Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)
материал (старшая, подготовительная группа)
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx | 478.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №55 «Кузнечик»
Технология проектной деятельности
(Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
«Проектная деятельность дошкольников»)
Подготовила: Столярская Е.В.
г.о.Подольск
2018г.
Технология проектной деятельности
(Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.
Таким образом, Н. Е. Веракса отмечает, что проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах
Цель:
Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоционально отзывчивый; способный планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе).
Задачи развития детей в проектной деятельности
В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Принципы технологии:
- проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным;
- проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного;
- проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности;
- проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов;
- проектная деятельность имеет адресный характер.
Этапы деятельности над проектом
Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей.
Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Деятельность педагога
Деятельность детей
I этап
1.Формулирует проблему (цель)
(При постановке цели определяется
и продукт проекта)
2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию
3.Формулирует задачу (не жестко).
1.Вхождение в проблему.
2.Вживание в игровую ситуацию
3.Принятие задачи
4.Дополнение задач проекта
II этап
1.Помогает в решении задачи
2.Помогает спланировать деятельность
3.Организует деятельность
1.Объединение детей в рабочие
группы
2. Планирование деятельности.
III этап
1.Оказывает практическую помощь
(по необходимости)
2.Направляет и контролирует
осуществление проекта
1.Формирование специфических
знаний, умений, навыков
IV этап
1.Подготавливает презентацию
2.Проводит презентацию
1 Готовят продукт деятельности к
презентации
2.Представляют зрителям или
экспертам продукт деятельности
Завершается проект подведением итогов.
В практике дошкольных учреждений используют различные типы проектов.
Типы проектной деятельности
Н. Е. Веракса выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Творческие проекты.
В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт: праздник, игрушка, открытка, оформление интерьера и т.п. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно. При выполнении коллективного проекта каждый ребёнок предлагает свою идею, но для реализации выбирается только одна. Здесь дошкольники должны научиться, не только отстаивать свою позицию, но и объективно её оценивать, он должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит перейти на новый уровень интеллектуального развития. Творческая проектная деятельность, также предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать значимость его усилий для окружающих.
Исследовательская проектная деятельность.
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.
Нормативная проектная деятельность
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.
Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:
- повышению самооценки ребенка;
- развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей;
- способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;
- у детей появляется желание находить знания на свои вопросы самостоятельно;
- формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-Синтез, 2010.
- Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
- Интернет ресурсы.
Результаты
мониторинговых исследований
при использовании проектной технологии
№п/п | Ф.И. воспитанника | Познавате-льная актив-ность | Целепола-гание | Партнерское взаимодействие | Исследовате-льский компонент | ||||
н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г | ||
1 | н | н | н | н | н | н | н | н | |
2 |
| н | н | н | н | н | с | н | н |
3 | с | с | с | в | с | в | с | в | |
4 |
| с | с | с | с | с | в | с | в |
5 | с | в | с | в | с | в | с | в | |
6 |
| с | с | с | в | с | в | с | с |
7 |
| н | с | н | с | с | с | н | с |
8 | с | в | с | в | с | в | с | в | |
9 |
| с | в | с | в | с | в | с | в |
10 |
| в | в | с | в | с | в | с | в |
11 | с | в | в | в | в | в | в | в | |
12 |
| с | в | с | с | с | в | с | в |
13 |
| с | с | н | с | с | в | с | в |
14 |
| в | в | в | в | в | в | с | в |
15 |
| н | с | н | с | н | с | н | с |
16 |
| с | с | с | с | с | в | с | в |
17 | с | с | с | с | с | в | с | в | |
18 |
| н | с | н | с | с | в | с | в |
19 | с | с | с | с | с | с | с | с | |
20 | н | с | н | с | с | с | с | с | |
21 | с | в | с | с | с | в | с | в | |
22 | н | н | н | н | н | н | н | н | |
23 | н | с | н | с | н | с | н | с | |
24 | с | в | с | в | с | в | с | в | |
25 | н | с | н | с | н | с | н | с | |
н-9 | н- 3 | н-10 | н- 3 | н- 6 | н- 2 | н- 7 | н- 3 | ||
с-14 | с-13 | с-13 | с-13 | с-17 | с-7 | с-17 | с-7 | ||
в- 2 | в-9 | в-2 | в-9 | в-2 | в-16 | в-1 | в-15 |
Итоговые показатели использования проектной технологии
На начало использования технологии | На текущий момент использования технологии | ||
н.у. | 32% | н.у. | 11% |
с.у. | 61% | с.у. | 40% |
в.у. | 7% | в.у. | 49% |
Консультация для родителей
Проектная деятельность в детском саду
Сегодня метод проектов широко используется в работе многих ДОУ. Педагоги разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и выполняемый воспитанниками совместно с родителями комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Проект – это «игра всерьёз»; результаты её значимы для детей и взрослых; обязательные составляющие проекта:
- сотворчество ребят и взрослых,
- развитие познавательных и творческих навыков;
- применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Работа над проектом проходит несколько этапов.
Первый этап – Выбор темы.
Задача педагога – составить план познавательной деятельности.
Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:
- Что знаю?
- Что хочу узнать?
- Как узнать?
Последовательность работы педагога на данном этапе: педагог ставит перед собой цель, вовлекает дошкольников в решение проблемы; намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей); обсуждает план с семьями на родительском собрании; обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ; вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта; собирает информацию, материал.
Второй этап – Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Последовательность работы педагога на данном этапе: проводит занятия, игры, наблюдения, поездки; даёт домашние задания родителям и детям; поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)
Третий этап – презентация проекта.
Задача воспитателя создать условия для того,
- чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе,
- испытать чувство гордости за достижения,
- осмыслить результаты своей деятельности.
В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика ит.д.).
Виды проектов по количеству участников:
Межгрупповые; групповые; индивидуальные.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности изменяется по мере нарастания детской активности.
Выделяют три этапа развития проектной деятельности у ребенка:
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей, которые уже имеют опыт проектной деятельности. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.
Третий этап – творческий. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности.
ПРОЕКТ «Дикие животные»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Актуальность: В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Технология проектной деятельности.(Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)....
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)
Описание проекта...
«Технология проектной деятельности (Н.Вераксы). Типы проектов, этапы, продукт проектной деятельности»
(из опыта работы )...
Технология проектной деятельности(Н.Веракса). Типы проектов, этапы, продукт проектной деятельности
(из опыта работы)...
Технология проектной деятельности (Веракса Н.Е, Веракса А.Н) "Проектная деятельность дошкольника"
методическая разработка...