Статья на тему "Развитие речи воспитанников раннего возраста
план-конспект урока (младшая группа)
Проблема развития речи детей в младенческом и раннем возрасте является предметов исследований ученных разных поколений и отраслей наук: Н.М. Аксарина (1977 г.), Е.Н. Винарской (1987 г.), Л.С. Выготского (1956 г.), О.Е. Громовой (2003 г.), А.Н. Гвоздева (1961 г.), Г.В. Пантюхиной (1979 г.), В.А. Павловой (1970 г.), К.Л. Печора (1979 г.), Н.М. Щелованова (1969 г.), Д.Б. Эльконина (1958 г.), Л.В. Красильниковой.В их исследованиях представлены задачи, содержание и методы работы с детьми по развитию речи детей раннего возраста.А я попыталась составить перспективный план, серию занятий по развитию речи детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи воспитанников раннего возраста | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья Тема: «Развитие речи воспитанников раннего возраста». Даниловой Маргариты Владиславовны – воспитателя МАДОУ «Детский сад №177».
Проблема развития речи детей в младенческом и раннем возрасте является предметов исследований ученных разных поколений и отраслей наук: Н.М. Аксарина (1977 г.), Е.Н. Винарской (1987 г.), Л.С. Выготского (1956 г.), О.Е. Громовой (2003 г.), А.Н. Гвоздева (1961 г.), Г.В. Пантюхиной (1979 г.), В.А. Павловой (1970 г.), К.Л. Печора (1979 г.), Н.М. Щелованова (1969 г.), Д.Б. Эльконина (1958 г.), Л.В. Красильниковой.
В их исследованиях представлены задачи, содержание и методы работы с детьми по развитию речи детей раннего возраста.
А я попыталась составить перспективный план, серию занятий по развитию речи детей раннего возраста.
Так актуально речевое развитие детей, что входит сразу в две образовательные области и «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» и недостатки речевого развития вновь поступающих воспитанников доказывают актуальность темы.
Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова.
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.
Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %.
По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
В последние годы дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2-3 человека каждый год приходят с развитой речью. Причинами развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные заболевания и условия домашнего воспитания. Постепенно к концу учебного года при общении с педагогом и другими детьми крохи начинают говорить и общаться. В данной работе мы попробовали обобщить опыт развития речи детей 2-3 лет в первой младшей группе детского сада.
Этапы работы
#1055;одготовительный (анализ литературы, обследование речевого развития воспитанников, анкетирование родителей, организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по речевому развитию детей раннего возраста). (сентябрь-октябрь)
2. Основный (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями) – (октябрь - апрель)
#1048;тоговый (повторное обследование особенностей речевого развития детей) – (май).
На подготовительном этапе проанализирована литература по проблеме, представленная раннее. Также было проанализировано речевое развитие детей по методике К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной. Обследования проводятся в групповой игровой комнате в привычной для детей обстановке, основной метод пед. диагностики – наблюдение, в специально организованной, интересной для детей деятельности. Детям предлагаются игровые задания, упражнения, наблюдается самостоятельная деятельность детей.
Данные наблюдения заносятся в индивидуальную карту развития, где фиксируются результаты
Данное обследование проводится три раза в год: в начале года, в январе и в конце.
Вывод: В основном речевое развитие вновь пришедших в детский сад детей не соответствует возрасту. Выявляются существенные проблемы в развитии активной речи большинства детей.
На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы.
Цель работы: Создание условий развития речи детей раннего возраста.
Задачи работы:
- Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, качества.
- Закреплять название животных, их детенышей.
- Закреплять умение называть словом качественные характеристики знакомых предметов.
- Развивать мелкую моторику детей средствами пальчиковых игр.
- Развивать речевое дыхание
На основании выделенных проблем мы сформулировали следующие этапы работы по развитию речи детей раннего возраста:
1 этап – накопление представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь.
2 этап – активизация слов в речи детей.
3 этап – Развитие фразовой речи детей.
На каждом этапе необходимо развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр, развитие речевого дыхания
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности. Поэтому свою работу мы начали с создания предметно – развивающей среды.
В группе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную организованную, доступную, безопасную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии развития ребенка.
Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.
Наибольший интерес детей вызывает игрушки, т.к. дети самостоятельно исследуют объекты и материалы. Настя А. и Настя М., Рома Р. любят играть вместе со взрослыми в настольно – печатные игры, особенно парные картинки. Также их интерес вызывают разрезные картинки, пирамидки. Играя, они часто сопровождают свои действия речью.
Можно сделать вывод, что развивающая предметно – пространственная образовательная среда мобильна, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для развития речи и действий ребенка.
Занятия по речевому развитию проводятся 1 раз в неделю по подгруппам. Кроме занятий ежедневно проводятся наблюдения на прогулке, чтение литературы, рассматривание, дидактические игры по ознакомлению по развитию речи детей и т.д.
Основная форма обучения – это занятия с ребенком.
В содержание всех занятий входят игры, развивающие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, представленные в книгах О. Новиковской и О. Жуковой.
При организации занятий мы стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также предлагаются дифференцированные задания, например говорящим детям (Настя А., Настя М.) вопрос «Кто это, что это», а Степе П., Геле Л. «Покажи, где ложка и т.д.».
Большое внимание на всех этапах уделяем развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей. В группе и раздевалке вывешиваем:
- Летом, подвешиваем на ниточках птичек, бабочек, цветочки;
- Осенью - разноцветные листочки; зимой – снежинки, сделанные из салфеток или бумаги,
- Весной – солнышки, капельки.
Детям нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на султанчики, вертушки; свистеть в дудочки.
Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков.
Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: ау, уа, аи, оу и тд.
На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.
На первых занятиях мы читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка используем тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и тд., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей, выявлено, что часто сами дети дают подобные задания, например, играют дети с куклами, Настя А. просит плохо говорящего Рому Т. принести чашку, блюдце, чайник. Рома в игре никогда не ошибался и приносил, что надо.
Впоследствии, когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы перешли ко второму этапу.
На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.
Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и тд. Плохо говорящий Руслан М. обожает повторять звукосочетания и после занятий. Используем рекомендации Л.П. Павловой по ознакомлению с окружающим.
Итак, в процессе работы, пришедшие, не говорящие, крохи начинают не только понимать речь, но и разговаривать сами, доставляя удовольствие родителям и педагогам.
На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3,4 слов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы, Настя А., Рома Р. могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ.
В процессе работы мы выделили методические приемы, повышающие эффективность занятий:
- игровая мотивация. Дети лучше включаются в деятельность, когда приходит игрушка, кукла би – ба - бо, переодетый персонаж.
- Изменение тона речи. Если мы интригующим тоном говорим «Посидим тихонько, сейчас к нам кто - то должен придти» - дети ждут, затаив дыхание.
- Часто меняем имена персонажей, самих персонажей, клички животных, сюжетные картинки.
- Используем подвижные игры со словами.
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.
Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся на прогулку или домой.
Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т.д.
Через интересные игры, занятия ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста - развития речи детей.
. Важно также взаимодействие с родителями.
Параллельно с работой с детьми по развитию речи детей раннего возраста, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
В работе с родителями мы используем следующие формы, представленные на экране:
Взаимодействие с родителями начинается еще до пребывания ребенка в группе. Сначала мама приходит к заведующей, знакомится с уставом детского сада и нормативными документами работы учреждения.
При первоначальной беседе родителей с нами, выявляются интересы, склонности, способности ребенка. Следом проводится анкетирование, о котором говорилось ранее. Все это необходимо для организации педагогического процесса
Чтобы правильно организовать взаимодействие надо в первую очередь узнать родителей, с которыми впоследствии будем вместе воспитывать, и развивать детей.
Изучение семей своих воспитанников начали с проведения анкетирования «Давайте познакомимся». Анкета помогает узнать состав семьей, ее культурный уровень, жилищные условия, социальный статус родителей и другие характеристики.
Большинство семей полные, родители в основном имеют средне – специальное и высшее образование, что позволяет активно привлекать их к работе с детьми.
При помощи консультаций, семинаров, бесед, объясняем родителям, что раннее детство – это сензитивный период в развитии личности человека, в развитии речи, моторики детей. Особенно привлекла родителей беседа об особенностях речи их детей и возрастных нормах. Мамы Вари К. и Тани Б. заинтересовались пед. процессом и стали спрашивать рекомендации, брать домой литературу по развитию речи детей. Танечка лучше стала играть в пальчиковые игры, после того, как мама познакомилась с книгой О. Жуковой «Ум на кончиках пальцев».
В конце года на итоговом собрании мы показали родителям видео сюжет о работе с детьми по развитию речи на занятиях, и в повседневной жизни. Это вызвало большой интерес родителей, многие попросили переписать кассету для организации работы с детьми и воспоминаний о раннем детстве в будущем.
После просмотра была организована беседа по выявлению запросов родителей и удовлетворенности деятельности педагогов группы.
На вопрос: «Чего они считают самым главным в развитии детей» родители выделили: развитие речи, сенсорики детей, учет индивидуальных особенностей, укрепление здоровья детей.
На вопрос «Как вы довольны работой педагогов по выделенным вопросам?» все родители, посовещавшись, поставили высокие оценки по всем вопросам, особенно по развитию речи детей. Значит, наша работа прошла не напрасно.
Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу развития ребенка.
Повторная диагностика по методике К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Результаты обследований показывают положительную динамику в развитии каждого ребенка. Видна положительная динамика в речевом развитии каждого ребенка. Дети стали больше общаться друг с другом и с взрослыми. Речь детей стала чище и полнее. Появился интерес детей к общению.
Таким образом, результатами проделанной работы стали:
- Развитие активной речи детей.
- Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.
- Развитие мелкой моторики детей.
- Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми.
- Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.
То есть, главным результатом нашей работы стало повышения уровня развития речи каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством нетрадиционных логопедических технологий."
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони...
Статья "Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью" (из опыта работы)
В статье раскрыта система работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью....
Статья для родителей воспитанников раннего возраста «Прогулка зимой»
Статья для родителей воспитанников раннего возраста «Прогулка зимой»...
Статья о развитии речи детей раннего возраста
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В.А. Сухомлинский....
Картотека игр по развитию речи воспитанников раннего возраста
Картотека игр по развитию речи детей раннего возрастаИгра «Кто как кричит»Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.Кр...
Перспективное планирование занятий по развитию речи с воспитанниками раннего возраста группы «Б» общеразвивающей направленности
Перспективное планирование – позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, позволяет планирова...