Экспериментирование
опыты и эксперименты (старшая группа)

Екатерина Игоревна Чиндяева

картотека опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx1023.07 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Опыты с водой.


Рекомендации: при проведении опытов дети должны быть в защитных

халатах/фартуках, нарукавниках, в косынках/чепчиках. Столы накрывать

защитной клеенкой, на столах всегда должны присутствовать тканевые и

бумажные салфетки, или полотенца. Перед каждым опытом проводить

инструкцию по технике безопасности. Заключительным этапом любого

опыта является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы

делаем в словесной форме, либо графически (схемы, рисунки, заполнение

таблицы).

Опыт №1. Запах воды.

Цель: выявление свойства воды – без запаха.

Оборудование. Прозрачные стаканы, вода, лимон (если у детей нет аллергии

лимон можно заменить настойкой валерианы, или эфирными маслами).

Ход эксперимента: предложить детям два стакана воды – чистую и с

лимонным соком. Понюхать.

Вывод: Вода без запаха, начинает пахнуть тем веществом, которое в нее

добавлено.

Опыт №2. Цвет воды.

Цель: выявление свойства воды – прозрачная

Оборудование. Прозрачные стаканы, вода, молоко, пуговицы, чайные

ложки, тарелочки.

Ход эксперимента: предложить детям два стакана, заполненные молоком и

водой. На дне стаканов лежат пуговицы. Рассмотреть пуговицу в стакане с

водой и молоком. В стакане с водой пуговицу видно хорошо, в стакане с

3

молоком ее не видно. С помощью ложки достать пуговицу из стакана с

молоком.

Вывод: Вода без цвета, прозрачная.

Опыт №3. Вкус воды.

Цель: выявление свойства воды – безвкусная.

Оборудование. Прозрачные стаканы, вода, сок, сахар, чайные ложки.

Ход эксперимента: предложить детям два стакана, заполненные водой и

соком. Попробовать их на вкус. В воду положить сахар, размешать,

попробовать на вкус.

Вывод: Вода без вкуса. Приобретает вкус того вещества, которое в ней

растворяют.

Опыт №4. «Вода — растворитель.

Цель: изучение свойства воды растворять вещества.

Оборудование: прозрачные емкости, вода теплая и холодная, песок, соль,

мука, сахар, ложки,

Ход эксперимента: дети растворяют различные вещества в разных емкостях

с теплой и холодной водой.

Вывод. Вода растворяет не все вещества. В теплой воде вещества

растворяются быстрее, чем в холодной.

Опыт №5. «Фильтрация воды»

Цель: выявление способа очистки воды.

Оборудование: прозрачные емкости, песок, марля или салфетки из

нетканого материала, песок, вода, воронки.

Ход эксперимента: воду в емкости смешать с песком. Во вторую емкость,

поставить воронку, в воронку положить марлю/салфетку в несколько слоев.

Налить в воронку воду с песком. Наблюдать как из воронки капает чистая

вода.

Вывод: для очистки воды нужны фильтры.

Опыт №6. «Куда исчезла вода?»

4

Цель: выявление процесса испарения воды, зависимость скорости испарения

от условий (открытая и закрытая поверхность воды, температура

окружающей среды).

Оборудование: мерные одинаковые ёмкости с крышками (подойдут

контейнеры для медицинских анализов), вода.

Ход эксперимента: налить равное количество воды в ёмкости; сделать

отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют

открытой; 2 банки ставят на подоконник, 2 банки ставят возле батареи.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках

ёмкостей. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал

ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды

поднялись с поверхности в воздух).

Вывод: в закрытых емкостях испарение слабое (частицы воды не могут

испариться с закрытого сосуда). В открытых емкостях вода испаряется

быстрее при более высокой температуре.

Опыт №7. «Превращение пара в воду».

Опыт проводить с осторожностью.

Цель: изучение агрегатного состояния воды – пар.

Оборудование: термос с горячей водой, стекло/зеркальце.

Ход эксперимента: взять термос с горячей водой. Открыть его, чтобы дети

увидели пар. Поместить над термосом стекло/зеркальце. На нем выступят

капельки воды, показать их детям.

Вывод: вода имеет агрегатное состояние – пар.

Опыт №8. «Вода может быть -твердой».

Цель: выявление свойства воды - при замерзании вода превращается в лед,

расширяется.

Оборудование: прозрачные емкости с крышкой (подойдут пластиковые

бутылки, или контейнеры для медицинских анализов), вода, маркер.

Ход эксперимента: в первую емкость налить воду примерно наполовину,

сделать отметку уровня воды, вторую емкость заполнить водой полностью,

5

закрыть крышкой. Поставить в морозильную камеру, или вынести на мороз.

На следующий день, посмотреть, что вода превратилась в лед, как лед

заполнил емкости.

Вывод: вода при замерзании превращается в лед, расширяется в объеме и

может разорвать емкость.

Опыт №9. «Помощница вода».

Цель: изучение свойства воды выталкивать находящиеся внутри предметы.

Оборудование: банка с мелкими легкими предметами на дне, емкость с

водой, поднос.

Ход эксперимента: банку с предметами на дне поставить на поднос.

Предложить детям достать предметы из банки, при этом не просовывая руку

в банку. Наливать в банку с предметами воду, до тех пор, пока они не

окажутся рядом с горлышком и их легко можно будет достать с поверхности

воды.

Вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее

предметы.

Опыт № 10. «Живая вода»

Цель: закрепление знаний о живительной силе воды.

Оборудование: срезанные веточки дерева, вода, вазы.

Ход эксперимент: поставить веточки деревьев в вазу. Одну ветку в вазу с

водой, вторую в вазу без воды. В течение недели наблюдать за изменениями

веток. У ветки, которая стоит в воде набухнут почки, затем распустятся

листочки. Ветка в вазе без воды, останется без изменений.

Вывод: вода необходима растениям для роста и развития.

Опыт № 11. «Секретное свойство воды»

Цель: изучение свойства воды менять форму предметов.

Оборудование: сосновые шишки, прозрачная емкость с тёплой водой,

салфетка из ткани.

Ход эксперимента: рассмотреть шишки, опустить в воду, оставить на сутки,

отметить изменения.

6

Вывод: сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду,

поглощает её, становится тяжёлой закрывается, опускается на дно.

Опыт №12. «Состав воды».

Цель: изучение состава воды.

Оборудование: стакан с водой, прозрачная пластиковая бутылка с водой,

закрытая пробкой, салфетка из ткани.

Ход эксперимента: 1. Стакан с водой на несколько минут поставить на

солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это

кислород). 2.Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит?

(образовалось большое количество пузырьков)

Вывод: в состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких

пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород

нужен тем, кто живёт в воде.

Опыт №13. «Из какой бутылки быстрее выльется вода?»

Цель: изучение свойства воды – текучесть.

Материал: мерный стакан, пустые емкости для воды (подойдет тазик),

бутылки/баночки с разным диаметром горлышка, поднос.

Ход эксперимента: дети сравнивают бутылки/банки по величине:

рассматривают форму горлышка у каждой из них. Наполняют бутылки/банки

одинаковым объемом воды. Одновременно сливают воду с бутылок/банок в

емкость.

Вывод: чем больше горлышко у сосуда, тем быстрее из него выливается

вода.

Опыт №14. «Теплая и холодная вода».

Цель: уточнение представлений детей о том, что вода бывает разной

температуры – холодной, теплой, горячей.

Оборудование: емкости с водой разной температуры: с холодильника,

комнатной температуры, теплой, горячей.

Ход эксперимента: предложить детям потрогать руками емкости с водой

разной температуры. Обсудить, что очень холодная и очень горячая вода

может нанести вред здоровью.

Вывод: с осторожностью использовать очень холодную и горячую воду.__

Опыты с песком


Опыт №1. «Цвет песка. Состав».

Цель: изучение разных видов песка.

Оборудование: песок – карьерный, речной, морской, кинетический;

маленькие тарелочки, лупы, одноразовые ложечки.

Ход эксперимента: на тарелочки положить разные виды песка. Рассмотреть

их цвет. С помощью лупы рассмотреть состав песка.

Вывод: песок природный материал, он образуется в результате разрушения

горных пород. Песок состоит из мелких частиц – песчинок. В речном и

морском песке можно увидеть частицы ракушек. Песок отличается по цвету.

Кинетический песок может быть разного цвета, так как создан человеком.

Опыт №2. «Сыпучесть песка».

Цель: изучение свойства сухого песка - сыпучесть.

Оборудование: песок – сухой и влажный, воронки, одноразовые ложки,

прозрачные стаканы.

Ход эксперимента: в стаканы поставить воронки. В одну воронку насыпать

сухого песка, во вторую мокрый. Наблюдать. Что произойдет с песком.

8

Вывод: сухой песок обладает свойством сыпучести, мокрый песок

несыпучий.

Опыт №3. «Свойства сухого и мокрого песка».

Цель: изучение свойств сухого и мокрого песка.

Оборудование: 2 емкости с сухим песком, вода, формочки, лопатки,

одноразовые тарелки.

Ход эксперимента: в формочки с помощью лопатки насыпать сухой песок.

Перевернуть формочки. Смочить песок водой. Наполнить формочки

влажным песком, перевернуть.

Вывод: сухой песок рассыпается, влажный держит форму.

Опыт №4. «Что тяжелее песок или вода?».

Цель: изучение свойства песка -тяжелее или легче воды, растворимость в

воде.

Оборудование: песок, прозрачные емкости с водой, одноразовые ложечки.

Ход эксперимента: в емкости с водой насыпать песок. Перемешать.

Вывод: песок тяжелее воды – оседает на дне. Смешивается с водой, не

растворяется в ней.

Опыт №5. «Песок меняет цвет».

Цель: изучение свойства песка – менять цвет.

Оборудование: песок, тарелочки, вода, одноразовые ложки.

Ход эксперимента: на тарелочки положить песок. Рассмотреть его цвет. С

помощью ложек налить на песок воду. Рассмотреть его изменения.

Вывод: песок при намокании меняет цвет, становится темнее.

Опыт №6. «Рисунки на песке».

Цель: изучение свойства песка сохранять отпечатки.

Оборудование: емкости с сухим и влажным песком, палочки.

Ход эксперимента: на сухом и влажном песке с помощью палочек рисуем

рисунки.

Вывод: на сухом песке рисовать легче, чем на влажном. На влажном песке

рисунок четкий и лучше сохраняется.

9

Опыт №7. «Проходит ли вода через песок?»

Цель: изучение свойства песка пропускать воду.

Оборудование: прозрачные емкости с песком, вода.

Ход эксперимента: в емкость, наполовину заполненную песком, налить

воды до краев. Наблюдаем как постепенно вода впитывается в песок.

Вывод: песок пропускает воду, так как песчинки между собой не

соединяются.

Опыт №8. «Замерзает ли песок?»

Цель: изучение свойства песка замерзать при низкой температуре.

Оборудование: прозрачные емкости с сухим и влажным песком,

одноразовые ложки.

Ход эксперимента: емкости с сухим и влажным песком поместить в

морозильную камеру, или на улицу в морозную погоду. Через сутки занести

емкости. С помощью ложек определить, замерз ли песок.

Вывод: сухой песок на морозе не замерзает, так как частички очень мелкие,

сыпучие. Влажный песок замерзает, так как в нем содержится вода.__

Опыты с почвой


Опыт № 1. «Состав почвы»

Цель: изучение состава почвы.

Оборудование: почва, одноразовые тарелочки, одноразовые ложечки, лупы,

прозрачные стаканы, вода.

Ход эксперимента: на тарелочки положить почву, с помощью лупы

рассмотреть. В стаканы с водой положить немного почвы.

Вывод: почва состоит из мелких частиц, попадаются остатки от

перегнивших растений (перегной). При попадании почвы в воду, образуются

пузырьки – в почве есть воздух.

Опыт № 2. «В почве содержится вода».

Цель: изучение состава почвы.

Оборудование: почва, одноразовые тарелочки, стекло.

Ход эксперимента: нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем

холодное стекло. Наблюдать.

Вывод: на стекле образуются капельки воды. Вода, которая содержалась в

почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова

превратился в воду – стал росой.

Опыт № 3. «Как передвигается вода в почве»

Цель: показать детям, как почва впитывает в себя воду.

Оборудование: сухая земля, прозрачная емкость с отверстиями в дне,

тарелка с водой, лопатки.

Ход эксперимента: насыпать сухой земли в емкость. Поставьте емкость в

тарелку с водой. Наблюдать как вода постепенно поднимается вверх по

почве.

Вывод: когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается

из более глубоких слоев почвы.

Опыт № 4 «Как загрязняется почва»

Цель: показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные

последствия этого.

Оборудование: 2 прозрачные емкости с почвенными образцами и две

прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная

(раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Ход эксперимента: дети рассматривают воду в обеих емкостях. Чем они

отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная

вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы

выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.

Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее

полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой

водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала

влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во

второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились

мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить

образцы почв после полива.

Вывод: грязную воду нужно сливать в специальные места. В водоемы

сливать грязную воду запрещено. На заводах ставить фильтры для очистки

воды.__

 

        Опыты со снегом и льдом

Опыт № 1 «Как снег и лед превращается в воду»

Цель: изучение состава снега и льда, свойства снега и льда таять в тепле.

Оборудование: емкости со снегом и льдом.

13

Ход эксперимента: воспитатель вместе с детьми набирает в тарелку снег и

лед. Наблюдают, что с ними происходит в теплом помещении.

Вывод: снег и лед состоят из воды.

Опыт № 2 «Можно ли пить талую воду»

Цель: показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее

водопроводной воды.

Оборудование: прозрачные емкости с водой и снегом, одноразовые ложечки.

Ход эксперимента: в первую емкость кладут снег, во вторую наливают

чистую воду. Через два часа дети рассматривают воду в емкостях.

Сравнивают её, отгадывают, в которой из них был снег.

Вывод: талая вода для питья не пригодна. Грязь с улицы, сажа с труб оседает

на снеге.

Опыт № 3 «Лёд твердый, снег рыхлый».

Оборудование: снег, лед, одноразовые тарелочки, одноразовые ложки.

Ход эксперимента: на тарелочки положить снег и лед, постучать по ним

ложечками. Снег рассыпался, лед остался без изменений.

Вывод: снег рыхлый, мягкий, состоит из снежинок. Лед прочный, твердый.

Опыт № 4 «Лед и снег легче воды».

Оборудование: снег и лед, прозрачные стаканы, одноразовые ложечки.

Ход эксперимента: опустить кусочек льда и снега в стакан, до краев

наполненный водой. Лед и снег не опускаются на дно стакана.

Вывод: снег и лед легче воды, тают в воде.

Опыт № 5 «Цвет льда и снега».

Оборудование: снег и лед, одноразовые тарелочки, одноразовые ложечки,

картинки.

Ход эксперимента: на тарелочки положить картинки. На одну картинку

положить снег, на вторую лед. Видим ли мы сейчас картинки?

Вывод: снег белый, лед прозрачный.

Опыт № 6 «Защитные свойства снега». Проводить на улице.

Цель: изучение защитных свойств снега для растений.

14

Оборудование: 3 прозрачные емкости с крышками, вода.

Ход эксперимента: поместить емкости с одинаковым количеством воды:

1первую на поверхности сугроба, вторую зарыть неглубоко в снег, третью

зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках по

окончании прогулки.

Вывод: глубокий снежный покров защищает растения от вымерзания.

Опыт № 7 «Выявление механизма образования инея».

Проводить с осторожностью! На улице.

Оборудование: термос с горячей водой, ветка дерева.

Ход эксперимента: выносим на мороз горячую воду в термосе, и держим

над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и

больше в снегу.

Вывод: пар от горячей воды на морозе замерзает и превращается в иней.__

Воздух и его

свойства


Опыт №1. «Знакомство со свойствами воздуха».

Цель: изучение свойства воздуха -прозрачность.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты.

Ход эксперимента. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату.

Что вы видите? (игрушки, столы, и т.д.). Ещё в комнате много воздуха, на его

не видно. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Теперь мы набираем в

пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку.

Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять

тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).

Вывод: воздух — это газ. Он не видимый, прозрачный, бесцветный.

Опыт №2 «Сила воздуха».

Цель: изучение свойства воздуха – держать форму предмета.

Оборудование: резиновая игрушка.

Ход эксперимента: возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы

услышите? (Свист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие

пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей

мешает? (Воздух).

Вывод: воздух, находящийся в игрушке, мешает её сжать.

Опыт №3 «Объем воздуха»

Цель: изучение свойства воздуха занимать объем.

Оборудование: емкость с водой (таз), одноразовые стаканы.

18

Ход эксперимента: опускаем стакан в емкость с водой, немного

надавливаем вниз. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь

осторожно наклоняем стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан).

Вывод: воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Воздух занимает

место.

Опыт №4 «Что мы выдыхаем».

Цель: изучение способности человека выдыхать воздух.

Оборудование: прозрачные стаканы с водой, трубочки для коктейля.

Ход эксперимента: возьмите трубочку и опустите её в стакан с водой.

Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки).

Вывод: при выдохе легкие сжимаются, и мы выдыхаем воздух.

Опыт №5 «Сухой из воды».

Цель: изучение свойства воздуха удерживать воду.

Оборудование: прозрачные одноразовые стаканы, бумага, клей, емкости с

водой.

Ход эксперимента: на дно стаканчика приклеить кусочек бумаги. Детям

предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в

банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что

получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Детям предлагается

снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать

стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны

пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его

место занимает вода.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду, и бумага остается

сухой.

Опыт №6 «Сколько весит воздух?»

Цель: изучение свойства воздуха иметь вес.

Оборудование: воздушные шарики, палка, веревочки.

Ход эксперимента: возьмём палку длиной около 60 см. На её середине

закрепим верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых

19

воздушных шарика. Подвесим палку за верёвочку в горизонтальном

положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте

один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых

шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан,

поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет,

когда мы проткнём и второй шарик? У вас опять восстановится равновесие.

Вывод: шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Опыт №7 «Воздух всегда в движении»

Цель: изучение свойства воздуха находится в движении.

Оборудование: полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см); иллюстрации:

ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.; герметично закрытая банка с

нарезанным луком (можно заменить на другое с сильным запахом).

Ход эксперимента: аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем

на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и

двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или

слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе

такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Если мы ощущаем

движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем,

что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна

закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет

сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку.

В ней нарезанный лук. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что

банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого

пространства воздух не перемещается). Сможем ли мы вдохнуть запах, если

банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону

от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но

через некоторое время все ощущают запах лука. Почему? Воздух из банки

переместился по комнате.

Вывод: воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или

сквозняк.__

Мир бумаги


Опыты №1 «Прочность бумаги».

Цель: изучение прочности различных видов бумаги (салфеточная, писчая,

оберточная, картон для творчества, коробочный картон), сравнить их

качественные характеристики и свойства.

Оборудование: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ножницы.

Ход эксперимента: предложить детям рассмотреть разные виды бумаги.

Попросить детей смять бумагу в руках (салфетки мнутся легко, потому что

бумага тонкая, картон сложнее, коробочный картон мнется с усилием).

22

Предложить детям порвать бумагу (салфетки рвутся легко, потому что

бумага тонкая, картон сложнее, коробочный картон рвется с усилием).

Предложить детям разрезать бумагу ножницами (салфетки режутся легко,

потому что бумага тонкая, картон сложнее, коробочный картон режется с

усилием).

Вывод: чем толще бумага, тем она прочнее.

Опыты №2 «Намокает ли бумага?».

Цель: изучение свойства различных видов бумаги намокать от воды

(салфеточная, писчая, оберточная, картон для творчества, коробочный

картон).

Оборудование: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с

водой.

Ход эксперимента: предложить детям рассмотреть разные виды бумаги.

Попросить детей опустить бумагу в емкости с водой. (салфетки быстро

намокают, потому что бумага тонкая, картон дольше, коробочный картон

намокает дольше всех).

Вывод: чем толще бумага, тем она дольше намокает.

   

Мир дерева


Опыт №1 «Легкий – тяжелый».

Цель: изучение способности дерева тонуть в воде.

Оборудование: емкости с водой, деревянные брусочки, монетки.

Ход эксперимента: предложить детям опустить в воду деревянные брусочки

и монетки (брусочки плавают, монетки утонули). Достать монетки из воды,

положить их на брусочки дерева.

Вывод: дерево не тонет в воде, может удерживать на себе предметы в воде.

Опыт №2 «3вучит — не звучит».

Цель: изучение свойства дерева – издавать звуки.

Оборудование: деревянные ложки, металлические ложки, пластиковые

ложки.

Ход эксперимента: предложить детям рассмотреть ложки на столах,

отметить из какого материала они сделаны. Давайте возьмем деревянные

ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или

звонкий? Повторить тоже самое с металлическими и пластмассовыми

ложками.

Вывод: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.

Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)

Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей)

Почему? (размышления детей)

25

Опыт №3 «Теплый - холодный».

Цель: изучение свойств дерева.

Оборудование: деревянный брусочек, пластиковый брусочек,

металлический брусочек, поднос.

Ход эксперимента: предложить детям взять с подноса брусочки

изготовленные из разного материала и приложить к щеке. Отметить

температурные характеристики материала (теплый, прохладный, холодный.

Вывод: дерево самый теплый материал, метал холодный.

        Мир растений

Опыт№1: «Нужен ли корням воздух?»

Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении.

Оборудование: 2 емкости с почвой уплотненной и рыхлой, 2 луковицы,

вода, вилочка для рыхления.

Ход эксперимента: предложить детям в емкости с почвой посадить

луковицы лука, полить. В 1 емкости почву взрыхлить, и периодически это

делать, во 2 утрамбовать. Через некоторое время (примерно неделю)

сравнивают 2 растения.

Вывод: растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам

был доступ воздуха.

Опыт№2: «Нужен ли растениям свет?»

Цель: выявить причину потребности растения в свете.

Оборудование: 2 емкости с почвой, 2 луковицы, вода.

26

Ход эксперимента: предложить детям в емкости с почвой посадить

луковицы лука, полить. 1 емкость поставить в освещенное место, 2 в темное.

Через некоторое время (примерно неделю) сравнивают 2 растения.

Вывод: растениям для роста необходим свет.

Опыт№3: «Нужна ли растениям вода?»

Цель: выявить причину потребности растения в воде.

Оборудование: 2 емкости с почвой, 2 луковицы, вода.

Ход эксперимента: предложить детям в емкости с почвой посадить

луковицы лука, полить водой луковицу в 1 емкости, поставить емкости в

освещенное место. В 1 емкости почву поливать по мере необходимости, во 2

не поливать. Через некоторое время (примерно неделю) сравнивают 2

растения.

Вывод: растениям для роста необходима вода.

Опыт №4 «Пьют ли растения воду».

Цель: доказать, что корень растения всасывает воду и стебель проводит ее.

Оборудование: прозрачная емкость с водой, пищевые красители, веточки

белой хризантемы, ложка.

Ход эксперимента: в емкости с водой растворить пищевой краситель,

опустить в емкость веточку хризантемы. Наблюдать в течении нескольких

дней за изменением цвета соцветия.

Вывод: вода передвигается от корня растения по стеблю до соцветий.

        Сделать

                         радугу дома

Опыт «Сделать радугу дома».

Цель: исследовать возможность получения радуги в домашних условиях.

Оборудование: стеклянная ёмкость; вода; зеркало; пластилин.

Ход эксперимента: предложить детям солнечным днём наполнить большую

стеклянную ёмкость водой. Затем опустить в воду зеркало. Подвигать это

зеркало и найди такое его положение, при котором на стенах комнаты

образуется радуга. Можно зафиксировать положение зеркала пластилином.

Дать воде успокоиться для того, чтобы радуга получилась более отчетливой.

Вывод: вода через зеркало отражает солнечные лучи и делает их

разноцветными.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...