ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте»
материал на тему

Шорохова Лариса Николаевна

«Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте» (по всем возрастам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netr_vidy_risovaniya.docx47.57 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Д/С № 5 ЗАТО МЕЖГОРЬЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Нетрадиционные техники рисования

в дошкольном возрасте»

воспитатель:

Шорохова Л.Н.

Цель:

развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
  • развивать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать умение оценивать созданные изображения;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
  • развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  • воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Обучающие:

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • обучать детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

 

Актуальность темы:

        Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором  гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

        «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

        «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

        Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

        Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

        Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

        Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Принципы: От  простого  к  сложному,  где  предусмотрен  переход  от  простых  занятий  к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип  индивидуализации  обеспечивает  вовлечение  каждого  ребенка  в воспитательный процесс.

Принцип  развивающего  обучения  заключается  в  правильном  определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей  решения  задач;  стимулируют  к  творческим  поискам  и  находкам,  развивают наблюдательность.

Принцип доступности материала

Распределение техники по возрастным группам.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Сентябрь. Изучение методической литературы

1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010.

4. Изучение интернет – ресурсов. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac191.htm

Работа с детьми

Октябрь. «Рябиновая кисть».

Цель: продолжать учить технике пальчикового рисования, развивать чувство восприятия, цвета.

Ноябрь. «Ежик».

Цель: совершенствовать умение рисовать ладонью; закреплять умение дорисовывать при помощи пальцев; воспитывать воображение.

Декабрь. «Мишка косолапый».

Цель: продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного).

Январь. «Мои рукавички».

Цель: познакомить с техникой печатания печатками, учить приему примакивания, развивать чувство цвета, творческое воображение, мелкую моторику.

Февраль. «Галстук для папы».

Цель: продолжать упражнять в технике печатания, развивать чувство композиции, цвета.

Март. «Цветочек».

Цель: закрепить навык рисования красками при помощи пробки и ладошки, закреплять знания цветов.

Апрель.  «Котенок».

Цель: упражнять в технике рисования тычком полужесткой кистью, делать тычки внутри контура.

Май. «Рыбка».

Цель: закреплять умение рисовать всей ладонью - рыбка, а водоросли пальчиками; развивать творческое воображение; выставка детских работ.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Сентябрь. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».

Октябрь. Помощь в приобретении материалов: бумага различной фактуры и цвета, ножницы, краски и т. д.

Ноябрь. Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».

Декабрь. Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами».

Январь. Буклеты для родителей «Как развивать творчество».

Февраль. Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

Март. Консультация для родителей «Рисовать - это важно!».

Апрель. Буклет «Виды нетрадиционного рисования».

Май. Выставка рисунков детей.

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Октябрь

Построение развивающей среды в ДОУ – рекомендация

Ноябрь

«Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству» - рекомендация

Декабрь

«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» - консультация

Январь

«Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» - консультация

Февраль

«Развитие познавательных процессов и творческих способностей у дошкольников, залог формирования успешной личности» - консультация

Март

«Арт-терапия, как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» - консультация

Апрель

«Особенности художественного языка изобразительного искусства» - консультация

Май

Консультация - «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционного рисования»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Сентябрь. Изучение методической литературы.

1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

4. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

7. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

8. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

9. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Работа с детьми

Октябрь. «Ёжик»

Цель: познакомить  с новым методом и  приемом нетрадиционной техники рисования (методом «тычка».).

Ноябрь. Знакомство с новой

Цель: «Словно  пушинки,  белые  снежинки» новая техника рисования (свеча+акварель) Коллективная работа.

Декабрь. «Ёлочка нарядная»

Цель: рисование пальчиками, оттиск поролоном

Январь. «Рыбки»  

 Цель: рисование   ладошкой, пальчиками

Февраль. Открытка - «Цветочек для папы».

Цель: обучение  оттиску  печатками  из картофеля.

Март. «Открытка  для  мамы»  

Цель: новая техника рисования - печать  по трафарету + рисование пальчиками;

Апрель. «Весенние цветы»

Цель: печатать печатками из поролона;

Май: «Салют в День Победы»

Цель: Знакомство с новой техникой (набрызг)

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Октябрь. «Как часто рисует ваш ребенок? » (Анкетирование). Консультация «Рисование нетрадиционным способом».

Ноябрь: «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» (Памятки)

Декабрь: консультация     «Рисование пальчиками: зачем и как?».

Январь: индивидуальная работа с родителями, показ и объяснение, как можно сделать печатки из картофеля.

Февраль: беседа на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами»

Март: познакомить с комплексом упражнений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Апрель: совместное творчество родителей и детей с использованием нетрадиционных техник рисования на тему: «В гостях у Весны»

Май: советы родителям «Как оформить уголок для рисования детям в домашних условиях»

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Сентябрь

Картотека рисунков, применяемых при рисовании пальчиком или ладошкой – рекомендации

Ноябрь

“Пуантилизм” - это маленькая игра. Рекомендация по применению техники.

Декабрь

Методические рекомендации для воспитателей «Так ли важно рисование в жизни ребёнка?»

Январь

Познакомить воспитателей с книгой Ирины Шаляпиной «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий»

Февраль

Познакомить воспитателей с книгой А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Март

Консультация "Как научить ребёнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?"

Апрель

Консультация "Нетрадиционные способы рисования для малышей"

Май

Мастер-класс для воспитателей по использованию нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте

  В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

- тычок жесткой полусухой кистью;

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки ладошкой;

- рисование ватными палочками;

- с помощью ватных дисков;

- кляксография с трубочкой;

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь. Изучение методической литературы.

 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

 5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Изучение интернет – ресурсов.

(maam.ru›…netradicionnye-tehniki-risovaniya, kidsmoy.su›…netradicionnye_tekhniki_risovanija…44, triz plus.ru›…netradicionnye-texniki-risovaniya, doshvozrast.ru›

Работа с детьми

Октябрь. Игра – беседа «Условия безопасной работы»

Повторить правила и условия безопасной работы с разным материалом и ножницами.

«Солнечный денёк» (мыльные пузыри)

Цель: познакомить детей с новым способом рисования: оттиск цветными мыльными пузырями.

 «После дождя» (по мокрой бумаге)

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами; разные способы создания фона для изображаемой картины.

Ноябрь. «Осенний лес» (отпечатывание сухих листьев)

Цель: познакомить с новым видом изобразительной техники – отпечатывание сухих листьев; учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья; закреплять приёмы работы кистью и красками; развивать активность, творчество; продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.

Декабрь: «Зимний лес» (свеча или восковые мелки, акварель)

Цель: познакомить с новым методом – рисование свечой.

Январь: «Дед Мороз» (витраж)

Цель: познакомить с новым методом  - рисование клеем ПВА по контуру.

Февраль: «Рисуем море» (наложение целлофана на густую краску)

Цель: знакомство с новым методом рисования.

Март: «Пейзаж у озера»

Цель: повторить технику монотипии, понятие «симметрия», развивать пространственное мышление; закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Апрель: «Весеннее небо» (рисование по-мокрому)

Цель: создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Май: «Верблюд в пустыне» (расчесывание краски)

Цель: воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке; ознакомление с новым приемом рисования - «расчесывание» краски; освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Сентябрь. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».

Октябрь. Помощь в приобретении материалов: бумага различной фактуры и цвета, ножницы, краски и т. д.

Ноябрь. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами.

Декабрь. Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами».

Январь. Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

Февраль. Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

Март. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».

Апрель. Буклет «Виды нетрадиционного рисования».

Май. Выставки детских рисунков, проведение итогового занятия для родителей.

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Октябрь

«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи» - консультация.

Ноябрь

Консультация - «Необычное рисование на пене для бритья».

Декабрь

Консультация - «Необычное рисование пеной для бритья».

Январь

Консультация - «Техника «батик» при помощи клея ПВА».

Февраль

Знакомство с техникой «Диатипия» - мастер-класс.

Март

Консультация «Рисование мыльными пузырями».

Апрель

Рекомендации по изготовлению холодного фарфора в домашних условиях.

Май

Консультация «Рисование манной краской, солью», «Аппликация ватой».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Сентябрь: натюрморт «День яблочного изобилия»

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Октябрь: рисование «Весёлый гном»

Цель: научить детей создавать образцы на основе восприятия схематического изображения предмета (работа с трафаретом).

2. «Зачем человечку зонт»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

Ноябрь:        «Берёза в снегу»

Цель: развивать эмоционально-чувственное восприятие; воспитывать эстетический вкус (метод тычка)

Декабрь: «Волшебные картинки»

Цель: научить детей воображать предметы  и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов (совмещение техник)

2. Январь: «Облака»

Цель: помочь детям в создании выразительного образа; воспитание эмоциональной отзывчивости; развивать воображение, наблюдательность (рисование по сырому фону)

Февраль: «Звёздное небо»

Цель: учить создавать образ звёздного неба, используя смешание красок, набрызг и печать по трафарету; упражнять в рисовании с помощью данной техники (печать по трафарету).

Март: «Придумай и дорисуй»

Цель: развивать творческое воображение; учить детей создавать новые образы.

Апрель: «Ракеты в космосе»

Цель: закрепить умение печатать по трафарету, учить рисовать ракеты, летающие тарелки (набрызг, печать паралоном по трафарету)        

Май: «Праздничный салют над городом»  

Цель: закрепить свойства разных материалов, используемых в работе; развивать компазиционные навыки (коллективная работа восковые мелки+акварель).

Итоговая выставка рисунков за год.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Сентябрь: помощь родителей в оснащении и оборудовании материалом ИЗО уголка в группе. Анкета для родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Октябрь: консультация: «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту»

Ноябрь: оформить папку-раскладушку: «Советы родителям по работе с краской»

Декабрь: консультация: «Нетрадиционные техники рисования: «Монотопия пейзажная», «Ожившие предметы», «Клеевые картинки»

Январь: консультация «Нетрадиционные техники рисования: «Монотопия пейзажная», «Ожившие предметы», «Клеевые картинки»

Февраль: консультация «Нетрадиционные техники рисования: «Расчёсывание красок», «Граттаж»

Март: рекомендации родителям «Рецепты приготовления солёного теста для лепки»

Апрель: рекомендации родителям: «Рецепты приготовления домашних красок для рисования»

Май: день открытых дверей: презентация «Успехи наших детей»

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Сентябрь

Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Ноябрь

Консультация: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»

Январь

Консультация: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Апрель

Выставка детских рисунков с использованием нетрадиционных техник.

Март

Консультация: Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей»

Май

Творческий отчёт о работе кружка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...

План работы по самообразованию "Использования нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте"

Задачи:Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.Воспитывать трудолюбие и желание добиться успеха с...

План по самообразования: «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.Рисование является одни...

План по самообразованию "Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста"

План по самообразованию "Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста"...

План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно - эстетических способностей у детей дошкольного возраста»

План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно - эстетических способностей у детей дошкольного возраста»...

План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте»

Цель:развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования. Задачи: Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость при...