Технологии проектной деятельности
материал

Василишина Екатерина Михайловна

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tehnologii_proektnoy_deyatelnosti.zip212.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

 «Осень разноцветная»

 

Тип проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Актуальность:

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Цель:

Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Задачи:

Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период.

Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной).

Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми

Предполагаемый результат:

Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

Развитие продуктивной деятельности детей.

Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

Развитие детского творчества.

Чтение наизусть стихотворений об осени.

Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

1 этап. Подготовительный.

- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр.

- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе).

- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.

- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин…).

 

 

 

 2 этап. Основной.

 

Форма работы

         Задачи

Беседа о осени.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

 

НОД по ФЦКМ

«Деревья наши друзья»

Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день»

Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями

НОД рисование «Деревья наши друзья»

 

 Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

 

НОД рисование «Золотая осень»

 

Учить детей создавать осенний пейзаж, изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги.

НОД по рисованию

«Осеннее дерево»

(нетрадиционная техника рисования)

Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»

Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным.

НОД аппликация «Осенний наряд деревьев»

 

 

 

 

 

 

Расширять знания детей о разновидностях деревьев; учить создавать красивый образ осеннего дерева.

Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе.

Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

НОД аппликация в
нетрадиционной технике (обрывная аппликация) «Осенние деревья»

 

Учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.

Продолжать освоение обрывной техники аппликации.

Развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, умение координировать движения глаз и рук.

Воспитывать интерес к познанию природы.

 

НОД лепка " Гроздь рябины»"

Формирование у детей умения создавать при помощи лепки гроздь рябины.

Формировать у детей интерес к окружающему миру.

Расширить и уточнить знания детей о рябине.

Научить изображать ее с помощью пластилинографии.

 

НОД  лепка « Осеннее дерево»

Научить детей лепить шарики, валики, лепёшечки;

 Формировать умение составлять композицию на основе наблюдений;

 Развивать внимание и наблюдательность;

 Воспитывать интерес к окружающим предметам, к изменениям в окружающей природе со сменой времени года.

 Развивать мелкую моторику и координацию.

 

Чтение художественной литературы.

Пословицы, поговорки, загадки об осени

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»

Е. Благинина «Улетают, улетели»

 Л.Толстой «Дуб и орешник»

К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

 

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Д/и

«Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

 

Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам; воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе; находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками;

Осенняя прогулка в старшей группе

(познавательное развитие)

«Экскурсия по участку детского сада»

 

Формировать умение видеть и замечать изменения в природе.

Закрепить признаки осени.

Развивать внимательность.

Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Воспитывать познавательный интерес.

 

 

3 этап. Заключительный.

- выставка поделок «Дары осени»

- выпуск альбома стихов «Золотая осень», альбома загадок «Дары осени».

- итоговое мероприятие досуг «Золотая осень».

 

Взаимодействие с родителями:

- Папка – передвижка «Осень - чудная пора».

- Консультация «Как провести с ребёнком осенний день», «Осенние забавы», «Одежда детей осенью»

- Создание поделок «Дары осени»

- помощь в создании альбома стихов «Золотая осень», альбома загадок «Дары осени».

 

 

Список используемой литературы:

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Я познаю мир» Санкт – Петербург «Паритет» 2004г.

Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики ру детей дошкольного возраста»

М. «Мозайка - Синтез» 2009г.

Л. Павлова, В. Сотникова «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования» М. «Обруч», 2013г.

Н.В. Алешина «Окружающий мир»

О.Н.Масленникова и А.А. Филинненко «Экологические проекты в детском саду»

 

 

Беседа об осени.

(познавательное развитие)

 

Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников,

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

Оборудование: конвертики с разрезными разноцветными осенними листочками. Карточки – иллюстрации перелетных и зимующих птиц; животных; осенние пейзажи. Мяч. Смайлики настроения.

Ход: Ребята, вы сейчас услышите загадку, попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

О каком времени года идет речь? Перед детьми карточки с изображением разных периодов времен года. Посмотрите и найдите карточки на которых изображено время года осень.

Объясните, почему вы выбрали эти карточки?

Какие приметы вы осени знаете?

Как это явление называется? (Листопад) из каких слов состоит?

Какого цвета бывают осенью листья?

Что вы можете сказать о птицах?

Что происходит с днем и ночью?

Что делают животные осенью?

- Ребята, посмотрите на наш календарь природы и скажите: Сколько осенних месяцев в году?

- Каждый из осенних месяцев хорош. Давайте отправимся в путешествие по осени, расскажем об осенних изменениях.

Как называется первый месяц осени?

- Что происходит в природе в сентябре, что может нас порадовать?

Как изменяется природа вокруг, что происходит с листьями на деревьях?

Почему они такими становятся?

Давайте поиграем в игру: “Собери листочек”.

Дети присаживаются за столы. В конвертах разрезные листочки.

Предлагаю собрать листочки из нескольких частей.

А теперь скажите мне, какие листья на деревьях бывают осенью? (разноцветные, красные, желтые, оранжевые).

- А что в сентябре может нас огорчить?

- Ребята, давайте рассмотрим календарь погоды, который вы отмечали в сентябре. Каких дней было больше в сентябре?

- Да было больше пасмурных, дождливых, чем ясных. По утрам стелются туманы, дни короче, а ночи длиннее.

- В сентябре птицы готовятся к отлету в теплые края.

А все ли птицы улетают в теплые края, да птицы которые остаются зимовать им порой очень тяжело в лютые морозы и человек старается помочь, подкармливает птиц.

А у сентября есть еще одно название –хмурен (небо хмурится, часто солнце прячется за тучами)

 

 

 Конспект НОД по ФЦКМ

 Тема: «Деревья-наши друзья»

(познавательное развитие)

 

 Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям. Наши друзья - это деревья!

Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.

Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»

Дети: тополь, береза, ель, рябина, клен.

 Воспитатель: «Дерево могуче, дерево сильно, ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:

 Ствол - дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору,

Надежно защищает она дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

 Они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»

Воспитатель: А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? Чем покрыт ствол дерева? Для чего нужны дереву корни, кора? Получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева).

Дети: ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Правильно назвали строение дерева. Посмотрите! А что это за дерево?

 «Осень в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко- красный шарик.

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица,

На рябине покормиться!»

Воспитатель: Ребята! А кому и какую пользу она приносит?

Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается.

Воспитатель: А это что за дерево?

Листву рассыпает метель золотая,

 Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клена кружится

 И медленно мне на ладошку ложится.

Осенние клены -цветов хороводы,

И желтый, и красный среди непогоды.

Найду я зеленого капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета.

Воспитатель: Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: Какого цвета бывают кленовые листья осенью?

А если лист двух цветов, то какой он может быть.

Дети: ответ детей.

Воспитатель: А теперь к какому дереву мы подошли?

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух

над улицей несутся сотни белых мух.

Воспитатель: Тополь, это дерево, которое растет в городе.

Как мы о нем можем сказать, какое это дерево?

Для чего нужны деревья?

Дети: они очищают воздух.

Воспитатель: Как называются деревья, на которых растут иголки?

Какие хвойные деревья, вы знаете?

Дети: ель, сосна, пихта, кедр.

Воспитатель: Молодцы!

- А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев. Как много красивых листьев собрали!

А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)

Какая красивая тропинка получилась!

Воспитатель: Вам нравится ребята?  Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (Воспитатель показывает на березку)

Дети: да

Воспитатель: В белых платьицах подружки

из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

листья в косы заплели.

-Какого цвета листья на березе?

Дети: ответы детей

Воспитатель: У какого дерева раньше других меняется окраска листьев?

У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада?

Какое значение имеет - листопад?

-А сейчас, отгадайте загадки:

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад)

Весной вырастают,

А осенью опадают.      (Листья)

Падают с ветки

Золотые монетки.         (Листочки)

Воспитатель: Если в роще растут березы, как называется эта роща?

А если в роще, растут дубы?

Какие еще бывают рощи?

Дети: ответ детей.

Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла».

Воспитатель: Вот и закончил ось наше занятие.

Березка говорит нам: «Не грустите, друзья!

 Пришла пора сна и отдыха.

Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны.

А весной на ветвях появятся новые листочки!»

До новых встреч! До свидания!

Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.

 

 

Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

 

Цель: Ознакомление детей с творчеством И.И.Левитана

Задачи: Вызвать эмоциональное отношение к природе.

Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветовых тонов.

Познакомить детей с понятиями: «холодные, тёплые» тона.

Продолжать расширять словарный запас детей: «репродукция»

Продолжать развивать связную, образную речь детей: «точно терем», «расписной», «золотая осень».

Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями искусства

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

Экскурсия в соседний парк.

Сбор осенних листьев.

Рассматривание иллюстраций об осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений.

Использование дидактических игр на темы: «Осень», «Овощи фрукты», «Времена года» в самостоятельной игровой деятельности.

Материал: Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Мультимедийная установка, ноутбук.

Аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского.

Ход занятия:

Воспитатель:

Какое красивое наступило время года!

Мы вчера с вами были в парке. Что вам там понравилось?

Дети:

 Очень красивые деревья, нарядные, с желтыми, красными разноцветными листьями.

Воспитатель: (обобщает ответы детей):

-Да, мы видели, как опадают листочки, красиво кружась на лету. Мы даже играли с ними. Слушали шуршание листвы под ногами, вдыхали запах осени, любовались солнышком и ясным небом. Да, очень красиво сейчас в парках, в лесу. Много художников посвятили свои картины этому времени года. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины, которую написал великий русский художник Исаак Ильич Левитан.

Открывается репродукция картины и дается возможность детям самим полюбоваться ею (звучит фрагмент осенней песни из цикла «Времена года» П.И.Чайковского).

Воспитатель:

- Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? (Ответы детей). Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)

Воспитатель:

-Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А хотите узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она поднимает мне настроение. Рассматривая ее я думаю об осени, о том, как красива природа в это время года. Хочется побыстрее выбраться на природу, чтобы полюбоваться ее прощальной красотой.

Послушайте, как об этом времени года сказал поэт. И. Бунин                 

Лес, точно терем расписной,               

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной

Воспитатель:

-Посмотрите, дети, какую осень изобразил художник?

Дети:

- Нарядная, золотая, веселая, красивая.

Воспитатель:

-Как вы думаете, как художник назвал свою картину?

Дети:

Приводят свои ответы

Воспитатель:

- Да, художник назвал эту репродукцию «Золотая осень. А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»?

Дети:

Приводят свои ответы

Воспитатель:

- Какие цвета он использовал?

Дети:

- Много желтых, оранжевых красок

Воспитатель:

- Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

-Ответы детей.

Воспитатель:

-Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Давайте рассмотрим, что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане.

Дети:

-Художник нарисовал несколько деревьев.

Воспитатель:

- Что это за деревья?

Ответы детей

Воспитатель:

-Расскажите о берёзах. Какие они?

Дети:

-Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.

Воспитатель:

-А еще дальше, на дальнем плане, группа березок.

 Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

Дети: Нет

Воспитатель:

-Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

Воспитатель:

 - А что можно сказать о траве на лугах?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Трава коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

Воспитатель:

-Посмотрите, дети, речка какого цвета? (Ответы детей) Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она какая?

Воспитатель:

-Почему? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски.

Воспитатель:

-А чего больше – теплых красок или холодных?

Дети:

-Теплых

Воспитатель:

- Что вы можете сказать о небе на картине. Какое оно?

Ответы детей.

Воспитатель:

-А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом!

Вот как может рассказать художник в своих картинах передать нам своё настроение, своё отношение к природе. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.

Воспитатель:

Давайте эту замечательную репродукцию картины вставим в рамочку и найдем ей место в нашей группе, чтобы любоваться ее красотой! (Помещаем в уголок природы)

Воспитатель:

-Я бы хотела узнать, какое настроение вызвала у вас эта картина? Что понравилось больше всего?

-Хотели ли бы вы ещё узнать о художниках, изображающих осень?

Картина вызвала эмоциональный отклик у детей. Дети с большим желанием включились в диалог. Каждый готов рассказать о своих впечатлениях.

 

 

Конспект НОД по рисованию в старшей группе 

Тема: «Деревья-наши друзья»

 

 Цель:  Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, ветки.

Образовательные задачи: Закрепить навыки работы красками, учить правильно, держать кисть.

Развивающие задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление;

 

Воспитательные задачи: Учить детей видеть красоту природы, воспитывать самостоятельность, творчество.

 

 

Интегрируемые образовательные области: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

 

Предварительная работа:

 

Наблюдения за деревьями осенью.

Рассматривания картин И. Левитана «Золотая осень»

Чтение стихотворений;

Подготовка к занятию.

 

Материал: альбомный лист бумаги, краски акварель, баночки с чистой водой, кисточки, салфетки.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами погуляем в осеннем лесу

Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева

 

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…»

 

-Русские поэты Пушкин и Тютчев любили осень за «пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса», за то, что осень с щедростью отдаёт нам богатства полей, садов, лесов. Да, это «первоначальная, короткая, но дивная пора – весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…».

 

Воспитатель: Осень - очень красивое время года. Многие художники любят рисовать лес, поля в осенние ясные дни, подбирают яркие краски для своих картин. Рисуют голубое небо, тёмные стволы деревьев, жёлтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными.

 

Ребята, а вы хотите стать художниками?

 

Дети: ответ детей (да)

 

Воспитатель: Присядьте за столы. Мы будем рисовать с вами осеннее дерево.

Показать и объяснить

- Посмотрите, как я буду рисовать дерево. Сначала нарисуем ствол дерева. Ствол рисуем с макушки, кончиком кисточки, макушка тоненькая, а книзу ствол утолщается, спускаясь вниз, постепенно нажимаем на кисточку. От ствола дерева отходят большие ветки, они все смотрят на верх. А от больших веток отходит много маленьких веточек. Их будем рисовать кончиком кисточки, чем больше веток, тем дерево будет развесистее и красивее.

 

Показ готового дерева.

 

- Придвиньте к себе листы бумаги.

Приступайте к работе.

 

Дети приступают к рисованию.

 

Воспитатель: Молодцы ребята, какие красивые получились деревья, но чего-то не хватает на них?

 

Дети: Листьев.

 

Воспитатель: Правильно. Пока подсыхает, краска мы с вами поиграем. Выходите ко мне и берите листочки.

 

Физминутка:

ДУБ

Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)

А над нами дуб высокий. (Руки вверх)

Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)

Головами зашумели (Хлопки)

Грянул гром, сосна упала, (Присели)

Только ветками качала. (Встали, покачали головой)

 

Воспитатель: Вы отдохнули? (Ответ детей)

Садитесь на свои места. Подскажите мне, какими цветами надо рисовать осенние листья?

 

Дети: Жёлтым, красным, оранжевым.

 

Воспитатель: Посмотрите, как я буду рисовать листики. Набираю желтую краску и примакиваю. Листочки могут быть на веточках, а может их, уже сдул ветер, и они опали на землю. Теперь хорошо промою кисточку, наберу красную краску и примакиваю, у меня получаются красные листочки и также оранжевым цветом.

 

Дети приступают к рисованию.

 

В конце занятия воспитатель хвалит детей.

 

Вывешивает рисунки на доску.

 

Итог занятия: о каком времени года мы с вами говорили? Какие цветом листья рисовали?

 

 

 

 Конспект НОД по рисованию в старшей группе

Тема: «Золотая осень»

 

 Цели: учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени.

Закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета. Использовать разные приемы работы с кистью (всем ворсом и концом). Развивать творчество.

 

Предварительная работа. Рассматривание деревьев, сбор листьев и плодов. Знакомство с репродукциями картин И. И. Левитана, В. Васнецова.

 

Материалы. Листы бумаги белого цвета, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки. Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».

 

Содержание образовательной деятельности детей

 

Введение в тему.

 

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку, отгадка которой подскажет вам

тему нашей беседы.

 

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья

 

Дети: (осень)

 

Воспитатель. Какие впечатления у вас остались после прогулки? Какие эмоции, чувства вы испытали от увиденного?

 

Какие изменения в природе возникли с приходом осени?

 

Дети. (Похолодало, идут дожди, птицы улетают, желтеют и падают листья).

 

Воспитатель. Правильно, ребята. Подул ветер, листья опадают с деревьев. Как называется эта пора осени?

 

Дети. (Листопад.)

 

Воспитатель. Ребята, посмотрим картину И. Левитана «Березовая роща». Многие известные художники – как Шишкин, Левитан, Васнецов любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые места, любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины.

 

Они долго - долго учились и каждый день много рисовали. Но даже настоящие художники не сразу научились рисовать.

 

Воспитатель. Какое время года изобразил художник? (Золотая осень).

 

-Почему осень в это время называют золотой? (Потому что желтые листья похожи на золото, когда сверкают на осеннем солнце.)

 

Физкультминутка.

 

Листочки, листочки по ветру летят

 

И деток под ножками тихо шуршат.

 

(Бег на месте на носках, взмахи руками)

 

И плавно качаясь, ведут хоровод.

 

И ветер осенний им песню поет.

 

(Плавные покачивания корпусом и руками, поднятыми вверх, вправо – влево.)

 

Воспитатель. Вот и мы сегодня с вами попробуем передать те впечатления, которые мы с вами увидели на прогулке.

 

Воспитатель. Давайте сравним, чем деревья похожи и чем отличаются друг от друга.

 

Дети. (По форме и толщине ствола, форме крона, окраске).

 

Воспитатель. Ствол будем рисовать всем ворсом кисти, а ветки – кончиком,

 

А теперь нарисуйте каждый свою картину «Золотая осень».

 

По окончании работы рассмотреть с детьми рисунки, предложить выбрать наиболее выразительные.

 

 

Конспект НОД по рисованию в старшей группе

Тема: «Осеннее дерево»

(нетрадиционная техника рисования)

 

 Цель: учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью с помощью нетрадиционной техники рисования «печать листьями».

Задачи: уточнить и обобщить знания детей об осени; продолжать учить детей подбирать необходимые цветовые решения (осенняя палитра); знакомство с нетрадиционным способом рисования - отпечаток осенними листьями; воспитывать любовь к природе; интерес и положительное отношение к нетрадиционному рисованию; стремление к достижению результата.

Материалы и оборудование:

- альбомные листы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, осенние листья с различных деревьев,

- музыкальное сопровождение П. И. Чайковский цикл «Времена года» «Осень»

Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, чтение стихотворений об осени, беседа о приметах осени, отгадывание загадок про осень, проведение развлечения «Золотая осень», рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, сбор осенних листьев.

Ход занятия

Вводная часть:

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года»

Воспитатель: Ребята, понравилась Вам музыка, которая сейчас звучит? (ответы детей) Это фрагмент музыки П. Чайковского «Времена года».

Воспитатель: А вы догадались, какое время года прозвучало в музыке? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно дети, осень, а вот послушайте загадку:

Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два -

Пришла … (осенняя пора)

Воспитатель: Молодцы ребята, это осенняя пора.

«Осень… последние теплые дни – прощальный дар уходящего лета. Словно стараясь удержать в своих ветвях жаркое солнце, деревья окрасились в золото и пурпур. В прогретом воздухе летают тонкие, серебристые паутинки, на них жучки-почтальоны несут кому-то долгожданные известия».

Воспитатель: Дети, а какие изменения происходят в природе с наступлением осени?

Дети: ответы (реже светит солнце, чаще льются дожди, деревья меняют свой цвет на багряный, опадают листья, похолодание, первые заморозки, день становится короче, пасмурная погода, улетают птицы).

Воспитатель: Молодцы, знаете осенние признаки погоды. Вот сегодня мы с вами утром на прогулке собирали листья, и я предлагаю вам поиграть ими.

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Предложить детям разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида. Используется наглядный материал с изображениями деревьев.

Воспитатель: Молодцы, все листики узнали. Все листики разные. Они отличаются друг от друга формой, окраской, размером. Летом все листики зеленого цвета, а осенью они меняют свой цвет на желтый, красный. Скоро все листочки опадут с деревьев, и мы будем только вспоминать о них. Но я вам предлагаю оставить ими след на наших листах, чтобы мы могли в любое время полюбоваться осенними деревьями.

Основная часть:

Рисование осеннего леса

(нетрадиционная техника – печать листьями)

Воспитатель: Рисовать осенние деревья мы будем необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмем к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Затем возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда наш лес получится разноцветным и сказочным.

Когда отпечатаем листики, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне (во время объяснения воспитатель наглядно демонстрирует детям, как выполнять задание).

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, мы немного разомнёмся.

Физкультминутка «Будем прыгать и скакать»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой)

И все дружно вместе встали. (Встали)

Воспитатель: Ну а теперь приступим к работе, сделаем свой сказочный осенний лес. Только будьте очень аккуратны и внимательны.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья!

- Какое время года изобразили в своих рисунках? (ответы детей)

- Какие краски использовали? (ответы детей)

- Какими способами рисовали? (ответы детей)

У всех вас получились замечательные красочные осенние деревья. Я думаю, что вашим мамам и папам тоже понравится осенний лес, выполненный вами. (Выставка работ воспитанников)

Воспитатель: Всем спасибо, вы большие молодцы.

 

 

 

 Конспект занятия по аппликации в старшей группе

 «Осенний наряд деревьев»

 

Цели:

- Закрепить знания о строении дерева;

- Учить детей вырезать ствол, ветки, учитывая особенности строения дерева (у берёзы ствол белый, ветки тонкие; у дуба ствол коричневый и ветки более мощные и тянутся к солнцу;)

- Учить изображать крону деревьев различными способами:

Несколькими цветовыми пятнами – «тучками»; Одним большим контуром;

Путём обрывания (мелкими кусочками); Отдельными листочками;

- Закреплять навыки работы с ножницами, развивать мелкую моторику;

- Воспитывать стремление дополнять работу деталями, добиваться выразительности;

- Развивать в детях аккуратность, усидчивость, терпение.

Приёмы обучения: игровой, показ, объяснение, вопросы, напоминание, индивидуальный подход.

Предварительная работа: заготовить основу-на листе нарисовать землю, небо, облака; наблюдение за деревьями осенью, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов и песен об осени.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением осенних деревьев, заготовка-основа, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, клеёнки, тряпочки, подносы.

 

Ход занятия

В- Лес, точно терем расписной

Лиловый. золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то, здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца. (И. Бунин)

В- о каком времени года это стихотворение

Д – об осени

В – какие приметы осени вы знаете?

(ответы детей)

В – сегодня мы будем делать осенние деревья

Вспомним какой становиться берёза, дуб, клён, ель осенью?

Какого цвета стволы, листья?

Какая форма кроны у разных деревьев?

(рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя об особенностях

разных деревьев)

В – а как можно изобразить эти деревья и их крону?

(ответы детей)

В – крону можно изобразить по разному: вырезать из бумаги сложенной вдвое, предварительно нарисовать половину кроны; маленькими облачками – из квадратов и прямоугольников; путём отрывания кусочков маленьких бумаги от большого; (показывает варианты изображения кроны)

В – деревья также неповторимы, как и люди – у каждого свой облик и характер, своё настроение. (сравнивают берёзу, дуб, рябину, клён, ель)

(воспитатель предлагает выбрать каждому ребёнку своё дерево и способ изображения его, материал и инструменты)

В- прежде чем приступить к работе нужно размять, приготовить к работе свои пальчики.

- пальчиковое упражнение

Раз, два, три, четыре, пять 5 хлопков с паузой

Будем листья собирать сжимать и разжимать пальцы

Лист берёзы, лист рябины, поочерёдно соединять пальцы рук

Листик дуба и осины с большим

– а сейчас приступим к работе

(можно включить спокойную музыку)

(в ходе работы воспитатель подходит к детям, советует, напоминает, помогает)

Когда работы готовы, их вывешивают на доске или мольберте и рассматривают.

В-посмотрите какой красивый, яркий, осенний лес у нас получился.

Так и хочется прогуляться под такими деревьями.

-осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клёны

В пурпуре осеннем. Только дуб зелёный

Утешат осень: -не жалейте лето!

Посмотрите –роща золотом одета (З. Федоровская)

 

 

Конспект НОД по аппликации в
нетрадиционной технике (обрывная аппликация) в старшей группе

«Осенние деревья»

 

Цели:

Учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.

Продолжать освоение обрывной техники аппликации.

Развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, умение координировать движения глаз и рук.

Воспитывать интерес к познанию природы.

Предварительная работа: Экскурсии в осенний парк, сбор осенних листьев и наблюдения в природе. Чтение стихотворений на осеннюю тему. Беседы по содержанию репродукций картин известных художников-пейзажистов (например: «Золотая осень» И. Левитана). Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые - разные». Экспериментирование с природным материалом «На что похож листок? »

Материал: картонные рулончики от туалетной бумаги или бумажных полотенец, заранее окрашенные коричневой краской; силуэты кроны дерева, вырезанные из альбомной бумаги; страницы от рекламных буклетов подходящих цветов; клей ПВА, кисточки для клея.

Ход занятия

Воспитатель: Какое время года наступило? (Наступила осень).

-А как мы об этом узнали? (Ответы детей.) Правильно, стало холодно, отцветают последние цветочки, смолкли птицы. А еще о приходе осени мы узнаём, увидев, как меняется цвет листьев на деревьях и начинается листопад. А какого цвета листочки мы видели на деревьях? (Ответы детей.) Конечно, они зелёные, красные, жёлтые, оранжевые.

Физкультурная минутка с дыхательной гимнастикой.

Воспитатель: Подул осенний ветерок на листья...

Дети держат перед собой листья деревьев, вырезанные из бумаги, на ниточках. Делают вдох носом и медленно и плавно дуют на них, не раздувая щёк и не поднимая плеч.

Воспитатель: …и полетели осенние листочки.

Мы осенние листочки,

Мы летаем (дети бегают,

Мы кружимся (кружатся,

И на землю, на цветы

Плавно мы ложимся (останавливаются, присаживаются, медленно кладут листья на пол).

Воспитатель предлагает детям сделать красивые осенние деревья в технике обрывной аппликации. 

В конце занятия дети рассматривают работы, воспитатель читает стихотворение:

Осенью кленовые листья – ладошки

Красные, бордовые,

Зелёных есть немножко.

Оранжевые, жёлтые и листья разноцветные.

Яркие, нарядные, красивые, заметные.

 

 

 

 Конспект НОД по лепке в старшей группе

«Гроздь рябины красной». (Пластилинография).

 

Цель:

Формировать у детей интерес к окружающему миру.

Расширить и уточнить знания детей о рябине.

Научить изображать ее с помощью пластилинографии.

Задачи:

Образовательные:

ознакомление с деревом рябиной в разное время года. С пользой, которую она приносит. Ее строением, плодами, листьями.

Ознакомление с картинами известных художников, изображавших рябину.

Закрепить у детей навык деления пластилина на равные части (отщипывание, отрывание, откручивание) и катание шарика и колбаски.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе

воспитывать любовь к красоте, создаваемой художниками и природой.

Развивающие:

развивать внимание детей, терпеливость во время кропотливой работы,

Развивать мелкую моторику рук

Предварительная работа:

Наблюдение за рябиной на участке детского сада.

Обращать внимание детей на листья и форму ягод.

Ввести в словарь детей понятие «гроздь рябины».

Повторение скороговорок о рябине

«Гроздья рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят».

Оформить гербарий в уголке природы.

Материалы:

пластилин

доска для лепки, нож для пластилина

подставки из картона с нарисованными веточками

салфетки для рук

наглядные материалы (гроздь рябины, изображение кисти рябины, фотографии рябинового дерева в разные времена года)

презентация «Рябина в картинах художников»

 

Ход занятия:

Осенью мы любуемся разнообразными красками природы. Все вокруг желтеет и краснеет, радуя наш глаз сочными осенними красками. И особенно хорошо в это время года одно дерево…

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте, о чем она.

Это дерево по моде,

Осенью одели вроде,

У зеленого пальто,

Пуговки красны зато.

(Рябина)

Правильно, рябина!

Рябина – это очень красивое и удивительное дерево.

В наших лесах рябины много. Не заметить её невозможно. Яркие гроздья, словно красные кораллы, радуют наш взгляд осенью. Известно около ста видов рябины. Основные среди них – рябина обыкновенная (царица осеннего леса) и черноплодная (королева осеннего сада).

Весной рябина зацветает белыми пушистыми цветочками. Из каждого цветочка завязывается ягодка. Летом ягодки маленькие и зеленые, поэтому мы их не замечаем. А ближе к осени они краснеют или становятся оранжевыми (у ягод рябины много оттенков) Даже когда опадают осенью листочки, то ягодки крепко держатся за ветки и смогли бы провисеть до самой весны. Но уже к середине зимы от них ничего не остается. Их съедают птицы.

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос.

Человек тоже с давних пор знает о полезных свойствах рябины. Из древесины он делает мебель и духовые музыкальные инструменты, из плодов – варенье, из цветов заваривает чай.

Физкультминутка.

Ягоды не сладость (ходьба на месте)

Зато глазу радость (повороты корпуса в право, влево)

И садам украшенье (встаем на носочки, вытягиваем руки вверх)

А друзьям угощенье (встаем на пяточки, руки в стороны)

У реки росла рябина, (Из положения упор присев постепенное

А сейчас мы с вами, как настоящие художники, создадим картину из пластилина. Наша картина будет называться «Гроздь рябины красной». А вдохновлять нас будет наша веточка рябины.

Какой формы у нас ягоды? Правильно, круглые. Отщипываем кусочки красного пластилина и круговыми движениями катаем маленькие шарики. Это наши ягодки. Приклеивая к картону, сильно не нажимаем. Ягодки должны быть выпуклые.

Самостоятельная работа детей.

Теперь нам надо сделать листочки. Они могут быть зеленые, желтые, оранжевые. Отщипнем кусочек пластилина и скатаем короткую толстенькую колбаску. Это наш листочек. Приклеивая на картон, прилепим его посильнее, чтобы он сплющился. Листочки не выпуклые, а плоские. Обратите внимание, что один листочек находится напротив другого. И к концу черенка они уменьшаются. На конце по центру один листочек.

Самостоятельная работа детей.

А теперь, ребята, давайте посмотрим, какая рябина у кого получилась.

 

 

Конспект НОД по лепке в старшей группе

«Осеннее дерево»

Цели урока:

Научить детей лепить шарики, валики, лепёшечки;

Формировать умение составлять композицию на основе наблюдений;

Развивать внимание и наблюдательность;

Воспитывать интерес к окружающим предметам, к изменениям в окружающей природе со сменой времени года.

Развивать мелкую моторику и координацию.

Оборудование и материал.

Пластилин.

Пластиковые ножи (стеки)

Картон.

Клеенка.

Подготовка к занятию. Воспитатель заранее на каждое рабочее место кладёт клеенку, пластилин, стеки, лист картона.

План урока:

Наблюдения над первыми осенними изменениями.

Повторение правил работы с пластилином.

Изучение технологической карты.

Самостоятельная работа.

Выставка и анализ работ учащихся.

Наблюдения над первыми осенними изменениями

[Воспитатель -Ребята давайте подойдем к окну и посмотрим на деревья. Посмотрите, какие деревья красивые. Как вы думаете, почему деревья такие красивые?

Дети - У них листики разноцветные: красные, жёлтые, оранжевые и совсем мало зелёных.

Воспитатель- А почему, как вы думаете ребята?

Дети- Осень пришла.

Воспитатель- Какие времена года вы знаете?

Дети- Осень, зима, весна, лето?

Воспитатель[/i]- Как меняется дерево в зависимости от времени года?

Дети - Зимой нет листвы, весной на дереве появляются зелёные листочки, летом дерево зелёное, осенью листья меняют цвет и дерево начинает готовиться к зиме – сбрасывать листву.

Повторение правила работы с пластилином.

Лепку выполняй на подкладной доске, не клади пластилин на стол, парту.

Перед работой хорошо разогрей пластилин в руках.

Не бросай остатки пластилина на пол.

Храни пластилин в коробочке отдельно от тетрадей и книг.

После работы вытри руки тряпочкой и вымой теплой водой с мылом.

Изучение технологической карты.

Физкультминутка.

Упражнения для мышц рук.

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3)"Дружная семья"

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

Упражнение для позвоночника

Дети стоят возле столиков. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Упражнения для глаз

Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Способствует расширению зрительно - двигательной активности.

Самостоятельная работа.

Выставка и анализ работ учащихся.

И вот что у нас получилось.

 

 

 

 

Конспект осенней прогулки в старшей группе.

(познавательное развитие)

«Экскурсия по участку детского сада»

 

 

Программные задачи:

Формировать умение видеть и замечать изменения в природе.

Закрепить признаки осени.

Развивать внимательность.

Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Воспитывать познавательный интерес.

Ход прогулки:

Беседа об осени

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что изменилось в последнее время?

Дети: Листья пожелтели, стало холоднее, люди стали теплее одеваться и т.д. Воспитатель: Какому времени года соответствует такая погода и такие природные явления?

Дети: Осени

Воспитатель: Да, наступила осень. Всю землю покрыли опавшие с деревьев листья. Поэтому осень называют «золотой». Присмотритесь и понаблюдайте, листья с деревьев падают по-разному: один летит к земле, другой кружится, кружится и медленно опускается на землю. Давайте, попробуем взять листок и опустить его в воздухе.

Опыт «Как падает осенний лист»

Вывод: Листья очень легкие, поэтому они летят медленно Воспитатель: Когда дует ветер, и много листьев с шуршанием падает на землю, это явление называется листопадом. Давайте рассмотрим листья, все ли они одинаковые?

Дети: Нет, они разные.

Воспитатель: Верно, они разные. Листья берёзы аккуратные, по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие. Листья ивы удлинённые, узкие, заостренные с обоих концов. Дубовые листья продолговатые, лопастные, на коротких черешках, с выступающими прожилками. Вот такие яркие подарки дарит нам осень - опавшие, разноцветные, красивые листья. А вы любите осень?

Дети: Да

Воспитатель: А за что вы любите осень?

Дети: За красивую природу, за яркий наряд деревьев и т.д.

Воспитатель: Вы чувствуете, как пахнет осень? Давайте насладимся ее запахом

Дыхательная гимнастика

Медленный вдох и три выдоха рывками. Выполняется три раза. Воспитатель: Чем пахнет осень?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Запомните, как пахнет осень, ведь она будет недолго.

Скажите, а какой сейчас месяц?

Дети: Октябрь

Воспитатель: Правильно. В октябре листья с деревьев окончательно опадают и теперь мы увидим листочки на деревьях только весной. Давайте соберем осенние листья и отнесем их в детский сад, чтобы зимой делать из них разные поделки и аппликации.

Игра «Соберем листочки»

В одну корзинку собираем желтые листья, во вторую - оранжевые, а в третью - зеленые.

Дети собирают листья.

Воспитатель: Молодцы, сколько листочков собрали. Я думаю, что наши поделки получатся яркими и красивыми.

Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, на нем лежат листья. Составьте для осени красивый узор из листьев.

Дети составляю на свое усмотрение.

Воспитатель: Посмотрите, на земле выложена узкая дорожка из камешков, нам нужно пройти по узкой дорожке, не задевая камней.

Дети становятся друг за другом и проходят по выложенной из камней дорожке.

Воспитатель: Молодцы! Вы такие ловкие и умелые. Мне кажется, что вы можете очень много, а вот сможете ли вы поймать листок. Это мы сейчас проверим.

Подвижная игра «Поймай листок»

Дети пытаются поймать листок, висящий на ветке или летящий по воздуху. Воспитатель: Ребята, осень - холодное время года. Нам нужно беречь свое здоровье, поэтому, я принесла сегодня один из даров осени - лук. В луке много витаминов. И, для того, чтобы не болеть его нужно есть. Предлагаю отведать его сегодня за обедом, после прогулки.

 

 

Консультация для родителей воспитанников старшей группы

Тема: «Как провести с ребёнком осенний день»

 

Наступила осень. Ушли жаркие денечки. Однако это не значит, что ваши прогулки с ребенком будут менее интересными. Осенью, выйдя на улицу, обратите внимание на погоду. Если это солнечный день, то предложите ребенку протянуть ручки к солнышку, ощутить его тепло, напомнив при этом, что осеннее солнышко светит, но мало греет.

       Прогулка в парке тоже принесет много положительных эмоций – постарайтесь показать детям многообразие красок золотой осени, познакомьте их с понятием «листопад». Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю — это листопад. Соберите опавшие листья. Из них можно изготовить множество интересных поделок. Еще можно набрать в руки листочки, подбрасывать их вверх и смотреть, как они кружатся. Походите ножками по листьям, послушайте, как они шелестят. Осенней порой певчие птицы собираются в стайки, готовят молодежь к полету. Летят они далеко, нередко за 5-6 тысяч километров. Поговорите с ребенком о перелетных и зимующих птицах.

Если вам удалось выбраться с малышом в осенний лес, расскажите ему о том, как животные готовятся к зиме. Многие строят и утепляют норы, делают запасы. Ведь предстоит длинная и холодная зима! А еще все звери линяют – меняют летние шубки на зимние. У зимних шубок мех погуще и попышнее, да и цвет более подходит к зимней природе.

      Вот закапал осенний дождик. Не беда, не прячьтесь сразу домой. Понаблюдайте за дождем. Сначала на землю падают редкие капли, потом дождь усиливается. Прислушайтесь к тому, как барабанит дождь по крыше, стеклу. Обратите внимание ребенка, что люди взяли зонтики, чтобы не промокнуть. Можете и сами открыть зонтик и пройтись под ним.  Когда дождик закончится, посмотрите на дорожки, траву, песок. Что с ними произошло? Они стали мокрыми.

 

 

 

 

Предлагаем десять оригинальных идей – для хорошего настроения мамы и ребенка.

 

Плетем венок или корону из листьев клена. Можно использовать только природные материалы, формируя «каркас» венка из стебельков. Но также удобно завязывать их узелком вокруг пластмассового ободка для волос, лучше с зубчиками изнутри. Большое количество листьев сделает украшение пышным, а ободок незаметным.

 

Ставим кукольный спектакль «Золотая осень». Соберите с собой легко моющиеся игрушки (из резины, пластмассы) и придумайте коротенький сюжет сказки о наступлении красивого, но прохладного времени года. Разыгрывать представление удобно на бревнышке, пенечке или лавочке.

 

Проводим творческие занятия на свежем воздухе. Поделки из листьев, шиповника, лишайника, желудей, рябины и травы можно создать прямо на улице. С собой потребуется взять пластиковую коробку без верха или лоток, а также цветное тесто в качестве скрепляющего материала (пластилин не подходит, так как на холоде затвердевает). Помимо лепки, интересно рисовать с натуры или аккуратно обводить карандашом листья разной формы.

 

Записываем видеорепортаж. Предлагаем ребенку перевоплотиться в любимого героя и что-нибудь рассказать или ответить на мамины вопросы. На фоне осеннего разноцветья ролик получится эффектным и трогательным.

 

Устраиваем фотосессию. Восхитительные, яркие памятные снимки может сделать как мама, так и малыш. Некоторым деткам очень нравиться фотографировать родителей. Также героем фотоленты послужит любимая игрушка – кукла, машинка, лошадка. Можно запечатлеть настоящий салют из листьев, устроенный ребенком. Во время прогулки стоит фокусировать внимание ребенка на сезонных изменениях в природе, пробуждая воспоминания о только что ушедшем лете: теплом, зеленом, солнечном.

 

Пикник на свежем воздухе. Приготовьте воскресным утром кекс, разлейте чай в термосы и отправляйтесь на улицу. Так вкуснее и интересней. Горячая выпечка к началу трапезы уже остынет. Если расположиться на земле не удастся, можно выбрать скамейку под деревьями. Застелить ее удобно отрезом коврика из вспененной резины (для ванной), сидеть будет тепло и сухо.

 

Познавательная прогулка: наблюдение за сезонными изменениями. Прежде чем отправляться гулять, чтобы поведать крохе о наступившей осени, нужно сформулировать достоверные и внятные ответы на возможные «почему» (почему листья опадают; почему эти желтые, а другие красные; почему осенью холодно; куда делось солнышко и тд.).

 

Подвижные игры, в мяч или даже кегли не очень распространены в осеннее время, и напрасно. Бегать по аллее или парку, где еще не успели собрать всю опавшую листву, намного веселей и безопасней, чем по асфальту. Мяч можно перекидывать друг другу, а кегли сбивать ударом из воздуха, а не прокатывая шар по земле. Только рассчитайте время, чтобы после увлекательной игры идти с разгоряченным ребенком сразу домой.

 

Ищем клад. Если вы гуляете всей семьей, то сюрприз незаметно спрячет кто-то из взрослых. Если с ребенком на поиски приключений выходит только мама, то замаскировать шоколадку (карандаши или другую игрушку) лучше заблаговременно – для убедительности. Местом временного хранения подарка может стать листва дерева, кустарник, покрытый мхом пенек. Чтобы играть было еще интересней, снарядите ребенка биноклем. Внимательно вглядываясь, можно обнаружить даже котенка на дереве. Hello_html_m1d40caad.png

 

Поздней осенью с приходом заморозков, можно организовать «Воскресенье добрых дел». В этот день следует помогать тем, чья жизнь во многом зависит от нашего участия. Развешивая кормушки для птиц, надо запомнить их местоположение и по выходным пополнять запасы пшена. Дворовым котикам и собачкам, если лужи замерзшие, можно предложить горячий бульон – в воде они нуждаются не меньше, чем в пище. Важно: посуду, из которой кормят подопечных, не надо оставлять на улице – это мусор. Правильней выбросить пустой лоток в урну, а в следующий раз взять новый.

 

 

 

Консультация для родителей воспитанников старшей группы

Тема: «Осенние забавы»

 

Вот и промелькнуло лето в своем ситцевом цветастом сарафанчике! На смену ему пришла красавица - осень! Осень - чудная пора! Еще стоят теплые солнечные денечки, а деревья стоят уже в своем золотом убранстве! Постарайтесь использовать их для наблюдений за природой, для игр и общения с ребенком.

Выберите одно из деревьев, и в течение месяца наблюдайте за ним. И увидите чудеса преображения: как листочки из зеленых превращаются в золотые и красные, а потом дерево постепенно теряет свое яркое убранство, пока ветви совсем не оголятся. Можно совместно с ребенком вести дневник наблюдений, в котором будете зарисовывать все изменения, происходящие с деревом.

Гуляя, обратите внимание ребенка на то, что происходит с растениями: цветы отцветают, листья на деревьях изменили свой цвет: пожелтели и покраснели. При малейшем дуновении ветерка они, кружась, падают на землю. Объясните ребенку, что это явление называется листопад.

Соберите букет из осенних листьев, дома засушите их или прогладьте утюгом через лист бумаги. Сделайте вместе с ребенком аппликацию из осенних листьев. Для работы, прежде всего, составьте эскиз композиции, подберите материал, подходящий по цвету, форме, величине (ребенок должен тоже принимать в этом участие!). Для основы лучше всего взять плотную цветную бумагу (картон). Расположите композицию на фоне, проверьте правильность расположения и только после этого можно наклеивать листочки. Недостающие элементы изображений можно дорисовать.

Для того чтобы листья не меняли свою окраску при наклеивании используйте клей ПВА. Не забывайте хвалить ребенка, ведь этим Вы только подбодрите его.

Еще из засушенных листьев можно сделать гербарий: каждый из листочков приклеить на картон (один засушенный листочек на лист картона), подписать название дерева, вложить в файлы, а затем поместить в папку. Папку с гербарием можно назвать «Деревья нашего парка» или «Деревья нашего района (города)». Рассматривая гербарий, ребенок быстрее запомнит названия деревьев.

 

Отдельно соберите желуди, шишки, каштаны, крылатки ясеня, клена (плоды и семена тех деревьев, которые собраны в гербарии). Предложите ребенку поиграть в игру «С какой ветки детки» - подобрать плод или семя к предложенному листочку и назвать его.

Предложите разложить семена (плоды) от самого маленького до самого большого.

Помните! Собирая природный материал нельзя обламывать ветки, вырывать цветы с корнем. Напоминайте детям, что природа живая, нельзя делать ей больно.

Попробуйте вместе с ребенком печатать листочками. Для этого вам понадобятся: листья с различных деревьев, гуашь, кисточка, лист бумаги, стаканчик с водой. Покрываем листочек гуашью, прикладываем окрашенной стороной для получения отпечатка на лист бумаги. Делаем несколько отпечатков в зависимости от задуманного сюжета, затем, чтобы получить законченный вид, дорисовываем гуашью необходимые детали.

 

Выразительно прочтите ребенку стихотворение об осени, предложите выучить его:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Н.Нищева

Это, конечно же, не все, чем можно заняться осенними днями. Главное – это то, что вы вместе со своим ребенком проводите время, учите его чему-то новому и учитесь вместе с ним!

 

 

Консультация для родителей воспитанников старшей группы

Тема: «Одежда детей осенью»

 

Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой.

Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям, росту и размеру.

Одежда не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки). Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками.

Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк.

Одежда сверху должна быть трехслойной.

Первый слой – майка, футболка.

Второй слой – трикотажная кофточка и легкий свитер (для активного ребенка), шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний. Брюки из непромокаемой ткани или плотные джинсы на подкладке защитят маленького путешественника от дождя и ветра. Лучше, чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Легкие непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться.

Третий слой – куртка на подкладке из мягкого флиса сделает прогулку очень комфортной. Хороша осеняя куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги.

Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани дошколенку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.

Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – капилляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.

Поэтому важная часть осенней экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Нубук не подойдет. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Подошва должна быть утолщенный, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки -  травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.

Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит и сильно потеет, особенно, когда тепло. Поэтому, под резиновые сапоги нужно надевать носки с хорошей впитываемостью, например, плотные носки из хлопка плюс шерстяные – в лужах вода далеко не теплая.  А также они не фиксируют ногу, что травмоопасно.

Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например, на липучке).

Если ребенок склонен к частым простудам подумайте о легком шарфике, который пригодиться в ветреную погоду.

Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в осенний морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитер крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем.

У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло − не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготы. Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и не продуваемой.

Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть.

И самое главное помните, ежедневные прогулки очень важны для малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию. А от того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и самочувствие в течении дня!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....

Проектная деятельность и технологии проектной деятельности

В примерных программах на сегодняшний день прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые зн...