Педсовет
план-конспект занятия

Лариса Александровна Маслова

Педагогический совет:

 Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада"

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, выявление общей эрудиции.

Задачи:  

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Провести мини - мониторинг знаний педагогов в этой области.

2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx48.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Воскресенский детский сад № 7 «Сказка»

 

Педагогический совет:

Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада"

 

 

 

 

 

 

2024 год

 

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, выявление общей эрудиции.

 

Задачи: 

 

  1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Провести мини - мониторинг знаний педагогов в этой области.
  2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
  3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

  1. Тематический контроль: «Взаимодействие детского сада и семьи в едином образовательном пространстве ДОУ».
  2. Подбор педагогических ситуаций для обсуждения.  
  3. Разработка анкет по теме Педагогического Совета.
  4. Подбор вопросов и заданий для ринга эрудитов по проблеме взаимодействия с родителями.  
  5. Разработка методического сопровождения и бланков ведения документов на группы по работе с родителями. Приложение 5: (требования стендам и папкам – передвижкам для родительского уголка, формы работы с родителями, единая форма ведения протокола родительского собрания, сведения о ребенке и родителях).

ПОВЕСТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА 

  1. Факторы, влияющие на развитие ребенка в семье. Вступительное слово.  
  2. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями.  
  3. Причины недопонимания между педагогами и родителями. Итоги анкетирования родителей.  
  4. Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи.
  5. «Ринг эрудитов».
  6. Справка по итогам тематического контроля: «Современные методы активизации партнерских отношений ДОУ и семьи».  
  7. Коллегиальное вынесение решения педсовета.  

ХОД ПЕДСОВЕТА 

1. Со вступительным словом выступает  

Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название “детский сад”? Ф. Фребель, понимая тонкую ткань детской души, всю сложность её “питания”, “возделывания” завещал нам, садовникам и садовницам, нежное обращение с детьми.

Каким же должен быть детский сад, чтобы не нанести вред ранимой детской душе, чтобы подарить растущему человеку яркие, светлые образы детства?

Ученые разработали перечень важнейших требований, которым он должен соответствовать:  

  • сердечно и дружелюбно-настроенные к детям и родителям воспитатели, умеющие заинтересовать и завлечь ребят в различные игры и занятия;  
  • регулярное чередование активных игр и спокойных занятий;  
  • поощрение детей;  
  • безопасное оборудование помещений;  
  • разнообразие игровых занятий и материалов для них;  
  • вкусная полноценная пища;  
  • участие родителей в жизни детского сада;  
  • предоставление детям возможности выбора вида активности;  
  • постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.  

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех участников: родителей, педагогов и детей. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между взрослыми участниками образовательного процесса не сложились.  

Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных общественных сферах общественной жизни.

Успешность семейного воспитания во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Именно потенциал определяет комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.

Какие же факторы влияют на развитие ребенка в семье?

  • Микроклимат семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям;
  • Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации ребенка и его приобщение к будущей жизни;
  • Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.

На сегодняшний день родительская функция значительно ослаблена, ведь долгие годы родители были ориентированы на общественное воспитание. Выявлено:

  • Семьи малочисленны. По России, в среднем, на семью приходится один ребенок;
  • Много неполных семей. В России каждая шестая семья;
  • Многодетные семьи перешли в фактор негативных;
  • Низкая педагогическая культура родителей;
  • Многие семьи за пределом средних по материальному положению;  СМИ: пропаганда жестокости, насилия.

Повышение уровня семейного воспитания, осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой реализуется формирование и развитие личности ребенка – не может оставлять в стороне ДОУ. На образовательное учреждение ложится главная задача – обеспечить ответственность родителей за воспитание и образование детей и подготовить семью к реализации этой задачи. 2. Функции семьи и ДОУ в современных условиях.  Формы работы с родителями. Старший воспитатель ___________________________________.

Цель нашего Педагогического Совета – спроектировать современную систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Разработать и принять к работе принципы взаимодействия с родителями, т.к. по итогам анкетирования имеется некоторое недопонимание между педагогами и родителями. Кроме этого в соответствии с Законом «Об образовании», ФГОС ДО - одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».

 

 

Воспитатели делятся на две команды, далее в форме дискуссий вырабатывается общее мнение в процессе соединения теоретических и практических знаний.

 

В процессе дискуссии команды заполняют таблицы. № 1  

(образец таблицы для педагогов в приложении 3)

 

Вопросы для дискуссии:

Выводы педагогов:

1.Функции семьи.

Педагоги должны прийти к выводу, что они общие. 

И семья, и детский сад создают условия для всестороннего развития ребенка.

Дают ребенку первичную социализацию.

Создают атмосферу любви, теплоты, условия для эмоционально – психического созревания ребенка.

2.Функции детского сада.

3.Роль педагога.

Учу, развиваю.

4.Роль родителя.

Спонсор, просит педагога обучить, воспитать прямо или косвенно.

5.Почему родители отдают         своего ребенка в детский сад?

В семье нет средств и материально – бытовых условий для воспитания.

Родители должны работать, не с кем оставить ребенка.

Родителям не хватает педагогических знаний.

В семье не здоровый психологический климат.

Семья не может обеспечить полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

 

Итоги подводит старший воспитатель: 1. По 1 и 2 вопросу: почему функции одинаковые, а взаимопонимания нет?

  1. По 3 и 4 вопросу: родитель – заказчик, педагог как не обидно – обслуживающий персонал. Ребенок находится между требованиями педагога и требованиями родителя.
  2. Ребенка отдали в детский сад, мы, педагоги, беремся за воспитание и образование. Какие формы работы мы используем для работы с родителями?

Традиционные формы работы с родителями

Нетрадиционные формы работы с родителями

Родительские собрания;

Беседы;

Консультации;

Анкетирование;

Практикумы;

Семинары;

Наглядная информация; Выставки;

Конкурсы.

Круглый стол;

Вечер вопросов и ответов по теме;

Семейный театр;

Родительская почта;

Семейная гостиная;

Семейный клуб;

Телефон доверия;

Семейная библиотека;

Походы;

Видеоролики;

Рекламная информация; Газета, журнал; Презентации.

 

 

 

Таблица № 2 (образец таблицы в приложении 4)

 

Почему же при разнообразии форм работы, четкого понимания функций семьи и детского сада возникает недопонимание между педагогами и родителями?

 

3.Создание новой модели взаимодействия. Старший воспитатель.

 

Для создания новой модели нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Чаще использовать золотое правило психологии «ДА, НО». Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.  

 

Для этого необходим ряд условий:

 

  • Взаимное доверие педагога и родителей;          
  • Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;
  • Использование разнообразных форм работы с родителями;        Систематичность и последовательность работы с родителями;
  • Педагогический такт.

 

 

Для создания новой модели необходимо пересмотреть роль педагога.

 

  • Полное информирование родителей о развитии и успехах их ребенка;
  • Объективное оценивание ребенка;
  • Тактичные рекомендации о том, как нужно поступать родителям в том или ином случае;
  • Рекомендации родителям о плодотворном проведении досуга с ребенком;
  • Компетентность педагога в развитии и образовании ребенка;
  • Педагог опирается на инициативу родителя и предлагает на этой основе своё;
  • Тактично узнает о ребенке у родителя и объективно оценивает его4
  • Педагог не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему4
  • Оказывает помощь родителю в создании условий для успешной деятельности и реализации личностных потребностей ребенка;          Педагог не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

 

Именно при соблюдении этих условий можно говорить о создании новой модели взаимодействия семьи и детского сада. Эта модель начнет работать, если в неё заложена коллективная творческая деятельность участников педагогического процесса. Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников. Искать пути налаживания взаимоотношений должны именно сотрудники детского сада, педагоги, ведь они имеют соответствующую квалификацию и образование.  

 

 4. «Ринг эрудитов».

Проводит старший воспитатель. (приложение 2 форма ринга для выдачи воспитателям).

 

Педагоги делятся на 2 команды, каждой команде предлагается ответить на вопросы. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов.  

Цель игры: уточнить уже имеющиеся знания, расставить акценты, обозначить вопросы, требующие дополнительного изучения.

РИНГ ЭРУДИТОВ.

 

  1. Основной нормативный документ, откуда взята данная фраза: «... дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного». (Из Концепции дошкольного воспитания). 

 

  1. Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение). 

 

  1. ….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по  определенной программе.

(Анкета)

 

  1. …… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между  

супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной ответственностью.

(Семья) 

 

  1. Традиционная форма проведения родительского собрания.

(Лекция) 

 

  1. Нетрадиционная форма проведения родительского собрания.

(Аукцион) 

 

7)Из какого нормативного документа взята эта фраза: “Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”.  

(Закон РФ об образовании) 

 

8)Выберите наиболее полный ответ. Семейное воспитание – это…..  

  • воспитание детей в условиях семьи;
  • более или мене осознанные усилия по взращиванию ребенка;
  • управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов;
  • средство семейного образования;
  • форма общеобразовательной подготовки родителей.

 

9)Назовите метод, не относящийся к методам изучения семейной истории:  – наблюдение;

  • беседа;
  • анкетирование;
  • интервью с родителями;
  • лабораторный эксперимент.

 

  1. Копилка педагогических идей.  

Командам предлагается назвать как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения родительских собраний (посиделки, открытый микрофон, круглый стол, мастеркласс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседания семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции и т. д.) 

 

  1. «Рекламное агентство».

В течение 5 минут команды должны придумать рекламу своей группы, которая заинтересует родителей.  

Подведение итогов конкурса, возложено на заведующую детским садом. Победителям, занявшим первые три места, вручают грамоты и ценные подарки. А остальным участникам конкурса поощрительные призы.

 

  1. Коллегиальное вынесение решения педсовета.

 

РЕШЕНИЕ  

Тематического Педагогического Совета:

«Пути совершенствования взаимодействия с родителями, вовлечение родителей в деятельность детского сада по вопросам воспитания, образования детей».

 

  1. С целью дальнейшего вовлечения родителей в деятельность детского сада, возрождению интереса к воспитательно-образовательному процессу провести учебном году «Неделю открытых дверей» для родителей, цикл отрытой образовательной деятельности с детьми.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатели групп.

  1. Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей ежемесячно размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой группы. Срок: ежемесячно.

Ответственные: воспитатели групп, старший воспитатель.

  1. Использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Срок: в течение учебного года.  

Ответственные: воспитатели групп

  1. Организовать и провести: «Неделю здоровья» в ______ месяце 2024 года с привлечением родителей.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатели групп, медсестра, специалисты.

Приложение 2

РИНГ ЭРУДИТОВ.

 

  1. Основной нормативный документ, откуда взята данная фраза: «... дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».

 

  1. Основной метод изучения семей воспитанников.

 

 

  1. ….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его  заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе.
  2. …… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между  

супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной ответственностью.

_____________________________________________________________________________

 

  1. Традиционная форма проведения родительского собрания.

_____________________________________________________________________________

 

  1. Нетрадиционная форма проведения родительского собрания.

 

 

7)Из какого нормативного документа взята эта фраза: “Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”.  

 

 

8)Выберите наиболее полный ответ. Семейное воспитание – это…..  

  • воспитание детей в условиях семьи;
  • более или мене осознанные усилия по взращиванию ребенка;
  • управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов;
  • средство семейного образования;
  • форма общеобразовательной подготовки родителей.

 

9)Назовите метод, не относящийся к методам изучения семейной истории:  – наблюдение;

  • беседа;
  • анкетирование;
  • интервью с родителями;
  • лабораторный эксперимент.

 

  1. Копилка педагогических идей.  

__________________________________________________________________________________

 

Вопросы для дискуссии:

Выводы педагогов:

1.Функции семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Функции детского сада.

3.Роль педагога.

 

 

 

4.Роль родителя.

 

   

5.Почему родители отдают своего ребенка в детский сад?

 

 

 

 

Вопросы для дискуссии:

Выводы педагогов:

1.Функции семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Функции детского сада.

3.Роль педагога.

 

 

 

4.Роль родителя.

 

   

5.Почему родители отдают своего ребенка в детский сад?

 

 

 

 

Приложение 4

 

Традиционные формы работы с родителями

Нетрадиционные формы работы с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиционные формы работы с родителями

Нетрадиционные формы работы с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТЕНДЫ И ПАПКИ - ПЕРЕДВИЖКИ  

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

 

Одной из форм работы с родителями является наглядно – информационная.  

Она дает возможность рассказать об особенностях воспитания детей, деятельности воспитателя в условиях детского сада, оказывая тем самым практическую помощь семье.

Условно наглядно – информационную форму можно разделить на: информационно – ознакомительную и информационно – просветительскую.

Цель первой: информирование родителей об особенностях функционирования детского сада (его работа, деятельность педагога, проводимые мероприятия…)

Цель второй: расширение знаний родителей об особенностях развития и воспитания дошкольников, дать полезные советы и рекомендации.

 

К информационным формам работы в детском саду относят:

  • Стенды
  • Папки – передвижки
  • Тематические выставки
  • Газеты

 

Наиболее эффективной и распространенной формой в детском саду считается создание стенда для родителей.  

Выбор формы стенда, его название – творчество воспитателей группы. Стенды могут называться: «Заботливым родителям!», «Взрослым о детях», «Для Вас, родители!», «Для наших пап и мам»

На стенде могут быть представлены:

 

  • Режимы дня на теплый и холодный период
  • Образовательная деятельность с детьми
  • Информация о воспитателях
  • Объявления
  • Поздравления к праздникам
  • Информацию о режиме работы детского сада и администрации
  • Условия проведения конкурсов
  • Меню
  • Адреса сайтов, посвященных дошкольному детству…

 

Не менее эффективная форма информационно – просветительской работы – оформление папки – передвижки.

В отличие от стенда информация, тематика папок меняется, как правило, 1 раз в две недели. Тематика папок – передвижек может быть плановой или внеплановой, формироваться по инициативе родителей. Наиболее интересные, значимые темы для родителей поможет выявить анкетирование.

Стенды и папки – передвижки размещают в холле, коридоре, раздевалке, в тех местах, где чаще бывают взрослые.

Требования к оформлению тем папок - передвижек:

 

  • Материалы актуальны и своевременны, постоянно обновляются с учетом времени года, значимых дат…
  • Материалы эстетично оформлены
  • Краткость изложения, иллюстративность
  • Содержание интересно большинству родителей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета

Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...