Проектная деятельность и технологии проектной деятельности
статья
В примерных программах на сегодняшний день прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность и технологии проектной деятельности
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в «Законе об образовании в Российской Федерации», национальной доктрине образования в Российской Федерации, концепции модернизации российского образования, ФГОС, образовательное учреждение становится первым уровнем общего образования и существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка. Дошкольное детство- это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учиться общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем. Исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В примерных программах на сегодняшний день прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность.
Для чего нужна проектная деятельность? Дело в том, что именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Именно проектная деятельность позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.
Что такое проект? Сам термин «проект» было позаимствовано из классического латинского языка, в котором оно изначально означало «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». И как все это увязать с работой ДОУ? В этом случае «проект» - это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Основная работа по направлению познавательной деятельности выполнятся преподавателем.
Важно помнить, что проектная деятельность обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выявление наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.
Проектная деятельность предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всем протяжении его жизни.
Суть проектной деятельности заключается в организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.
Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике.
Любая образовательная деятельность должна быть направлена на результат, достижение которой должно осуществляться совместной работой детского коллектива и педагога.
Чем же должен характеризоваться любой метод проектной деятельности? Мы должны четко понимать то обстоятельство, что в большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях – прямо способствовать ее возникновению.
С чего начинать планирование проекта? Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: «Для чего вообще нужна эта работа?», «Ради чего его стоит осуществлять?», «Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?», «В какой форме следует реализовать продукт….».
Проектная деятельность учит детей четко распределять и планировать свое время. Важно научить их так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно- ориентировочные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналоговых у сверстников. Самое главное предстоит правильно и обосновано выбрать подходящую тему проектной деятельности, они должны быть достаточно простыми и интересными, способными заинтересовать каждого ребенка. Если педагог окажется способен организовать правильный диалог с детьми, то он будет способствовать не только развитию их самооценки, но и их способностей к оценке полученных данных с точки зрения их пользы в эта работа должна быть увлекательной, она не может утомлять детей.
Реализация проекта.
Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в детском саду должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, в ход которых ребенок получает бесценный научный опыт, который пригодится ему в дальнейшей жизни. Уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной. Всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за свои действия.
В нашем детском саду проектная деятельность строится на основе комплексно-тематического планирования примерной образовательной программы «Детство» и образовательной программы дошкольного учреждения. Мы используем такие проекты как: творческие – после завершения проекта проводится детский праздник; исследовательский – результат оформляется в виде выставки; информационные – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы, результат оформление группы и уголков.. Тема одного проекта составляет одну неделю.
Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Подталкивает к активному взаимодействию педагога, родителей и воспитанников. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельно решать поставленные проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга с детьми младшей группы «В гости курочка пришла и яичко принесла» ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)
Конспект досуга с детьми младшей группы " В гости курочка пришла и яичко принесла" ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)ЗАДАЧИ:-Закрепить знания ...
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологии проектной деятельности
Семинар практикум...
Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".
Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...
Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Актуальность: В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...