Деловая игра с педагогами «СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»
консультация

Игнатьева Наталья Викторовна

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_ignateva.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Подготовил воспитатель МАОУ

«Гимназия г.Троицка»

Игнатьева Наталья Викторовна

Г.Моска,  г.Троицк

2023 г.

 «Социализация ребенка в условиях современного общества»

Цель: стимулирование познавательной активности педагогов ДОУ по вопросу социально-личностного развития дошкольников, повышение компетентности педагогов по данному направлению. Расширение понятия о факторах социализации дошкольников. 

Введение

Социально-личностное развитие — процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития  развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром  становится особо актуальной на данном современном этапе.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

Мозговой штурм

Уважаемые педагоги, давайте с Вами вспомним:

1. Что такое социализация? (адаптация ребенка к обществу путем усвоения социального опыта, норм поведения, общения.

2. Нас педагогов как никого волнует проблема социализации. Давайте с вами обозначим трудности:

1 команда «Какие трудности вы испытываете с детьми?»

2 команда «Какие трудности вы испытываете с родителями?»

(Дети проявляют пассивность, замкнутость, агрессию, у них повышенная возбудимость, нетерпимость к другим. Дети не умеют общаться, помогать друг другу, трудиться)

Педагогическая разминка.

1 задание:

  1. Что является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве?

1) Учебная деятельность

2) Игровая деятельность

3) Познавательная деятельность

  1. В какой образовательной области решаются задачи игровой деятельности?  (социально-коммуникативной)
  2. Назовите, какие направления входят в образовательную область «социально-коммуникативное развитие»? (развитие игровой деятельности детей с цель усвоения различных социальных ролей; трудовое воспитание; патриотическое воспитание детей дошкольного возраста; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.)
  3. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками? (Социально-коммуникативное развитие)
  4. В какой образовательной области решаются задачи развития моральных и нравственных ценностей?  (Социально-коммуникативное развитие)
  5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценной работы по реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие»? (психология, педагогика, медицина, риторика, физиология)
  6. Какие виды деятельности позволяют реализовать задачи социально-коммуникативного развития?  (игровая деятельность, коммуникативная, познавательно-исследовательская, предметная, проектная, конструктивная, трудовая, продуктивная, изобразительная, двигательная)

1) Игровая деятельность — дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

2) Исследовательская деятельность — дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

3) Изобразительная деятельность — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

4) Предметная деятельность — удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

5) Коммуникативная (общение) — объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

6) Проектная деятельность — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

7) Конструктивная деятельность — дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

2 задание:

 

1 команда: Определить формы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости и саморегуляции поведения.

(ООД, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие коммуникативных качеств, эмоциональной отзывчивости; дидактические игры, «рефлексивный круг», игры драматизации, подвижные игры, режиссерские, конструктивные; чтение художественной литературы, досуги, музыкальные, народные игры, беседы, ситуации общения, труд)

 

2 команда: Определить формы работы с родителями по данному направлению.

  (родительские собрания, анкетирования, интервью, беседы, консультации, деловые игры, тренинги, Дни открытых дверей, участие в праздниках, выставках, субботниках, оформление стендов, выпуск газет для родителей, участие родителей в составе комиссий, жюри, участие родителей в акциях.)

 

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

Уважаемые педагоги, сейчас, я предлагаю вам поиграть.  

  1.  «У кого?»  

     У кого самые красивые глазки? (поднимите руку);

     Кто самый добрый? (погладьте себя по коленочке);

     Кого любит воспитатель? (погладьте себя по головке).

2.  «Продолжи предложение»

– Давайте поразмышляем на тему «Со мною вот что-то происходит».

Я радуюсь, когда ... 
Я обижаюсь, когда ... 
Я злюсь, когда ...
Мне весело, когда ... 

Я люблю, когда…

Мне не нравится, когда ...
Я грущу, когда ...
Я страдаю, когда ...
Я плачу, когда ...

  1. «Много ли значит интонация в общении»

Вы, наверное, помните выражение, что часто бывает важным не то что сказано, а то, как сказано. То есть надо уметь владеть интонацией. Сейчас мы поупражняемся в этом, и вы проверите, насколько развито у вас это умение.

1. Каждый получает карточку, на которой написано выражение и наименование интонации, с которой надо будет его сказать:

         - ласково

        - с угрозой

        - ехидно

        - радостно

          - громко

          - тихо

        После небольшой паузы выходят и произносят фразу с заданной интонацией, о которой в зале не знает никто. Задача всех остальных – услышать и назвать произнесенную интонацию.

          4. «Пантомима и жесты»

Задание. Участник выбирает перевёрнутую карточку, на которой написаны или крылатые выражения, или пословицы и т.д. Он должен изобразить смысл прочитанного с помощью жестов, движений (без звуков) так, чтобы все догадалась и произнесли это выражение.

Выражения:

- Водить за нос

- Медведь на ухо наступил

- Держи карман шире

5.  «Сиамские близнецы»

Цель игры: научить  гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между друг другом.

Описание игры: Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто с права, свободна только правая рука, а у того, кто слева – только левая. Вместе они и есть “сиамские близнец”. И этому “сиамскому близнецу” надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).

  1. Педагогические ситуации

Важное место в социализации дошкольников играет семья. То, что несет в себе семья, невозможно заметить ничем. Истинные духовные ценности человека можно сохранить только в семье, а передать их только через детей. В семье ребенок должен видеть, что о нем заботятся, его любят, учитывают его мнение. Особую значимость принимает работа педагогов с семьей. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей. Предлагаем вам ситуации, часто встречающиеся в повседневной практике.

1-я ситуация.

Воспитатель просит родителей вместе с детьми изготовить тряпичные куклы для пополнения мини-музея «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?

2-я ситуация.

Папа забирает ребенка домой. Ребенок пытается ему показать рисунки своей группы, и свой в том числе. Папа торопится, не обращает внимания на творчество детей, ругает ребенка за то, что тот отвлекается. Как поведет себя воспитатель?

7. «Я хороший - я плохой». Предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества.

Итог игры:

Игра "Волшебные конфеты". Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания:

• пусть они избавятся от болезней

• пусть все долго живут

• пусть у всех будет дом

• пусть все дружно живут

• пусть все будут счастливы

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Гиперактивный ребенок в детском саду"

Материал включает в себя: конспект игры, памятку для педагогов, презентацию, игры для детей с признаками СДВГ...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Ребенок на пороге школьной жизни"

Игра позволяет педагогам понять какие условия нужно создать ребенку для облегчения адаптации первоклассина в школе....

Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016

Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие  общения и в...

Консультация для воспитателей «Социализация ребенка в условиях современного мира»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную пом...

Презентация к выступлению "Деловая игра для педагогов "здоровье ребенка в наших руках"

Презентация  "Деловая игра для педагогов «Здоровье дошкольника в наших руках»...

Деловая игра с педагогами по теме: «Педагогические условия формирования основ ОБЖ как социальной компетентности у детей дошкольного возраста»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна изактуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не толькооберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможнымитрудностями...