Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности - консультация для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тарасова Татьяна Викторовна

Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников посредством игровой деятельности - консультация для родителей. Развитие дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте. Роль воспитателя в развитии дружеских взаимоотношений дошкольников. Организация игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_o_formirovanii_druzh.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников

посредством игровой деятельности.

За пределами семейного круга наиболее значительными для ребенка социальными отношениями является отношения с друзьями.

Дружба - отношения между детьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии.

Развитие дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте

В младшем дошкольном возрасте ребенок проявляет избирательное отношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками и т. д. Конечно, объект дружбы еще часто меняется. Нет длительных дружеских объединений. Только что не поделили игрушку и поссорились, а через минуту уже снова самые близкие друзья. Однако этот период «доосознаваемой» детьми дружбы важен и необходим, поскольку именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга («Мы вместе с ним играем», «Мы живем в одном доме», «Он мне всегда игрушки дает»). Ребенок отмечает не личные привлекательные качества друга, а какие-то внешние проявления или мало значащие факты. Однако это можно объяснить скорее неумением ребенка анализировать свои отношения и чувства.

В начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть», «Он всегда поможет, и я ему помогу»).

Роль воспитателя в развитии дружеских взаимоотношений

дошкольников.

Воспитатель в группе - самый главный человек. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами. Вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение наиболее благоприятных условий для возникновения дружеских отношений. Надо помочь детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми. Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть внимательным. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве объекта взаимодействия.

- Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников. Это необходимо учитывать в своей работе.

- Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

- Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

В ходе игр нужно стремиться подвести детей к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам.

Искусство педагогов состоит в корректной и мягкой помощи детям – сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, провести ряд бесед и занятий, помочь ребёнку стать немного увереннее.

Организованная игровая деятельность

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Никакая другая деятельность, даже самые совершенные в методическом смысле занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Существуют варианты использования разных игровых методов и приемов для формирования дружеских взаимоотношений у детей. Это:

- игровые упражнения,

- игровые ситуации и сюжеты,

- сюжетно дидактические игры на формирование дружеских отношений со сверстниками,

- эффективное педагогическое воздействие на детей оказывают музыкальные игры, хороводы, инсценировки

- игры-драматизации,

- подвижные игры.

Организация воспитателем, содержание игр, равные права, снимают у детей напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга. Если ребята смогли подружиться, то их отношения не исчерпываются только игрой. Они продолжают быть внимательными друг к другу и в повседневной жизни.

Итак, что могут помочь сформировать у детей игры?

• Коммуникативные способности и качества.

• Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

• Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

• Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

• Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

Сюжетно-ролевые игры как средство в формировании дружеских взаимоотношений. Педагогическое воздействие.

Сюжетно-ролевые игры содержат богатые возможности для создания самых высоких форм коллективных взаимоотношений. Отношения, которые формируются в ходе сюжетно ролевой игры, не утрачиваются, а переносятся, на другие действия становятся навыком ребенка. Становление ребенка как личности происходит именно в сюжетно-ролевых играх, где детьми самостоятельно моделируются человеческие отношения. Формировать взаимоотношения дошкольников лучше всего путем влияния на содержание игр, а также на выбор детьми ролей и их исполнение. Поэтому воспитатель побуждает, например играющих в «семью», к тому, чтобы отец был добрым, заботливым, старался помочь в

доме; мать – доброжелательна в отношениях с детьми, а те, в свою очередь, уважали родителей, слушались их. Очень важно чтобы в жизни шоферы помогали друг другу, а врачи – оказывали помощь по первой просьбе заболевшего. И в игровых взаимоотношениях друг с другом дети в основном проявляют доброту, заботливость, отзывчивость.

Нередки случаи несправедливого распределения ролей, отказа от роли, неуступчивости, игнорирование желаний других участников общей игры. Споры, ссоры могут возникать по чисто внешним причинам (из-за места, из-за игрушек), из-за несформированности умения общаться со сверстниками, вследствие создавшейся у части детей в семье привычки удовлетворять свои желания, не считаясь с окружающими, а также из-за застенчивости, замкнутости отдельных участников игры.

При налаживании дружеских взаимоотношений педагогу важно сохранять положительные индивидуальные особенности ребенка, учитывать его личностные стремления, чувства, интересы. Уже сама организация игры (предварительное обсуждение с участием (или без) воспитателя игрового замысла, выбор игрушек) предрасполагает детей к объединению, к обдумыванию игры. Они делятся своими планами, прислушиваются к мнению друг друга, согласовывают свои желания.

Педагог привлекает внимание детей к достоинствам одногруппников, советует, кого из них пригласить играть, или, напротив, кому-то из детей предлагает попросить разрешения, чтобы его приняли в игру. Перед педагогом нередко возникает необходимость побуждать детей: поступать по-дружески; подчеркивать моральную сторону поведения исполнителей определенных ролей; одобрять проявления доброжелательности, взаимопомощи, заботы о других.

Приемы воздействия воспитателя создают в группе атмосферу доброжелательности, формируют у детей необходимые навыки дружеских взаимоотношений. Интерес к той или иной роли, потребность чувствовать внимание со стороны сверстников помогают развитию у детей дружеских взаимоотношений. Например, воспитание доброты у детей, не умеющих делиться игрушками, будет осуществляться эффективнее, если в общей игре им поручат такие роли, исполняя которые они будут вынуждены обмениваться или делиться игрушками с партнерами. В таких случаях дети уступают игрушку естественно, без принуждения.

Педагогическое воздействие необходимо и в тех случаях, когда дети беспрекословно подчиняются эгоистическим проявлениям сверстников, подавляющих инициативу остальных участников игры, диктующих всем свои требования. Этих детей в игре целесообразно объединять с партнерами, равными им по умениям, по проявлению инициативы, но отличающимися справедливостью, умеющими сочетать свои интересы с

требованиями коллектива, с желаниями других детей. Оказавшись наравне с друзьями, выполняя второстепенные роли, эгоистичные дети приучаются согласовывать личные желания с интересами играющих и таким образом упражняются в проявлении дружеских чувств и отношений. Постепенно такие дети привыкают к тому, что нужно считаться с мнением других, справедливо распределять обязанности в игре, поступать соответственно

выполняемой роли.

Положительному общению в играх во многом способствуют оказание

воспитателем помощи детям в выборе сюжета игры, расширении ее содержания, а также привлечение их внимания к играм друзей. Иногда педагогу бывает необходимо включиться в игру, чтобы направить взаимоотношения детей, помочь им правильно поступить в создавшейся ситуации. Используя напоминание, вопросы, советы, поощрения,

положительный пример, совместное обсуждение содержания игры и характера взаимоотношений, определяемого ролью (добрая мама, заботливый папа, послушная дочка, приветливый продавец, вежливые покупатели), воспитатель помогает детям накапливать опыт дружеских чувств и отношений. Необходимо приучать их к планированию игр (сговариваться о содержании, о распределении ролей, о нужных игрушках и предметах); к соблюдению ряда правил: «договорились о правилах в игре –

выполняй их», «не забудь поделиться с другом – это будет приятно тебе и ему», «береги то, что сделано друзьями».

Сохранение дружеских объединений.

Старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения, придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т.д., т.е. испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже - по двое. И если уж образовалось содружество, они стараются не допускать к себе других детей и ревниво следят за этим.

Задача педагога - сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности детей от всей группы. Для решения этой задачи воспитатель организует в группе интересные для всех дела. Дружеские объединения детей естественно вливаются в общую деятельность и вместе с тем имеют возможность сохранять себя.

Правила дружбы

Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

• Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

• Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.

• Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

• Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят. Чтобы всегда было много друзей!

• Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.

• Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

• Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

• Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

• Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

• Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

КАРТОТЕКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ДРУЖБЕ.

1. В. Сутеев. «Яблоко», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка выручалочка»

2. Л. Муур. «Крошка Енот»

3. Е. Пермяк. «Самое страшное»

4. И.А. Крылов. «Лебедь, рак и щука»

5. Русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Репка»

6. Н. Носов. «Бенгальские огни», «Прятки»

7. Л. Улицкая. «Грустная история»

8. А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы»

9. В. Осеева. «Три товарища», «Добрая хозяюшка», «Сторож», «Случай»

10 Э. Хогарт. «Маффин и паук»

11. Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»

12. М. Пляцковский. «Урок дружбы»

13. А. Костинский. «Тигренок, который говорил "Р-Р-Р!" и его друзья»

14. М. Волков «Волшебник изумрудного города.»

Поговорки и пословицы о дружбе

• Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

• В согласном стаде и волк не страшен.

• Веселишься, ешь да пьёшь - так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа.

• Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.

• Вместе и беда легче переносится.

• Вместе тесно, а врозь скучно.

• Все за одного, один за всех.

• Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

• Для милого дружка и серёжка из ушка.

• Добрая шутка дружбы не рушит.

• Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.

• Доброе братство милее богатства.

• Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

• Друг неиспытанный, как орех нерасколотый.

• Дружба дружбой, а служба службой.

• Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

• Друзья познаются в беде.

• Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.

• Знакомых много, а друзей мало.

• Лучше вода у друга, чем мёд у врага.

• Лучше умный враг, чем глупый друг.

• Любят того, кто не обидит никого.

• Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

• Не бросай друга в несчастье.

• Не в службу, а в дружбу.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

• Один в поле не воин.

• Один палец не кулак.

• С тем не ужиться, кто любит браниться.

• С тем, чьи слепы глаза, подружись, от слепого душой - отвернись.

• С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• Старый друг лучше новых двух.

• Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников с помощью игр"

Представлена консультация для воспитателей на тему : «Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников с помощью игр»...

Методическая разработка для воспитателей по формированию дружеских взаимоотношений дошкольников.

Советы для педагогов по воспитанию дружеских взаимоотношений среди дошкольников....

"Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством игровой деятельности" Консультация для родителей

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение дл...

Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме: «Формирование межличностных взаимоотношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

          Цель:Повышение педагогической компетенции воспитателей в    формировании положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со с...

Формирование вербального интеллекта дошкольников посредством игровой деятельности.

Современного ребенка окружает богатая информационная среда, поэтому задача взрослых – научить дошкольника из разных источников добывать для себя полезную информацию, обрабатывать ее и анализиров...

Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников

Что такое дружба???Дружба – это тёплый ветер,Дружба – это светлый мир,Дружба – солнце на рассвете,Для души весёлый пир.Дружба – это только счастье,Дружба – у людей одна.С...

Мастер-класс на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дружеских отношений у дошкольников, посредствам игровой деятельности»

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культур...