Конспект ОД по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром. Тема: «Русская матрешка». (Открытое мероприятие. см. ВИДЕО)
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: Сформировать у детей представление о народной игрушке – матрешке, как символе нашей страны, традиционном русском сувенире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_russkaya_matreshka.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром.
Тема: «Русская матрешка»
Составила воспитатель Попова Т. А., 1кв. категория.
Цель:
Сформировать у детей представление о народной игрушке – матрешке, как символе нашей страны, традиционном русском сувенире.
Задачи:
- Образовательные
- Познакомить детей с историей создания первой русской матрёшки.
- Дать представления о разнообразии матрешек и различных видах росписи матрешек.
- Закреплять приобретенные навыки.
2. Развивающие
- Развивать у детей познавательный интерес к народной игрушке – матрешке.
- Продолжать развивать связную речь, мышление, воображение.
- Развивать творческую фантазию, инициативность при украшении матрешек готовыми элементами.
3. Воспитательные
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, любовь к народному искусству, национальным культурным традициям.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, практический, игровой.
Оборудование:
Деревянные куклы-матрешки, плоскостные матрешки. Сюрпризная коробка, приглашение. Фотографии первой русской матрешки и японской деревянной куклы Фукурума. Сладости. Заготовки для украшения матрешек. Косыночки, кепки., деревянные ложки. Магнитофон. Аудиозаписи.
Предварительная работа:
Изготовление плоскостных матрешек и заготовок для росписи.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, проходите, посмотрите, сколько у нас в группе гостей. Давайте с ними поздороваемся, и я вас им представлю.
Это наши дети, самые лучшие на свете.
Они очень любят, играть, рисовать, петь и танцевать
Они очень весело смеются и просят вас улыбнуться.
Давайте улыбнёмся друг другу.
Воспитатель:
Ребята, вы любите сюрпризы? (ответ детей).
( достает красивую коробку)
У меня для вас сюрприз, одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
(матрешка)
Воспитатель:
вы угадали, это матрешка (достает матрешку).
А, что у нее в руках? Какое-то письмо. Давайте прочитаем?
(воспитатель читает письмо, прикрепленное к матрешке)
«Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки. Вы меня узнали без сомненья, да, меня Матрешкою зовут. Принесла я вам сегодня приглашение - от матрешек, они вас в гости очень ждут».
Пойдем в гости к матрешкам? (ответ детей)
Ребята, давайте встанем в круг,
На минутку закроем глазки
И окажемся у матрешек в сказке,
Пока буду я считать, нельзя глазки открывать.
1,2, 3, 4, 5 пора глазки открывать.
Вот так чудеса, мы попали к матрешкам в гости. Посмотрите, какие они? (ответы детей. Воспитатель дополняет) красивые, нарядные, расписные.
Цветастые платья,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячутся дочки.
(показывает детям разных матрешек)
Сегодня матрёшку знают во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Как называется страна, в которой мы живем? (ответ детей - Россия)
Давайте присядем на стульчики, и вы мне расскажите, что вы знаете о русской матрешке,
(рассказы детей, стихи о матрешках и др.)
Воспитатель:
(рассказ сопровождается показом фотографий):
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрешки. Около ста лет назад привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был добродушный лысоватый старичок с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий, внутри которого помещалась вся его семья. И звали его Фукурума.
Игрушка очень понравилась нашему художнику Сергею Малютину, и он решил сделать такую же для русских детей. Изготовить свою небывалинку он заказал токарю Михаилу Звездочкину. Так появилась розовощекая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, платке с цветами. Правой рукой она прижимала к себе черного петуха. Почему игрушку назвали матрешкой, да потому, что имя Матрена было самым распространенным на Руси. Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше. Так родилась в старинном русском городе Загорске, а ныне этот город называется Сергиев Посад первая русская матрешка.
Сегодня появились самые разнообразные матрешки – персонажи из произведений известных писателей и народных сказок. Стали появляться матрешки-мужчины.
А как вы думаете, из чего делают матрешек? (Ответы детей)
Правильно, матрёшек делают из дерева липы, берёзы, ольхи или осины. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. Узор, нанесенный на матрешку, называется роспись. После того как матрешку расписали, ее покрывают лаком.
А чем отличаются матрешки друг от друга? (Ответы детей)
Матрешки отличаются формой, размером, росписью.
Как вы думаете, а что можно узнать по росписи матрёшки? (Ответы детей).
По росписи можно узнать, откуда матрёшка родом, какие мастера её расписывали.
Воспитатель:
Есть самые известные матрешки - Семеновская, Загорская и Полхов-Майданская.
Давайте посмотрим на наших матрешек. Чем же эти матрешки отличаются друг от
(Воспитатель помогает детям с ответами).
Воспитатель:
Эта матрешка из г. Семенов. В этом городе есть центр росписи матрешек, отсюда и название. Особенность росписи Семеновской матрешки в том, что весь фартук этой матрешки занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. Ротик бантиком, на щеках малиновый румянец. Какие самые основные, яркие цвета вы видите?
Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый.
Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка.
Эти матрёшки всегда в сарафанах расписных , кофточка на них с вышивкой, на голове...
Дети: Платок.
Воспитатель:
А поверх сарафана…
Дети: Фартук.
Воспитатель:
Эта матрешка хозяюшка. Что у нее в руках?
Дети: горшочек.
Воспитатель:
На Загорской матрешке какие основные цвета?
Дети: красный, зеленый, синий, желтый.
Воспитатель:
И третья матрёшка из села Полхов-Майдан.
Из Полхов-Майдана матрешка
стройнее и строже немножко.
Цвет любит малиновый, алый.
Вся в маках красы небывалой!
У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы меня внимательно слушали и узнали какие матрешки самые известные. А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Мы веселые матрёшки».
Подойдите ко мне, встанем в круг, что бы всем было удобно.
Проводится игра «Мы веселые матрёшки».
Мы – веселые матрешки (шагают на месте)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки. (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
В сарафанах ходим пестрых. (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Мы похожи, словно сестры. (указательные пальцы приложили к щечкам)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Завязали мы платочки. (Наклоны головой влево - вправо)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки. (потереть щечки)
Ладушки, ладушки! (хлопают в ладоши)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, здесь спряталась целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга.
Матрешки очень яркие, красивые, веселые, но чего-то им не хватает. (ответы детей).
Действительно, у них совершенно чистые, белые фартуки. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую. А чтобы лучше отличать сестричек - матрешек друг от друга, мы их украсим, каждый на свой вкус. (Дети садятся за столы).
Проводится физкультминутка:
Прежде, чем матрешек украшать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Пальчиками поиграли,
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Воспитатель:
Подбирайте цвета узоров так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.
Звучит русская народная мелодия в записи, дети начинают украшать матрешек.
По окончании работы дети аккуратно расставляют своих матрешек на доске.
Воспитатель:
Какие яркие, веселые, нарядные матрешки у вас получились!
Вы славно потрудились, а теперь, мастера и мастерицы, можно и повеселиться, ведь делу время, а потехе - час! И сейчас мы в пляс пойдем, хоровод мы заведем. А для этого нам надо принарядиться и в матрешек превратиться.
Вместе с воспитателем исполняется танец с ложками «Хлоп-хлоп ложки, топ-топ ножки»
Воспитатель:
Ребята, вы славно повеселили наших матрешек, и они вам дарят вкусные сладости. А теперь пришла пора попрощаемся с матрешками, нам пора возвращаться в нашу группу.
На минутку закроем глазки,
И вернемся домой из матрешкиной сказки.
Пока буду я считать, нельзя глазки открывать.
1,2, 3, 4, 5 пора глазки открывать.
Вот мы и в нашей группе. Вам понравилось наше путешествие? У кого в гостях мы сегодня были?
Что нового вы узнали? А, что вам запомнилось больше всего?
(Ответы детей).
Спасибо вам, ребята, на этом наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к занятию по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром, миром природы "Звезды"
Задачи: познакомить детей с профессией людей, занимающихся изучением космического пространства, со звездами, связанными с ними народными приметами и загадками, сообщить ребятам названия некоторы...
Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением/социальным и природным миром . Тема: «Дежурство в уголке природы»
Знакомство детей с4-х до 5-ти лет с особенностями дежурства в уголке природы....
Конспект занятия НОД Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением/социальным миром в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет. «23 февраля-день рождения Российской армии»
Дать детям представления об армии, о родах войск, о том, что 23 февраля - день рождения Российской армии....
Конспект Совместной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением социальным и природным миром. Тема: «В гости к хозяйке луга»
Обогатить и закрепить знания детей о насекомых...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением, с миром природы в старшей группе «Лето красное пришло!»
Данный учебный материал должен помочь детям старшего дошкольного возраста:- развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период; - развивать память, мышл...
Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет "
Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет "...
Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет "
Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет " поможет проводить образовательную деятельность с использованием видео и ауд...