Круглый стол для воспитателей "Секреты увлекательной НОД"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Конспект был разработан с целью объединения усилий коллектива для повышения уровня организации НОД в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_sekr_nod.docx | 47.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДОО ЗО «Тимошевский детский сад «Василёк» МР
Круглый стол для педагогов ДОУ «Секреты увлекательной непосредственно-образовательной деятельности»
Подготовила
заместитель заведующей по УМР Работягова О.В.
С. Тимошевка 2024
Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ.
Задачи:
- Повысить уровень педагогов по вопросам организации непосредственно- образовательной деятельности в детском саду.
- Способствовать творческому поиску условий успешного развития непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ.
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей по организации непосредственно-образовательной деятельности.
Тренинг, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы
«Выполни задание»
Ведущий говорит: «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте сыграем в игру. (включить аудио запись сказочного леса)
Садитесь все, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание.
Например:
Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение. Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза. Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то зелѐное в одежде. Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других. Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать другим. Пусть хлопнут в ладоши те, кто готов сегодня участвовать в нашем мероприятие
«Круглый стол»
Вступление
Очень часто бывает так, что педагог жалуется на плохое поведение воспитанников и занятие не получается из-за непослушных детей.
На самом деле дети не виноваты в том, что что-то не получилось.
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми», — сказал Оскар Уайльд.
Поэтому педагогам необходимо знать не только приѐмы и методы обучения, но и помнить о некоторых секретах управления детским коллективом на занятии.
Качество не может появиться внезапно. Его необходимо подготовить, распланировать.
Продумайте, как начать занятие. Есть ли интрига, мотивация, «изюминка» занятия? Не забывайте о структуре занятия. Как закончить занятие? Ритуал прощания, итог, рефлексия, поощрение. Помните о здоровьесберегающих
технологиях. Если вы будете планировать и оценивать свою деятельность, то непременно
ваши занятия будут высокоэффективными.
Слайд 1-3.
Образовательная деятельность дошкольников – это основная составляющая образовательного процесса, «основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании». В другом значении — «промежуток времени, в течении которого обучающиеся занимаются определенной учебной деятельностью».
«Мудр не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное» Эсхил
«Самое главное – это желание педагога и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретѐнными в процессе самообразования» К. С. Станиславский
Слайд 4.
Ритуалы имеют большое значение в жизни каждого ребенка: они придают маленькому человеку чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.
круг).
Каждое утро начинать с ритуалов начала дня (утреннее приветствие, утренний
Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к
участию в работе. Утреннее приветствие ценно тем, что оно задаѐт тон всему дню дошкольника в детском саду. Детям, которые каждый раз тяжело расстаются со взрослым, провожающим его в детский сад, правильно подобранное приветствие позволяет снизить тревожность и помочь настроиться на полезное и приятное времяпровождение.
Слайд 5.
Какие занятия в детском саду интересны дошкольнику?
Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие, звучные, интересные занятия в детском саду и дома.
Преподавание должно быть целенаправленным, веселым, интенсивным. Существует много форм, методов, приѐмов обучения для того, чтобы сделать занятие качественным и запоминающимся. Современные технологии, помощь интернет-ресурсов и различные педагогические приѐмы позволяют превратить обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым позволяя повысить эффективность занятия в несколько раз.
Одним из залогов успешного занятия является мотивация.
Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Для чего вообще нужна эта мотивация?
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой-либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
С мотивации начинается любое взаимодействие между ребѐнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребѐнок не будет готов к постановке целей.
Слайд 6 -11
Педагогам необходимо знать не только приѐмы и методы обучения, но и помнить о некоторых секретах управления детским коллективом на занятии.
Секрет 1. Настройте детей на занятие. Это могут быть ритуальные приветствия, упражнения на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива.
-Привлечение внимания малышей;
-Настрой на предстоящую деятельность;
-Создание атмосферы единства и сплочѐнности;
-Создание эмоционального настроя.
Присутствие ритуалов начала и окончания занятия очень важно при работе с дошкольниками в группах. Ритуалы позволяют лучше организовать детей, настроить их на работу, сплотить и создать необходимую атмосферу. Орг. момент помогает детям понять, где начало и где окончание занятия.
«Продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация - продукт неудачи. Успех создаѐт мотивацию, а неуспех уничтожает еѐ. Успех ведѐт к победе, победа к мотивации,
а она — к желанию побеждать и к новым успехам».
Гленн Доман
Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Для чего вообще нужна эта мотивация?
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой-либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
С мотивации начинается любое взаимодействие между ребѐнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребѐнок не будет готов к постановке целей.
Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.
Приѐм — варианты применения данного метода.
Выделим восемь типов мотивации:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребѐнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребѐнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путѐм совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребѐнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребѐнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.
Четвѐртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребѐнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.
Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.
Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.
Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».
Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.
Обсуждение, предложения педагогов.
Вывод: мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребѐнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно- воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.
Слайд 12
Секрет 2. Просьбы формулируйте четко и следите за тем, чтобы они выполнялись.
Что делать, чтобы Ваше объяснение было понятно для ребенка:
- разбивайте речь на смысловые блоки;
- в конце каждого такого блока делайте паузу или уточняйте все ли понятно ребенку;
- делайте ударения на ключевые слова;
- говорите чуть медленней, чем обычно;
- если необходимо проводите аналогию с повседневной жизнью или предыдущим опытом ребенка, для объяснения сложных понятий;
- проявляйте терпение, если вас перебивают, акцентируя внимание на ключевых моментах вашего рассказа.
Слайд 13.
Секрет 3. Используйте невербальные сигналы: мимика, жесты, телодвижения. Вся информация воспринимается ребенком через отношения, а не через слова.
Поэтому, добрая улыбка, теплый взгляд, ласковое прикосновение со стороны взрослого скажут ребенку о том, что он любим и дорог лучше всяких слов.
Слайд 14
Секрет 4. Отработайте технику реагирования: культура мышления, умение слушать, умение сдерживать первичную реакцию. Похвала – это то, что нужно дошкольникам. Интерес в большей степени зависит от похвалы.
Слайд 15
Секрет 5. Замечайте признаки утомления учащихся, предпринимайте попытки их ликвидировать.
Вовремя осуществляйте смену видов деятельности. Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием, который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Также необходимо проведение пальчиковой гимнастики, физминутки (видео физминутки).
Обсуждение, предложения педагогов. Слайд 16
Секрет 6. Используйте различные способы восстановления внимания (шутка, картинка, разминка, психологическое упражнение). Простая фраза вроде: «Давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.
Обсуждение, предложения педагогов.
Слайд 17.
Секрет 7. Не теряйте времени!
Секрет 8. Привлекайте учащихся к организации учебного процесса. Сочиняйте сказки. Придумывать истории - это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей, заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания.
Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка. Включайте музыкальные паузы в повседневную жизнь детского сада: пусть она звучит во время гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях.
Обсуждение, предложения педагогов
Слайд 18.
Каждый педагог стремиться к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными. В этом могут помочь несколько несложных правил.
Правило 1:
Всегда придерживаться плана, составленного на год. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер или просто интересную идею.
Слайд 19.
Правило 2:
К проведению любого занятия подходить творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Соблюдайте структуру занятия с учѐтом здоровьесберегающих технологий. Отработайте ритуал приветствия и прощания. Не забывайте чередовать умственную деятельность с творческой, включая активные движения. Чаще дети утомляются от бездействия.
Слайд 20-21
Правило 3:
Всегда используйте на занятии раздаточный (дидактический) материал. Используйте крупный наглядный материал, рассчитывайте количество
информационных карточек для каждого ученика. Во время работы в рабочих тетрадях старайтесь подобрать такие упражнения, которые не сводятся к механическим «обводкам», а содержат интересные, заставляющие думать задания.
Слайд 22-23.
Правило 4:
Помните, что занятие для дошкольника – это не школьный урок. Не используйте при обучении классно-урочную систему. Ведущая деятельность дошкольника — игра. Обучать играя! Развивать через игровые приѐмы! Помните, что на занятии продолжается жизнь ребѐнка!
Правило 5:
Применяйте дидактические и ролевые игры. Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников. Включайте не сложные игры воспитательного характера.
Слайд 24.
Правило 6:
Старайтесь планировать занятие так, чтобы ваши ученики в процессе занятия имели возможность высказать своѐ мнение или задать вопрос, рассуждать по теме, аргументировать свой ответ. Очень важны положительные эмоции.
Слайд 25-26.
Правило 7:
Проводя занятие, всегда будьте готовы к непредвиденным ситуациям. На занятии все должны находиться в спокойном состоянии, но не в стрессовом.
Правило 8:
Каждое занятие должно быть разнообразным, насыщенно творческими, развивающими заданиями. На каждом занятии организуйте проблему и поиск путей решения. Мотивация, поощрение и рефлексия – неотъемлемые части каждого занятия в детском саду.
Слайд 27.
Правило 9:
Получать информацию можно по средствам зрения, слуха и осязания, иногда и обоняния. Стремитесь подбирать такие упражнения, чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребѐнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать…
Слайд 28-29.
Правило 10:
Ваши дошколята должны всегда видеть «продукт» своего изучения: рисунок, поделку, сделанное и обязательно проверенное упражнение.
Слайд 30-31
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Рекомендовано организовать перед ужином. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 10 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Задачи:
- сплочение детского коллектива;
- формирование умения слушать и понимать друг друга;
- формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
- обсуждение планов на день, неделю, месяц;
- развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.
Притча.
Жалуется дочь отцу: «Отец, я устала, у меня такая трудная жизнь, одни проблемы. Я все время плыву против течения. У меня нет больше сил… Что мне делать?»
Отец вместо ответа поставил на огонь три кастрюли с водой, в одну положил морковь, в другую положил яйцо, а в третью положил зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
- Что изменилось? — спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде,- ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменились под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди, сильные внешне, могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…
- А кофе? — спросила дочь.
- О! Это самое интересное! Зерна кофе растворились полностью в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный и ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не меняются в силу обстоятельств, они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.
Сказанное выше полностью можно отнести к педагогам.
Быть хорошим педагогом — значит уметь применить свой талант там, где нужно изменить ситуацию так, чтобы окружающие получали в процессе обучения импульс к развитию – становились умнее, добрее, смелее.
Антон Семѐнович Макаренко, делясь своим опытом с педагогами, писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать двадцать нюансов постановки лица, фигуры, голоса».
Практическая часть
Деловая игра «Быстрый ответ»
Воспитатели делятся на две команды и встают в две шеренги. Каждой команде задается вопрос, на который нужно ответить быстро и кратко. При правильном ответе команда делает шаг вперѐд. Побеждает тот, кто пройдет дальше всех.
- Понятия «обучение», «учение», «научение» - синонимы? (нет)
- Проблемное обучение – это метод или обучающая система? это метод в обучении, который позволяет учащимся изучать предмет, знакомя их с множеством проблем и предлагая им построить своё понимание предмета через эти проблемы.
- Рассматривание – это наглядный метод или практический? наглядный
- То, к чему стремится обучение: цель, задача или содержание? Цель
- Какой наглядный метод бывает кратковременным, длительным, повторным и сравнительным (наблюдение)
- Какие виды практических методов относятся к поисковой деятельности? (опыт и экспериментирование)
- Метод и прием – это одно и тоже? (нет) приём - это часть метода, который повышает его эфективность. Метод - это это способ достижения какой-либо цели.
- Показ действий воспитателя и показ образца – это приемы, какого метода? (наглядного)
- Интегрированное занятие включает содержание разных областей знаний или одной (разных)
- Как называется беседа, цель которой является воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, оценка? (Этическая)
- Как называется ситуация затруднения, пути преодоления которой детям неизвестны и необходимо самостоятельное их решение? (проблемная)
- Могут ли возникнуть проблемные ситуации, если дети не проявили желание выйти из затруднения? (нет)
Задание 2.
Подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:
Командам раздаются листочки с буквами в столбик, записать определения - характеристики для творческого воспитателя (5 минут)
Пример:
В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой
О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист
С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист
П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот
И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь
Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е- Естественный, единомышленник Л - Ласковый, любящий
Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный
Таков портрет нашего современного ПЕДАГОГА. В современных условиях настоящий педагог должен обладать всеми этими требованиями.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Круглый стол"
Ростим детей здоровыми, бодрыми, веселыми....
Круглый стол на тему:«Родительский диспут за круглым столом по проблематике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.»
Родительский диспут за круглым столом предназначен для выяснения проблем по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста....
"Круглый год полно хлопот. Увлекательные путешествия девочки Маши и мальчика Вани"
quot;Дидактическая игра по ознакомлению дошкольников с окружающим миром"....
Круглый стол для педагогов ДОУ "Секреты увлекательной непрерывно - образовательной деятельности».
quot;Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда , когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием" ...
Круглый стол для педагогов ДОУ «Секреты увлекательной непосредственно-образовательной деятельности»
Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ....
Круглый стол для педагогов ДОУ «Секреты увлекательной непосредственно-образовательной деятельности»
Образовательная деятельность дошкольников – это основная составляющая образовательного процесса, «основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании». ...
Круглый стол для педагогов ДОУ "Секреты увлекательной образовательной деятельности"
Методический материал для проведения круглого стола с педагогами ДОУ на тему "Секреты увлекательной непосредственно-образовательной деятельности"...