права родителей и детей в ДОУ
статья (подготовительная группа)

Анна Владимировна Васильева

        В настоящее время все чаще возникают ситуации жестокого обращения с детьми .. Исчезает культура семейного воспитания, родители больше озабочены материальным благополучием семьи, подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых. Воспитатели групп порой не могут справиться с такими детьми – появляется «дисциплинарная" и "авторитарная» модель воспитания и, как следствие – нарушение прав детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_detey_i_roditeley_v_dou.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Права детей и их родителей в детском саду

        В настоящее время все чаще возникают ситуации жестокого обращения с детьми как в семье, так и в образовательных учреждениях. Исчезает культура семейного воспитания, родители больше озабочены материальным благополучием семьи, подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.

      Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гипер опека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать, и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!».

      Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Воспитатели групп порой не могут справиться с такими детьми – появляется «дисциплинарная» модель воспитания и, как следствие, – нарушение прав детей.

     Права детей и из законных представителей (родителей, опекунов) представлены в документах:  

  • ФЗ №124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В данном законопроекте регламентируются перечень прав, а также механизм их реализации на практике.
  • Семейный кодекс РФ.
  • В главе 11 рассматривается перечень основных возможностей несовершеннолетних, в том числе – гарантия их защиты со стороны государства.
  • Конвенция о правах ребенка – это акт мирового значения, важной особенностью которого является гарантия защищенности воспитанников детского сада от всех форм морального и эмоционального насилия. Речь идет про критику, давление со стороны воспитателей, угрозы, изоляция с целью реализации какого-то преступного умысла. В акте рассматриваются все виды возможных нарушений по отношению к детям, а также способы государственной защиты лиц до 18 лет.
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 29.12.2012 года под №273). В законе устанавливается структура системы получения знаний в РФ, а также регламентируются полномочия всех учреждений, которые связаны с организацией процесса просвещения.
  • Декларация прав ребенка от 1959 года. Документ состоит из преамбулы и 10 главных принципов воспитания и жизни детей (равенство, гарантия возможностей, наличие имени и гражданства, социальное обеспечение, условия для инвалидов, развитие личности в любви и понимании, получение бесплатного обязательного образования, защита от небрежного отношения).
  • Уголовный кодекс РФ. Этот документ устанавливает ответственность педагогов ДОУ за причинение физического и морального вреда воспитаннику.
  • Конституция РФ.

Основные права ребенка в детском саду:

Право  на  образование  и  развитие

       Всестороннее общее развитие ребенка (как в плане интеллекта, так и здоровья вообще) считается важнейшей задачей ДОУ. Для этого в садике должны быть обеспечены все условия. Санитарное состояние помещений контролируется персоналом и государственными специализированными инспекциями.

      Образовательный процесс в садике строится так, чтобы дети стремились познавать новое и понимали, что учеба – это для них первая задача. Соблюдение условий доступа ребенка с ограниченными физическими возможностями – обязанность администрации детского сада.

 Право на безопасность жизни и здоровья ребенка  

      Детский сад спроектирован и оснащен учетом норм безопасности (противопожарной, антитеррористической и пр.)  Воспитатели отвечают за безопасность ребенка в пределах времени нахождения его в саду.

      Персонал учреждения обязан оказывать первую доврачебную медицинскую помощь. Безусловно, ДОУ – это не больница, поэтому обеспечение узкоспециальными лечебными препаратами не предусмотрено нормативами. Лечебные услуги в саду оказываются бесплатно. Как только видно, что ребенку становится хуже, он заболевает – воспитатель сразу  информирует  о ситуации родителей. Все дальнейшие действия согласовываются с мамой или папой ( и иными  законными  представителями). В случае ухудшения состояния воспитанника работник имеет право вызвать бригаду скорой помощи, которая уже будет решать вопрос о необходимости госпитализации малыша.

       Обязанность детского сада – обеспечивать полноценным  питанием   растущий организм. Нарушение прав ребенка в детском саду может проявляться в: отсутствии питания как такового; кормлении исключительно кашами; маленьких порциях, не соответствующих нормам для определенного возраста, которые утверждены законодательно.

  Питание в ДОУ соответствует нормам СанПин и возрасту детей.

Право         на         полноценный отдых и игру:

    Право на отдых и досуг реализовывается дневным сном и организацией детского досуга. У каждого ребенка есть своя отдельная кровать для дневного сна. Отметим, что если кто-то не хочет спать, воспитатель не имеет права его заставить, накричать на него. Ребенок может спокойно лежать в кровати, либо перейти в игровую комнату, которая обычно находится по соседству со спальней.

    Для успешного формирования основных навыков ребенок имеет право несколько часов в день проводить с игрушками.        Имеется достаточно игр и игрушек для реализации детского замысла.   Во время досуга педагоги ДОУ могут организовывать соревновательные мероприятия между детьми (например, кто лучше расскажет стих).

    Любые развивающие занятия чередуются каждые 10-30 минут (в зависимости от возраста ребенка), между ними организуются перерывы для свободной деятельности  детей.

 

Право на         творческое развитие

    В дошкольной организации организуются занятия по художественно -   эстетическому развитию детей (лепка, рисование, аппликация,  моделирование,   хореография), на которых отсутствует дискриминация по уровню способностей со стороны педагога.

Право на индивидуальный подход

     Воспитатель обязан создать ребенку психологический комфорт в саду, не допускать негативных отношений между детьми.

     Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к ребенку, выявляет его способности и таланты, способствует их реализации.  

     Педагог должен быть готов к разному поведению         детей, должен быть подготовлен и иметь стремление работать с таким детьми.

         Педагог не должен применять физическое (подзатыльники и другие удары) и моральное наказание, а все споры с детьми, когда те чем-то недовольны (не хотят кушать, спать, играть) надо улаживать методом убеждения.

          Одним из прав ребенка в детском саду является право на благоприятную психологическую атмосферу. Когда дети пребывают в учреждении, для него должны быть сформированы такие условия, чтобы он чувствовал себя как дома.

          Педагогам необходимо помнить, что родители имеют полное право следить за тем, как соблюдаются права их детей в ДОУ.

Обязанности  детей   в  ДОУ


  Законом не урегулированы обязанности дошкольников, поэтому смело можно утверждать, что настоящие обязанности появляются у детей с момента начала обучения в школе, то есть, как правило, с 7 лет. Это не означает, что у дошкольников нет никаких обязанностей.  Эти обязанности устанавливают для них сами родители и тут все зависит от правил, сложившихся в конкретной семье. Из
обязанностей дошкольников следует выделить наиболее часто встречающиеся:

  • Слушаться родителей и лиц их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации.
  • В этом возрасте для ребенка могут быть установлены некоторые бытовые обязанности, такие как уборка в собственной комнате, помощь родителям по хозяйству и так далее.
  • Так же соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях.

  Права родителей в детском саду:

  • Участвовать в образовательной деятельности образовательной организации, в том числе в формировании образовательной программы.
  • Получать информацию о поведении, эмоциональном состоянии ребёнка во время его пребывания в образовательной организации, его развитии и способностях, отношении к образовательной деятельности.
  • Знакомиться с уставом образовательной организации, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности ребёнка и родителя (законного представителя).
  • Находиться с ребёнком в образовательной организации в период его адаптации, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и по согласованию с педагогом.
  • Принимать участие в организации и проведении совместных мероприятий с детьми в образовательной организации.
  • Создавать (принимать участие в деятельности) коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации.
  • Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) ребёнка, давать согласие на проведение таких обследований или участие в них, отказываться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведённых обследований.
  • Присутствовать при обследовании ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать своё мнение относительно предлагаемых условий для организации воспитания и обучения ребёнка.
  • Получать компенсацию части родительской платы за содержание ребёнка в ДОО и (или) льготу по плате в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

             

 

В дошкольной  организации недопустимо:  

 

  • Грубое насильственное отношение воспитателя  к ребенку, а также сарказм, унижение, психологическое давление на ребенка.
  • Недостаточное оснащение сада или несоответствие питания государственным нормам.  
  • Безразличие воспитателя к детям,
  • Отсутствие контроля за детьми со стороны взрослого в любой период времени нахождения в детском саду.

 

 

Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;

отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;

потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;

узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;

давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

Нельзя забывать и о праве педагогов ДОУ на уважение к себе и своему труду. Оскорбительные высказывания в их адрес, незаслуженные упреки, не предусмотренные правилами требования («неужели вы не можете вечером посидеть с моим ребенком полчаса, если я опаздываю?») недопустимы и незаконны. Обязанности и права родителей перечислены в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Ещё больше полезных материалов на канале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный туризм вДОУ

Об организации интересных экскурсий с дошкольниками....

отчет о проведении Пасхи вДОУ

посиделки с участием родителей и детей...

Условия по развитию одаренности вДОУ

В стате содержится информация о формах и методах работы по развитию одаренности воспитанников ДОУ...

инновационные технологии вдоу

Инновационные технологии в доу...

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях вДОУ. «Танцетерапия»

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ. Конспект для воспитателей и родителей....