Самообразование «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
«Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия
«Созвездие»
(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
На тему:
«Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Отегенова М.Н.
Пыть-Ях, 2023-2024гг
План по самообразованию
Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста
Дата начала работы над темой: 01.09.2023 г.
Дата окончания: 31.05.2024 г.
Цель: повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Задачи:
формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
умение находить новые способы для художественного изображения;
умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительность;
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственное ориентирование на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимание и усидчивости;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Воспитывать у детей интерес к рисованию.
Актуальность: формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
Пояснительная записка: изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование это естественная потребность ребёнка и у него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредства нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет). Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Предполагаемый результат:
формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
План работы с детьми младшего дошкольного возраста
Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. На первых занятиях я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.
Мною был составлен следующий план мероприятий на год 2023-2024г.
Месяц | техника нетрадиционного развития | тема занятия |
Сентябрь | рисование пальчиками | Цветные пальчики Ягодки на тарелке Разноцветные мячики |
октябрь | рисование пальчиками | Листья желтые летят Подводное царство Петушок, петушок… |
Ноябрь | рисование ладошками | Цветные ладошки Цветик – семицветик |
Декабрь | рисование ватными пальчиками | Идет снег Узор на платочке В лесу родилась елочка |
Январь | рисование ладошкой | Вот зима кругом Снег идет Цыплятки |
Февраль | рисование ладошкой | Цветные ладошки Разноцветные цветы |
Март | рисование пальчиками и ладошкой | Цветы на 8 марта |
Апрель | рисование ладошками | Березки Одуванчики Ёжик |
рисование пальчиками | Воздушные шарики | |
Май | рисование ватными палочками | Салют |
рисование пальчиками | Дождь идет Мухомор |
План работы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста
Месяц | тема |
Сентябрь | 1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности». 2. Памятки для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка». |
Октябрь | Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». |
Ноябрь | Родительское собрание «Сказки красками» |
декабрь | Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» |
Январь | Консультация для родителей: «Зимние художества». |
Февраль | Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике». |
Март | Консультация для родителей « Так ли важно рисование в жизни ребенка?» |
Апрель | Оформление папки – передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами». |
Май | Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Литература:
1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008.
2. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - КАРО, Санкт – Петербург 2010.
3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн – пластилинография» - Москва 2006.
4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - Творческий центр «Сфера», Москва 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005.
6. С.К. Кожохина «Сделаем жизнь наших детей ярче» - Ярославль 2007.
Приложение
Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
Уважаемые родители, уделите несколько минут своего времени и ответьте на вопросы анкеты.
1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш ребенок в ДОУ?____________________________________________________________
2. Чем ребенок любит заниматься дома?
Рисовать.
Лепить
Вырезать из бумаги.
Играть в игрушки
Другой вариант ответа._____________________________________________________
3. Считаете ли Вы, что у вашего ребенка есть творческие способности? Какие? _______________________________________________________
4.Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок?
Карандаши
Краски
Цветными восковыми мелками.
Фломастерами.
Другой вариант ответа____________________________________________________
5.Какие темы наиболее часто изображает ребенок?______________________________________________________
6.Как используются детские работы?
Собираются и хранятся
Устраиваются выставки.
Периодически рассматриваются с ребёнком.
Свой вариант ответа__________________________________________
7.Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и прочее?_________________________________________________
8.Рисует ли кто-нибудь дома (взрослые, братья, оказывают ли они влияние на ребенка?__________________________________________________________
9.Рассказывает ли ребенок о своем рисунке, ждет ли похвалы, поощрения?______________________________________________________
10.Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (ладошками, мелками на асфальте, пальцами на запотевшем окне, палочкой на песке и др.), если Да, то какие?____________________________________
12.Посещаете ли с ребенком выставки, музеи?__________________________
13.Смотрите ли с ребенком телепередачи, посвященные знакомству с изобразительным искусством?_______________________________________
14.Ваши пожелания в работе по изодеятельности __________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме:"Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте"
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает инт...
План работы по самообразованию "Использования нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте"
Задачи:Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.Воспитывать трудолюбие и желание добиться успеха с...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование нетрадиционной техники в старшем дошкольном возрасте».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте»
laquo;Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте» (по всем возрастам)...
Самообразование по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте»
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчика...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...
Методическая разработка на тему " нетрадиционные техники рисования младшего дошкольного возраста "
Методическая разработка включает в себя методы, формы, цели и задачи нетрадиционного рисования. План занятия и польза их использования. ...