Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе "Путешествие по лесу"
план-конспект занятия (средняя группа)

 Дадашова Илаха Назаровна

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе "Путешествие по лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_konspekt_nod.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Путешествие по лесу»

Цель и задачи:

  • закрепить знания об условиях необходимых для роста растений;
  • прививать культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там растет и развивается;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к деревьям.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные задачи (данного этапа НОД)

Содержание НОД, форма организации (пишется все то, что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы (методы и приемы)

Средства реализации ООП (материалы и оборудование)

Планируемый результат

Заинтересовать детей темой.

Закрепить представление о приметах весны в лесу.

В-ль. - Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг.

Собрались все дети в круг.

(дети образовывают круг, руки внизу)

Ты – мой друг, и я – твой друг (показывают руками на себя и соседа).

Крепко за руки возьмемся.

(берутся за руки).

И друг другу улыбнемся.

(улыбаются друг другу)

В-ль. – Вы подарили друг другу замечательные улыбки и хорошее настроение. И с таким хорошим настроением мы отправимся в путешествие по лесным тропинкам. А чтобы вы в лесу не потерялись

я приготовила волшебную веревочку с разноцветными лентами. За

красные – берутся девочки, а за желтые – мальчики. И так, в путь?!

(дети движутся за воспитателем змейкой по группе)

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

Мы идем веселые,

Мы идем счастливые!

Познание, речевое развитие

Беседа, игра

Слово педагога, ответы детей

Дети заинтересованы темой, активно участвуют в беседе и дидактической игре.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные задачи (данного этапа НОД)

Содержание НОД, форма организации (пишется все то что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид деятельности(выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы (методы и приемы)

Средства реализации ООП (материалы и оборудование)

Планируемый результат

1. Формировать экологические знания, экологические представления.

2. Развивать интерес к природе, внимательность, наблюдательностью.

3. Воспитывать любовь к природе, экологическую культуру.

В-ль.- Вот мы пришли на полянку, а на ней какой-то мешочек. А что в нем? (дети по очереди достают предметы и называют их. В мешочке посуда:

кастрюля, чайник, сковорода, тарелка и др.)

- Как одним словом можно назвать все эти предметы?

- Из чего может быть сделана посуда?

- Тарелка из глины. Значит она какая? (Глиняная)

- Посуда из пластмассы? Из дерева? Из металла? (дети называют)

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что же на другом столе под покрывалом. Открывает –дети видят посуду.

В-ль.- Ой, ребята, а здесь вся посуда перепуталась. Помогите мне ее

разобрать. Мальчики убирают на один стол металлическую посуду.

Девочки – на другой деревянную. (разбирают)

- Молодцы, помогли мне. Давайте поговорим о материалах, из которых

сделана эта посуда: о металле и о дереве. Я буду задавать вам вопросы,

а вы отвечать. За правильный ответ получите фишку –кружок.

(Упр-е «Чем отличаются?» - сравнение материалов на ощупь).

1. Как вы думаете, какой из этих материалов холодный, а какой теплый?

2. Какой материал издает звук звонче? (дети ударяют в металлические и

деревянные ложки и сравнивают.

3. Что тонет в воде? Металл или дерево? (ответы детей)

Давайте проверим. (Дети проводят опыт «Тонет – не тонет»).

(Дети сами делают вывод: Металл тонет, а дерево плавает.)

4. Почему металл тонет, а дерево плавает? (Если дети затрудняются с ответом предложить взвесить на руке деревянную и метал. Ложку)

- Что легче?

В-ль.- Правильно, вот потому из дерева делают лодки и плоты.

5. Какой из этих материалов самый твердый?

(металл твердый, а дерево мягкое. Если по дереву провести острым предметом, то на нем останутся царапины, след).

6. –Ребята, мне кажется, что деревянная посуда крепче, чем металлическая. Так ли это? Если металлическую посуду уронить, то на останется целой, а деревянная расколется. Еще дерево можно пилить, строгать, резать. (воспитатель показывает, как строгает карандаш).

ВЫВОД: Металл крепче чем дерево.

(дети сравнивают количество полученных фишек. Хлопают в ладоши, приветствуя победителей).

В-ль.- Ребята, а много ли надо срубить деревьев для изготовления

деревянных предметов?

-А где растут деревья?

-Давайте возьмемся за волшебную веревочку и пойдем дальше.

По тропинке мы пойдем,

Ручеек мы перейдем.

Камешек мы обойдем,

И к пенечку подойдем!

В-ль.- А нас кто-то здесь встречает. Кто это? (игрушка старик-лесовик).

Ст.-Л.- Я Старик-лесовик!

Я по лесу хожу, за порядком я слежу.

Деревьям помогаю, зверюшек защищаю.

Ягодами, грибами угощаю.

Приглашаю в свой лес всех зверушек.

Но детям без взрослых в лес ходить нельзя,

А звери, птицы, насекомые заходите, пожалуйста.

(дети берут картинки с изображением птиц, животных, насекомых. Поочередно рассказывают об одном из них и проходят в лес на полянку.)

Стрекоза.- Я охочусь на комаров, мошек и мух.

Бабочка, шмель, пчела – Я опыляю растения, без меня они не могут образовать плоды.

Комар – Мною питаются птицы, лягушки. Если я исчезну, птицы погибнут.

Погибнут рыбы, питающиеся личинками комаров, живущими в воде.

Божья коровка.- Я питаюсь тлей, которая сосет сок из растений.

Бабочка – Я опыляю цветы, перелетая с одного на другой, помогаю им

размножаться.

Муравей – Там, где муравьи, гусеницам не бывать. Мы «санитары леса».

Дятел – Меня называют «доктором» леса. Я лечу деревья – вытаскиваю из-под коры вредных насекомых и их личинок.

Кукушка – Я уничтожаю опасных гусениц, даже таких, которых не едят

другие птицы.

Ласточка – Я поедаю вредных личинок, гусениц, мошек, комаров.

Ежик – Я поедаю вредных насекомых.

Волк – Я истребляю больных и слабых животных.

(Дети усаживаются на лесную полянку).

В-ль. –Ребята, вот мы и в в лесу!

Давайте поздороваемся с ним

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

(Раздается голос леса из-за ширмы. Диалог ведет другой воспитатель).

Лес – Здравствуйте дети! Я очень рад вам. Отгадайте мою загадку:

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. Что это?

(Ответы детей)

Лес – Правильно. А как вы думаете, дерево живое или нет?

(ответы детей)

Лес – А почему?

Дети – Дерево дышит, двигается, растет, питается.

Лес – А как дышит дерево?

Дети – Листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух (углекислый газ, а выделяет, отдает чистый воздух – кислород. Больше деревьев – больше

кислорода.

Лес – Ребята, а только ли деревья выделяют кислород?

(ответы детей).

В-ль. А как их можно назвать одним словом? Кто они для нас?

-Какие условия нужны для роста всех растений?

- А представьте, что же будет, если исчезнут все растения на Земле?

- А вы знаете пословицы о лесе?

Дети – Лес богатство и краса!

Береги свои леса!

Много леса – не губи,

Мало леса – не руби,

Нету леса – посади!

Лес – Молодцы, ребята! Вы мне понравились. Очень много знаете о природе.

я вас приглашаю погулять на свежем воздухе и послушать музыку леса.

И кузнечика, и дятла,

И пчелу, и стрекозу.

Трели птиц, шепот листвы.

В-ль – Спасибо, лес! Давайте, ребята мы с вами немного отдохнем и

Расслабимся, а потом с новыми силами продолжим наше путешествие.

Встаньте в круг.

(Дети слушают музыку «Поющий лес», выполняют движения на релаксацию)

В-ЛЬ -Представьте, что вы деревья. Деревья тянутся к солнышку каждой

Веточкой, каждым листочком.

(дети вытягивают руки вверх, поднимаются на носки, шевелят пальцами)

-Но вот подул ветерок, веточки и листочки шевелятся и раскрываются.

(Дети раскачиваются, раскачивают вытянутые вверх руки вправо и влево)

- Ветер дует сильнее, но корни в земле.

(Дети сильнее раскачиваются)

- Пошел дождь. Капли застучали по листикам и веточкам.

(Дети встают друг за другом и пальчиками похлопывают по спине впереди стоящего ребенка).

-«Пожалеем!» Деревьям жалко друг друга.

(дети поглаживают друг друга по спине).

-«Солнышко». Дождь закончился, деревья сбросили лишнюю влагу. (Дети энергично встряхивают кистями рук).

И опять потянулись к солнышку.

(Вытягивают руки вверх и шевелят пальцами рук)

В-ль. – Вот мы и отдохнули. Свежим воздухом подышали, и голова не болит.

-Ребята, а как вы думаете, можно ли в лесу громко кричать, топать ногами,

хлопать в ладоши? (ответы детей)

-А почему? (ответы детей)

В-ль. – Мы с вами в лесу гости. А хозяева леса – растения, животные, птицы.

насекомые. Для них лес – родной дом.

Лес и его обитатели любят тишину и покой. А мы, люди, должны знать и

соблюдать правила поведения в лесу. Давайте вспомним эти правила.

(Дети вспоминают правила поведения в лесу. На стене развешены знаки)

В лесу нельзя: Шуметь.

Рвать цветы. (некоторые из них занесены в Красную книгу – Ландыш, жарки, колокольчики).

Ломать ветки, деревья, кустарники.

Разжигать костры.

Мусорить.

Разорять муравейники.

Трогать гнезда птиц.

В-ль.- Ой, ребята, посмотрите сколько мусора на цветочной полянке. Давайте

поможем лесным жителям, уберем его. Собирайте мусор в корзинки. Для мальчиков и девочек отдельная корзинка.

-Молодцы, ребята, не забывайте:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

В-ль- Посмотрите, а здесь дерево плачет. Как оно называется? Почему

Березка плачет?

(Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают на стволе надрез, сок стекает. Люди набирают сколько им надо сока и уходят. А сок продолжает течь. Потом на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами».

- А как надо было поступить, чтобы дерево не болело и не погибло?

(Нужно было замазать рану на стволе глиной или землей)

Познание, физическая культура, речевой, социально-коммуникативной

Беседа, дидактическая игра, музыкально-дидактическая игра, театрализация, изобразительная деятельность.

Муляжи насекомых, обручи, скакалки, макет деревьев и т.п.

Дети заинтересованы, вовлечены в игру, выполняют задания правильно.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательные задачи (данного этапа НОД)

Содержание НОД, форма организации (пишется все то что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы (методы и приемы)

Средства реализации ООП (материалы и оборудование)

Планируемый результат

Совершенствовать умение детей делать выводы, обобщать, анализировать.

В-ль. – Вот и пришла пора прощаться с лесом.

Теплый ветер гладит лица

(дети руками машут перед лицом)

Лес шумит густой листвой,

(руки вверх раскачивают из стороны в сторону).

Дуб нам хочет поклониться,

(Наклоны туловища вперед).

Клен кивает головой.

(Наклоны головы вперед).

А красивая береза

Провожает всех ребят.

(Кружатся на месте).

До свиданья лес зеленый

Мы уходим в детский сад.

(Дети машут одной рукой).

В-ль.- Дети, вам понравилось в лесу? Лес нам дарит подарки. Какие? (ответы

детей). Давайте и мы с вами сделаем подарки из пластилина для леса, кто

что хочет. И украсим их природным и бросовым материалом. А что можно

слепить в подарок лесу? (Ответы детей).

Пожалуйста, проходите в художественную мастерскую.

Все свои работы принесите на стол подарков.

В конце занятия дети получают посылку с печеньем-грибочками

Дети пьют чай с печеньем и беседуют.

Речевое развитие

Социально -коммуникативное развитие

Рассуждение,

диалог, пересказ

Слово педагога,

речь детей, пословицы и поговорки, художественное слово

Общение, взаимодействие ребенка со взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Весна в лесу»

Закреплять и расширять имеющиеся представления у детей о природе. Учить различать сезонные изменения весной, понимать периодичность наступления времени года, знать названия весенних месяцев, их призна...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

   Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Помощники леса».

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Помощники леса»....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе. Тема занятия: «Леса и горы и моря – Всё называется – земля!»

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность».Форма деятельности: совместная деяте...