Главные вкладки
Проект "Осень золотая"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проектная карта | |||||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | недели | Дни недели | |||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||||
1 | Непосредственно образовательная деятельность | 2 неделя октября | Рисование «Осенний листок» | Аппликация «Осенний урожай» | |||||
| |||||||||
2 | Чтение художественной литературы | Пословицы, поговорки, приметы, загадки об осени, рассказы об осени; | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье», | К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; | Чтение загадок о природных явлениях осени, чтение осенних рассказов; Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень». | А. Введенский «Песенка о дожде»; | |||
3 | Игры (СРИ и дидактические) | «Магазин семян», | «Семья» | «Собираемся на прогулку в парк», | |||||
4 | Пальчиковые игры | «Листья»; | «Урожай» | «Собираем листочки»; | « Посчитай яблочки» | ||||
5 6 | Упражнения | «Перелёт птиц», | «Съедобное - несъедобное!», | «Собери урожай», | «Вороны и собачка!», | «Осенние листочки», | |||
Лепка | «Яблочки в лукошке» | ||||||||
Итоговое мероприятие | «Путешествие в осенний лес» |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА»
Г.НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Организация детской проектной деятельности
Название проекта: «Осень золотая»
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Выполнила: Ананьева.Я.В
Пискунова.Ю.С
Назарово
2024 г.
Название проекта: «Осень золотая»
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Золотая осень».
Задачи проекта: 1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
2. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
3. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
4. Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения, познавательный интерес;
5. Способствовать развитию памяти, восприятия;
6. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
- Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта: Наглядный (рассматривание иллюстраций)
- Демонстрационный (выставка рисунков, поделок)
- Словесный (беседы, рассказывание,чтение х/л)
- Практический (рисование,лепка,опыты)
- Здоровьесберегающие технологии ( )
- Технология познавательно-исследовательской деятельности ( )
Предполагаемые результаты: 1. Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках;
2. Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
3. Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
4. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
5. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Сценарий совместной деятельности по решению задач
(основные шаги реализации проекта): - Ознакомление родителей с проектом. Воспитатели проводят индивидуальные консультации для родителей о проекте.
- Сбор необходимого материала для создания стенгазеты.
Творческая деятельность.
Заучивания стихотворений, беседа, рассматривания иллюстраций, чтение художественной литературы.
Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта: Формы работы по введению участников проекта в тему:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала;
- атрибуты к играм;
- систематизация наглядного материала.
Дети: создание поделок, рисунков, аппликаций;
разучивание пословиц, поговорок, стихотворений;
просмотр презентации, слушание художественной литературы.
Родители: 1. «Осенние месяцы» - выучить с детьми осенние месяцы (папка-передвижка);
2. Консультация «Как сохранить здоровье детей осенью»;
3. Подборка на стенд для родителей стихов, текста песен, инсценировок на осеннюю тематику
4. Привлечь родителей к изготовлению костюмов и атрибутов для утренника «Так давайте осень славить»;
5. «Золотая осень» (папка – передвижка).
Итоги проекта: Аппликация «Осенний урожай»
Вид проекта: познавательно-творческий , краткосрочный.
Состав участников: Дети: старшей группы №8 «Винни-пух» в составе 18 ч.
Педагоги: воспитатели группы – Ананьева Яна Владимировна, Пискунова Юлия Сергеевна.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме. Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала.
2. Основной этап:
Реализация проекта «Золотая осень».
3. Результат проекта:
1. Участие родителей и детей в выставке «Зазвенела осень листопадом»;
2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды «Осеннее настроение» (уголок природы);
3. Выставка рисунков «Осенние лист».
Интеграция образовательных областей.
№№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Познавательное развитие | НОД «Путешествие в осенний лес» ; Просмотр презентации «Детям об осени»; Наблюдение: осенний ветер, осенняя погода, деревья осенью, птицы осенью, насекомые осенью. Ведение дневника «Наблюдение за погодой»; Рассматривание альбома «Осень»; Беседа «Осень. Приметы осени»; Ситуативная беседа: «Почему я люблю (не люблю) осень?». | Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего. |
2 | Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья»: сюжет: «Собираемся на прогулку в парк», «Семейный праздник». Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы»; «Вершки, корешки», «Что лишнее»; Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что где растет?», лото «Осень»; | расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики; |
3 | Речевое развитие | Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Вспомни – назови», «Один – много», «Осенние деревья»; Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, приметы, загадки об осени, рассказы об осени; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье», К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; А. Введенский «Песенка о дожде»; Чтение загадок о природных явлениях осени, чтение осенних рассказов; Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень». | Продолжать учить выразительно пересказывать, рассказывать литературный текст, составлять описательные рассказы. Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи. |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Лукошко с яблоками»; Рисование «Краски осенних листьев» Аппликация: «Осенний урожай»; Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»; Слушание музыкальных произведений: Музыкальная игра с пением: «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина; Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»; Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки); | Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно - творческие способности. Развить чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус. |
5 | Физическое развитие | Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров»; Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!», «Собери урожай», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди». Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Гриб», «Осень», «Солнце вышло из-за тучки»; Пальчиковые игры «Листья»; «Собираем листочки»; « Посчитай яблочки» «Урожай» | Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями. |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
- Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: Организация родителей (их ответственность в выполнении заданий).
- Изучение нужной литературы по теме проекта.
- Интернет сайты.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Время года: Октябрь 2024г
Продолжительность проекта: Краткосрочный с 7.10-11.10.
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | - подбор методической литературы; - подбор наглядного материала; - Работа с родителями по созданию макетов и итогового мероприятия. | 7.10-11.10 |
2 | Аналитический | - подбор художественной литературы; - анализ собранной информации для выставки; - анализ тем аппликаций, рисунков, поделок. | 7.10-11.10 |
3 4 | Практический Презентационный | Дети: -создание поделок из пластилина на тему «Яблочки»; - создание аппликаций «Осенний урожай»; - разучивание пословиц, поговорок об осени; Родители: -изготовление фотоальбомов, атрибутов к сюжетно ролевым играм;. Педагоги: -коррекция деятельности всех участников проекта; -создание выставки; -подбор занятий, художественной литературы; - подбор игр. | 7.10-11.10 |
5 | Контрольный | Беседы с родителями о проводимых мероприятиях. | 7.10-11.10 |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | ННОД | Рисование «Осенний лист». Аппликация «Урожай осени». Развитие речи: составление описательных рассказов «Какая бывает осень» Лепка «Яблочки» «Путешествие в осенний лес» | 7.10-11.10 |
3 | Чтение художественной литературы | Пословицы, поговорки, приметы, загадки об осени, рассказы об осени; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье», К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; А. Введенский «Песенка о дожде»; Чтение загадок о природных явлениях осени, чтение осенних рассказов; | 7.10-11.10 |
4 | СРИ | «Магазин семян», «Семья»: сюжет: «Собираемся на прогулку в парк», «Семейный праздник». | 7.10-11.10 |
5 | Пальчиковые игры | «Листья»; «Собираем листочки»; « Посчитай яблочки» «Урожай» | 7.10-11.10 |
6 | Дидактические игры | «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы»; «Вершки, корешки», «Что лишнее»; | 7.10-11.10 |
7 | Слушание музыки | «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина; | 7.10-11.10 |
8 | Упражнения | «Съедобное - несъедобное!», «Собери урожай», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди». | 7.10-11.10 |
9 | Взаимодействие с родителями | Консультация для родителей – папка передвижка «Осень золотая», «Осень сезон витаминов» лепбук «Осень»; выставка «Осенняя фантазия» | 7.10-11.10 |
Форма проведения презентации
- Список литературы: Веракса Н.Е., Комарова Т.С. , М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика- Синтез, 2010.
- Гербова В.В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.- М.: Просвещение.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов- на- Дону: Феникс,2012.
- Сахипова З.Г. Читаем детям.- Ленинград: Просвещение, 1987.
- О маме. Стихи и рассказы.- М.: Детская литература,1988.
НОД «Путешествие в осенний лес»
Задачи:
1. Расширять представления об изменениях, происходящих в природе осенью.
2. Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о деревьях.
3. Развивать внимание, память, мышление.
4. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Коррекционные: расширять и активизировать речевой запас детей на основе
углубления представлений об окружающем;
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, игрушка Лесовичок, телефон, макеты деревьев (береза, дуб, рябина), магнитофон, фонограмма "Пение птиц", шум леса, шум воды, классическая музыка для релаксации, геометрические фигуры.
Предварительная работа: чтение В. Золотов «Лесная мозаика», «Зимовье зверей», заучивание стихотворения «Лесные правила», рассматривание иллюстраций с изображением животных и их жилища, наблюдение за животными и птицами на прогулке.
Ход НОД:
В-ль: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
В-ль: Дети, проходите и присаживайтесь на стульчики.
Ребята, мне кажется, нас ждет интересное путешествие в сказочный лес! Но прежде, давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Осень!
В-ль: Молодцы ребята! Значит мы отправимся в какой лес?
Дети: В осенний!
В-ль: А какие признаки осени мы знаем?
Дети: листики желтеют и опадают, часто идут дожди, дни стали короче, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай и т. д.
- А теперь, ребята, отгадаем загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Лесовичок: -Здравствуйте, ребята. Я Лесовичок. Я хочу попросить у вас помощи! Злая колдунья усыпила Матушку Природу, и теперь лес, в котором я живу заколдован. Помогите мне расколдовать лес
Воспитатель: Ну что ребята, поможем Лесовичку?
Дети: Да.
Воспитатель: Не будем терять время, и отправимся в путь!
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная тропинка! Она состоит из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы здесь видите?
Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал.
Воспитатель: Передвигаясь вам нужно идти не по треугольникам, не по квадратам. По каким геометрическим фигурам вам надо пройти?
Дети: По кругам и овалам.
Воспитатель: На круг мы будем наступать одной ногой, на овал двумя ногами.
Вед: Дорогой Лесовичок, мы пришли в лес, чтобы получше узнать о его обитателях. Ты нам поможешь в этом?
Лесовичок: Ну, конечно помогу и все расскажу про мою лесную жизнь!
Лес мой необычный, он волшебный — в нём растут загадки… Ребята, а как вы думаете, что такое лес?
(Дети отвечают)
Лесовичок: Дорогие ребятишки, у меня есть волшебная корзина с загадками! Если вы их отгадаете, то сразу поймете, какие деревья растут в нашей полянке.
Русская красавица
Стоит на полянке,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
Не береза, не рябина -
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
Осень дивная настанет,
Красным дерево то станет.
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие!
(Клен)
Лесовичок: Какие молодцы, детишки! Все загадки отгадали!
А теперь давайте играть!
Игра «С какого дерева листочек? »
Вед: Спасибо тебе, Лесовичок, за интересную игру! А наше путешествие продолжается!
- Давайте представим, что мы находимся в лесу.
(Вносим корзинку с натуральными листьями)
- Это подарок Осени.
(Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол)
Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает.
Листья по ветру кружатся
И под ноги к нам ложатся
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем…
ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»
(Дети становятся в круг, двигаясь по кругу, произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте)
Мы по лесу шли, мы листок нашли,
Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….
… листик липовый нашли…
…от березы лист нашли…
…мы кленовый лист нашли!
В-ль: Ребята, а сейчас я хочу вам предложить навести порядок в нашем лесу. Вам нужно будет собрать весь мусор на этой поляне и рассортировать его.
Игра «Собери мусор»
— А вот и наше последнее задание. Старичок-лесовичок оставил нам картинки, но они непростые. Люди каждый день ходят в лес, и не все знают что можно делать, а что нанесёт вред. Нам необходимо вспомнить, что в лесу делать нельзя.
1. Не рвите в лесу, на лугу цветы!
2. Не разоряйте муравейник!
3. Не подходите близко к гнёздам птиц,
не разоряйте их!
4. Правильно разводите костры,
не забывайте их тушить
5. Не оставляйте в лесу, на лугу, у реки мусор
Лесовичок: Спасибо вам ребята! Вы очень помогли природе и лесу!
Воспитатель: -Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы (включается фонограмма пения птиц). И лес ожил. А вот и Старичок-лесовичок пришёл. Он просит вас поблагодарить и принёс вам подарок – штриховки с лесными ягодами. Скажем Старичку-Лесовичку и лесу до свидания. А нам пора в детский сад. Передвигаясь вам нужно идти не по треугольникам, не по квадратам. По каким геометрическим фигурам вам надо пройти?
Дети: По кругам и овалам.
Воспитатель: На круг мы будем наступать одной ногой, на овал двумя ногами.
Рефлексия:
1. Понравилось ли вам путешествие?
2. Что интересного узнали?
3. Какое задание было трудное?
4. Кому помогли?
5. Чему научились?
6. Какое задание было легкое?
Подвижные игры
Подвижная игра «Съедобное – несъедобное».
Цель: развивать внимание, быстроту мышления, координацию движений.
Атрибуты: мяч
Ход игры: Дети становятся в шеренгу, а ведущий по очереди кидает им мяч.
В момент кидания, ведущий произносит одно слово, являющееся предметом, например: (ручка, молоко, стакан и т. д.). Если слово означает съедобный предмет, то ребенок должен поймать мяч, если несъедобный, то должен оттолкнуть мяч. Если ребенок ловит мяч или просто прикасается руками к мячу при несъедобном предмете, то он проиграл и меняется с ведущим местами.
Подвижная игра «Собери урожай».
Цель: развивать быстроту и скорость бега.
Атрибуты: муляжи овощей и фруктов, корзина.
Ход игры: По сигналу воспитателя дети разбегаются по участку и находя муляжи овощей и фруктов складывают их в корзину.
Подвижная игра «Перелет птиц»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.
Физкультминутки
«Осень»
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело.
Съежилось,
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
«Гриб»
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
«Солнце вышло из-за тучки»
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Пальчиковые игры
«Осень»
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
«Собираем листочки»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Пословицы, поговорки, приметы, загадки об осени
Пословицы, поговорки, приметы про осень
Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.
От осени к лету назад поворота нету.
Весна и осень - всё на дню погод восемь.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу.
Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме.
Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Осень-то матка: кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Осенью и воробей богат.
Отложил бы на осень, а там бы и бросил.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Придет осень, да за всё спросит.
Брюзжит, как худая муха в осень.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил.
Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
Летом поём, осенью воем.
На будущую осень, годков через восемь.
Не плачь, овес, что осенью продавать повез, - втридорога заплачу да весной ворочу.
Осенние приметы
- Теплая осень — к долгой зиме.
- Осенью серенько утро, так жди красного денька.
- Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.
- Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.
- Гром в сентябре предвещает теплую осень.
- Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
- Паутина стелется по растениям — к теплу.
- С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета.
- Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.
- Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
- Если с дерева лист не чисто спадет — будет холодная зима.
- Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
- Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу — то поздняя.
- В октябре гром — зима бесснежная.
- Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
- Дмитриев день (8 ноября) — зима уж лезет на плетень. Если в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
- В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
- Если много кизила — будет холодная зима.
- Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.
- Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
- Осиновые листья ложатся лицом вверх — к студенной зиме, навыворот — зима будет мягкая, а если на обе стороны — и зима средняя будет.
Загадки про осень.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
(Осень)
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)
Крупно, дробно зачастило, и всю землю намочило.
(дождь)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
(Листопад)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...