Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Зимние праздники на Руси»
проект (старшая группа)
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Проект
по духовно-нравственному воспитанию
для детей
старшей группы
«Зимние праздники на Руси»
Выполнила: Милюкова О.М.
Р.п. Мучкапский 2022 год
Тип проекта
- Вид проекта: познавательно-деятельный, игровой;
- Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре;
- Продолжительность: средней продолжительности.
Актуальность
В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
В фундаменте нашего культурного общества лежит традиционная народная культура. Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности. Будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Цель
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам народных праздников.
Задачи
Образовательные:
- Знакомить детей с народным творчеством, с традициями русского народа, с календарными праздниками и обычаями.
- Приобщать старших дошкольников к народной культуре и традициям по средствам народных праздников.
Развивающие:
Развивать устойчивый интерес к народной культуре на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, духовностью, традициями, особенностями культуры.
Воспитательные:
- Формировать у детей патриотические чувства, духовные качества, эстетический вкус.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
Методы проекта
- Анализ литературы по данной проблеме;
- Анализ и обобщение опыта педагогов по данной теме;
- Проведение организованной образовательной деятельности;
- Планирование;
- Совместные игры и творчество;
- Прогнозирование.
Содержание проектной деятельности
Этапы проектной деятельности:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
Сроки проведения проектной деятельности:
Подготовительный этап (2 половина ноября)
- изучение методической литературы по теме проекта;
- изучение теоретических основ традиционной народной культуры;
- разработка занятий, сценариев, создание картотеки народных игр;
- использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями.
Практический этап (с 1 декабря – по 13 марта)
- Совместная деятельность педагогов с детьми и их родителями:
наблюдение воспитателя с детьми за природой, окружающей действительностью, умело, сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, использование народного календаря, слушанием музыки, рисованием, рассматриванием картин;
- Беседы с применением методических приемов, как вопросы, сравнения, индивидуальные задания, обращение к опыту детей;
- Привлечение детей к участию в народных традиционных праздниках, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Рождество», «Святки», «Масленица» и др.), а также ознакомление с новыми традициями, обычаями и праздниками;
- Широкое использование народного фольклора во всех его жанрах: сказки, загадки, пословицы, поговорки игры, небылицы, мифы и легенды, народного песенного творчества (народные песни и танцы, хороводные игры);
- Ознакомление детей с искусством народного быта, одеждой, умение увлечь их национальным искусством.
Заключительный этап (первая половина марта)
Анализ проведенной работы.
Ожидаемые результаты:
- сформированность навыков адекватного восприятия и пространственного анализа культуры русского народа;
- расширены знания о зимних народных праздниках и их происхождении, пополнился личный репертуар народными песнями, пословицами, поговорками, сказками, хороводными играми;
- применение полученных знаний в жизни через отражение в продуктивной деятельности;
- у детей проявляется активный интерес к культуре собственного народа, интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты;
- расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, лучше узнали семьи воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству.
План мероприятий по реализации проекта.
Декабрь
Время проведения | Вид деятельности (мероприятия) | Цели | Содержание деятельности |
1 декабря | «Первый день зимы» –«Зимоуказатель» Физкультурно-спортивный праздник «Встреча зимы» | Закреплять знания о первых признаках зимы. Познакомить детей с приметами первого дня зимы. Рассказать детям как встречали на Руси первый день зимы. Формировать любовь к народным традициям, к окружающей природе. Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. Развивать творческую активность и самостоятельность при решении нестандартных задач. Доставить удовольствие от общения с любимыми персонажами. | Беседа с детьми о первом дне зимы. Спортивные игры, эстафеты, использование художественного слова. |
14 декабря | Сказка о Дедушке Морозе и Снегурочке | Познакомить с историей происхождения Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традиции встречи Нового года. Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость. Формировать любовь к русскому народному творчеству. | Рассказ воспитателя об истории возникновения образа Деда Мороза и Снегурочки |
19 декабря | Развлечение «Никола – зимний» | Познакомить с народным праздником «Никола – зимний», с обычаями празднования этого праздника. Развивать художественное слово, песенное творчество, эстетический вкус. Формировать любовь к народному творчеству, развивать патриотические чувства. | Рассказ о приметах этого дня, использование русского фольклора (потешки, пословицы и поговорки, заклички, прибаутки), обыгрывание сценок. |
29 декабря | Новогодний утренник | 31 декабря по всему миру, как в старину, так и в настоящее время, люди встречают Новый Год. Встреча Нового Года всегда и во все времена сопровождается массовыми гуляньями, встречами и пышным застольем. | Песни, стихотворения, игры, театр на новогоднюю тематику |
Январь
Время проведения | Вид деятельности (мероприятия) | Цели | Содержание деятельности |
8 января | Музыкально – спортивное развлечение «Коляда, Коляда, отворяй ворота» (совместно с родителями) на улице. | Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. | Прибаутки, песни, художественное слово, народные игры |
14 января | Старый Новый год | Доставить детям радость от встречи Старого Нового года | Песни, стихотворения, игры, сценки на новогоднюю тематику |
19 января | Беседа с детьми о празднике «Крещение» |
Февраль
Время проведения | Вид деятельности (мероприятия) | Цели | Содержание деятельности |
2 февраля | Конкурс рисунков «Мои впечатления о зимних праздниках» | Изображать свои впечатления о зимних народных праздниках на листе бумаги. Развивать художественное творчество. | Рисунки детей. |
10 февраля | Развлечение для детей «Именины Домовых» | Познакомить с традициями и обычаями русского народа. Закреплять навыки выполнения элементов народной пляски «хороводный шаг», «перестроения в хороводе». Закреплять навык совместного пения без напряжения, легким звуком, четко произнося слова. Прививать у детей любовь к Родине. | Народные пляски, хороводы, русский фольклор (загадки, скороговорки, дразнилки) |
10 марта | Народный праздник «Масленица» | Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. Формировать любовь к народному творчеству, развивать патриотические чувства. | Рассказ о приметах этого дня, использование русского фольклора (потешки, пословицы и поговорки, заклички, прибаутки), обыгрывание сценок. |
Обеспечение проектной деятельности:
Методические ресурсы.
1.Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
2. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.
3. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
4. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 12 – 24.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.:Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
7. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. М.: АРКТИ, 1992. – 149с.
Информационные ресурсы.
1.hasportal.ru> Детский сад > Окружающий мир>…opyta – rabotu – po – teme…
2. anstars.ru>…scenarii…nikd – zimniy…
3. ped – kopilka, ru>blogs/pecherica – marina…kolida.html
4. prekrasana.ru > rusisnachalnaya/587 – prazdniku…
5. bolshoyvopros…pervyj – den – zimy…na – rusi…zimnij…
6. maam.ru > detskijsad/sclnarii…staryi – novyi – god…
7. hsportal > Детский сад>арии праздника>imenny – domovyh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры....
Игры по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
игры по духовно-нравственному ,патриотическому воспитанию...