снег рыхлый».
Оборудование: снег, лед, одноразовые тарелочки, одноразовые ложки.
Ход эксперимента: на тарелочки положить снег и лед, постучать по ним
ложечками. Снег рассыпался, лед остался без изменений.
Вывод: снег рыхлый, мягкий, состоит из снежинок. Лед прочный, твердый.
Опыт № 4 «Лед и снег легче воды».
Оборудование: снег и лед, прозрачные стаканы, одноразовые ложечки.
Ход эксперимента: опустить кусочек льда и снега в стакан, до краев
наполненный водой. Лед и снег не опускаются на дно стакана.
Вывод: снег и лед легче воды, тают в воде.
Опыт № 5 «Цвет льда и снега».
Оборудование: снег и лед, одноразовые тарелочки, одноразовые ложечки,
картинки.
Ход эксперимента: на тарелочки положить картинки. На одну картинку
положить снег, на вторую лед. Видим ли мы сейчас картинки?
Вывод: снег белый, лед прозрачный.
Опыт № 6 «Защитные свойства снега». Проводить на улице.
Цель: изучение защитных свойств снега для растений.
14
Оборудование: 3 прозрачные емкости с крышками, вода.
Ход эксперимента: поместить емкости с одинаковым количеством воды:
1первую на поверхности сугроба, вторую зарыть неглубоко в снег, третью
зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках по
окончании прогулки.
Вывод: глубокий снежный покров защищает растения от вымерзания.
Опыт № 7 «Выявление механизма образования инея».
Проводить с осторожностью! На улице.
Оборудование: термос с горячей водой, ветка дерева.
Ход эксперимента: выносим на мороз горячую воду в термосе, и держим
над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и
больше в снегу.
Вывод: пар от горячей воды на морозе замерзает и превращается в иней.__
Воздух и его
свойства
Опыт №1. «Знакомство со свойствами воздуха».
Цель: изучение свойства воздуха -прозрачность.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты.
Ход эксперимента. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату.
Что вы видите? (игрушки, столы, и т.д.). Ещё в комнате много воздуха, на его
не видно. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Теперь мы набираем в
пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку.
Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять
тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).
Вывод: воздух — это газ. Он не видимый, прозрачный, бесцветный.
Опыт №2 «Сила воздуха».
Цель: изучение свойства воздуха – держать форму предмета.
Оборудование: резиновая игрушка.
Ход эксперимента: возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы
услышите? (Свист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие
пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей
мешает? (Воздух).
Вывод: воздух, находящийся в игрушке, мешает её сжать.
Опыт №3 «Объем воздуха»
Цель: изучение свойства воздуха занимать объем.
Оборудование: емкость с водой (таз), одноразовые стаканы.
18
Ход эксперимента: опускаем стакан в емкость с водой, немного
надавливаем вниз. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь
осторожно наклоняем стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан).
Вывод: воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Воздух занимает
место.
Опыт №4 «Что мы выдыхаем».
Цель: изучение способности человека выдыхать воздух.
Оборудование: прозрачные стаканы с водой, трубочки для коктейля.
Ход эксперимента: возьмите трубочку и опустите её в стакан с водой.
Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки).
Вывод: при выдохе легкие сжимаются, и мы выдыхаем воздух.
Опыт №5 «Сухой из воды».
Цель: изучение свойства воздуха удерживать воду.
Оборудование: прозрачные одноразовые стаканы, бумага, клей, емкости с
водой.
Ход эксперимента: на дно стаканчика приклеить кусочек бумаги. Детям
предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в
банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что
получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Детям предлагается
снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать
стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны
пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его
место занимает вода.
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду, и бумага остается
сухой.
Опыт №6 «Сколько весит воздух?»
Цель: изучение свойства воздуха иметь вес.
Оборудование: воздушные шарики, палка, веревочки.
Ход эксперимента: возьмём палку длиной около 60 см. На её середине
закрепим верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых
19
воздушных шарика. Подвесим палку за верёвочку в горизонтальном
положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте
один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых
шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан,
поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет,
когда мы проткнём и второй шарик? У вас опять восстановится равновесие.
Вывод: шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Опыт №7 «Воздух всегда в движении»
Цель: изучение свойства воздуха находится в движении.
Оборудование: полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см); иллюстрации:
ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.; герметично закрытая банка с
нарезанным луком (можно заменить на другое с сильным запахом).
Ход эксперимента: аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем
на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и
двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или
слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе
такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Если мы ощущаем
движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем,
что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна
закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет
сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку.
В ней нарезанный лук. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что
банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого
пространства воздух не перемещается). Сможем ли мы вдохнуть запах, если
банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону
от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но
через некоторое время все ощущают запах лука. Почему? Воздух из банки
переместился по комнате.
Вывод: воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или
сквозняк.__
Мир бумаги
Опыты №1 «Прочность бумаги».
Цель: изучение прочности различных видов бумаги (салфеточная, писчая,
оберточная, картон для творчества, коробочный картон), сравнить их
качественные характеристики и свойства.
Оборудование: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ножницы.
Ход эксперимента: предложить детям рассмотреть разные виды бумаги.
Попросить детей смять бумагу в руках (салфетки мнутся легко, потому что
бумага тонкая, картон сложнее, коробочный картон мнется с усилием).
22
Предложить детям порвать бумагу (салфетки рвутся легко, потому что
бумага тонкая, картон сложнее, коробочный картон рвется с усилием).
Предложить детям разрезать бумагу ножницами (салфетки режутся легко,
потому что бумага тонкая, картон сложнее, коробочный картон режется с
усилием).
Вывод: чем толще бумага, тем она прочнее.
Опыты №2 «Намокает ли бумага?».
Цель: изучение свойства различных видов бумаги намокать от воды
(салфеточная, писчая, оберточная, картон для творчества, коробочный
картон).
Оборудование: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с
водой.
Ход эксперимента: предложить детям рассмотреть разные виды бумаги.
Попросить детей опустить бумагу в емкости с водой. (салфетки быстро
намокают, потому что бумага тонкая, картон дольше, коробочный картон
намокает дольше всех).
Вывод: чем толще бумага, тем она дольше намокает.
Мир дерева
Опыт №1 «Легкий – тяжелый».
Цель: изучение способности дерева тонуть в воде.
Оборудование: емкости с водой, деревянные брусочки, монетки.
Ход эксперимента: предложить детям опустить в воду деревянные брусочки
и монетки (брусочки плавают, монетки утонули). Достать монетки из воды,
положить их на брусочки дерева.
Вывод: дерево не тонет в воде, может удерживать на себе предметы в воде.
Опыт №2 «3вучит — не звучит».
Цель: изучение свойства дерева – издавать звуки.
Оборудование: деревянные ложки, металлические ложки, пластиковые
ложки.
Ход эксперимента: предложить детям рассмотреть ложки на столах,
отметить из какого материала они сделаны. Давайте возьмем деревянные
ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или
звонкий? Повторить тоже самое с металлическими и пластмассовыми
ложками.
Вывод: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.
Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)
Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей)
Почему? (размышления детей)
25
Опыт №3 «Теплый - холодный».
Цель: изучение свойств дерева.
Оборудование: деревянный брусочек, пластиковый брусочек,
металлический брусочек, поднос.
Ход эксперимента: предложить детям взять с подноса брусочки
изготовленные из разного материала и приложить к щеке. Отметить
температурные характеристики материала (теплый, прохладный, холодный.
Вывод: дерево самый теплый материал, метал холодный.
Мир растений
Опыт№1: «Нужен ли корням воздух?»
Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении.
Оборудование: 2 емкости с почвой уплотненной и рыхлой, 2 луковицы,
вода, вилочка для рыхления.
Ход эксперимента: предложить детям в емкости с почвой посадить
луковицы лука, полить. В 1 емкости почву взрыхлить, и периодически это
делать, во 2 утрамбовать. Через некоторое время (примерно неделю)
сравнивают 2 растения.
Вывод: растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам
был доступ воздуха.
Опыт№2: «Нужен ли растениям свет?»
Цель: выявить причину потребности растения в свете.
Оборудование: 2 емкости с почвой, 2 луковицы, вода.
26
Ход эксперимента: предложить детям в емкости с почвой посадить
луковицы лука, полить. 1 емкость поставить в освещенное место, 2 в темное.
Через некоторое время (примерно неделю) сравнивают 2 растения.
Вывод: растениям для роста необходим свет.
Опыт№3: «Нужна ли растениям вода?»
Цель: выявить причину потребности растения в воде.
Оборудование: 2 емкости с почвой, 2 луковицы, вода.
Ход эксперимента: предложить детям в емкости с почвой посадить
луковицы лука, полить водой луковицу в 1 емкости, поставить емкости в
освещенное место. В 1 емкости почву поливать по мере необходимости, во 2
не поливать. Через некоторое время (примерно неделю) сравнивают 2
растения.
Вывод: растениям для роста необходима вода.
Опыт №4 «Пьют ли растения воду».
Цель: доказать, что корень растения всасывает воду и стебель проводит ее.
Оборудование: прозрачная емкость с водой, пищевые красители, веточки
белой хризантемы, ложка.
Ход эксперимента: в емкости с водой растворить пищевой краситель,
опустить в емкость веточку хризантемы. Наблюдать в течении нескольких
дней за изменением цвета соцветия.
Вывод: вода передвигается от корня растения по стеблю до соцветий.
Сделать
радугу дома
Опыт «Сделать радугу дома».
Цель: исследовать возможность получения радуги в домашних условиях.
Оборудование: стеклянная ёмкость; вода; зеркало; пластилин.
Ход эксперимента: предложить детям солнечным днём наполнить большую
стеклянную ёмкость водой. Затем опустить в воду зеркало. Подвигать это
зеркало и найди такое его положение, при котором на стенах комнаты
образуется радуга. Можно зафиксировать положение зеркала пластилином.
Дать воде успокоиться для того, чтобы радуга получилась более отчетливой.
Вывод: вода через зеркало отражает солнечные лучи и делает их
разноцветными.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»
Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...
Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....
Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Родительское собрание на тему "Значение экспериментирования в жизни дошкольника, экспериментирование в домашних условиях."
Как экспериментирование влияет на умственное развитие дошкольников....
Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...