Статья "Игровые технологии обучения"
статья
Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, она направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, ребенок сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehno.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии обучения
Составила воспитатель
Аликина Екатерина Сергеевна
МБДОУ г. Иркутска детский сад №126
«… ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело.»
А.С. Макаренко
В дошкольном возрасте дети действительно обладают удивительной способностью к обучению и восприятию информации. Этот период жизни характеризуется высокой пластичностью мозга, что позволяет детям легко усваивать новые знания, навыки и социальные нормы. Игра является одним из самых важных видов познавательной деятельности в дошкольном возрасте. Она не только приносит удовольствие детям, но и служит мощным инструментом для обучения и развития.
Игра как явление и форма взаимодействия человека с окружающей средой привлекала внимание философов и ученых с античных времен. Такие мыслители, как Платон и Аристотель, рассматривали игру в контексте воспитания и образования, подчеркивая её важность для развития личности и общества. Они определяли игру как средство эстетического, интеллектуального, физического воспитания ребенка.
Теория игры интересовала множество видных отечественных педагогов и психологов. Д.Б. Эльконин - один из основоположников теории игры в отечественной психологии. Он рассматривал игру как важный элемент в развитии личности ребенка, подчеркивая роль игры в формировании социальных и когнитивных навыков. К.Д. Ушинский в своих работах поднимал вопросы о значении игры в обучении и развитии детей, представляя игру как важный метод воспитания. С.Т. Щацкий также акцентировал внимание на значимости игры в образовательном процессе, рассматривая ее как способ углубления знаний и навыков у детей. Л.С. Выготский - занимался исследованием игры как средства социализации и культурного развития, подчеркивая, что игра является важным пространством для взаимодействия детей и их окружения.
На рубеже 1940 г. появляется понятие «игровая технология». Оно включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра имеет четко определенные образовательные цели и направлена на достижение конкретных педагогических результатов.
Игровая технология представляет последовательную деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
В последние годы в общественной практике и науке концепция игры подвергается новому осмыслению. Игра начинает охватывать множество аспектов жизни и воспринимается как важная и серьезная категория в рамках обучения.
Концептуальная основа игровой технологии: игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при использование игровых методов и ситуаций, которые служат инструментами для мотивации и активизации активности ребёнка.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога с детьми.
Место и роль применения игр в учебном процессе, сочетание игровых элементов и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации (театрализованные).
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей — это игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими). Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать.
IV группа игр строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.
V группа игр, интеллектуальных игр: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у детей развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Особенности реализации игровой технологии в ДОО
Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога.
• Выбор игры. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями решаемых педагогом задач.
– Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
– Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
– Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления (мобилизация умственных усилий детей), умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
– Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; привитие навыков самодисциплины; стрессовый контроль, саморегуляция; развитие организаторских способностей; обучение общению; психотерапия (снять психологическое утомление).
При конструировании игры необходимо также четко продумать её адаптацию к конкретным участникам и условиям. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п.
Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе.
Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др.
В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования.
В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
Первая цель удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
• Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радио объявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.
• Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т.п.) Любой микромир игры в квартире, во дворе, в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.
• Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.
Коллективная форма работы – одно из основных, преимуществ игр. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Но в них активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество детей (до 30 человек), т. е. практически вся группа.
Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.
Один из ответственных моментов в детских играх распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии, что особенно полезно ребенку. Воспитатель использует следующие приемы:
1) назначение на роль непосредственно взрослым;
2) назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
3) выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);
4) добровольное принятие роли ребенком, по его желанию;
5) очередность выполнения роли в игре и т.д.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива проявить себя, сдружиться со всеми.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, наши белые, красные фашисты и т.д.
• Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.
• Игровая позиция воспитателя включает умения: коммуникативные (приемы общения), анализирующие (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные). Взрослый выступает как организатор, инициатор, участник, компетентный советчик в игре.
• Методические приемы руководства игрой основываются на принципах педагогики сотрудничества, на реализации гуманистического стиля взаимодействия важно «разбудить в ребенке волшебника» (Е.Е. Кравцова), создать настроение радости, удовольствия, свободы.
Педагогу необходимо уметь играть с детьми, быстро и гибко переходить из реального плана в игровой (условный), не теряя при этом чувства юмора, понимать движения души маленького Человека.
Основные принципы организации игры:
1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
2. Принципы развития игровой динамики.
3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).
4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе.
Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять детей действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дать объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива.
Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, они направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, ребенок сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной, а также способствуют развитию мышления ребенка. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Список литературы:
- Бордовская Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер,2000. 304 с.
- Гайдаренко, Е. П. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых : [нескучная энциклопедия] / Е.П. Гайдаренко. – Днепропетровск : Стакер,2007.–448с.
- Ген, Г. Развивающие игры / Г. Ген, Н.Ковальчук , К. Леонова // Ребёнок в детском саду. – 2003. – №6. – С. 60
- Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании / Е. И. Касаткина // Дошкольное воспитание. 2009. № 12. С. 1719.
- Пазюкова М.А. Современные педагогические технологии образования детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие. – Иркутск: ИПКРО, 2009. – 100 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998. - 358 с.
- Хабарова Т. В. XI2 Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб. : ООО «ИЗДА-ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012,- 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технология обучения диафрагмальному дыханию (хатха-йога), техн
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с испол...
Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»
Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятель...
«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »
laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...
"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Конспект ООД в подготовительной к школе группе по теме: «Стальные крылья» с использованием технологии диалогового обучения и информационных технологий обучения
ЦЕЛЬ: Формирование у дошкольников духовных ценностей: чувства любви к Родине, гордости, уважения к людям военных профессий - защитникам Отечества.ЗАДАЧИ:Воспитательные:- воспитывать патриотически...
17.03.2023 г. ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ КОММУНИКАЦИЮ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ. СОЦИОИГРОВОЙ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ.
Одна из острых проблем современной детского сада и школы – снижение мотивации детей к обучению. Педагоги и родители изобретают способы внешней мотивации, часто не понимая, что это по сути не спа...