Методическая разработка на тему " нетрадиционные техники рисования младшего дошкольного возраста "
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.razrabotka.docx | 340.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных форм рисования»
Для младшего дошкольного возраста
Кравцова Анастасия Андреевна, воспитатель структурное подразделение отделения дошкольного образования детей «Лукоморье "ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка.
Аннотация: Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. В настоящее время, проблема развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста может достаточно легко решиться в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель: Формирование у младших дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности.
Задачи:
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами
- Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей
Виды деятельности: коммуникативная, игровая
Возрастная группа: младший дошкольный возраст
Форма организации: групповая, подгрупповая
Предварительная работа:
- «Создание интереса» (педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.)
- «Формирование практических навыков и умений» (создание условий для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.)
Предполагаемые результаты:
- Развитие моторики рук, когнитивных функций (память, внимание, мышление)
- Презентация детских работ родителям (сотрудникам, воспитанникам других групп)
Содержание
Введение: Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника младшего возраста. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент для творческого развития, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка, а овладение как можно большим числом разнообразных изобразительных техник позволит обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для успешного развития творческих способностей дошкольников. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование различных техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.
Существует множество техник нетрадиционного рисования. Они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Нетрадиционным техникам рисования обучаем с младшего возраста, постепенно усложняя их. Приведенные ниже нетрадиционные техники рисования будут любопытны детям всех возрастов:
Техники, используемые в детском саду:
№ | Название темы / содержание занятия: | Краткое описание | Фото-пример |
1 | Техника «Ватными палочками» - чтение стихотворения про весну - Рассмотреть цветы - Показ готового образца - Работа детей | В этой технике ватную палочку опускаем в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Рисовать можно все что угодно. Данная техника подходит для детей от 2 лет | |
2 | Техника «Тычком» - беседа на тему «ягоды» - Рассмотреть картинки ягод - Показ готового образца - Работа детей | Метод тычка не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Для этого необходима гуашь и щетинная кисть. При рисовании делаем тычкообразные движения. Для детей от 5 лет | |
3 | Техника «Кляксография» -Рассмотреть картинки клякс - игра «угадай, что задумал художник» - Показ готового образца - Работа детей | Метод заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы и брызги (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. Подходит детям от 3 лет | |
4 | Техника «Рисование мятой бумагой» - чтение стихотворения про зверей - Показ изготовления рисунка - Работа с шаблонами - Работа детей | Рисование мятой бумагой дает огромный простор для фантазии, создает уникальную светотень, рисунок становится объемным. Для этого надо взять бумажные комочки разных размеров, и делать отпечатки на бумаге которые потом мы прорисовываем кистью. Для детей от 5 лет | |
5 | Техника «Рисование мыльными пузырями» - Рассмотреть корзины с цветами других групп - Подобрать цветовую гамму - Показ готового образца - Работа детей | Эта техника заключается в создании мыльной пены и выкладывании её ложкой на чистый лист. Лопнувшие пузыри оставят на ней удивительные следы. После полного высыхания получившемуся пятну придаётся законченный образ любыми средствами рисования. Эта техника рисования подходит детям от 3 лет | |
6 | Техника «Рисование пальчиками» - Показ готового образца - Работа детей | Рисунок выполняется пальчиками, которые окунается в краску. Эта техника подходит детям от 2 лет. | |
7 | Техника «Ладошкой» - чтение стихотворения про цыплят - Рассмотреть картинки - Показ готового образца - Работа детей | Эта техника привлекает детей тем что в этом случае рисовать надо не на бумаге, а на своей ладошке. Потом ладошку прикладываем к бумаге и фантазируем…. Данная техника подходит детям с 2 лет |
Организация занятия :
Во второй младшей группе детям сложно провести кистью прямую линию или нарисовать круг, овал. Поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые рисунки в технике рисование ладошками. На занятие рисования мы использовали эту технику. А для того, чтобы творческое занятие прошло интересно и принесло максимум удовольствия и пользы, мы включаем в него элементы игры (загадки, сказки, стихи, физкультминутки).
Ребенок опускает в гуашь кисть и окрашивает ладошку, затем делает отпечаток на бумаге. Воспитатель хвалит и помогает детям, которые нуждаются в помощи нарисовать лапки и клювик. Придумать можно все что угодно из того что получилось, но мы решили сделать цыплят. И у нас это здорово получилось.
На занятиях мы даем возможность творить самостоятельно как можно чаще. Даже если малыши рисуют «не так», мы не исправляем, и не поправляем работы. Даем возможность фантазировать, выбирать понравившиеся цвета, придавать такую форму, которую сам хочет. Важно, чтобы рисование было в удовольствие. Только так возможно поддерживать интерес к творчеству и воспитать индивидуальность.
Заключение:
Художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей, основное средство художественного развития детей. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего нравственного, трудового и умственного развития детей, выступает как эмоционально-насыщенная активизирующая все процессы (внимание, представления, воображение, мышление) деятельности.
Изучением данного вида работы занимались многие педагоги прошлого: Фребель, Я. Коменский, но и в настоящее время изобразительная деятельность не утратила воспитательного значения.
В процессе работы у детей совершенствуется наблюдательность, творческие способности, развивается зрительная координация, ориентирование в пространстве, глазомер, развивается мелкая моторика рук, координация движений, чувство цвета.
Рисование – это радостный труд, к которому не надо принуждать, но важно заинтересовывать ребят, постепенно открывая перед ними новые возможности изобразительной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования позволяют раскрыть возможности ребенка, позволяют почувствовать их характер, настроение. Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность. Нетрадиционные материалы: пробки, листья деревьев, травы, целлофан, пластиковые штампы, печати, соломка, губка, пенопласт, тычок, зубочистки, ватные палочки, мыльные пузыри, поролон любопытны детям как игра с неизвестным.
Нетрадиционное рисование - оригинальное рисование, которое привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов; играет важную роль в психическом развитии ребенка. Нетрадиционные методы рисования раскрывают у детей логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание.
В заключение хотелось бы сказать следующее: не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.
Такой творческий процесс обязательно понравится малышам, и они захотят продолжить свои эксперименты.
Список использованных источников
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
- Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
- Интернет – ресурсы:
- Ведущий образовательный портал России «infourok.ru»
- Образовательная социальная сеть «nsportal.ru»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме " Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей раннего возраста"
Дети с раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.Рисование, аппликация нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятель...
Методическая разработка по теме "Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте"
Методическая разработа по не радиционным техникам рисования с их описанием...
Методическая разработка на тему"Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста"
В данной статье делюсь опытом работы по данной технологии и способами выполнения работ....
Методическая разработка по теме "Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте"
Методическая разработа по не радиционным техникам рисования с их описанием...
Методическая разработка на тему: «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»
нетрадиционные техники рисования в жизни младших дошкольников...
Методическая разработка на тему «Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»
Методическая разработка на тему«Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»...