Проект "В мире профессий"," Русская матрешка"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сегодня дошкольное образование не располагает целостной научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем, т.е. системой раннего профессионального самоопределения. Кроме этого отсутствует: система преемственности данной работы с общеобразовательными организациями.
Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_vire_professiy.docx | 80.39 КБ |
proekt_russkaya_matreshka.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНО КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕРГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.И. СИРИНА»
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«В мире профессий»
Воспитатель: С.А.Поварницына
п.Сергино,2020
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………...3
- Актуальность программы……………………………………………...6
- Цель, задачи, ожидаемые результаты…………………………………7
- Формы организации познавательно-исследовательской деятельности по ранней профориентации дошкольников………………………..…9
- Организационно – педагогические условия………………………….9
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………….10
- Тематический план занятий для детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Мир профессий»…………………11
- План реализации программы методического сопровождения по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС «Мир профессий»………..16
- Оценочные материалы по реализации Программы…………………22
- Список используемой литературы………………………………..…23
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в ОУ заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств и методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов.
Сегодня дошкольное образование не располагает целостной научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем, т.е. системой раннего профессионального самоопределения. Кроме этого отсутствует: система преемственности данной работы с общеобразовательными организациями.
Данные обстоятельства определили необходимость разработки программы сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста «Мир профессий».
1.Пояснительная записка
Дошкольный возраст – начальный этап первичной профессионализации, профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру профессий требует особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Организация социально-коммуникативного развития дошкольников по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.
В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года говорится о том, что «развитие воспитания в системе образования предполагает подготовку личности к трудовой деятельности», для этого необходимо «развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей». Включение ребенка в различные виды деятельности, позволяющие расширить интересы, опыт доступной трудовой деятельности, сформировать начальные универсальные трудовые умения и ценностные установки.
Сущность профессионального самоопределения определяется не только как выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Таким образом, главная цель профессионального самоопределения — это постепенное формирование у ребенка готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени и пространства, постепенно расширяя свои возможности и максимально их реализуя.
Современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, В.А. Цвык) можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:
- способности и склонности самого ребенка;
- привычка к разным видам труда;
- позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
- интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
Организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные группы профессий, выстраивая таким образом модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка.
Сегодня дошкольное образование не располагает целостной научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем, т.е. системой раннего профессионального самоопределения. Кроме этого отсутствует: система преемственности данной работы с общеобразовательными организациями.
Данные обстоятельства определили необходимость разработки программы сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста «Мир профессий».
Программа направлена, согласно ФГОС ДО:
В области «Социально-коммуникативное развитие» - «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;
В области «Познавательное развитие» - «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира»;
В области «Речевое развитие» - «на владение речью как средством общения и культуры»;
В области «Художественно-эстетическое развитие» - «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»;
В области «Физическое развитие» - «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
2. Актуальность
Актуальность данной Программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определённый момент постсоветской истории стало не престижно. В настоящее время почти повсеместная нехватка квалифицированных рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства промышленных предприятий.
ДО является первой важной ступенью подготовки будущих тружеников своей страны, своего города. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.
- Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного образования, предполагая в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации, можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:
- способности и склонности самого ребенка;
- привычка к разным видам труда;
- позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
- интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
ДО является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей.
3.Цель и задачи
Цель программы: Разработка модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста
Задачи программы:
1. Изучение проблемно-ориентированного анализа деятельности дошкольных образовательных организаций по сопровождению ранней профориентации детей дошкольного возраста.
2. Создание модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения по ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначении и содержании отдельных профессий
3. Создание системы взаимодействия по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях сельской местности
4. Мониторинг нововведений и оценка их эффективности.
Объект исследования: ранняя профориентация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия сопровождения системы раннего профориентации детей дошкольного возраста.
Научная новизна программы состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Теоретическое значение состоит в обосновании ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка.
Практическое значение состоит в разработке методических рекомендаций по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом, методологической аргументированностью исходных теоретических положений; научно обоснованной логикой исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования, обработкой результатов.
Знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях имеют место на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются в процессе организованных видов детской деятельности, а также разнообразных форм работы с детьми.
Программа «Мир профессий» рассчитана на детей дошкольного возраста 3-7 лет.
В рамках реализации программы предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель, экскурсии, встречи с представителями разных профессий, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников в условиях сельской местности.
В ходе реализации программы «Мир профессий» планируется проведение мониторинга:
- Изучение затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;
- Изучение затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;
- Изучение затруднений в профессиональном самоопределении дошкольников;
- Изучение эффективности реализации программы.
Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать род занятий;
- обладает установкой положительного отношения к различным видам труда;
- обладает начальными знаниями о себе, социальном мире;
- ребенок способен к принятию собственных решений.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Построение модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
- Создание системы работы по ранней профориентации детей.
- Формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.
- Активизация творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
- Расширение системы взаимодействия по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях сельской местности.
4.Формы организации познавательно-исследовательской деятельности по ранней профориентации дошкольников.
5.Организационно – педагогические условия
Образовательная совместная деятельность по Программе направлена на:
- развитие познавательного интереса, развитие общих способностей детей;
- формирование начальных и максимально разнообразных представлений о профессиях;
- формирование у ребенка эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру;
- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в познавательно - исследовательской деятельности;
- формирование системы отношений и нравственных установок к труду (положительное отношение к труду, общественная значимость труда, ценность труда для человека, уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда);
- предоставление возможности использования своих сил детей дошкольного возраста в доступных видах деятельности.
- популяризацию профессионализма в любой сфере труда.
Педагогическую деятельность по Программе осуществляют педагогические работники До и школы: воспитатели, музыкальные руководители, учителя, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, которые комплексно взаимодействуют по данным темам.
Педагоги и специалисты ДО:
- проводят игры – занятия;
- составляют планы и программы игр – занятий, обеспечивают их выполнение;
- организуют проектную деятельность;
- создают условия для развития познавательно – исследовательской деятельности;
- обеспечивают соблюдение прав и инициативы обучающихся;
- обеспечивают охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
- обеспечивают при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
6.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Образование детей должно строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому в Программе представлены традиционные и инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников для того, чтобы дети и родители чувствовали себя в дошкольном учреждении комфортно и чувствовали поддержку педагогического коллектива в воспитании и образовании дошкольников. В соответствии с этим совершенствуются формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.
7.Тематический план занятий для детей дошкольного возраста
в рамках реализации программы «Мир профессий»
Младший дошкольный возраст
№ п/п | Содержание | Программное содержание |
1 | Знакомство с миром профессий |
|
2 | Экскурсия – путешествие на кухню детского сада. «Кто нас кормит?» |
|
3 | Игра: «Угостим нашу куклу Таню» |
|
4 | Экскурсия – путешествие в медицинский кабинет. |
|
5 | Знакомство с профессией помощника воспитателя |
|
6 | Знакомство с профессией шофера |
|
7 | Знакомство с профессией строителя |
|
8 | «Наш детский сад – экскурсия в прачечную» |
|
9 | Целевая прогулка «По территории детского сада» |
|
Средняя группа
№ п/п | Содержание | Программное содержание |
1 | Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» |
|
2 | Экскурсия на почту |
|
3 | Сюжетно – ролевая игра «Почта» |
|
4 | «Кто лечит нам зубы?» |
|
5 | Подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Больница». |
|
6 | «Хлеб- всему голова» |
|
7 | Беседа о профессиях пап |
|
8 | Занятие «Хочу быть похожим на маму». |
|
9 | Игры «Вагончики и пассажиры», «На воздухе, на воде, на земле», «На чём я путешествую?», «Светофор» |
|
10 | «Весна в п.Сергино» |
|
11 | Экскурсия в продовольственный магазин |
|
12 | Профессия библиотекаря |
|
Старшая группа
№ п/п | Содержание | Программное содержание |
1 | Разговор о профессиях. | Познакомить детей с профессиями прошлого и настоящего |
2 | Труд в природе. Знакомство с профессией эколог |
|
3 | Труд в быту. Знакомство с профессией дворника помощника воспитателя |
|
5 | Целевая прогулка в магазин. |
|
6 | Сюжетно – ролевая игра «Магазин» |
|
7 | О труде строителей. |
|
8 | Укротители огня |
|
9 | О профессиях в загадках. |
|
10 | Знакомство с с/х трудом |
|
11 | «Выпекали мы в печи пироги и калачи» |
|
12 | Экскурсия в больницу |
|
13 | Сюжетно – ролевая игра «Больница» |
|
14 | О профессии ветеринар. |
|
15 | Профессия – повар |
|
16 |
|
|
17 | Есть много профессий хороших и нужных |
|
8.План реализации программы методического сопровождения
по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС «Мир профессий»
Сроки реализации | Задачи на данном этапе | Мероприятие | Сроки | Результат |
Подготовительный этап. 2020 год |
методической литературы, инновационного педагогического опыта.
по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС «Мир профессий» | Разработка концепции сопровождения профессионального самоопределения детей на основе социального партнерства с иными организациями | Июнь 2020г | Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и на основе социального партнерства с иными организациями |
Создание творческой группы «Мир профессий» | Сентябрь 2020г | Приказ | ||
Анализ научно- методической литературы, инновационного педагогического опыта по проблеме исследования | Октябрь-Ноябрь 2020г | Аннотированный каталог | ||
Изучение затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста | Ноябрь-Декабрь 2020г | Анализ затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста | ||
Изучение затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста | Ноябрь-Декабрь 2020г | Анализ затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста | ||
Разработка проекта программы сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста «Мир профессий» | Октябрь 2020 г | Проект программы | ||
Утверждение программы «Мир профессий» | Октябрь 2020 г | Протокол заседания творческой группы, Протокол педагогического совета | ||
Разработка критериев мониторинга реализации программы «Мир профессий» | Декабрь 2020г | Критерии проведения мониторинга | ||
Экспериментальный этап. 2021 год |
«Мир профессий»
и методических материалов по реализации программы «Мир профессий»
содержательной части программы «Мир профессий» | Изучение затруднений по формированию позитивных установок к различным видам труда и ранней профориентации детей дошкольного возраста | Январь 2021 года | Анализ затруднений в детей дошкольного возраста по формированию позитивных установок к различным видам труда и ранней профориентации |
Проведение открытых занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Мир профессий» на базе ДОУ | Февраль 2021г | Методические разработки занятий | ||
Разработка учебно-методического комплекса (УМК) по программе «Мир профессий» | Февраль- 2021г | Учебно-методический комплекс по программе «Мир профессий» | ||
Разработка материалов по организации просветительской работы с родителями по проблеме ранней профориентации детей дошкольного возраста | Март-апрель 2021 г. | Методическое пособие по организации просветительской работы с родителями по проблеме ранней профориентации детей дошкольного возраста. | ||
Мастер-класс «Инновационные подходы в организация РППС по ранней профориентации дошкольников» | Апрель 2021 г. | Дидактические пособия по развитию позитивных установок к различным видам труда и творчества | ||
Конкурс творческих работ детей «Все профессии важны…» | Май 2021г. | Альбом по итогам проведения конкурса | ||
Конкурс методических разработок среди воспитателей по ранней профориентации детей дошкольного возраста | Май 2021 г. | Сборник методических материалов по итогам проведения конкурса | ||
Аналитический этап. 2019 год |
эффективности реализации программы «Мир профессий»
распространение инновационного педагогического опыта. | Проведение занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Мир профессий» на базе дошкольных образовательных организаций | Сентябрь-2021 г-Март 2022 | Расписание занятий Методические разработки занятий |
Апробация УМК «Мир профессий» | Январь-июнь 2022 г | Анализ апробации учебно-методический комплекс «Мир профессий» | ||
Мониторинг и оценка эффективности реализации программы «Мир профессий» | Апрель 2022г | Анализ реализации программы «Мир профессий» | ||
Разработка методических рекомендаций для педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возраста | Май 2022г | Методические рекомендации для педагогов ранней профориентации детей дошкольного возраста. |
9.Оценочные материалы по реализации Программы
Формы контроля усвоения Программы
Виды контроля | Содержание | Методы | Сроки контроля |
Вводный | Области интересов и склонностей | Беседы, наблюдение | Сентябрь |
Текущий | Освоение материала по темам | Творческие и практические задания, беседы | В течение года |
Творческий потенциал воспитанников | Наблюдение, игры | В течение года | |
Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю | Наблюдение | 1 раз в полугодие | |
Коррекция | Успешность выполнения воспитанниками задач тематического плана | Индивидуальные занятия, помощь в самореализации | В течение года |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач, уровень познавательного развития и самостоятельности | Беседы, наблюдение | Май |
10.Список используемой литературы
- Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
4. Интернет - ресурсы
5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., 1990.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
8. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
9. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2007.
10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985.
11. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 1990, - 174, [1] с. - (Педагогика - родителям).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского союза Н. И. Сирина»
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Русская матрешка»
Воспитатель: С.А. Поварницына
с.п. Сергино, 2023г.
Паспорт проекта «Русская матрёшка».
Тип проекта: познавательно – творческий
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный с января по март
Возраст: 5-6 лет
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.
Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.
Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.
Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи проектной деятельности:
- Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
- Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография,.
- Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
- Материально-техническое:
Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:
- Сюжетно – ролевые игры: «Музей народной игрушки», «Магазин «Сувениры», «Завод изготовления матрешек», «Ярмарка».
- Уголки: Уголок ряжения (платочки, фартуки, ленты и др.), кукольный уголок (куклы, одежда и наряды для кукол);
- Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек».
- Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.
- Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
- Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями по теме проекта.
- Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке: В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»
- Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
- Прочие материалы и оборудование:, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
Дети буду иметь знания и умения:
- Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
- Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
- Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.
- Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
- У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
- Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
- Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Гипотеза проекта: если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др.), ценить матрешку как культурный символ России.
У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)
Формы реализации проекта:
- непосредственно – образовательная деятельность
- прогулки
- наблюдения
- чтение художественной литературы
- совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)
- художественная деятельность
- рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций
- самостоятельная игровая деятельность детей
- трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)
Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДО, внутри группы
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный:
1.Определение темы проекта
2.Формулировка цели и определение задач
3.Подбор материалов по теме проекта
4.Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.
5.Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов
6.Изучение методической литературы, сбор информации.
7.Составление плана основного этапа проекта
II этап – основной
1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2.Познакомить детей с историей матрёшки.
3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4.Игровая деятельность.
III – этап заключительный
1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями.
2.Оформление экспозиции мини-музея «Русская матрёшка».
3.Презентация проекта
4. Выставка: «Семейная матрёшка».
5.Итоговое мероприятия: праздник «День рождение матрёшки»
Содержание проектной деятельности.
Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.
- Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)
- Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
- Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
- Совместно с родителями:
- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.
- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».
Вид деятельности, формы работы | Задачи |
I. Прогулки. | 1. Расширять кругозор детей об окружающем мире, дать понятие, что природный материал может служить для изготовления различных игрушек (н-р, дерево для народных игрушек - матрешек и др.) 2. Учить составлять творческие рассказы о том, как мастера готовят материал для изготовления матрешки. 3. Развивать речь, мышление, фантазию, расширять словарный запас. 4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. |
II. Наблюдение (на прогулке): 1. За деревьями | 1. Расширять кругозор о деревьях, их особенностях и внешнем виде, пригодных для изготовления деревянных игрушек (матрешки). 2. Вызвать эмоциональный отклик на чувство сопричастности к окружающему миру. 3. Воспитывать чувства доброты, бережного и заботливого отношения к природе. |
3. За играми детей на прогулке. | 1. Дать понятие о том, что на прогулке играть можно с игрушками из пластмассы, дерева, металла, но игрушки народного промысла в играх во время прогулки использовать нельзя. 2. Расширять кругозор детей о том, что можно использовать природный материал (снег, песок и др.) для постройки (н-р, матрешки из снега , песка и др.). 2. Учить строить матрешку из песка, используя для украшения кусочки ткани, цветные ленты, бросовый материал.. 3.Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, коммуникативные способности в ходе совместной деятельности. |
III. Игровая деятельность (совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность)
1. Нарисуй на песке ( матрешку. 2. Постройка из песка «Матрешка - красавица», «Дружная семейка матрешек».
1. Мы – матрешки. 2. Мы – веселые матрешки 3. Раз – матрешка, два – матрешка…
1. «Бегите к матрешке» 2. «Раз, два, три матрешечку найди» 3. «Шли матрешки по дорожке» 4. Добрось мяч до матрешки 5. «Матрешки и карусели»
1. «Матрешечка - матрешка» 2. «Мы – веселые матрешки» 3. «Самовар» 4. «Аленький платочек» 5. «Русская красавица»
1. «Назови ласково» 2. «Закончи предложение» 3. «Кто больше слов скажет?» 4. «Только слова о матрешке» 5. «Опиши матрешку»
1. «Магазин «Сувениры» 2. «Музей народной игрушки» 3. «Завод изготовления матрешек» 4. «Ярмарка» | 1. Закреплять знания об использовании природного материала для постройки. 2. Развивать речь, мышление, память, фантазию, воображение, творческие способности, художественно – эстетический вкус. 3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости. 4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам. 1.Способствоать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения. 2. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь. 3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно. 1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. 2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание). 3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей. 1. Учить детей играть согласно слов и правил игры. 2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции. 3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками. 1. Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова. 2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь. 3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия. 1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли. 2. Учить отображать в игре трудовую и общественную деятельность взрослых (мастеров, народных умельцев, художников, продавцов, покупателей и др.) 3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно. 4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к сверстникам. |
IV. Непосредственно – образовательная деятельность
| 1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки, музея матрешки в Москве. 2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам. 3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса. 4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества. |
| 1. Познакомить с видами, росписью матрешек на Руси. 2. Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства. 3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа. 4. Прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам. |
| 1. Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке. 2. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие. 3. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников. |
| 1. Расширять кругозор о видах матрешки, использовании различных материалов при изготовлении, использовании матрешки в жизни человека. 2. Развивать мышление, познавательный интерес, диалогическую речь, коммуникативные способности, воображение. 3. Воспитывать доброжелательность, целеустремленность, ответственность, уважение к сверстникам и взрослым. |
| 1. Вызвать у детей позитивный, эмоциональный настрой на разучивание нового танца - «Хоровод матрешек». 2. Развивать чувство ритма, такта, музыкальное восприятие, используя народные инструменты (деревянные ложки). 3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. |
V. Ознакомление с художественной литературой. Разучивание стихотворений, частушек, загадок о матрешках. | 1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения. 2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке. 3. Развивать память, мышление, речь. 4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия. |
VI. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)
(изодеятельность)
| 1. Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки. 2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.) 3. Учить выкладывать узор. 3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками,красками. 5. Развивать творчество, воображение, фантазию. 6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки. |
VII. Трудовая деятельность: - трудовые поручения - самообслуживание - коллективный труд - дежурство | 1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.) 2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий. 3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столовой. 4. Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников. |
VIII. Взаимодействие с родителями:
«Что мы знаем о русской матрешке?», «Русская матрешка – потенциал развития ребенка». | 1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта. 2. Приобщать родителей к воспитательному процессу. 3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми. 4. Создать эмоциональный настрой. |
Итог работы над проектом:
В результате работы над проектом у детей:
1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.
2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;
3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;
4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.
5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;
Итог проекта:
В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.
В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.
Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
http://dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor - «Матрешка - история любимой русской куклы»
http://www.vipdoll.ru/ - «История матрешки. Технология изготовления»
http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/ - «Русская матрешка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по формированию целостной картины мира "Русская матрешка"
Формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке....
НОД по социальному миру для детей сарашего дошкольного возраста "Русская матрешка"
Знакомит детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия); формирует интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке; дает возможность детям ощутить радость, любов...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Эх, русская матрешка"
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект ОД по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром. Тема: «Русская матрешка». (Открытое мероприятие. см. ВИДЕО)
Цель: Сформировать у детей представление о народной игрушке – матрешке, как символе нашей страны, традиционном русском сувенире....
Конспект ООД в средней группе. Познание.Формирование целостной картины мира. Тема " Знакомство с русской матрешкой"
Уже с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с истоками народного промысла.Данное занятие поможет познакомить ребят с историей возникновения русской матрешки....
План - конспект по ознакомлению с окружающим миром "Русская матрешка"
Беседа о символике нашей Родины...
Конспект СООД по формированию целостной картины мира с использованием здоровьесберегающих технологии на тему: «Русская матрешка» для детей младшего возраста
Цель:формирование представлений детей о русской матрешке.Задачи:1. Расширять знания детей о русской матрёшке, дать представление о её внешнем виде, как и из чего изготовлена.2. Воспитывать л...