Проект "Колыбельная - первая песня жизни"
проект
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Колыбельная - первая песня жизни | 600.17 КБ |
Презентация | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образования
«Методическая разработка - 2019»
ПРОЕКТ
«Колыбельная – первая песня жизни»
Автор: Исламгалеева Гульнара Маратовна
музыкальный руководитель
МКДОУ ДС № 1 п. Увельский
2019 год
Паспорт проекта
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: март 2019 года.
Руководитель проекта: музыкальный руководитель Исламгалеева Г.М.
Участники проекта: дети младшей и старшей разновозрастных групп, родители воспитанников, воспитатели младшей и старшей разновозрастных групп.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта:
Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. По результатам опроса родителей современные мамы редко поют колыбельные в силу разных обстоятельств: незнания текстов, неумения и отсутствия желания петь. Они плохо знают о роли колыбельной в жизни ребенка. Между тем хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. И поэтическое слово по-прежнему способно воздействовать на ребенка, хотя он ее не способен понимать его смысла. Но ласковая интонация голоса матери, пение ею колыбельных песен внушают ребёнку чувство уверенности, защищенности от беды. Он купается в ласке, ощущает близость к матери, ее нежность и любовь.
Цели проекта:
- воспитание интереса к русскому народному творчеству и быту через колыбельные песни;
- узнать больше о колыбельных песнях, о воздействии их на ребенка;
- развитие творческих способностей, развитие воображения, памяти детей;
- воспитания у детей нежности, доброты, уважения к колыбельной песне и чувства заботы о младших братишках и сестрёнках.
Задачи проекта:
- формирование знаний детей о традициях русского народа;
- развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
- дать представление об истории возникновения колыбельной песни, ее разновидностях;
- изучить истоки колыбельных песен, их содержание и влияние на ребенка;
- развивать артистические и музыкальные способности детей.
Гипотеза проекта:
От того, какие песни пела ребенку мать, и как часто, зависит в будущем духовный мир человека.
Ожидаемый результат:
- сформированность познавательного интереса у детей и родителей к изучению
традиций русского народа, развитие творческих способностей и творческого
восприятия у детей и родителей;
- включение известных детям произведений в игровую деятельность.
Ресурсы проекта:
- Нормативно-правовые:
- Федеральный закон «Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года: Федеральный закон принят Госдумой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://news.sfu-kras.ru/node/11515;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/
- Устав МКДОУ № 1 (новая редакция) утверждён Постановлением Администрации Увельского муниципального района № 1257 от 07.12.2015;
- Кадровые: воспитатели, музыкальный руководитель, родители);
- Материально-технические: ноутбук, синтезатор, музыкальный центр, проектор, цветной принтер, картон цветной, бумага «Снегурочка»;
- учебно- методические: картотеки песен, картинок;
- информационные: интернет-портал.
Результаты - продукты проекта:
- Консультация для родителей «Колыбельные песни в жизни ребёнка» (Приложение 3);
- Беседа с детьми «Первая песня мамы» (Приложение 4);
- Развлечения для младшей разновозрастной группы с участием детей старшей разновозрастной группы «Бабушкин сундучок» (Приложение 5);
- ЛЭП бук «Баюшки-баю» (Приложение 6);
- Аудиотека «Эти разные колыбельные»;
- Презентация проекта с фотоотчетом о проделанных мероприятиях.
Этапы проекта:
I. Подготовительный:
- определение темы, актуальности, проблемы, задач проекта;
- изучение литературы по данной теме;
- изучение опыта ведения проектной деятельности;
- проведение анкетирования родителей по теме «Колыбельные песни» (Приложение 1);
- обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств, необходимых для реализации проекта;
- поручение родителям – изготовить деревянную колыбельку для куколки;
- согласование совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя в подготовке развлечения для младшей разновозрастной группы;
- составление сценария и определение репертуара для развлечения;
- прослушивание колыбельных песен в группе с музыкальных дисков;
- просмотр репродукций картин русских и зарубежных художников по теме.
I.I. Истоки колыбельных песен
Колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя и дополняя. И поэтому колыбельная песня рождается как бы заново. Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы. Колыбельные песни – это не только снотворное для малыша, но и его оберег. Согласно древним традициям для каждого младенца создавалась своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняла сама мать. А потом данная песня всю жизнь служила ему оберегом. Слова и мелодии защищали ребёнка от злых духов, от бессонницы, болезней. Эти песни наполнены любовью, добротой. Они похожи на сказку.
В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев - колыбель. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Колыбель совершает плавные и ритмичные движения по направлениям “вверх – вниз”, “вправо – влево”, “назад – вперед”. Издавна было подмечено, что при определенном ритме покачивания младенец быстро успокаивается и засыпает. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания - колыбели. Также в народном обиходе было и название «байка» - от глагола «байкать» - укачивать, баюкать, усыплять. Люди примечали, что в пути, при ритмичном движении, покачивании, ребенок быстро засыпает. Колыбель подвешивали на шесте (очепе), чтобы удобно было качать, вешали возле материнской постели.
Покачивая колыбельки, матери припевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые, успокаивающие, монотонные песни. Так создалась форма колыбельной песни. Детишки легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песен маленький человечек начинает познавать окружающий его мир.
В народе дорожили колыбельным мастерством, передавали его из поколения в поколение. Собиранием и изучением колыбельных песен занимались фольклористы, этнографы, врачи, педагоги, начиная с первой половины 19 века.
Колыбельная песня предназначалась не только для того чтобы успокоить и ввести ребёнка в состояние сна - она была и способом знакомства младенца с окружающим его миром. Это первые словесные, музыкальные произведения, которые взрослые исполняли для детей. Тексты песен как бы сотканы из существительных и глаголов, в песню вводилось преимущественно то, что ребенок может воспринять органами чувств. Исполнялись колыбельные песни нежно, негромко.
Колыбельные пела не только мама. Бабушка, дед, старшие братья, сестры с давних пор выговаривали в песне добрые пожелания самому младшему в семье. Выговаривали свою любовь к нему, свои заботы.
В колыбельных песнях отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного, весь мир матери, характер ее чувств, заботы и тревоги, все то, чем она живет, и эпоха, в которой она живет.
I.II. Исследования учёных, психологов, педагогов о значении и влиянии на ребенка колыбельной песни
К вопросу значения и влияния колыбельной песни обращались многие учёные, исследователи, психологи, педагоги. Среди них В. В. Головин, А. Н. Мартынова, О. И. Капица, М. Н. Мельникова и другие. Многие из них считают, что колыбельная песня формирует первый словарный запас ребёнка, даёт представления об окружающем мире.
Головин В. В. отмечает «В представлениях традиционного общества, именно колыбельная песня как постоянно воспроизводимый песенно-словесный ритуал, ежедневно закрепляет, определяет и стимулирует правильное и безопасное развитие нового человека» [3]. В. В. Головин подчеркивает два свойства колыбельной, которые способствуют обучению и овладению языком: «Функция успешно реализуется благодаря психофизиологическому состоянию ребенка в момент усыпления. Многие психотехники используют момент перехода от бодрствования ко сну как состояние повышенной естественной внушаемости. Ограниченный репертуар текстов (сюжетов) жанра, заключающих в себе одну содержательную систему обозначений, повторяется адресату изо дня в день в течение длительного времени. Процесс восприятия переходит в процесс узнавания и распознавания» [3].
Видный исследователь А. Н. Мартынова доказала магический характер колыбельной песни, защищающий ребёнка о т бессонницы и болезней. Она выделяет такие группы песен как: императивные, содержащие пожелания ребенку и др. существам, требования к ним, а также пожелания ребенку смерти; повествовательные, в которых сообщается о каких-то фактах, содержатся бытовые зарисовки, или небольшой рассказ о животных, что несколько сближает их со сказками. Можно выделить несколько типов повествовательных колыбельных: о ребенке, о людях, о животных, о птицах; заимствованные из других жанров; литературного происхождения. Таким образом, А. Н. Мартынова считает, что в древней Руси колыбельную понимали, как заговор, оберег, молитва матери о благополучии своего малыша.
Однозначного определения понятия «колыбельная песня» нет. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой можно увидеть такую трактовку данному понятию: «колыбельная песня — небольшое музыкальное вокальное лирическое произведение» [8]. Этот музыкальный жанр имеет умеренный ритм и монотонное напевание, что помогает укачивать, убаюкивать ребенка.
Ученые утверждают, что информация, которая приходит во время сна, откладывается в подсознании человека и влияет на его дальнейшую жизнь, на то, как он будет относиться к различным событиям, к печалям и радостям. Поэтому очень важно, чтобы слова колыбельной содержали тему счастья, тему любви родных людей к малышу. Это играет большую положительную роль в том, как будет складываться судьба подрастающего человека в дальнейшем. Проводились исследования путём измерения биоритма мозга детей, в то время когда они слушали колыбельные песни. В ходе этих экспериментов выяснилось, что колыбельные влияют на работу правого полушария мозга, то есть, на эмоциональную сферу и подсознание, а также отмечалась высокая частота в диапазоне дельта — ритма, это ритм такого состояния мозга, когда человек, как губка впитывает информацию, что приводит к развитию творческих способностей человека.
Очень важно в колыбельной песенке произносить имя ребёнка, что благоприятно для его развития, так как, неоднократное повторение имени даёт осознание ребёнку самого себя.
Ой, баюшки-баюшки,
В огороде заюшки
Травушку щипают,
Маринку забавляют.
А Марина умная
Да очень разумная.
Спи-усни, спи-усни,
Крепкий сон тебя возьми.
В колыбельных содержатся ласковые слова: котик, волчок, травушка, зоренька, солнышко. Таким образом, с первых месяцев жизни начинается развиваться речь ребенка, накапливается словарный запас, работает фонематический слух.
Ребёнок слышит родную речь с пелёнок. Ребёнку постоянно присваивают положительные действия — вырастешь большой, будешь хороший, добрый, сильный, будешь делать то, и не будешь делать это. Перед юным слушателем выстраивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он создаст семью, будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Здесь ему прививают нравственные качества — его взаимоотношения со сверстникам и старшим поколением.
Известный исследователь колыбельных песен И. С Карабулатова, отмечает в своих работах, что у сибирских народов именно через колыбельные идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. Это справедливо и по отношению к колыбельным песням других народов. Ведь считали, что младенческий возраст — самый благоприятный для формирования нравственных основ. Исполняя перед сном песню, мать закладывает определённый поведенческий стереотип сына или дочери, принятый в обществе:
Баю — баюшки — бай — бай
Спи-ка, Ваня, засыпай.
Поскорее вырастай,
По работе привыкай,
Тёте с мамой помогай.
Баю — баюшки — бай — бай,
Когда вырастешь большой,
Пойдешь в поле за сохой
Будешь жить поживать.
Не лениться работать!
Баюшки — баю.
Знакомство с колыбельными песнями продолжается в дошкольном возрасте. В раннем и младшем возрасте на музыкальных занятиях дети слушают колыбельные песни с демонстрацией картинок, им рассказывают о характере песни. Малыши качают кукол, мишек, зайчиков. Они с удовольствием изображают укладывание игрушек, да ещё будут подпевать взрослому «Баю-Баю» и т. д.
В старшем же дошкольном возрасте дети могут самостоятельно, индивидуально исполнять колыбельные песни и инсценировать их как на занятиях музыкой, так и в самостоятельной деятельности. Здесь важно донести всю ласковость и напевность, мелодичность, теплоту, интимность исполнения этого жанра. Важной задачей здесь будет постановка дикции. Многие дети отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким проговариванием слов, «проглатыванием» окончаний или замедленной манерой произношения слов. Так как колыбельные лаконичные и четкие по форме, глубокие и ритмичные, следовательно, повторяя их, дети преодолевают недочеты речи. Главное влияние пения колыбельных на детей именно старшего дошкольного возраста — развитие гибкости и подвижности речевого аппарата, формирование правильного произношения звуков, освоение интонационных богатств и различного темпа речи. Понравится детям и озвучивание колыбельных песен музыкальными инструментами:
Ночь пришла, (играет металлофон-глиссандо)
Темноту привела, (звучит бубен)
Задремал петушок, (играет металлофон-глиссандо)
Запел сверчок. (звенит колокольчик)
Вышла маменька, (играют ложки хохломские)
Закрыла ставеньку. (играет трещотка)
Засыпай, (звучат маракасы)
Баю-бай. (звучат маракасы).
Воспитательные и образовательные ресурсы несёт с собой такой мощный музыкально-народный жанр как колыбельная песня. Она играет значимую роль в формировании личности ребёнка — дошкольника, влияет на линию его жизни. Использование колыбельной песни в дошкольном возрасте — это неисчерпаемый источник многогранных возможностей для педагогов и родителей в воспитании детей.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод - дети, которым в детстве мамы пели колыбельные песни более послушны, спокойны,
более развиты интеллектуально, у них более развита память, развиты вкус, музыкальность, ощущают любовь окружающих, осознают свою значимость.
I.III. Тематика колыбельных песен
Колыбельные песни дают детям первые уроки послушания и добродетели. В их основе всегда был авторитет родителей. Больше всего колыбельных о природе, о труде. Все живое в природе постоянно трудится. Но, рассказывая о работе земледельца и рыбака, пастуха и кузнеца, о труде зверя и птицы, колыбельные все – таки желали детям прожить жизнь по возможности с веселой душой.
Пели песни в основном мамы и бабушки. Самый необходимый дар мамы, бабушки – это терпение. Терпение – это вера в собственные силы. Терпение и любовь к детям по-особому окрашивают содержание колыбельных. Они могут выражать идеальные мечты о совершенном человеке, такие колыбельные вобрали в себя народный опыт, знания, и представления о прошлом и мечты на будущее.
Нередко они делятся на колыбельные для мальчиков и колыбельные для девочек. Так передается идеал мужчины и женщины, выработанные народами на протяжении веков. Мужчина – физически здоровый, трудолюбивый, честный, смелый, выносливый. Женщина – красивая, ласковая, отзывчивая, трудолюбивая, скромная, добрая.
Колыбельная поэзия каждый раз возвращает слушателя к его «малой родине»: к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека.
А почему в гости к малышам вместе с колыбельными песнями приходят образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон? По мнению старых людей, это невидимые существа, обитавшие где-то рядом с человеком. Матери верили, что именно Сон, Дрема и Угомон, вызванные ими, приносят покой, здоровье ребенку:
Уж ты глазоньки зажми,
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Сам покрепче усни.
Колыбельная песня все время создает образ покоя, тишины:
Бай-бай-бай,
Бай-бай-бай,
Ты, собаченька, не лай,
И гудочек не гуди,
Нашу Машу не буди.
Когда мама укладывала малыша, то пела ему о благополучной жизни:
Баю-баюшки-баю,
Живет старик на краю,
Он не беден, не богат,
У него много ребят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу ложками едят,
Кашка масленая,
Ложка крашеная.
Вот вырастет этот паренек, что лежит в зыбке, станет настоящим мужиком:
Спи, Ванюша, спи, родной,
Спи, Ванюша, спи, усни,
Будет пора – мы разбудим тебя.
Будешь, Ваня, ты большой,
Будешь рыбку удить,
И тетерку ловить,
Будешь лес ты рубить,
Папку, мамку кормить.
И качает мать зыбку, и качает, а уйдет – садится няня (это могла быть или бабушка, или сестра, или соседская девчонка) и поет свою песню:
Я качаю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушка дрова рубить,
Бабушка коров доить.
Особенно неоценимы колыбельные песни в период болезни, когда малыши больше всего нуждаются в материнской заботе. Мамы стараются как можно дольше держать больного на руках и петь:
Бедный мальчик весь в огне,
Все ему неловко.
Ляг на плечико ко мне,
Прислонись головкой.
Я с тобой похожу,
Крепко, нежно обниму,
Будешь завтра ты здоров,
Будешь петь и танцевать,
И сестренку обнимать.
Главным персонажем колыбельных песен очень часто является кот. Он живёт в избе, у него мягкая шёрстка. Кота изображают подробно с его внешними признаками, повадками, привычками. Он быстро определяет благоприятное место в доме, где можно поставить колыбель. Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель. Прежде чем впервые положить в люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало (и продолжает жить по сей день) общенародное поверье, что кот – большой друг домового (подлинного хозяина дома), и поэтому, если кота не обижать, то он “при случае” непременно доложит "дедушке" (домовому) о “доброте хозяйской”, а уж "дедушка" наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой.
Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать,
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Птицы в древнеславянском мировоззрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
Примерная систематизация и объединение по темам колыбельных песен:
- «Засыпай» (песни убаюкивающие)
- «После теплого парку» (песни, которые пели после купания)
- «Вырастешь большой» (песни о будущем)
- «Котик», «Гуленьки», «Заиньки», «Сон и дрема» (песни с персонажем)
- «Рай» (песни о хорошей жизни)
- « Ушел отец за рыбою» (песни о занятости родителей)
- «Будешь завтра ты здоров» (песни для заболевших деток)
- «Страшилки» (Бука, Бабай, цыган).
I.IV. Анализ анкетирования родителей
В анкетировании по теме «Колыбельные песни» приняло участие 18 родителей. Судя по результатам ответов, можно сделать вывод, что не все родители знают колыбельные песни, хотя им их пели в детстве. Они осознают о необходимости пения колыбельных («да, нужно петь»).
В раннем детстве колыбельная присутствует в жизни детей, а уже в настоящее время не всегда. Это видно из диаграмм (Приложение 2).
На вопрос о влиянии колыбельных песен для детей затруднилось ответить более 80 % опрошенных.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что выбранная мной тема актуальна на сегодняшний день, а собранные материалы, результаты-продукты проекта будут востребованы для родителей воспитанников ДОУ.
II. Основной
№ | НОД – название мероприятий | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Речевое развитие: - чтение сказки С. Маршака «О глупом мышонке»; - чтение и заучивание наизусть потешек и колыбельных песен; - составление рассказа по картине С. Пети «Мать у колыбели». | 4.03.2019 7.03.2019 12.03.2019 | Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
2 | Художественно-эстетическое развитие: - просмотр картин русских и зарубежных художников «Мать у колыбели»; - рисование на тему «Спи, моя радость, усни»; - лепка «Колыбелька для ребенка»; - беседа о жанре колыбельной песни (Приложение 4) * слушание композиторских колыбельных песен (В.А. Моцарт «Колыбельная», Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко», «Спят усталые игрушки» А. Островского); * пение колыбельных песен «Колыбельная Медведицы» Е. Крылатова, «Сверчок» Р. Паулса, распевок «У кота воркота», «Спите, куклы» «Баю-баю-бай», попевок «Спи всю ночку», «Спи-ка, Ваня»; * пальчиковые игры «Все спят», «Этот пальчик хочет спать», «Зайка спит под кустом», «Дрёма»; * импровизация движений под музыку «Колыбельная Медведицы» Е. Крылатова, разучивание русских народных хороводов; * просмотр мультфильма «Колыбельные мира»; * проведение развлечения «Бабушкин сундучок» (Приложение 5) | 11.03.2019 11.03.2019 14.03.2019 12.03.2019 12.03.2019 14.03.2019 12.03.2019- 21.03.2019 14.03.2019- 21.03.2019 19.03.2019 21.03.2019 | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Музыкальный Руководитель, воспитатели |
3 | Социально-коммуникативное развитие: - проведение мастер- класса в группе по изготовлению колыбельки для куколки; - сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации: «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад», «Колыбельные песни для куклы», «Мамы укладывают детей спать». | 13.03.2019 1.03.2019 -31.03.2019 | Родители Воспитатель |
4 | Физическое развитие: упражнения на восстановление дыхания, упражнения для рук под колыбельные песни | 1.03.2019 -31.03.2019 | Воспитатель |
III. Заключительный
1. Создание консультации для родителей о традициях русской народной колыбельной песни, ее влияние на жизнь ребенка;
2. Создание памяток для родителей «Сонные песенки»;
3. Подбор аудиотеки «Эти разные колыбельные» на диске CD-R;
4. Выставка детских работ «Моя колыбелька»;
5. Проведение развлечения «Бабушкин сундучок»
6. Развитие педагогического мастерства: презентация проекта «Колыбельная – первая песня жизни».
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- разработать цикл занятий по данной теме;
- составить картотеки колыбельных песен, распевок, попевок для каждой группы ДОУ;
- публикация материалов по данной теме на сайте ДОУ и в педагогических изданиях;
- выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В. П. Аникин. — 2-е изд. — М.: Высш. шк., 2004.— 736 с.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. –М.: Музыка, 1986. – 110 с.
3. Головин В. В. Тихвинские колыбельные 1852 года: опыт структурно-функционального анализа / В. В. Головин // Тихвинский фольклорный архив. Исследования и материалы. — СПб.: 2000. — 156 с.
4. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор: учебное пособие / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. — М.: Флинта; М.: Наука, 2002. — 314 с.
5. Музыка: 1-й кл.: Учебник для четырехл. нач. шк. / Т.И. Бакланова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2005. – 126 с.
6. Ожегов С. И. и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М. ООО «ИТИ Технологии», 2008. — 944 с.
7. Потешки. Считалки. Небылицы / Сост. А. Н. Мартынова.— М.: Современник, 1997. — 365с.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/
9. Радынова О. П. Баюшки -баю. Слушаем и поем колыбельные песни. — М.: ВЛАДОС, 1995. – 46 с.
10. Устав МКДОУ № 1 (новая редакция) утверждён Постановлением Администрации Увельского муниципального района № 1257 от 07.12.2015 г.;
11. Федеральный закон «Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года: Федеральный закон принят Госдумой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://news.sfu-kras.ru/node/11515;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей «Колыбельные песни»
1. Знаете ли Вы колыбельные песни? (Да/Нет) __________________________
2. Если «Да», то какие колыбельные Вы знаете?_________________________
__________________________________________________________________
3. Откуда они вам известны? _________________________________________
__________________________________________________________________
4. Пели ли Вам колыбельные песни? (Да/Нет)__________________________
Если «Да», то кто? _________________________________________________
5. Пели ли Вы колыбельные песни своему ребенку в раннем детстве?(Да/Нет) _______________________________________________________________
Если «Нет», укажите причины (не знаю песен, нет времени, нет желания, не умею петь, другое) _________________________________________________
6 . Как часто Вы поёте колыбельные песни? (постоянно, иногда, очень редко) __________________________________________________________________
7. Нужно ли петь детям колыбельные песни? (Да/Нет/Не знаю) __________________________________________________________________
8. Известно ли вам о влиянии колыбельных песен на детей?
__________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты анкетирования родителей детей старшей разновозрастной группы
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Консультация для родителей
«Колыбельные песни в жизни ребенка»
«Песня матери - главная песня в мире:
начало всех человеческих песен»
Расул Гамзатов
Давно, очень давно родились колыбельные песни. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка. Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают. Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны. Ребенок быстрее забывает свои беды, когда его укладывают спать с лаской, именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок ещё не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы.
В настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни мы что-то невосполнимо теряем.
Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Поэтому для крохи колыбельная — не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его. Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.
Колыбельная - это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа-матери. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова - образы песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодии колыбельных, как правило, небольшого диапазона, удобны для интонирования. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.
Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска!). Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша.
Во время исполнения колыбельной своему ребёнку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее. Слушание колыбельных песен поможет детям, которые по разным причинам лишены живого материнского общения. Здесь уже речь идёт не столько о музыкальном развитии, сколько о формировании психоэмоциональной сферы человека, развитии его душевных качеств. Можно использовать аудиозаписи или петь вместе с исполнителем.
В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребёнка с пространством окружающего мира.
Каждая мать по своему опыту знает, как порой бывает нелегко уложить ребенка спать. Что только не делается для этого! Какие только изощренные манипуляции не придумываются родителями для того, чтобы «усыпить» своё чадо. А секрет достаточно прост: чтобы ваш ребёнок заснул, создайте ему те условия, которые вы желали бы для себя — приглушённое освещение, тихая музыка. Кроме того, испокон веков существовало универсальное «снотворное» средство для детей и взрослых — это колыбельные песни.
При помощи музыки мальчики и девочки познают глубину, тонкость, сердечность отношения человека к человеку. Пойте своим детям, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания. Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.
Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают весёлую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение. Недавно учёные провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким.
Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое.
Пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей. Колыбельные песни — это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.
Подарите своим близким и любимым колыбельные.
Еще не так давно существовала хорошая традиция укладывать спать малыша под колыбельную песню. На протяжении многих веков это было неизменно, но сейчас все чаще мамин голос заменяет звук телевизора, под который и засыпают современные дети. А между тем влияние колыбельных песен на ребенка очень велико и значимо. Почему же мамы перестали петь и чего могут лишиться дети?
Современные родители стремятся приобрести как можно больше чудо- игрушек для своего ребенка, между тем забывая, что ему порой просто необходимо тепло маминых рук, нежный голос особенно в конце дня, когда он также, как и вы ,устал и ему хочется чуть больше внимания и ласки.
Однообразное, монотонное пение помогает ребенку успокоиться и быстрее заснуть. И здесь не важно наличие у мамы музыкального слуха и вокальных данных, главное в этом деле - лирическое звучание, мягкое, душевное исполнение и любовь, вкладываемые в каждое слово, обращённое к своему ребёнку.
Слушая мамины колыбельные песни, ребёнок получает не только свои первые познания в музыке, но и первые уроки развития речи. В ответ на мамино пение он начинает по-своему гулить, что приводит в действие и развивает гортань -основной инструмент речевой деятельности. Под воздействием колыбельных песен развивается память ребёнка, которая запоминает повторяющиеся интонации, в результате чего малыш раньше начинает различать интервалы между отдельными словами. Это способствует тому, что ребенок лучше воспринимает содержание, и оно для него становится более понятным, а значит, и речевые навыки проявятся быстрее.
Текст народных колыбельных песен построен в основном из существительных и глаголов, которые характеризуют предметы и их движение. Довольно часто фигурируют повторы отдельных слов, сочетаний, слогов. Это обогащает словарь маленького ребенка, инстинктивно настраивает на желание повторить.
Влияние колыбельных песен важно также для развития мышления ребёнка. От того, какие песни пела ему мама, зависят характер маленького человека, его физическое здоровье, степень психологической устойчивости. В колыбельных песнях всегда утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места. Для полноценного развития малышу важно знать, что он желанен и любим, его мама - самая лучшая, а родной дом-самый теплый и уютный. Более того, в колыбельных песнях мама выстраивает окружающий мир вокруг ребенка, как бы противопоставляя всем опасностям внешнего мира теплоту и защищенность дома. Нежность, ласку, сердечность, задушевность, покой несут эти песни, они снимают излишнюю тревожность, возбуждение. Дети, которые не знали колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми, они чаще подвержены разным психическим расстройствам.
Дорогие мамы и папы! Как бы вы не устали, обязательно найдите несколько минут, чтобы спеть своему малышу колыбельную песню перед сном! Пойте колыбельные хотя бы до трех лет! Это поможет вашим детям вырасти уравновешенными и доброжелательными людьми. Колыбельная-это магия. Влиянием пения колыбельных на детей определяются самые сильные эмоции и чувства, такие как ласка, любовь, забота. Они рождаются в душах поющих и слушающих колыбельную. Сумейте же правильно воспользоваться этими чарами!
И в заключении предлагаю вам тексты колыбельных песен, с которыми ваши дети уже знакомы. Они также есть и в раздаточном материале «Сонные песенки»):
«Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка» музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая.
Что же ты, глупышка,
Не спишь?
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи скорей и ты,
Малыш.
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине
По седым, суровым
Морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи
Светят дальним
Кораблям.
Колыбельная песня «Спи, моя радость, усни!» музыка В.А. Моцарта, слова С. Свириденко
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Мышка за печкою спит,
Месяц в окошко глядит,
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Месяц на небе блестит.
Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
“Колыбельная Светланы” из кинофильма «Гусарская баллада» музыка Т. Хренникова
Лунные поляны,
Ночь, как день, светла.
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала:
В уголок подушки
Носиком уткнись.
Звёзды, как веснушки,
Мирно светят вниз.
Лунный сад листами
Сонно шелестит.
Скоро день настанет,
Что-то он сулит.
Догорает свечка,
Догорит дотла.
Спи, моё сердечко,
Ночь, как сон, светла.
Догорает свечка,
Догорит дотла.
Спи, моё сердечко,
Спи, как я спала.
Колыбельная «Спят усталые игрушки» музыка А. Островского, слова З. Петровой
Спят усталые игрушки,
Книжки спят,
Одеяла и подушки
Ждут ребят,
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Глазки закрывай,
Баю – бай…
В сказке можно покататься
На Луне,
И по радуге промчаться
На коне,
Со слонёнком подружиться,
И поймать перо Жар – птицы,
Ты ей пожелай –
Баю – бай.
Баю – бай, должны все люди
Ночью спать,
Баю – бай, назавтра будет
День опять,
За день мы устали очень,
Скажем всем – спокойной ночи,
Спи – засыпай,
Баю – бай.
За день мы устали очень,
Скажем всем – спокойной ночи,
Спи – засыпай,
Баю – бай.
Каждый знает, что по дому
В этот час
Тихо-тихо ходит дрёма
Возле нас.
За окошком всё темнее,
Утро ночи мудренее…
Глазки закрывай,
Баю-бай.
На мой взгляд, они очень мелодичные, нравятся детям, и они быстро под них засыпают.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Беседа «Первая песня мамы» с детьми 6-7 лет
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с особым жанром в музыке, с колыбельной песней. Что же это такое?
Колыбельная песня — один из древнейших лирических народных жанров. Это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Еще давно наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания - колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать). Колыбель - зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась верёвка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребёнком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.
Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в неё обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребёночка. Приведу пример такой колыбельной, которую мы с вами пели еще в младших группах, а вы мне подпевайте.
Звучит русская народная песня в обработке А. Метлова «Котя, котенька, коток». Дети вместе с воспитателем и музыкальным руководителем её исполняют.
Главные мотивы колыбельных песен - пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи.
Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх - вниз», «вправо - влево», «назад - вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Наш голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки - в такт друг другу. Кроме этого, размеренность колыбельных песен совпадает с частотой пульса и дыханием, оказывая на ребёнка успокаивающее и усыпляющее действие.
Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и
монотонная мелодия.
Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка - «лялей», «лялечкой», детей «лелеют».
Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады - Лели. Славянская Леля - это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать.
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
Птицы в древнеславянском мировоззрении - это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Ещё в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» - «сказитель», «рассказчик» и «байка» - «сказка». В старинных колыбельных есть ещё образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон.
О чем же рассказывалось в колыбельных песнях? Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.
Вырастешь большой,
Недосуг будет спать,
Надо работу работать,
Пахать, боронить,
В лес по ягоды бродить,
По коровушку ходить.
А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».
Технике исполнения колыбельных песен учили с детства. "Байкать" девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Таких нянь называли "байкалы", "байкальшицы", "баюкалки".
Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим репродукции картин русских и зарубежных художников на тему «Мать у колыбели».
Колыбельные бывают разные. Давайте познакомимся с типами колыбельных песен.
1) Народные, т.е. зародились они в народе и никто не знает, кто их придумал, у них нет конкретного автора. Вот некоторые из них.
«А баиньки-баиньки, купим сыну валенки…»
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
«Баю-баюшки-бай-бай!»
Поди, бука, под сарай,
Мого Ваню не пугай.
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куда хошь,
Мого Ваню не тревожь!
«Баю - баюшки – баю»
Баю - баюшки - баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Дашу не буди.
«Люли - люли – люленьки»
Люли - люли - люленьки!
Люли - люли - люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье...
Спи на здоровье!
Ребята, а давайте сами сочиним колыбельную, например, для плюшевого Мишки.
Баю, Мишка, баю-бай,
Глазки быстро закрывай.
Дам тебе я меду,
Целую колоду.
А теперь, кто попробует превратить её в песенку и спеть нам? (Несколько детей исполняют придуманную колыбельную, по-разному пропевая её и импровизируя).
2) Авторские, их сочинили конкретные поэты и композиторы. Их вы, наверно, точно слышали. Давайте некоторые из них мы послушаем:
- «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка» музыка Е. Крылатова;
- Колыбельная песня «Спи, моя радость, усни!» музыка В.А. Моцарта;
- «Колыбельная Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада» музыка Т. Хренникова.
А следующую колыбельную мы с вами споем: Колыбельная из программы “Спокойной Ночи Малыши” «Спят усталые игрушки» музыка А. Островского, слова З. Петровой.
Удивительным свойством колыбельных является повсеместность - их поют по всему миру. Нет такой страны, где бы матери не пели своим малышам колыбельных. Какой бы религии или традиции не придерживались люди, на каком бы языке не говорили, в их жизни есть место колыбельным песням.
Конечно, колыбельные народов мира отличаются, как отличаются и сами эти народы. Любая колыбельная песня – это не только способ общения между родителями и детьми, но и отображение ценностей своего народа. Такая песня не только успокаивает, но и воспитывает, даёт малышу понять, кто он, откуда его народ и каково его собственное место в этом народе.
Мы с вами посмотрим мультфильм студии «Метрономфильм» «Колыбельные мира».
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с колыбельной песней, узнали происхождение слов «колыбельная», «колыбель», познакомились с разными колыбельными песнями - и народными, и авторскими, из кино и мультфильмов, и колыбельными народов мира.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Развлечение
для детей младшей разновозрастной группы «Бабушкин сундучок» с участием детей старшей разновозрастной группы
Цель: Вызывать у детей интерес к слушанию колыбельных песен.
Воспитывать организованность, самостоятельно по желанию исполнять колыбельные песни в игровой форме.
Продолжать добиваться понимания смысла колыбельной и её ритмично исполнять.
Оборудование: деревянный сундучок, колыбель, кукла Таня, маска Кошки, цветные клубочки, ободки с ушками котят.
Ход развлечения
Дети заходят в зал под «Колыбельную» Т. Назаровой, на стульчиках «сидят» куколки.
Воспитатель: Горница у нас большая,
Да нарядная какая!
А в углу сундук стоит,
Что же он в себе хранит?
Я открою, посмотрю,
Вижу куколку одну.
Девочки, куколок берите,
Потанцуйте с ними, спать уложите.
Танец с куклами. «Колыбельная» С. Разоренова
Воспитатель: Ночь пришла,
Пора нам спать.
Мы ложимся на кровать.
На столе заснул зайчонок,
На комоде – медвежонок.
А на мамином диване
Куклы спят – Марина с Таней.
Только пес не хочет спать,
Охраняет он кровать.
Девочки танцуют с куклами, садятся на стульчики и поют песню «Баю-баю» музыка М. Красева, слова М.Чарной.
Воспитатель (открывает сундучок): Что ещё в нашем волшебном сундучке лежит? (достает маску кошечки и надевает на девочку из старшей группы).
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с Мамой -Кошкой.
Покружитесь-покружитесь
И в котяток превратитесь (детям надевают ободки « котята»).
С Мамой-Кошкой и детьми-котятами проводится игра «Кошка и котята» музыка В. Витлина.
Мама - Кошка: Вы мои котятки, а я ваша мама. Пора спать.
Мама - Кошка присаживается на корточки, ее окружают котята. Исполняется «Колыбельная» - все спят. На музыку «Игра» котята «просыпаются», бегают врассыпную и мяукают, а Мама-Кошка продолжает спать на корточках. С окончанием музыки котята прячутся от Мамы- Кошки - садятся на корточки и прячут лицо руками.
Мама-Кошка ходит, ищет их и поет песню «Серенькая кошечка» музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой, а по окончании песни зовет котят: «Где мои котятки?» Котята подбегают к Маме-Кошке и обнимают ее.
Воспитатель: Мне кажется, в нашем сундучке ещё что-то есть. Давайте посмотрим. (Достает клубочки). Наверно, бабушка вязала и клубочки там оставила. А давайте мы с ними поиграем.
Танец – игра «Цветные клубочки» под музыку «Ляли-поп» Беверли Роз и Джулиус Диксон.
Воспитатель: Молодцы! Весело играли, здорово плясали. А теперь опять покружимся и превратимся в ребят.
Воспитатель выносит колыбельку, в которой лежит куколка.
Воспитатель: Устала куколка, глазки слипаются,
А у ворот петушок кричит, заливается.
И собачка громко лает,
Нашей Танечке спать мешает.
Музыкальный руководитель: Бай-бай, бай-бай,
Ты, собаченька не лай,
Петушок, не кричи,
Нашу Таню не буди……
Воспитатель: Вот на печке котенок лапкой умывается. (Достаёт игрушку кота)
Позовём его на помощь,
Пусть он постарается.
Воспитатель сажает в колыбельку игрушку-кота.
Дети встают и ведут хоровод вокруг колыбельки со спящей куклой Таней и поют русскую народную песню в обработке А. Метлова «Котя, котенька, коток»:
Котя-котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Тане песни напевать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу,
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Платок беленький свяжу,
Тебе шейку повяжу.
Шубку новую куплю.
И сапожки закажу.
Баю, баю, баю, бай,
Ты скорее засыпай. (2 раза)
Дети под музыку покидают зал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Лэпбук «Баюшки-баю»
Разделы Лэпбука:
- Книжки-малышки с текстами колыбельных песен;
- Сочини сказку по картинкам;
- Собери пазл;
- Составь колыбельную из данных слов;
- Угадай колыбельную по ритму;
- Придумай мелодию к словам;
- Составь рассказ по картине;
- Пальчиковые игры перед сном;
- Памятка в помощь родителям «Сонные песенки»
- Аудиотека «Эти разные колыбельные»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Песня матери - главная песня в мире, начало всех человеческих песен» Расул Гамзатов
Актуальность Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. С овременные мамы редко поют колыбельные в силу разных обстоятельств, плохо знают о роли колыбельной в жизни ребенка. Между тем, хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. П оэтическое слово по-прежнему способно воздействовать на ребенка, а колыбельная песня матери внушает ребёнку чувство уверенности , любви и защищенности от беды.
Цели проекта: воспитание интереса к русскому народному творчеству и быту через колыбельные песни; узнать больше о колыбельных песнях, о воздействии их на ребенка ; развитие творческих способностей, развитие воображения, памяти детей; воспитания у детей нежности, доброты, уважения к колыбельной песне и чувства заботы о младших братишках и сестрёнках.
Задачи проекта : формирование знаний детей о традициях русского народа; развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений; дать представление об истории возникновения колыбельной песни, ее разновидностях; изучить содержание колыбельных песен; развивать артистические и музыкальные способности детей.
Гипотеза проекта От того, какие песни пела ребенку мать, и как часто, зависит в будущем духовный мир человека.
Этапы проекта : I . Подготовительный - определение темы, актуальности, проблемы, задач проекта; - изучение литературы по данной теме; - изучение опыта ведения проектной деятельности; - проведение анкетирования родителей по теме «Колыбельные песни»; - обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств, необходимых для реализации проекта; - поручение родителям – изготовить деревянную колыбельку для куколки; - согласование совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя в подготовке развлечения для младшей разновозрастной группы; - составление сценария и определение репертуара для развлечения; - прослушивание колыбельных песен в группе с музыкальных дисков; - просмотр репродукций картин русских и зарубежных художников по теме.
Этапы проекта : II . Основной: - чтение сказок, потешек и колыбельных песен, составление рассказов на заданную тему; - просмотр картин художников, рисование, лепка; - беседа , слушание и пение колыбельных песен, пальчиковые игры, импровизации движений под музыку, разучивание русских народных хороводов, просмотр мультфильма «Колыбельные мира», проведение развлечения «Бабушкин сундучок »; - проведение мастер- класса в группе по изготовлению колыбельки для куколки; - организация сюжетно-ролевых игр и игровых ситуаций: «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад», «Колыбельные песни для куклы», «Мамы укладывают детей спать».
Этапы проекта : III . Заключительный: - создание консультации для родителей о традициях русской народной колыбельной песни, ее влияние на жизнь ребенка и памятки «Сонные песенки»; - создание аудиотеки «Колыбельные песни »; - выставка детских работ «Моя колыбелька»; - проведение развлечения «Бабушкин сундучок».
Результаты проекта: - консультация для родителей «Колыбельные песни в жизни ребёнка»; - беседа с детьми « Первая песня мамы»; - развлечения для младшей разновозрастной группы с участием детей старшей разновозрастной группы «Бабушкин сундучок»; - Лэпбук « Б аюшки-баю»; - аудиотека «Эти разные колыбельные».
Колыбельная - это песня, адресованная малышу , находящемуся в состоянии перехода от бодрствования ко сну .
Слово "колыбельная" происходит от глагола " колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать ).
Выставка « Моя колыбелька»
Лэпбук «Баюшки-баю»
Общий вывод по работе Колыбельная песня, присутствующая в жизни ребёнка с раннего возраста, оказывает благотворное влияние на его развитие. Дети имеют более уравновешенный характер, у них выше уровень интеллектуального развития, они менее подвержены психическим расстройствам. Младенцы , которым поют колыбельные песни, раньше начинают произносить звуки, гулить, у них быстрее развивается гортань, а, следовательно, и речь. Убаюкивающий ритм мелодий колыбельных приближен к ритму спокойного сердцебиения и обладает расслабляющим действием , что в свою очередь благоприятно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную систему малыша. Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна , - она позволяла установить тесную связь между матерью и ребёнком и была исходной формой приобщения маленького человека к миру окружающих его людей . Выработанная веками практика пестования детей имеет полное право на существование. Колыбельные – то немногое, что мы можем еще вернуть из утраченного «золотого запаса» народной культуры. -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "В сентябре зазвонит первый в жизни звонок, и шагнешь в первый раз ты на школьный порог"
Цель: развивать мышление, познавательные способности, продолжать психологическую подготовку детей к школе, учить делать простейшие обобщения, формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и...
Консультация для родителей "Первые песни ребенка"
Консультация для родителей "Первые песни ребенка"...
Колыбельные песни - первый учебник жизни для ребенка
Всегда во все времена именно колыбельная была первым учебником жизни для ребенка, задающим ему ориентиры жизни, нравственные ценности...
МАМА- первое слово ребёнка. МАМА- первые в жизни шаги. Презентация к Дню Матери.
МАМА- первое слово ребёнка. МАМА- первые в жизни шаги. Презентация к Дню Матери....
Первая песня малыша
Ласковые и нежные колыбельные - это первые мелодии, с которыми знакомится ребёнок....
Паспорт проекта "Первая песня синицы"
Материал содержит паспорт фенологического проекта "Первая песня синицы" (в старшей группе)....
Беседа с детьми "Первая песня мамы"
Беседа с детьми...