Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Зимние праздники на Руси»
проект (старшая группа)

МИЛЮКОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

     Проект

по духовно-нравственному воспитанию

для детей

старшей  группы 

         «Зимние праздники на Руси»

Выполнила: Милюкова О.М.                                                                                          

                                                                                                   

Р.п. Мучкапский 2022 год

Тип проекта

  • Вид проекта: познавательно-деятельный, игровой;
  • Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре;
  • Продолжительность: средней продолжительности.

Актуальность

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.  

В фундаменте нашего культурного общества лежит традиционная народная культура. Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности. Будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Цель

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам народных праздников.

Задачи

Образовательные:

  1. Знакомить детей с народным творчеством, с традициями русского народа, с календарными праздниками и обычаями.
  2. Приобщать старших дошкольников к народной культуре и традициям по средствам народных праздников.

Развивающие:

Развивать устойчивый интерес к народной культуре на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, духовностью, традициями, особенностями культуры.

Воспитательные:

  1. Формировать у детей патриотические чувства, духовные качества, эстетический вкус.
  2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

Методы проекта

  • Анализ литературы по данной проблеме;
  • Анализ и обобщение опыта педагогов по данной теме;
  • Проведение организованной образовательной деятельности;
  • Планирование;
  • Совместные игры и творчество;
  • Прогнозирование.

Содержание проектной деятельности

Этапы проектной деятельности:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Сроки проведения проектной деятельности:

Подготовительный этап (2 половина ноября)

  • изучение методической литературы по теме проекта;
  • изучение теоретических основ традиционной народной культуры;
  • разработка занятий, сценариев, создание картотеки народных игр;
  • использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями.

Практический этап (с 1 декабря – по 13 марта)

  1. Совместная деятельность педагогов с детьми и их родителями:

наблюдение воспитателя с детьми за природой, окружающей действительностью, умело, сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, использование народного календаря, слушанием музыки, рисованием, рассматриванием картин;

  1. Беседы с применением методических приемов, как вопросы, сравнения, индивидуальные задания, обращение к опыту детей;
  2. Привлечение детей к участию в народных традиционных праздниках, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Рождество», «Святки», «Масленица» и др.), а также ознакомление с новыми традициями, обычаями и праздниками;
  3. Широкое использование народного фольклора во всех его жанрах: сказки, загадки, пословицы, поговорки игры, небылицы, мифы и легенды, народного песенного творчества (народные песни и танцы, хороводные игры);
  4. Ознакомление детей с искусством народного быта, одеждой, умение увлечь их национальным искусством.

Заключительный этап (первая половина марта)

Анализ проведенной работы.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность навыков адекватного восприятия и пространственного анализа культуры русского народа;
  • расширены знания о зимних народных праздниках и их происхождении, пополнился личный репертуар народными песнями, пословицами, поговорками, сказками, хороводными играми;
  • применение полученных знаний в жизни через отражение в продуктивной деятельности;
  • у детей проявляется активный интерес к культуре собственного народа, интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты;
  • расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, лучше узнали семьи воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству.

План мероприятий по реализации проекта.

Декабрь

Время проведения

Вид деятельности

(мероприятия)

         Цели

Содержание деятельности

1 декабря

«Первый день зимы» –«Зимоуказатель»

Физкультурно-спортивный праздник «Встреча зимы»

Закреплять знания о первых признаках зимы. Познакомить детей с приметами первого дня зимы. Рассказать детям как встречали на Руси первый день зимы. Формировать любовь к народным традициям, к окружающей природе.

Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. Развивать

творческую активность и самостоятельность при решении нестандартных задач. Доставить удовольствие от общения с любимыми персонажами.

Беседа с детьми о первом дне зимы.

Спортивные игры, эстафеты, использование художественного слова.

14 декабря

Сказка о Дедушке Морозе и Снегурочке

Познакомить с историей происхождения Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традиции встречи Нового года. Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость. Формировать любовь к русскому народному творчеству.

Рассказ воспитателя об истории возникновения образа Деда Мороза и Снегурочки

19 декабря

Развлечение «Никола – зимний»

Познакомить с народным праздником «Никола – зимний», с обычаями празднования этого праздника. Развивать художественное слово, песенное творчество, эстетический вкус. Формировать любовь к народному творчеству, развивать патриотические чувства.

Рассказ о приметах этого дня, использование русского фольклора (потешки, пословицы и поговорки, заклички, прибаутки), обыгрывание сценок.

29 декабря

Новогодний утренник

31 декабря по всему миру, как в старину, так и в настоящее время, люди встречают Новый Год. Встреча Нового Года всегда и во все времена сопровождается массовыми гуляньями, встречами и пышным застольем.

Песни, стихотворения, игры, театр на новогоднюю тематику

Январь

Время проведения

Вид деятельности

(мероприятия)

        Цели

Содержание деятельности

8 января

Музыкально – спортивное развлечение «Коляда, Коляда, отворяй ворота» (совместно с родителями) на улице.

Приобщение  детей к истокам русской народной культуры посредством народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

Прибаутки, песни, художественное слово, народные игры

14 января

Старый Новый год

Доставить детям радость от встречи Старого Нового года

Песни, стихотворения, игры, сценки на новогоднюю тематику

19 января

Беседа с детьми о празднике «Крещение»

Февраль

Время проведения

Вид деятельности (мероприятия)

   Цели

Содержание деятельности

2 февраля

Конкурс рисунков «Мои впечатления о зимних праздниках»

Изображать свои впечатления о зимних народных праздниках на листе бумаги. Развивать художественное творчество.

Рисунки детей.

10 февраля

Развлечение для детей «Именины Домовых»

Познакомить с традициями и обычаями русского народа. Закреплять навыки выполнения элементов народной пляски «хороводный шаг», «перестроения в хороводе».  Закреплять навык совместного пения без напряжения, легким звуком, четко произнося слова. Прививать у детей любовь к Родине.

Народные пляски, хороводы, русский фольклор (загадки, скороговорки, дразнилки)

10 марта

Народный праздник «Масленица»

Приобщение  детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. Формировать любовь к народному творчеству, развивать патриотические чувства.

Рассказ о приметах этого дня, использование русского фольклора (потешки, пословицы и поговорки, заклички, прибаутки), обыгрывание сценок.

Обеспечение проектной деятельности:

Методические ресурсы.

1.Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.

2. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.

3. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. –  № 1. - С. 67 - 73.

4. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.

5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 12 – 24.

 6. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.:Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

  7. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. М.:  АРКТИ, 1992.  – 149с.

Информационные ресурсы.

1.hasportal.ru> Детский сад > Окружающий мир>…opyta – rabotu – po – teme…

2. anstars.ru>…scenarii…nikd – zimniy…

3. ped – kopilka, ru>blogs/pecherica – marina…kolida.html

4. prekrasana.ru > rusisnachalnaya/587 – prazdniku…

5. bolshoyvopros…pervyj – den – zimy…na – rusi…zimnij…

6. maam.ru > detskijsad/sclnarii…staryi – novyi – god…

7. hsportal > Детский сад>арии праздника>imenny – domovyh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...