Условия по развитию одаренности вДОУ
статья на тему
В стате содержится информация о формах и методах работы по развитию одаренности воспитанников ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание условий по развитию одаренности в ДОУ | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие страны и сохранение самобытности народа зависит от интеллектуального потенциала молодых граждан России, поэтому развитие одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание педагогов и психологов.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования становится комплексное решение задач по созданию современных образовательных сред, способных формировать компетенцию выпускников образовательных учреждений.
В «Муниципальном бюджетном образовательном учреждении – детский сад №5 Лесозаводского городского округа» так же создаются определенные условия для работы с одаренными детьми.
Система работы по созданию условий для позитивной социализации личностного развития одаренных детей, способствующая инициативе и формированию творческих способностей включает:
1. Создание социальной ситуации развития для практического повышения правовой и педагогической компетенции участников образовательных отношений - педагогов и родителей.
Обеспечение грамотного образовательного процесса в ДОУ, освоение новой миссии и ценностей предполагает переход на позицию продуктивного решения педагогических задач, поиск новых форм, современных приемов и методов взаимодействия, установление партнерских отношений, организацию работы с семьей и школой для реализации единых требований, способствующих повышению активности всех участников образовательного процесса.
С этой целью в ДОУ была апробирована методика – единый мастер- класс. Мероприятия прошли одновременно во всех группах, что дало возможность принять в них участие большей части родителей воспитанников. Наряду с педагогами ведущими мастер классов были одаренные родители. Материалы мастер- классов, организованных в интересных и креативных формах, стали основой для методической разработки, Данная разработка была представлена на краевом Форуме образовательных инициатив и удостоена специального приза.
Следуя принципу вариативности дошкольного образования педагогические коллективы имеют возможность выбирать и применять так же и другие формы работы. В нашем дошкольном образовательном учреждении систематически проводятся консультации, семинары, педагогические советы, родительские собрания, организуются детско- родительские проекты по изучению современных технологий работы с воспитанниками, наряду с сотрудниками ДОУ и родителями в них принимают участие учителя начальных классов.
Результатом реализации данной модели взаимодействия участников образовательных отношений стало единое образовательное пространство «детский сад – семья - школа». Оно обеспечивает целостное развитие личности ребенка и способствует развитию компетенций взрослых для работы с дошкольниками, в том числе и с одаренными детьми.
2. Одним из самых важных условий в работе с одаренными воспитанниками является организация развивающей предметно пространственной среды.
Создание специальных условий по обеспечению социальной адаптации и интеграции начинается в ДОУ с внешних и внутренних факторов образовательного пространства: широких коридоров, удобного расположения студий, центров, групповых ячеек, организации трансформируемой развивающей предметно пространственной среды, обогащенной полифункциональными предметами, обновленной игровым оборудованием, как в помещении, так и на территории детского сада РППС предусматривает комбинацию комплекса информационно–коммуникационных, креативных и оздоровительных, релаксационных зон, включающих возможности погружения в различные виды специфичной детской деятельности, позволяющих детям становиться активными в выборе своего образования на основе индивидуальных особенностей, помогающих формировать у них социальный опыт, лидерские качества, академические, творческие, психомоторные способности.
Нами создана серия дидактических материалов, способствующих развитию одаренности воспитанников.
Развитию академической одаренности помогает «Дидактическая книга», представленная на городском Форуме образовательных инициатив и получившая высокую оценку членов жюри.
Для развития художественно творческих способностей разработано пособие «Театр прихваток», материалы которого были представлены на краевом Форуме образовательных инициатив.
Развитию коммуникативной и академической одаренности способствуют дидактические пособия: «Чудо дерево» - удостоенное бронзовой медали на краевом Форуме образовательных инициатив в номинации «Образование для всех» и «Дидактическая игра, как способ познавательного развития».
3. Следующее направление нашей деятельности по развитию одаренности воспитанников - применение инновационных образовательных технологий для формирования познавательного интереса детей и создания максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально- творческого потенциала.
С этой целью нами была апробирована квест-технология, как форма организации деятельности, которая естественным образом позволяет объединить несколько образовательных областей, варьировать задания в зависимости от способностей и склонностей воспитанников, способствует познавательному и социально-коммуникативному развитию дошкольников и подходит по нашему мнению для работы с одаренными детьми.
Продуктом использования данной технологии стало разработанное коллективом ДОУ методическое пособие, отражающее специфику применения квест-технологии для организации образовательной, физкультурно-оздоровительной и самостоятельной деятельности дошкольников, работы с их родителями и осуществления взаимодействия между педагогами ДОУ. Пособие получило высокую оценку жюри Форума образовательных инициатив. Его материалы были представлены в форме опыта профессиональной деятельности на курсах повышения квалификации педагогов Приморского края на базе Дальневосточного федерального университета.
Оптимизация образовательного процесса достигается за счет интегрирования разных видов деятельности. Применение таких методов и технологий, как моделирование ситуации, детское экспериментирование, исследовательская деятельность, кейс метод имеет положительные результаты. Продуктом внедрения данных технологий стали детские исследовательские проекты. Лучшие из них были представлены на городском конкурсе «Высший класс» и четвертом региональном конкурсе «Родничок -2018» и получили высокую оценку жюри.
Выявление одаренности посредством одноразовой процедуры тестирования невозможно, поэтому мы направляем свои усилия на постепенный поэтапный поиск одарённых детей и строим с ними работу по развитию одаренности на личностно- развивающем принципе. Для развития потенциала одаренных детей педагоги выстраивают сопровождение индивидуальной образовательной траектории с учетом отличительных уровневых характеристик, умений и ключевых компетенций детей, обеспечивая ситуацию выбора продвижения, достижений, успеха.
Одним из основных направлений работы по поддержке и развитию одарённых детей, имеющих значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) является создание индивидуального маршрута.
Для них продумываются усложненные задания (чтение с листа, усложнение творческих заданий в изобразительной деятельности, ведущие роли, требующие способности запоминать большие тексты и т.д.) Разработка индивидуального маршрута имеет определенные результаты. Воспитанники в дальнейшем успешно осваивают школьную программу, становятся победителями конкурсов и фестивалей различного уровня.
Кроме того развитию одаренности воспитанников ДОУ способствует постоянно совершенствующаяся система дополнительного образования.
Для поддержки психомоторной одаренности в ДОУ работает кружок «Волшебная сила растяжки».
Совершенствованию художественных способностей помогает функционирование кружка изобразительной деятельности.
Развитию академической одаренности содействуют занятия в кружке «Веселый английский».
Творческой одаренности способствует работа танцевальной студии «Лапушка».
Воспитанники ДОУ, посещающие кружки, принимают участие и являются победителями городских, всероссийских и международных конкурсов и выставок.
Таким образом, доминирующей моделью деятельности в нашем ДОУ является обогащение содержания образования, потому что обществу важно не то какой у вас потенциал , а то что вы делаете с тем потенциалом, который у вас есть .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
Что такое “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность? В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, ...
Создание условий для развития одаренности ребенка в дошкольном учреждении.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...
Создание условий, способствующих развитию одаренности детей
Выступление на методическом совещании по вопросам работы с одаренными деттьми в условиях ДОУ...
Создание условий, способствующих развитию одаренности детей
Выступление с докладом на педагогическом совещании по воросам работы с одаренными детьми в ДОУ...
Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"
Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"...
Тема самообразования: «Инновационные технологии, как условие для развития одаренных детей раннего и дошкольного возраста»
Общая цель инноваций в ДОУ — улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Наша тема посвящена развитию креативных ...
Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
Рассматриваются вопросы развития одаренности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения....